|
|
|
|
|
|
|
Квадрифолий же или крест – символ преображения мертвой воды хаоса в воду живую, в воду Крещения, в благодать Св.Духа, так как именно такой формы купели-баптистерии делали первые христиане, и память об этом сохранилось до сих пор.
(Мануил Панселин, роспись в соборе Протата, Афон).
Именно такой формы у нас на Руси принято прорубать «иордань» во льду в праздник Крещения Христова – Богоявления.
(Благовещение у колодца, Марков монастырь).
(Раннехристианский баптистерий в музее Бардо, Тунис; ящик на ножках на мозаичной стенке - это, кажется, Ноев ковчег. Красота и качество работы вызывает восхищение. С какой же любовью все это делалось!).
(Отредактировано автором: 03 Июня, 2011 - 22:15:09) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 03 Июня, 2011 - 21:54:01 |
|
|
|
|
|
|
(Баптистерий в храме на острове Парос: интересна здесь толстая колонна в центре - неужели она не мешала крещаемому? Ведь он должен был заходить в воду с одной стороны и выходить с другой - уже новым человеком. Для чего эта колонна - понятно, но почему ее нельзя было сделать потоньше?)
(Отредактировано автором: 04 Июня, 2011 - 00:45:17) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Июня, 2011 - 00:40:23 |
|
|
|
|
|
|
Вот купель византийского времени в Табхе, при храме на месте насыщения хлебами и рыбами. Здесь крест-квадрифолий в круге.
А вот фотография колодца Иакова в нынешнем состоянии.
И вот еще одна интересная параллель: икона Благовещения, где архангела и «человечицу» («иша») Марию разделяет провал в земле или некая бездна, очень похожая на этот колодец, но также и на бездны адские, куда спускается Христос на иконе Воскресения. Этот колодец Иакова – как бы «лестница вниз», в воды хаоса, в шеол, в нигредо, но только так – со Христом – можно погрузиться и воскреснуть для вечной жизни в Его Царстве.
(Икона с Русского Севера, но точно не знаю, откуда. У меня указан 12 в., но на самом деле, похоже, не раньше 16-го. И есть еще несколько похожих, тоже с черной ямой между Архангелом и Марией).
(Отредактировано автором: 04 Июня, 2011 - 16:45:08) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Июня, 2011 - 16:38:04 |
|
|
|
|
|
|
И, наконец, чтобы закруглить, вернее, закольцевать эту тему, хочу дать еще несколько икон Благовещения с красной тканью.
София Киевская. Здесь Мария сама приоткрывает завесу в домике-храме.
Церковь Марии Монгольской. Мария сама находится под сенью домика-храма и как бы выходит из-за занавеса навстречу Архангелу - очень интересное решение.
И, наконец, Святой Дух нисходит на молящуюся Марию, а две девочки держат алую ткань за ее спиной (Афон, монастырь Дионисиад).
(Отредактировано автором: 04 Июня, 2011 - 18:58:57) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Июня, 2011 - 18:49:48 |
|
|
|
|
|
|
И, наконец, те фотографии, которые не проявились на своем месте:
Изображения храмового занавеса в самарийской синагоге Хирбет Самария. Такая форма занавеса вообще характерна для мозаик именно самарийских синагог того времени.
Фреска из монастыря Дионисиад. Там вообще пять (!) разных изображений Благовещения. На этой фреске обращает на себя внимание занавес в окошке. Иконы Благовещения с красной тканью на все небо приводить не буду - они известны.
Мозаика 5 века из Санта Мария Маджое: в руках Марии большой моток красной пряжи.
И напоследок - уникальная мозаика из базилики Евфразия (Пореч).
Корзинка с пряжей у Марии - на ножке и напоминает по форме чашу. Очень значимая деталь.
(Отредактировано автором: 05 Июня, 2011 - 17:14:54) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Июня, 2011 - 17:05:30 |
|
|
|
|
|
|
Теперь, наконец, можно приступить и к теме недавно прошедшего праздника Вознесения.
Изображения этого праздника появляются не ранее 5-6 вв. Изображения в технике барельефа на костяной пластинке ок. 400 г.
Пластинка очень интересная: внизу жены-мироносицы у гроба Христова, то есть, у ротонды Константина их встречает ангел. А сверху - Вознесение: ангелы за руки поднимают Христа на небо. Немного наивно - ведь воскресший в прославленном теле Христос не имеет веса. С другой стороны, оба события происходят как бы одновременно, в особом иконном пространстве-времени. Мир наш и мир иной объединяет дерево, можно даже сказать, мировое древо - корнями оно уходит в землю, а ветви его в раю, где в ветвях его поют райские птицы.
Следующее изображение - один из квадратиков дверей базилики Санта Сабина 6 в.
Здесь Христос уже с бородой, и только Вознесение. Ангелы так же за руки уносят Христа на небеса, а апостолы попадали на землю - это больше похоже на иконографию Преображения.
Почти в то же время или чуть позже появляется иконография Вознесения, к которой мы привыкли. Впервые - в Евангелии Робулы 5 века.
(Отредактировано автором: 05 Июня, 2011 - 22:31:37) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Июня, 2011 - 22:11:43 |
|
|
|
|
|
|
Здесь впервые появляется символ мира иного в виде овала-яйца. Впоследствии он будет изображаться в виде круга, мандорлы (миндаля) или фигуры под названием "рыбий глаз", образуемой при наложении двух кругов. И, главное, эта фигура обычно многослойная - это символ небесных сфер, которые входят друг в друга наподобие матрешки или разборных деревянных яиц - любимой детской игрушки у нас на Руси. Так же, как на ранних рельефах, Христа на небеса уносят ангелы - служители Божии, хотя, конечно же, Воскресший спаситель, тело которого неподвластно земным законам, мог бы вознестись и сам, дело не в этом. Сам этот круг или мандорла указывыает на небеса разверзшиеся, в них как бы образуется прореха, как в ткани, или рана во плоти, которая потом закрывается без следа, без шрама, как смыкаются воды над брошенным в них камнем, оставляя на поверхности лишь круги, которые постепенно успокаиваются. Тот же символ разверстых небес мы видим на многих иконах - Преображения, Успения, Сошествия во ад и других, и везде он означает одно - вторжение в наш мир мира иного, вечности - в линейное время.
Духовный смысл праздника всем известен, поэтому специально останавливаться на нем не буду. Здесь интересна даже не сама иконография - она везде одинакова, а как художники размещали эту сцену на стенах храма.
Вариант 1. Просто на плоскости, однако, выбирая место так, чтобы эта сцена оказалась в самом верхнем ярусе, то есть, Христос действительно возносится ввысь - выше уже только своды храма, то есть, символические небеса.
Церковь в Курбиново.
Церковь свт. Николая в Прилепе. Здесь выше только пророки, занявшие свое место на небесах. (Кстати, на двоих из них плащи опять в косую клетку, теперь цветную).
Вариант 2 интереснее. Сцена размещается на цилиндрическом своде (или подпружной арке), т.е. в трехмерном пространстве. У стоящих внизу молящихся в храме людей создается впечатление, что все происходит у них на глазах, более того, они становятся участниками священного действа.
Церковь св. Софии, Охрид.
Церковь Богородицы Перивлепты, тоже Охрид. Здесь интересная деталь - Спаситель стоит во весь рост, тогда как обычно он восседает на радуге - символе завета с Ноем, который возобновил Сын Божий Иисус Христос. Само сакральное пространство напоминает мыльный пузырь, в котором, помимо Христа, два ангела, и еще четверо возносят его ввысь. Необыкновенно красиво.
(Отредактировано автором: 06 Июня, 2011 - 18:05:37) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Июня, 2011 - 17:40:13 |
|
|
|
|
|
|
Заметим, что на иконных досках или на мозаиках Вознесение обычно изображается на золотом фоне - все залито светом божественных энергий, свет и радость прямо-таки бьет в глаза, тогда как на синих фресках - настроение более сдержанное, но охватывает ощущение таинства Божия, происходящего прямо на наших глазах. Такое впечатление, что Христос, покидая нас, уходит в ночь. И здесь уже настроение, скорее, не радости, но светлой печали, надежды, нежности.
А вот в церкви Каранлик в Каппадокии - наоборот, действие происходит среди бела дня, и небо - светло-голубое. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 06 Июня, 2011 - 19:58:23) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Июня, 2011 - 18:13:16 |
|
|
|
|
|
|
Таких изображений Вознесения на сводах довольно много.
Вариант 3 тоже довольно распространен и так же сильно воздействует на зрителя, вернее, молящегося в храме. Это изображения внутри купола.
Однако, сначала хотелось бы показать два примера, где художники поистине проявляют творческий подход, находят неординарное решение.
Это, во-первых, Дечаны, где Богородица в цетре композиции, ангелы и часть апостолов изображены на плоскости, а возносящийся ввысь Христос и другая часть апостолов - на прилегающей арке. Вся композиция также трехмерна и так же захватывает стоящего внизу человека.
На месте в зените арке, где изображен Христос, часть краски осыпалась, и возникло впечатление, что Он возносится на облаке.
Еще один пример неординарного подхода к изображению Вознесения - в церкви святых Бессребреников в Кастории: возносящийся Христос в зените арочного свода, апостолы по краям, а Богородица с ангелами - на прилегающей плоскости.
(Добавление) Интересно, что фон здесь - не светлый и не темный, а цвета морской волны, то есть, это не день и не ночь, а некий момент перехода. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 07 Июня, 2011 - 15:29:07) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Июня, 2011 - 15:16:35 |
|
|
|
|
|
|
Вот и апостолы на своде:
Итак, изображение Вознесение внутри купола, как правило, довольно большого. Тоже такое же впечатление, что действие происходит прямо на глазах - Христос в самом зените купола, а участники действа – Божия Матерь, ангелы и апостолы – по краям. Иконное пространство распространяется на всех, кто стоит внизу и молится, и участвует в мистерии.
Печ, церковь св. Димитрия, купол. Богородица, ангелы и апостолы - между окнами барабана.
(Отредактировано автором: 07 Июня, 2011 - 22:14:33) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Июня, 2011 - 21:40:32 |
|
|
|
|
|
|
В церкви св. Апостолов тоже в Пече очень похожее изображение. Насечки на штукатурке создают впечатление снегопада, даже метели. Но что это за более крупные круглые светлые пятна? Кто-нибудь знает?
Очень интересно, необычно мозаичное Вознесение в куполе собора св. Софии в Фессалониках (12 в.):
Но, пожалуй, самым ярким и впечатляющим является изображение в куполе собора Сан Марко в Венеции.
Этот купол в соборе совсем рядом с куполом Пятидесятницы, о котором мы поговорим в следующий раз. Сделал шаг - и уже следующий праздник:
Но пока мы говорим об иконографии Вознесения, отметим одну ее особенность. Обычно художники точно следуют тексту Писания, в данном случае - Деяний (1:11): Ангелы говорят ошеломленным апостолам: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на набо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Каким же образом он взошел на небо? - "Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их". Иными словами, Он поднялся на некоторую высоту (ни о каких ангелах здесь речи нет, ангелы, вернее, "мужи" появляются только на земле и разъясняют апостолам смысл происходящего), а дальше Его закрыло облако, т.е. некий туман, т.е. Он буквально растворился в воздухе. На иконах же мы видим разверзшееся небо (но это как раз логично, в некоторых подобных случаях говорится о том, что "небо разверзлось и увидели они...", например, в Евангелии от Петра - в момент Воскресения) и Спасителя, восседающего... нет, не на облаке, как говорится в тексте, а на радуге.
(Отредактировано автором: 08 Июня, 2011 - 00:34:00) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Июня, 2011 - 00:01:08 |
|
|
|
|
|
|
Вот центр купола Вознесения в Сан Марко. Очень впечатляет.
Однако видно, что художник не особенно задумывался над тем, что он делает. Как могут располагаться звезды на границе сфер? Это же не просто кружочки на плоскости, а символ тонкого мира, изображаемого в виде кругов, причем каждый следующий более темного цвета, за счет чего достигается эффект объема, вернее, именно глубины.
Дело, однако, не в этом. А в том, что как в сценах Вознесения Христос восседает на радуге или даже двух, так же на радугах, а не на облацех, Он изображается в сценах Страшного Суда, причем понятно, что это именно явление Его, так как логично предположить, что символика тонкого мира должна охватывать и молящихся за людей Богородицу с Иоанном Крестителем, и воссевших на судейские кресла апостолов, и, тем более, стоящих у них за спиной ангелов.
Баптистерий св. Иоанна во Флоренции, 13 в.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Июня, 2011 - 19:58:36) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Июня, 2011 - 19:42:35 |
|
|
|
|
|
|
То же самое в Торчелло.
И это не латинские влияния, а именно византийская иконография. Такую же мы видим на грандиозной картине Страшного Суда на сводах монастыря Хора.
Интересно, что на наших русских иконостасах в центре композиции моления за людей (Деисуса) Христос изображен не на радугах, а на престоле, но также окружен синим ореолом, который заполнен ангелами, а икона так и называется "Спас в силах". Но связи с иконографией Вознесения здесь уже практически не прослеживается. Но и сакральное пространство, в котором пребывает Христос, на общем фоне не так сильно выделяется, как предыдущих изображениях Страшного Суда.
(Отредактировано автором: 10 Июня, 2011 - 03:48:35) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Июня, 2011 - 21:58:02 |
|
|
|
|
|
|
Вот Спас в силах Дионисия. Хорошо видны силы небесные, которые теперь уже не снаружи, а внутри синего овала.
А закончить тему я хочу очень симпатичным Вознесением из Хлудовской псалтыри, даже немного забавным в своем наивном буквализме. Воистину чистые сердцем Бога узрят.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 10 Июня, 2011 - 03:52:04) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Июня, 2011 - 03:45:14 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:А сверху - Вознесение: ангелы за руки поднимают Христа на небо. Немного наивно - ведь воскресший в прославленном теле Христос не имеет веса. |
В этой сцене Христос на небесах встречается с Отцом, Чьё присутствие всегда передаётся десницей. А её иконография сформировалась под очевидным влиянием римской идеи посмертного обожествления императоров, воплощённой, например, на фоллисе Констанция II, с изображением Вознесения его покойного родителя Константина.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 11 Июня, 2011 - 13:10:29) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 11 Июня, 2011 - 13:03:39 |
|
|
|
|
|
|
Эта иконография Вознесения не прижилась в Византии, но удержалась на Западе, по крайней мере, до Каролингского ренессанса, как показывает миниатюра из сакраментария Дрогона (842).
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 11 Июня, 2011 - 19:44:39 |
|
|
|
|
|
|
Спасибо, это очень интересно. Но все же мне бы очень хотелось, чтобы Вы ответили на мои вопросы - у меня их по ходу изложения накопилось довольно много. Будьте любезны. И, кстати, с праздником Пятидесятницы. Я сейчас как раз думаю, как подать имеющийся у меня материал по иконографии, там есть довольно интересные вещи. |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Июня, 2011 - 23:10:12 |
|
|
|
|
|
|
Да, Марина, постараюсь, диалог всегда интересней монолога. Вот только времени выберу поболее на будущей неделе |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 12 Июня, 2011 - 00:56:45 |
|
|
|
|
|
|
chalkites Спаси Христос, Вы меня очень ободрили. И очень интересная монета, хотя это изображение больше похоже не на Вознесение, а на огненное восхождение пророка Ильи. Кроме того, квадрига напоминает если не Гелиоса-Аполлона, то Митру-Непобедимое Солнце точно. Но самое замечательное здесь - это рука Божия, которая протягивается к восходящему на небеса. Следовательно, эта рука перешла в христианские иконы из язычества? Честно говоря, я не знала.
(Отредактировано автором: 03 Июля, 2011 - 00:57:50) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Июня, 2011 - 15:14:40 |
|
|
|
|
|
|
Не дождавшись ответов на вопросы, начну все-таки тему Пятидесятницы, но теперь уже попрошу меня не прерывать, пока я не закончу. Боюсь, это будет довольно долго, так как я не знаю, как мне совладать с сайтом, когда перестают высвечиваться картинки - тогда я последнюю убираю и прерываюсь на несколько часов, и тогда появляется полосочка и можно вставить следующую порцию текста и еще 2-3-4 картинки. Может, подскажете мне, как сделать, чтобы появилась полосочка и можно было бы дальше писать и вставлять картинки без перерыва? Куда надо нажать?
Итак, Сошествие Святого Духа на апостолов.
Самое раннее изображение Сошествия Святого Духа на апостолов, миниатюра в Евангелия Рабулы (6 в.) напоминает иконографию Вознесения. Апостолы стоят во весь рост, в центре – Пресвятая Богородица, на которую Святой Дух в виде Голубки изливает божественный свет, как воду или как светящееся масло точно так же, как на мозаике Крещения в арианском баптистерии в Равенне Она изливает Свою благодать на Христа (фотография уже выложена в теме Крещения, очень советую сравнить), а на апостолов Святой Дух сходит только в виде огненных языков, потоков божественных энергий, явленных воочию.
О присутствии Марии в Сионской горнице в это время в Деяниях Апостольских не говорится, однако факт этот сохранился в Предании, и поэтому Матерь Божию иногда продолжают изображать на иконах Пятидесятницы. Не будем спорить с Преданием. Однако надо помнить, что на Марию уже сошел Святой Дух - вместе с Логосом, разумеется, по отдельности эти два Лица никогда не действуют, так как Они, по образному выражению свщмч. Иринея Лионского, суть две руки Бога Отца – правая и левая; Логос и вселился в девственную утробу Марии и в положенный срок родился как Сын Человеческий. Очевидно, что даже после рождения Сына Дух Святой от Божией Матери не отходил, и Она так и осталась пронизанной Им до конца Своей земной жизни и далее, после Успения, когда взошла на небеса и была прославлена Своим Божественным Сыном как Царица Небесная. Таким образом, Она могла в Сионской горнице присутствовать, а могла и не присутствовать, т.к. божественное помазание на Свое особое служение Она уже получила. И на миниатюре в Евангелии Рабулы мы видим как бы совмещение этих двух событий, а в дальнейшем христианские художники на Востоке от идеи отказались, а на Западе продолжали изображать Матерь Божию в Сионской горнице в центре композиции, где апостолы уже сидят за столом. И впоследствии под западным влиянием православные художники вновь стали изображать Марию в центре композиции Пятидесятницы.
Сошествие Святого Духа. русск. север 17 в (Кемь, Карелия) ГЭ
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 17 Июня, 2011 - 18:49:51) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Июня, 2011 - 01:56:22 |
|
|
|