|
|
|
|
|
|
|
Мозаика в Сан Марко в Венеции, как всегда удивительно невыразительна. И на столе – три чаши, а в них непонятно что. (Про лица, фигуры я вообще не говорю; вот что значит торговая республика – много золота и мало искусства).
Переходим теперь к настенной живописи. Здесь стоит проследить хронологию развития иконографии. Итак, смотрим по датам (хотя бы приблизительно – по векам), чтобы выявить тенденцию.
Кипр, церковь Панагии Форбиотиссы, 12 в.
Иуда тянет руку непонятно куда, Петр – напротив Христа, Иоанн – на переднем плане. Христос благословляет… огромную рыбу В ЧАШЕ. И еще на столе стоят две небольшие рюмочки с вином.
Рыбу в евхаристической Чаше на столе-престоле можно, конечно, рассматривать как символ того, что Христос приносит в Жертву Самого Себя (что так и есть). Но почему бы рыбе действительно не стоять на столе в сионской горнице? Тем более, что обилие примеров именно на такую мысль и наводит. Ведь символический смысл нисколько не отменяет исторического, а, наоборот его предполагает. Может быть, это один из примеров того, что изображалось, но о чем не говорилось?
(Отредактировано автором: 13 Апреля, 2012 - 11:46:43) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Апреля, 2012 - 11:41:09 |
|
|
|
|
|
|
Каппадокия, церковь Каранлик («Темная», 13 в.). Фреску того же художника из церкви «Яблочной» приводить не буду, т.к. она очень плохо сохранилась, хотя кусок такой же большой рыбы (голова) имеется и там. Таким образом, художник развил тему, но не отменил.
Иуда здесь вкладывает персты в чашу с вином-Кровью, как буквально через несколько дней Фома пожелает вложить персты в рану от копья – в Теле. (А какая замечательная скатерть в клеточку – прямо загляденье!)
Прекрасное расположение сцены Сошествия Святого Духа на апостолов над иконой Тайной Вечери в церкви Св. Апостолов в Пече (1260-е гг.), этим проводится параллель между двумя новозаветными трапезами – со Христом и со Святым Духом.
И опять рядом с посудой для вина (маленькая чаша) и соуса (вазочка с крышкой) – большая рыба в жертвенной чаше:
Однако постепенно рыба на столе исчезает – ее место занимает большая чаша с кусочками мяса вроде жаркого.
Церковь Богородицы Перивлепты, Охрид, 13 в.
Нет нужды говорить, что такой вариант ближе к общепринятой версии (что на столе был жареный ягненок), но тоже неточный, т.к. ягненок у иудеев лежал на блюде, зажаренный целиком, и глава семьи отрывал (даже не отрезались ножом) от него куски и подавал домочадцам. Так же точно не было на столе ни ножей, ни ложек – вообще никаких столовых приборов. Хотя «горькие травы», конечно, на месте.
Афон, собор Протата, художник Мануил Панселин. По поводу датировки живописи уже много лет ведутся споры. Но если фрески того же мастера в кафоликоне монастыря Ватопед датируют 1312 годом, то, стало быть, и эта работа примерно того же времени – чуть раньше или позднее. Две фрески одного автора очень похожи, различаются только наличием или отсутствием нимбов над головами апостолов. Логичнее, однако, их отстутствие, т.к. Святого Духа они получат только в праздник Пятидесятницы. Да вот еще: апостолы "пересели": на первой фреске Иуда сидит по правую руку от Христа, на второй - по левую и подальше, а место по правую руку занял Петр.
К груди Спасителя склонился апостол Иоанн и тихонько спрашивает о предателе.
(Отредактировано автором: 13 Апреля, 2012 - 20:26:55) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Апреля, 2012 - 15:10:57 |
|
|
|
|
|
|
А на столе все то же жаркое. И «горькие травы». И корнеплоды (репка или редечка?) И треугольные кусочки хлеба в таком щедром окружении уже не выглядят как частички на дискосе.
Церковь св. Никиты (Чучер, Македония, нач. 14 в.) как пример расположения Умовения ног рядом с Тайной Вечерей (в большинстве храмов они так рядом и изображаются).
Марков монастырь, кон. 14 в. Здесь Тайная Вечеря изображена рядом с композицией Причащение апостолов в алтарной апсиде – композиция историческая рядом с литургической. Они в принципе взаимозаменяемы, хотя в каждой есть свои оттенки, но могут изображаться и обе в одном храме.
И вдруг в 15 веке (после падения Империи или незадолго до?) снова на столе Тайной Вечери «всплывает» рыба.
(Отредактировано автором: 13 Апреля, 2012 - 20:22:39) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Апреля, 2012 - 20:12:41 |
|
|
|
|
|
|
Монастырь Ставроникита. Фреска в алтарной апсиде – на том месте, где должна быть сцена Причащения апостолов. Очень интересная композиция: не ростовое, как принято было изображать Ее в конхах апсид, а погрудное изображение Богородицы Знамение или, как еще называют такую икону – Воплощение; прекрасная икона Царицы Небеси и Земли, Великой Матери, присно рождающей Предвечного Младенца. И вот внизу, на земле, в потоке линейного времени – Он же во плоти – трапезует со Своими друзьями-учениками незадолго до Своей крестной смерти.
И далее, уже в середине 16 в. – работавшие в церкви св. Николая (там же, в монастыре Ставроникита) Феофан Критский и сын его Симеон.
Опять Иуда тянет руку к рыбе в чаше!
Те же художники в монастыре Дионисиат.
Разница только в том, что Христос здесь восседает за столом в центре композиции, тогда как на предыдущей фреске – возлежит сбоку. Оба варианта встречаются на стенах византийских храмов одинаково часто.
И, наконец, как последний аккорд средневековой живописи – уже пост-Византии, но полностью в традиции – фреска в монастыре Мегало Метеорос.
Ах, как жаль, что до безобразия искажены на фотографии краски! Но опять – почти в самом центре композиции – большая рыба. Да на каком блюде! Вместе с рыбой всплыл в середине 16 века вращающийся диск, о котором писал А.Лидов (отсылаю читателя к его потрясающе интересной статье). Такое совмещение символики очень много говорит душе и сердцу – не зрителя праздного, а молящегося в храме.
И, наконец (под конец, потому что фотографии очень плохого качества – это, собственно и не фотографии, а кадры из фильма по каналу «Культура» в цикле «Академия», лекцию об армянских манускриптах читал Сен Аревшатян) две армянских миниатюры.
Миниатюра из Евангелия 1232 г.
Христос с учениками трапезуют на скатерти алого цвета – скоро такая же горячая Кровь Спасителя прольется под бичами римских палачей и на Кресте. Что в чашах – не видно, но, кажется, все-таки рыбы.
Просто уникальная миниатюра. К сожалению, лектор не назвал дату ее создания.
В ночь уходит Иуда. За столом остаются Двенадцать – Христос и 11 апостолов. Как 12 месяцев за столом-годовым кругом.
Поток времени неумолимо поворачивает назад...
(Отредактировано автором: 13 Апреля, 2012 - 23:34:59) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Апреля, 2012 - 23:20:09 |
|
|
|
|
|
|
Пожалуй, нельзя обойти вниманием и русскую иконопись.
Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля (предположительно кисти преп. Андрея Рублева) отличается от всех подобных тем же, чем отличается от всех подобных икона Андрея Рублева "Троица". И здесь на столе - единственная - жертвенная - Чаша, к которой тянет дерзкую руку Иуда. И эта параллель двух трапез - Предвечного Совета и Тайной Вечери - напрашивается сама собой. Не случайно, очевидно, обе иконы стали впоследствии размещаться на центральной, вертикальной оси - Троица на самом верху, а Тайная Вечеря - пониже, над Царскими вратами. Вторая трапеза служит продолжением и исполнением первой. А завершает дело спасения рода человеческого третья трапеза - та, во время которой на апостолов сошел Св. Дух в виде огненных языков.
(Отредактировано автором: 14 Апреля, 2012 - 03:20:07) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Апреля, 2012 - 03:18:54 |
|
|
|
|
|
|
Христос Воскресе!
(Эмалевое изделие из могилы князя Андрея Боголюбского, 12 в. Византийская работа или русская - не знаю, подскажите, если кто знает).
Прошу прощения, что я не успела закончить разбор иконографии Страстной седмицы. Вообще я намеревалась закончить иконографией Воскресения (дополнить прошлогоднюю тему), т.к. в названии ветки было заявлено о важнейшей седмице в году, которой для нас, православных, является, конечно, Светлая (а Страстная - важнейшая для католиков). Ну, вот не получилось. Но ветку эту я не закрываю, обязательно продолжу разбор иконографии Тайной Вечери (у нас остался литургический вариант) и далее. Если у кого есть какие-то вопросы или возражения, прошу высказаться.
(Отредактировано автором: 15 Апреля, 2012 - 16:34:04) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 16:27:35 |
|
|
|
|
|
|
Воистину Воскресе! Я в области истории искусства не специалист, но работа - явно западноевропейская.
Цитата:Просто уникальная миниатюра. К сожалению, лектор не назвал дату ее создания. |
XIV век. Вот еще одна армянская Тайная Вечеря, и тоже... своеобразная: (крупнее: [1], [2]) Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2239 : Дата рег-ции: Апр. 2004 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 20:18:55 |
|
|
|
|
|
|
Александр Цитата:но работа - явно западноевропейская. |
А почему Вы так решили? Сен Аревшатян - специалист по армянским рукописям, работает в Матенадаране, он не мог ошибиться (это я могу ошибиться, но не он). Крест с плетенкой, действительно, напоминает Ирландию. Но, думаю, тут дело не заимствовании, а в общем источнике - эти плетенки идут из глубины веков и имеют индоевропейское происхождение. Почему-то люди забыли, что название страны Армения - то же самое, что Германия, происходит от Ар(Яр,Хар)+ман, т.е. Световой Человек (муж) или Муж с копьем, т.е. воин, соответственно имена Армен и Герман - одно и то же. И, кстати, армянские хачкары похожи на ирландские (британские) каменные кресты. Так что здесь ошибки нет. А Ваша миниатюра действительно своеобразна. Это как раз пример литургического варианта Тайной Вечери, но чтобы Христос вкладывал частичку прямо в уста апостолу - я такого еще не видела. Но в общем и целом здесь сказывается влияние уже восточное, иранское. И это тоже понятно, т.к. армяне - европейский народ, живущий на востоке, и впитал в себя самые разные влияния.
(Отредактировано автором: 15 Апреля, 2012 - 21:10:24) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 21:04:14 |
|
|
|
|
|
Всего записей: 2239 : Дата рег-ции: Апр. 2004 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 21:38:23 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Эмалевое изделие из могилы князя Андрея Боголюбского, 12 в. Византийская работа или русская - не знаю, подскажите, если кто знает |
Очевидная раннеготическая вещь.
(Отредактировано автором: 15 Апреля, 2012 - 21:54:52) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 21:53:39 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Просто уникальная миниатюра. К сожалению, лектор не назвал дату ее создания. |
Խորհրդավոր ընթրիք - Ավետարան, 13-14-րդ դդ. Արցախ, Երեւանի Մատենադարան, ձեռգ. հմր.316 - Евангелие, 13-14 вв. Тайная вечеря, Арцах (Карабах), Матенадаран (Ереван), № рук. 316.
(Добавление) Цитата:XIV век. Вот еще одна армянская Тайная Вечеря, и тоже... своеобразная: |
Евангелие 1397г. Исполнено в районе Вана (ныне Турция). художник Рстакес. № 7629, Матенадаран.
(Отредактировано автором: 15 Апреля, 2012 - 22:49:36) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 22:43:28 |
|
|
|
|
|
|
Тайная вечеря, Евангелие 1038г.№ 6201. Матенадаран. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 23:07:16 |
|
|
|
|
|
|
Narses Ermeni Спасибо, Нарсес. Если у Вас есть фотография качеством получше, пришлите, пожалуйста. На экране телевизора изображение было четким, а то, что удалось "поймать" (capture) в интернетовской записи - сами видите, все расплывается.
chalkites Ох, ну конечно же! Как я не заметила латинскую надпись! Просто как-то не пришло в голову, что на Руси могли быть и вещи, привезенные из Европы, а не только с Востока и Византии. Конечно, здесь и сама иконография не каноническая византийская (Сошествие во ад), я собственно потому и привела эту вещь как пример необычной иконографии, но ведь и на Западе в это время преобладал византийский вариант "Воскресения" (Сан Марко, Торчелло и проч.). Вот, недавно попалась такая фреска - из архиепископского дворца в Тревизо, 1260
Здесь две головы под ногами Спасителя, в отличие от фрески Феофана Критского, где это явно сатана и олицетворение ада, принадлежат, очевидно, адским сидельцам, сам же шерстнатый внизу сидит на звере о двух головах. Интересно, что изображение преисподней как бы клином врывается в полотенца вдоль стены (нарисованы так, как будто висят на колечках!). И вот эта живописная фигура внизу, как мне кажется, выдает руку западного художника, хотя сама иконография византийская.
(Отредактировано автором: 15 Апреля, 2012 - 23:26:41) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 23:10:21 |
|
|
|
|
|
|
так лучше? Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 15 Апреля, 2012 - 23:17:03) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 23:16:14 |
|
|
|
|
|
|
и так Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 23:19:28 |
|
|
|
|
|
|
Чудесно, спасибо, Нарсес! На второй миниатюре теперь можно разглядеть Луну. Она какая-то полупрозрачная и тоже напоминает вращающийся диск, которыми занимался А.Лидов. Или... дискос?
(Отредактировано автором: 15 Апреля, 2012 - 23:29:41) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 23:25:00 |
|
|
|
|
|
|
на миниатюре 13-14 вв. интересная надпись на грабаре (над образом Христа и апостолов) - վերնատունն, что значит "верхний этаж", "чердак"... видимо, подразумевается, что Вечеря была на втором этаже, или даже на чердаке, или может я не правильно понял ?!
(Отредактировано автором: 15 Апреля, 2012 - 23:32:50) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 23:31:40 |
|
|
|
|
|
|
Александр Спасибо за информацию. Действительно, немецкий мастер находился под очевидным византийским влиянием, и вещь получилась очень красивой. Но мне не известна история ее находки и как она попала в Лувр. Не знаете? И как такая вещь называется по-русски? У меня указано "armlet" или "повязка" (ну какая может быть повязка из твердого металла?), которая якобы носилась на предплечье, а в указанном Вами источнике - "armilla" и носилась она (он - если это браслет? или все-таки типа фибулы?) на плече. Но там дырочки по краям - стало быть, вещь нашивалась на ткань. А вообще интересно, что за отношения были у князя Андрея Боголюбского с Фридрихом Барбароссой, что он мог получить такой подарок? Через кого? Было какое-то посольство? Надо будет поискать.
Narses Ermeni Да, сионская горница, где происходила Тайная Вечеря, находилась на втором этаже большого дома. Есть предположение, что это был дом Иосифа Аримафейского, и тот человек с кувшином, о котором говорил апостолам Спаситель, был если не сам Иосиф, то его человек. То есть, обо всем было заранее договорено. И сейчас зал с колоннами, построенный на том самом месте во времена крестоносцев, тоже на втором этаже. Так что можно сказать, что чердак. Во времена гонений, когда не было еще специально построенных церковных зданий или их было очень мало, христиане старались проводить евхаристические собрания тоже на втором этаже римского дома - если была возможность, конечно, то есть, если какой-то богатый христианин предоставлял помещение. Поближе к небу и чтобы вид из окошка открывался красивый, желательно на восток.
Нарсес, не поможете определить, откуда эта фреска "Сошествие во ад"? У меня написано "Святыни Абхазии". А что за церковь, в каком месте, какого века - не указано.
(Отредактировано автором: 16 Апреля, 2012 - 00:34:12) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Апреля, 2012 - 23:53:24 |
|
|
|
|
|
|
Так трудно сказать, надо пересмотреть еще фото если есть, но скорее всего это византийский храм в абхазии, не грузински, мне так кажется. |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 16 Апреля, 2012 - 01:08:11 |
|
|
|
|
|
|
У Андрея были тесные связи с Барбароссой, благодаря чему на Владимирщине появились каменных дел мастера, выстроившие первый Успенский и Покровский храмы. А о наплечниках Андрея Боголюбского из Лувра можно посмотреть вот здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE
(Добавление) Цитата:выдает руку западного художника, хотя сама иконография византийская. |
В Италии очень много подобного рода и стиля памятников, которые получили наименование "итало-византийских", или "маньера бизантина". Византийское влияние распространялось прежде всего через Венецию, издревле сохранявшей прочные связи с Востоком.
(Добавление) Цитата:скорее всего это византийский храм в абхазии |
А много ли византийских храмов с росписями в Абхазии? Я знаю только Лыхны (хотя никогда и не видел), но эта фреска вроде бы не оттуда...
(Добавление) Цитата:На второй миниатюре теперь можно разглядеть Луну. Она какая-то полупрозрачная и тоже напоминает вращающийся диск |
Ну да, полнолуние ведь |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 16 Апреля, 2012 - 01:10:47 |
|
|
|