|
|
|
|
|
|
|
Вообще у Мануила Панселина очень выразительные лица. Обратите внимание, как смотрит ангел на Иакова - чего, мол, тебе от меня надо?
На ногах у ангела красные сапожки. А вот в Сербии (Грачаница) ангелы носят черевички (по этой логике у нас на Руси ангелы должны ходить в лаптях!):
(Отредактировано автором: 21 Мая, 2011 - 19:30:51) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Мая, 2011 - 17:10:02 |
|
|
|
|
|
|
Вот еще чудный ангел - тетраморф. С каким подозрением смотрят на нас его лица! Жаль только, что стерлось человеческое лицо:
Изображения животных на византийских фресках – это отдельная песня. Мне же пока хотелось бы вернуться к ангелам – символам евангелистов. Вот этот лев из базилики св. Амвросия в Милане явно больше похож на обезьяну
А телец рядом… о, Господи!…
Вообще у меня уже набралась целая папка таких вот иконописных курьезов. Интересно то, что все они вызывают улыбку, но вовсе не выглядят каким-то кощунством или насмешкой над тем святым, что изображают. У меня даже сильное подозрение, что зрители-современники этого и не замечали, воспринимали все всерьез – чистые были души, неиспорченные современной цивилизацией.
(Отредактировано автором: 23 Мая, 2011 - 02:19:19) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Мая, 2011 - 00:38:23 |
|
|
|
|
|
|
На этот раз, однако, достаточно. Под конец же предложу загадочную картинку – во всяком случае, для меня. Никак не возьму в толк, что это за три маленькие головки на голове старца из Аквилеи. Причем, одна из них – в красном фригийском колпачке. Может быть, Вы объясните?
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Мая, 2011 - 15:01:09 |
|
|
|
|
|
|
Прошу прощения, я перепутала порядок евангельских чтений (не ходила в храм в то воскресение - вот и вылетело из головы). Впрочем, на характер самой иконографии это не влияет, просто придется эти союжеты поменять местами, а потом перейти и к самарянке.
Изображения исцелений Христом разных больных впервые появляются в римских катакомбах (кат. Домициллы, 3 пол. 4 в.).
Еще одно древнейшее изображение - из христианского баптистерия города Дура Европос.
То же самое мы видим на мозаике из Равенны.
И если раньше я искала какие-то отличия в иконографии какого-то сюжета, то теперь поговорим, наоборот, о сходстве.
(Отредактировано автором: 24 Мая, 2011 - 18:47:25) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Мая, 2011 - 19:18:30 |
|
|
|
|
|
|
В изображении этого евангельского сюжета, в общем, довольно нехитрого, на протяжении веков наблюдается удивительного постоянство: расслабленный встал, взял свой одр на закорки и идет. Разница только в конструкции этого самого одра. Если сначала это легкая сетка, натянутая на раму, как в катакомбах, в Дура Европос и в Равенне, то постепенно конструкция эта усложняется, как усложняется - при общем сходстве - и сама композиция.
Вот уже одр, похоже, складной, а на раму натянута не сетка, а ткань (ц. св. Никиты, Чучер).
То же у Мануила Панселина в соборе Протата (здесь рядом исцеления расслабленного и слепорожденного):
На фреске в афонском монастыре Дионисиад на плечах исцеленного уже целая кровать на ножках.
Но здесь появляются интересные детали: во-первых, рядком лежат больные. Но Христос из всех выбрал самого беспомощного и одинокого - парализованного человека, которому никто не хотел помочь - опустить в воду, когда эта вода как бы закипала. Здесь же изображена и самая купальня Вифезда - в виде небольшого колодца. Как туда мог поместиться человек - неважно. Иконное пространство - особое. Здесь частно нарушены пропорции, но не потому, что художник не знал, что больше, а что меньше в натуре, так сказать, но потому, что действие, хотя и является изображением, напоминанием реальных событий из прошлого, происходит УЖЕ в ином мире, где пространство иное, и время иное - всё происходит одновременно, в вечном настоящем. Это уже не наш падший мир, но мир иной, где не властны законы и пропорции нашего падшего мира. Поэтому часто один сюжет не отделяется от другого, все происходит на единой плоскости, и зрители - современники иконописца - это понимали. Не понимают только наши современники, у которых зрение искажено настолько, что им больше понятно даже не то, что "в реале", а то, что на экране монитора (или телевизора - разница небольшая), а именно - мир иллюзорный, то есть, не высокий - сверхреальный, а низкий. Лучше всего эта мысль умещается, как ни странно, в языческие понятия. Иконное пространство - правь, то есть, реальность высшего порядка, а иллюзорный мир низшего плана - в чистом виде навь. Наш мир - выпавший из прави, проявленный в момент падения первозданного человека - явь и есть. И каждый человек выбирает ту реальность, которая ему ближе и дороже - с Божьей помощью, разумеется.
(Отредактировано автором: 24 Мая, 2011 - 23:03:31) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Мая, 2011 - 18:39:35 |
|
|
|
|
|
|
Следующая фотография прямо подводит нас к следующей теме.
Это фреска из церкви Митрополи в Мистре. Человек, который только лежал в расслаблении, тащит на плечах огромную кровать - какую же богатырскую силу получил он от одного слова Христова! А вот "купальня" здесь уже даже не круглая, а в форме квадрифолия, то есть напоминает очертаниями крест. Об этом мы поговорим чуть позднее, в связи с темой самарянки.
А сейчас мне хочется дать изображение исцеления другого расслабленного, которого вытащили из дома на веревках, разобрав крышу, так как Иисус не мог войти в дом из-за множества народа. Вот первая мозаика - из Равенны, все из той же базилики Сан Аполлинае Нуово:
Вообще изображений этого сюжета очень мало (или они мне просто не попадались?).
(Отредактировано автором: 25 Мая, 2011 - 00:04:27) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Мая, 2011 - 22:46:28 |
|
|
|
|
|
|
Тем ценнее мозаика из собора Сан-Марко.
Жаль, что фотография темновата. Но вообще фотографировать мозаики с золотым фоном, наверное, очень трудно.
Однако, обе мозаики - с западно-римских территорий. А есть ли изображения этого сюжета на византийском востоке? Подскажите, пожалуйста.
(Отредактировано автором: 25 Мая, 2011 - 18:24:04) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 25 Мая, 2011 - 18:21:30 |
|
|
|
|
|
|
Прежде, чем мы будем говорить о самарянке, хотелось бы вернуться на предыдущую страницу - к изображению моющего руки Пилата из церкви Николая в Прилепе. В изображениях одежд на фресках этого храма есть одна примечательная особенность: героев положительных - Христа, апостолов (в том числе и Иуду) и ангелов - художеник изображает в древних (по отношению к 1290 году, конечно) греческих одеждах - тунике и гиматии, который напоминает даже римскую тогу. Герои же отрицательные одеты в одеяния по моде, современной художнику, плюс немного фантазии (в частности, иудейский полосатый платок на голове Пилата и почему-то еще и сотника Лонгина). И вот эти византийские наряды меня интересуют больше всего. Длинная нижняя рубаха называлась, кажется, далматика (если нет, исправьте меня, пожалуйста). А вот на ней очень интересные украшения, похоже, нашивавшиеся отдельно - на плечах, манжеты на руках (такие поручи сейчас у наших священников - привязываются веревочками).
Такие рубахи с узорами мы видим и на святых - на фресках (мученики Порфирий и Онисифор, Старе Нагоричано)
на иконах святых (св. Григорий Чудотворец из Эрмитажа)
И даже у Божией Матери такие же украшения на рукавах (Богородица Знамение из собрания П.Корина):
Хотелось бы узнать: что за ткань использовалась для этих нашивных украшений - это ткань типа парчи (или, как теперь называют такой тип ткачества - "жаккард", хотя подобные ткани производились уже в 5 веке, если не раньше, например, в Египте) или же это вышивка по шелку, может быть, золотыми нитями? Вообще где можно почитать о византийской одежде? Помогите, пожалуйста.
(Отредактировано автором: 27 Мая, 2011 - 18:15:22) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Мая, 2011 - 18:00:55 |
|
|
|
|
|
|
Интересно, что такой узор - косые клеточки - встречается в иконографии постоянно, и не только в одежде. Вот такая вставка на ткани в сцене Тайной вечери (монастырь Ставроникита)
Вообще что значит такая протянутая из конца в конец ткань (лур) на иконном пространстве? Обычно считается, что она обозначает, что действие происходит в помещении. Однако, без нее не обходится иконы ни Сретения, ни Введения во храм, где действие происходит на улице, и ткань протянута через все небо, причем, ткань обычно красная. (Примеры приводить не буду, они и так всем известны). Похоже, здесь смысл несколько шире. Тогда какой? Неужели просто чисто декоративная?
(Отредактировано автором: 29 Мая, 2011 - 17:33:11) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 29 Мая, 2011 - 17:12:35 |
|
|
|
|
|
|
Мне кажется, что протянутая через все небо ткань намекает на то, что перед глазами зрителя совершается некая тайна, как завеса, скрывающая святое святых.
Вот интересный пример: изображение встречи Марии и Елизаветы на мозаике в соборе Сан Марко:
Что за девочка с удивлением смотрит на встречу двух святых сестер? А главное - отодвигает завесу над тайной. Такая иконография встречается довольно редко. Думаю, что мастер напрямую позаимствовал этот мотив в базилике св. Евфразия в Порече, где за занавесом скрывается мальчик, но творчески развил его. Получилось оригинально и интересно.
(Отредактировано автором: 31 Мая, 2011 - 22:40:51) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 31 Мая, 2011 - 22:32:12 |
|
|
|
|
|
|
Вот встреча Марии и Елизаветы из базилики св. Евфразия:
Мальчик за занавесом прикладывает палец к губам в знак молчания (как Гарпократ?) о великом таинстве.
Мне кажется, эта тема связана с завесой Иерусалимского храма, которая закрывала святое святых - той самой, что надвое раздралась в момент крестной смерти Сына Божия.
(Отредактировано автором: 01 Июня, 2011 - 16:22:26) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 01 Июня, 2011 - 16:04:53 |
|
|
|
|
|
|
Может быть, красная ткань на все небо в иконном пространстве символически связана также с преданием, зафиксированным в апокрифическом Протоевангелии Иакова, о том, что именно юной Марии по жребию досталась красная - пурпурного цвета - пряжа с заданием спрясть, а затем и соткать новую завесу для Иерусалимского храма.
http://s40.radikal.ru/i090/1106/7e/4e96e372bd1f.jpg[/IMG]
(Афон, монастырь Дионисиад).
(Таким образом, именно сотканная Богородицей завеса и раздрася надвое в момент крестной смерти ее Спасителя). И на множестве икон Благовещения (вот все-таки всплывает пропущенная мною тема) мы видим веретено с алой нитью в руках Марии, которая отныне становится Богородицей.
Так же из протоевангелия Иакова - сюжет Благовещения у колодца, который почти зеркально копирует иконографию беседы Христа с самарянкой. Попробуем сравнить эти изображения.
Фреска из церкви св. Бессребреников в Кастории (может быть, у кого-нибудь есть цветная фотография этой замечательной фрески? Здесь колодец как бы сливается с другим символом - райским древом жизни, очень интересное художественное решение).
И такой же конструкции колодец из Равенны:
(Отредактировано автором: 04 Июня, 2011 - 22:53:42) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 02 Июня, 2011 - 17:05:42 |
|
|
|
|
|
|
Первые христиане придавали этой беседе с самарянкой большое значение, так как именно ей Христос сказал очень важные слова о воде живой, текущей в жизнь вечную.
И не случайно эти два значимых евангельских события происходят именно у воды, у колодца, где произносятся очень важные слова. То, что Христос у колодца говорит с женщиной о воде, это понятно. Но почему именно у колодца, у воды является Марии ангел и возвещает ей радостную весть о спасении мира, которое должно прийти через Нее, а Она смиренно дает свое согласие?
Чтобы найти ключ к этой загадке, нам придется обратиться к Ветхому Завету и вспомнить событие, также имевшее место у колодца, – договор Авраама с филистимским царем Авимелехом о мире и, говоря современным языком, о ненападении, и сам колодец в связи с этим получил название клятвенного (это в Елизаветинской Библии и в недавно изданном «Малом Бытии», «ротный кладязь» в Острожской Библии и «Вирсавия» – в синодальном переводе). Далее Авраам поселяется у этого клятвенного колодца, и здесь же Бог заключает с Авраамом Завет (собственно, возобновляя завет с Ноем, который был заключен над водами потопа), и здесь же Авраам складывает из камней жертвенник и приносит жертву, закрепляя клятву на воде клятвой на крови. Весь вообще Ветхий Завет пронизан этой темой – торжественной клятвы, обещания или обетования, заключения, вернее, возобновления договора, имеющего характер священнодействия в определенный день в году, и нарушение этого договора строго карается. То же и в отношениях между людьми: нарушение клятвы с призыванием имени Божия – один из самых тяжких грехов, ибо нарушено священное слово. О характере такой клятвы очень сильно и проникновенно написано на последних страницах Книги Еноха (не буду их здесь приводить, каждый может прочесть при желании). Смысл этой клятвы в том, что на ней стоит мир, все мироздание движется и живет этим Словом Божиим, произнесенным в момент творения, и тоже над водами первозданными, над коими парил Дух Святой. Воды творения - это не совсем та вода, которая нам известна на земле, это, скорее, первозданное смешение стихий, хаос, куда был свергнут падший ангел, который и стал олицетворением хаоса. Прекрасная мозаика в соборе Монреале в Палермо, но у меня, к сожалению, имеется только общий план (интересно, что прямо под сотворением мира как параллель - потоп как новое творение земли, хотя по-прежнему падшей, то очищенной от человеческого греха).
А вот от первой самой нужной здесь мозаики - только нижняя половинка - лицо этого самого олицетворенного Хаоса и воздействующий на него, как бы взрезающий волны Св.Дух, символический представленный в виде традиционной голубки. Это и есть разделение стихий для создания упорядоченного космоса и «нейтрализация» злого начала, уже проникшего в творение.
Может быть, есть у кого-нибудь целая хорошая фотография этой мозаики? (Да и следующих двух тоже - очень уж необычна иконография).
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 03 Июня, 2011 - 12:45:21) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 03 Июня, 2011 - 00:41:47 |
|
|
|
|
|
|
Во времена ветхозаветные считалось, что остатки этих первозданных вод пребывают запечатанными под землей, то есть, это и есть те грунтовые воды, до которых докапываются люди с лопатой. Один лишь раз Бог "распечатал" их, позволил им подняться наверх и соединиться с водами небесными, которые "над твердью", отчего и произошел потоп, но затем снова "запечатал". Тем не менее, с подземными водами ассоциации связаны, как правило, не совсем положительные, причем, не только у народа Ветхого Завета; у нас на Руси колодец вообще считался ходом на тот свет, где живет Мороз.
И вот сперва у колодца, где черпала воду юная Мария, появляется Божий Вестник Гавриил. Смысл его вести в том, что Бог смилостивился над людьми и посылает к ним Сына Своего, чтобы их спасти, то есть, возобновить Завет, который отныне и называется Новым. Но пока что это клятва на воде, а символ Крови - Крови Христовой - у Марии в руках; это веретено с алой нитью - один из символов оси мироздания, вечно вращающийся в руках Царицы Небесной, и из этой алой нити Она должна исткать в Своей человеческой плоти человеческую плоть Сына Божия. И происходит Зачатие - тайна благочестия.
И вот иконография почти параллельная, тоже беседа у колодца, но вместо архангела – Сам Сын Божий воплощенный, а вместо чистейшей Девы – женщина поведения небезупречного. Тем не менее, Сердцеведец Христос именно ее избирает Себе в собеседницы, ибо она «возлюбила много» и оказалась способной уверовать в Него и Его Благую Весть и даже сама оказалась вестницей – побежала в город сообщить о Христе своим соседям, из коих многие также уверовали – сначала с ее слов, а потом и при личной встрече со Христом.
(Отредактировано автором: 03 Июня, 2011 - 12:43:21) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 03 Июня, 2011 - 12:25:20 |
|
|
|
|
|
|
Кроме того, смысл слов Христа у колодца – также обетование Царства, как бы предварительный Новый Завет на воде, вслед за которым Он заключает Новый Завет на Своей Крови – уже на Тайной Вечере и на Кресте – оси мироздания, установленного на священной горе в центре Земли, где прольется из пронзенного ребра Его драгоценная Кровь и Вода.
(Христос и самаритянка. Фреска. Придел Богородицы в м-ре св. Иоанна Богослова на Патмосе)
Но уже здесь, у колодца Иаковля, Христос начинает дело искупления падшего мира, преображая мертвые подземные воды в потоки води живой, текущей в жизнь вечную, то есть, в райские реки, в потоки энергий Святого Духа, иными словами – Он начинает Новое Творение, которое должно закончиться в Царстве Божием, где будет Новая Земля и Новое Небо. И эта мысль также нашла отражение в иконографии. На некоторых иконах (и фресках, и мозаиках) колодец изображен в форме квадрифолия. Разумеется, тот самый колодец на самом деле был круглый – вытесанный из камня цилиндр, поставленный над выкопанным или даже выдолбленным в каменистой почве отверстием, которое сохранилось до сих пор.
Возможно, это тот самый каменный цилиндр, который стоял над колодцем, украшенный затем византийским мастером, а потом перенесенный во двор храма (не знаю, какого и где – сразу не отметила, а потом забыла, но похоже, где-то в Италии; может быть, подскажете, где?).
(Отредактировано автором: 03 Июня, 2011 - 17:37:53) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 03 Июня, 2011 - 17:26:22 |
|
|
|