|
|
|
|
|
|
|
Попробую восстановить в памяти то, что я написала и что у меня пропало. Но сначала есть смысл привести цитату из статьи С.Шихачевского в журнале "Наше наследие" под названием "Каппадокия как место сплетения культурных традиций":
Речь идет о графических символах, нанесенных прямо на стены из светлого камня красной охрой.
"В некоторых храмах эти простые геометрические узоры нанесены красной охрой на такие детали интерьера, как слегка выпуклый валик, подчеркивающий силуэт портала входа или тонкую горизонтальную полоску по периметру церкви, разграничивающую стену и начало свода. В таких случаях они действительно производят впечатление бесхитростного декора. Подобным же образом могут быть выделены небольшие ниши в стене или нарисованы небольшие кресты над входом. Но в некоторых церквях многочисленные и совсем не простые орнаменты явно заключают в себе символическую информацию. Система таких знаков и символов стройна и разработанна. О значении некоторых из них мы даже можем догадаться. Так, зубчатые красно-белые треугольники, напоминающие горящие факелы, расположенные в парусах, обозначают евангелистов. Восемь вертикальных «деревьев» с огненными кронами в куполе символизируют архангелов. А крест, сияющий лучами в центре этого же купола, — сам Христос Вседержитель. Полоски, «наивно» имитирующие каменную кладку стен и сводов, символизируют камни стен Небесного Града — Нового Иерусалима. Думаю, что речь не идет в данном случае об «иконоборчестве», как запрещении изображать Бога, Его ангелов и святых. Ибо символика слишком очевидна, чтобы не заметить ее семантического значения. Скорее, это особая форма богословия и даже богопознания. Видимо, присущая менталитету живших здесь народов. Приходят на память глиняные хеттские сосуды, «декорированные» очень похожими красными линиями. Сосуды разной формы покрыты разными орнаментами, каждый из которых производит впечатление многозначительности. В одних полосках словно заключена вода с рябью и текучестью, в других языки пламени поднимаются вверх, в третьих прорастают из весенней земли всходы ячменя или проса. Орнаменты и знаки в церкви Св. Варвары так похожи на древние знаки хеттской керамики, что приходит мысль о непрерывности некоей традиции, для нас, на первый взгляд, не понятной. Но эти полоски напоминают не только хеттские. Они напоминают и роспись мезенских прялок, и красную вышивку русских народных костюмов. Даже не зная истинного смысла, заключенного в древних знаках, мы можем почувствовать их значимость благодаря мощному образу и энергетике, ощущаемой каждым…
(Отредактировано автором: 14 Февраля, 2012 - 21:28:55) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Февраля, 2012 - 21:26:33 |
|
|
|
|
|
|
С.Шихачевский говорит о церкви св. Варвары. Напомню, как она выглядит:
Не могу согласиться с автором, пожалуй, только там, где он усмотрел намек на евангелистов в парусах. Все остальное он указал, как мне кажется, совершенно правильно. Может быть, даже "огненные" треугольники в куполе действительно есть символическое обозначение ангелов, т.к. треугольник концом вверх символизирует стихию огня и мужское начало, концом вниз - соответственно женское начало и воду. Таким образом, я бы расшифровала красно-белые зубцы вдоль арок обеих церквей как взаимодействие двух этих стихий - красного огня и белой воды, тем более, что арка есть символическое обозначение небесного свода, соответственно и вода, и огонь - небесные, сходящие на землю.
Далее я бы хотела указать на некоторые интересные детали. Совершенно согласна с автором, что вся эта красно-белая символика каппадокийских скальных церквей имеет происхождение очень древнее, а именно - хеттское и вообще индоевропейских народов, издревле населявших эти места, а потому и сравнение с русскими северными вышивками совершенно оправдано.
Теперь посмотрите, пожалуйста, на фотографию на предыдущей странице: в арке справа идет узор не обычной "веревочки", сплетенной из двух нитей, как, например, в Токалы килисе: внизу фрески "Крещение" отвалился кусочек штукатурки и проглядывается именно такая "веревочка", напоминающая поток воды. Здесь же - путь Солнца по небосводу-арке, даже кружочки с точками обозначены очень четко. Этот рисунок можно видеть, например, на горшках Трипольской культуры:
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 14 Февраля, 2012 - 22:03:58) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Февраля, 2012 - 21:51:19 |
|
|
|
|
|
|
Я как-то проходила по Ордынке и заметила тот же узор на чугунной решетке 19 в. Удивительно, как живучи некоторые символы!
Зигзагообразная линия - потоки небесной воды (не там, где красно-белые зубцы, а там, где просто зигзаги).
Посмотрим теперь на изображение креста в круге. Как видим, концы крестов не просто утолщаются, а раздваиваются. Это не что иное, как схематическое обозначение солнечного года (я уже об этом писала в теме иконографии Рождества). Повторю вкратце: линия пересечения конца креста с окружностью символизирует точки летнего (вверху) и зимнего (внизу) солнцеворота, когда Солнце не просто замедляет свой бег, но делает петлю. В этот момент существует две возможности: оно может повернуть или вернуться обратно, поэтому концы креста изображаются раздвоенными. Точки весеннего (Навруз - Новая Русь = Новый Свет) и осеннего равноденствий обозначены также раздвоенными - для симметрии, очевидно, или же древние ощущали, что и в эти моменты происходит некая борьба - добра и зла, как обычно.
Посмотрим еще раз на правую арку: на ней широкие полосы - белые и красные. Художнику явно не хватает третьего сакрального цвета - черного, и его как бы заменяет красный - как более темный по сравнению с белым. Но есть и вариант с тремя цветами - но не в Каппадокии, а в Мирах, в храме свт. Николая:
Что это? Осмелюсь предположить, что это день и ночь - сменяющие друг друга на небосклоне свет и тьма, между которыми алая утренняя заря. Почему я в этом уверена? Потому что мы видим развитие темы в других храмах - а мировоззренческая система, определяющая иконографическую программу, в том числе символические узоры, - на всей территории великой христианской Империи была едина.
(Отредактировано автором: 15 Февраля, 2012 - 22:31:43) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Февраля, 2012 - 01:23:25 |
|
|
|
|
|
|
Цветные зигзаги на синем фоне с точками-звездами обязательно на арках - не что иное, как обозначение светлого времени суток на фоне темного, причем зигзаг здесь обозначает не только то, что Солнце движется вверх-вниз, но также и поток времени ("Река времен в своем теченьи уносит все дела людей...").
Старе Нагоричано, Македония. (Здесь прошу обратить внимание также на рубашечку Богомладенца).
Впрочем, узор в виде ленты времени появляется в христианских храмах с самого начала.
Вот такая двусторонняя лента (синяя сторона = ночь, золотистая = день) в красном потоке божественных энергий обрамляет небесный свод с Крестом - символическим центром мира - в мавзолее Галлы Плацидии.
Такие же ленты обрамляют мозаику "Христос и апостолы" базилики 5 в. в Милане. Справедливости ради замечу, что сам узор взят из римского искусства, однако, в искусстве христианском он получил новое символическое наполнение.
(Отредактировано автором: 15 Февраля, 2012 - 23:50:47) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Февраля, 2012 - 22:29:33 |
|
|
|
|
|
|
Возможно, острые углы на этих лентах появились именно под влиянием искусства Каппадокии.
Впоследствии эти ленты времени стали изображаться во множестве разновидностей, что мы и видим на арках, например, балканских церквей.
В Грачанице день и ночь плавно перетекают друг в друга, образуя очень красивую спиральную ленту:
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Февраля, 2012 - 23:10:09 |
|
|
|
|
|
|
А в монастыре Студеница в церкви свв. богородителей Иоакима и Анны эти ленты представлены в таком множестве вариантов, что выложить их здесь не представляется возможным. Покажу две такие ленты. Вот одна из них:
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 15 Февраля, 2012 - 23:27:41) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Февраля, 2012 - 23:16:44 |
|
|
|
|
|
|
Этот узор насыщен космической символикой: круги с квадратами внутри это модель вселенной, где круг символизирует небеса, а квадрат - землю, - образуют непрерывную цепь; то, что это цепь именно временная, показано изображением маленького годового круга внутри квадрата, т.е. тварного мира. Это значит, что поток линейного времени действует именно в падшем тварном мире.
И еще одна лента времени из того же храма возвращает нас в церковь Сумбуллу.
В каждом ромбе по четыре точки-звездочки. И здесь мы видим уже не просто символ засеянного поля, но движимые потоком божественных энергий семенные логосы. Все христиане знают, что Бог создал мир Своим Словом. Но и Дух Святой принимал участие в этом деянии. Св. Дух и Логос, действующие вовне, так же нераздельны и неслиянны, как две природы во Христе воплощенном. Почему это так? Потому что логосы (или эйдосы), исходящие из Логоса, это просто информация, программа, которая без божественной Силы реализоваться не может. Одна же эта Сила без программы - слепа. Потому и действуют они всегда только совместно. И византийские художники гениально показали это вот в таком простом графическом (в Каппадокии) или живописном (в Студенице) узоре. К сожалению, св. отцы не смогли внятно эту мысль артикулировать - может быть, в то время это было невозможно. Но отсюда у них путаница с понятием Софии - они ошибочно трактовали Премудрость из Притч как ТОЛЬКО Сына Божия, в то время как это Дух Святой совместно с Логосом творит мир. Причем, Логос пребывает внутри Софии (в данном случае это точки в ромбах), т.е. в земном мире этот принцип можно определить как отношения матери и сына. Что мы и видим в образе Богородицы Платитеры в конхах апсид византийских церквей. (Об этом образе я уже писала перед темой иконографии Успения). Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 16 Февраля, 2012 - 00:09:28) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Февраля, 2012 - 23:25:27 |
|
|
|
|
|
|
Прекрасно понимаю: то, что я сейчас написала, есть, по выражению о.Павла Флоренского, некий «акт нахальства» (это он сказал по поводу выхода в свет его книги «Столп и утверждение истины»). И, тем не менее, попробую если не доказать (ибо такие вещи недоказуемы в принципе), то хотя бы пояснить эти мысли.
Дело в том, что узор «ромбы с точками внутри» появился в незапамятные времена и проявил удивительную устойчивость. Он пережил и первобытные времена, и античные, и благополучно влился в культуру христианскую и дожил, таким образом, до наших дней. Встречается он в сакральном искусстве множества народов, из чего мы можем сделать вывод о том, что он доносит до нас информацию о некоем изначальном, адамовом знании, которое сохранили его потомки и донесли до времен христианских.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 16 Февраля, 2012 - 19:39:43) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2012 - 16:41:56 |
|
|
|
|
|
|
Дело в том, что узор «ромбы с точками внутри» появился в незапамятные времена и проявил удивительную устойчивость. Он пережил и первобытные времена, и античные, и благополучно влился в культуру христианскую и дожил, таким образом, до наших дней. Встречается он в сакральном искусстве множества народов, из чего мы можем сделать вывод о том, что он доносит до нас информацию о некоем изначальном, адамовом знании, которое сохранили его потомки и донесли до времен христианских.
Появление этого узора на стенах – вернее, на арках – скальных церквей Каппадокии (см., кстати, паруса в ц. св. Варвары), таким образом, отнюдь не является случайным, но имеет некий символический смысл. А именно – тот самый, о котором я написала выше. В этом смысле очень характерны арки (чуть не сказала «подпружные») в Новой церкви, с которых осыпался верхний слой живописи, обнажив нижний слой.
Но сначала мне бы хотелось напомнить тот факт, что любая христианская церковь есть модель вселенной, и никакая деталь интерьера в ней не является случайной. Это относится также и к самой форме храма, его архитектуре. Множество арок и колонн в ней – детали не только конструктивные, но и символические. «На столпах утверди ю есть». Так говорится о строении тварного мира – земли и небес, которые опираются на столпы. Римское изобретение – арочные перекрытия сводов – было подхвачено архитектурой христианской не только по причине его красоты и устойчивости, но и потому, что арка имеет форму радуги, соединяющей землю с небесами. Кроме того, это символ и напоминание Божьего завета с родом человеческим в лице его родоначальника – праведного Ноя. Арка – это как бы графическое отображение на плоскости полукруглого небесного свода. Если мы посмотрим даже на само слово «арка», то найдем в нем самый изначальный, основной сакральный корень АР (ЯР, РА). Множество слов с этим корнем в разных языках я сейчас приводить не буду, т.к. это уведет нас очень далеко от основной темы. Но хотя бы несколько привести необходимо. Корень АР звучит (именно звучит!) очень явственно в латинском АРА – алтарь и в греческих словах АРЕТЕ и АРТОС. Смысл славянского корня ЯР русскому человеку понятен.
Когда я писала об изображениях в торцах северного и южного рукавов Новой церкви, я особо указала на крест, символизирующий центр тварной вселенной и его основу, каркас – «хранитель всея вселенныя». Но забыла (отвлеклась на другие вещи) написать об аркатурном поясе чуть ниже, который здесь также играет не конструктивную, а чисто художественно-символическую роль. Колонки с арками в этом контексте суть столпы мироздания, а изображенные на них и между ними святые (мученики в основном) суть сами одушевленные столпы, на которых держится и церковь, и весь мир. «На скрепах литургических».
(Добавление) Но арки в Новой церкви перекинуты также и через все внутреннее ее пространство, и на них мы видим не просто временную цепь из ромбов с точками, но целое поле, засеянное семенами-логосами. Пересекающиеся крест-накрест линии напоминают переплетенные нити ткани как некоей основы, на которой творится и затем поддерживается тварный мир и все в нем – как вышитый узор на ковре Василисы Премудрой (если перевести обратно, получается «Царица София»). Не случайно великие богини и просто мудрые женщины в религиях множества народов прядут нити жизни и ткут из них ткань бытия. (Замечу в скобках одну важную деталь: чаще всего «ячейки» этой логосной сетки имеют форму не квадратов с прямыми углами, как было бы логично, но именно ромбов – символа чисто женского). Ведь все эти богини суть пусть неполные и часто искаженные, но все же образы Царицы Небесной, получившей видимый человеку образ в лице земной Девы, ставшей Божией Матерью и взятою после Успения на небеса. И не случайно этот логосный узор помещается в храме именно на арках и на верхних ярусах.
Удивительно также то, что эти символические логосные сетки оказались под живописным слоем в качестве «подкладки» – невидимые земному оку, как это есть и в нашей жизни. Мы видим только результат творения, т.е. реализации логосов в материальную форму силою Святого Духа по воле Отца. А то, что лежит в основе всего творения, т.е. вот этого каркаса, основы нашего мира, получившего в последнее время обобщенное название информационно-энергетического поля (опять же ПОЛЯ засеянного!), мы в большинстве своем не видим и не воспринимаем. Наши предки, однако, его воспринимали и о нем знали. И вот этот простой узор есть выражение этого знания в графической форме.
(Отредактировано автором: 16 Февраля, 2012 - 19:43:04) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2012 - 19:39:15 |
|
|
|
|
|
|
Тот факт, что византийские художники помещали на изображения многое из того, о чем не принято было говорить, я поняла уже давно. Подтвердил мои догадки А.Лидов в статье о священстве Божией Матери. И, кстати, этот узор из сетки с точками вполне вписывается в его термин "образ-парадигма". Он несет в себе глубокий смысл и он узнаваем, несмотря на множество разновидностей. Причем, каждая разновидность его несет свои оттенки смыслов.
Попробую пояснить это на наглядных примерах.
Вот примеры сакрального поля, в котором пребывают Христос, Божия Матерь, святые. Вот византийская икона Христа-Пантократора 14 в.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 16 Февраля, 2012 - 19:59:42) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2012 - 19:57:29 |
|
|
|
|
|
|
Запрестольный крест русской работы (не знаю, какого века, кажется, не позднее 17-го). Интересно, что сетка изображена на обратной, т.е. сокрытой от глаз стороне, а на лицевой стороне - растительный узор, т.к. изображение Креста как Древа Жизни с Ликом Христа в точке пересечения осей.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 16 Февраля, 2012 - 20:27:26) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2012 - 20:01:22 |
|
|
|
|
|
|
Равеннский художник-мозаичист счел нужным поместить кусочек такой сеточки в небесный венок - символ Древа Жизни или райской ограды, внутри которой пребывает Агнец.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2012 - 20:29:48 |
|
|
|
|
|
|
И здесь же, в Сан Витале, такая же сеточка на корзине (или вазе) с фруктами и двумя райскими птичками (опять птички!):
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 16 Февраля, 2012 - 20:36:40) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2012 - 20:31:33 |
|
|
|
|
|
|
Византийские мозаичные иконы 1310 г. обрамлены золотой рамочкой. Это знак того, что изображенные события происходят в сакральном пространстве и времени. (Не очень удачная фотография, но то, что нам надо, на ней видно очень хорошо):
(Отредактировано автором: 16 Февраля, 2012 - 23:21:20) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2012 - 23:19:23 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:И здесь же, в Сан Витале, такая же сеточка на корзине (или вазе) с фруктами и двумя райскими птичками (опять птички!): |
А лошадки-то под ними каковы! Мотив лошадей по обе стороны от Древа жизни (вариант - мужской/женской фигуры - повелителя/повелительницы зверей?) известен задолго до христианской эпохи, еще в наскальных петроглифах. В христанской трактовке этот мотив вижу впервые. Существует ли какая-либо его интерпретация? |
|
Всего записей: 81 : Дата рег-ции: Апр. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2012 - 23:59:51 |
|
|
|
|
|
|
Отдельная тема - нимбы в клеточку. Здесь уже нет никаких сомнений в том, что эти клеточки, как и золотой цвет вообще, указывает на исхождение божественных энергий от Христа, Богородицы, а также ангелов и обоженных людей - святых. Но если просто золотой или белый нимб (мандорола, фон) это указание на божественные энергии как таковые, то сакральный сетчатый узор их как бы структурирует.
Икона Христа Пантократора, 14 в.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 00:06:17 |
|
|
|
|
|
|
Homo novus Это не лошадки, а барашки! Так их тут нарисовали - стрижеными. А лошадки с Древом Жизни в большом количестве вышивались на русских рубашках. А вот если бы Вы прислали эти петроглифы, было бы замечательно. Но только не на эту ветку, а туда, где птички. Там это будет очень кстати, но только после того, как я закончу с Нилом. Сегодня из рук вон плохо работает Радикал, очень долго идут картинки - или вообще не идут.
Итак, продолжаю. Вот русская икона Богородицы Одигитрии (не знаю, какого века и откуда, хорошо бы кто-нибудь подсказал).
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 00:13:07 |
|
|
|