|
|
|
|
|
|
|
Но самая интересная в этом отношении фреска – в церкви св. Николая Прилепского, на которой вповалку спят (или пребывают в обморочном состоянии) рыцари католической Европы времен завоевания Константинополя 1204 г. Таким образом художник как бы «припечатал» этих «героев» – вот вам где место, иуды, называющие себя христианами, – с врагами Христовыми.
Интересно, что покойный папа Иоанн Павел II, взявшийся вдруг извиняться за крестовые походы, попросил прощения у всех, кому эти самые «крестоносцы» причинило зло, – но ни словом не упомянул ни взятие и разграбление Константинополя, ни принуждение к переходу в латинство, а при отказе – массовые убийства тысяч мирных жителей – не только священнослужителей, но и многочисленных мирян (новых мучеников, на самом деле), самый настоящий геноцид. Похоже, «схизматики», по мнению этого святоши, заслужили себе такую участь. Но вот они, «крестоносцы» в кольчугах, уже много веков спят себе у величайшей христианской святыни – и не стыдятся своего позора.
(Отредактировано автором: 12 Мая, 2011 - 13:18:00) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Мая, 2011 - 12:52:05 |
|
|
|
|
|
|
3. Мне кажется, что закрытая дверь – символ не столько воплощения, сколько Воскресения, прохождения границы между нашим миром и миром иным, а дверь и есть граница между Явью и Навью, так сказать. Если дом и то, что внутри - это некий малый космос, освященное и обжитое пространство, то то, что снаружи - мир чужой и враждебный. Ведь до сих пор мы не здороваемся и не прощаемся через порог - голос предков!
И вот я нашла подходящую картинку на эту тему. Похоже, такие двери с декоративным фронтоном в те времена все-таки делали; вот изображение такой двери - в храме Санта-Сабина сохранившаяся стенка раннехристианского саркофага (или мраморная доска, чтобы закрыть нишу с покойником в катакамбах).
Вот такие двери в мир иной. И, главное, одна из дверей приоткрывается: заходи, мол. Волнистые линии, по-видимому, символизируют воду, через которую предстоит переплыть покойнику (или не совсем воду). Как можно вручную сделать такие точные линии, просто уму не постижимо.
(Отредактировано автором: 12 Мая, 2011 - 16:10:02) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Мая, 2011 - 16:09:37 |
|
|
|
|
|
|
Такие полуоткрытые двери очень часто изображались на античных саркофагах, задолго до христианства и без всякой связи с ним. Точное значение этого образа я не знаю, возможно - символ ухода или перехода в инобытие. А фасады действительно довольно точно воспроизводят облик античных мавзолеев, сохранившихся в немалом числе. Я видел их и в Италии, и в Сирии. Волнистые линии, по-видимому, в большей степени элемент декора, чьё символическое прочтение вовсе не обязательно. Своим происхождением они явно обязаны каннелюрам античных колонн. Похожий способ отделки использован, например, в Апамее, где такие вот каннелюры спиралью обвивают стволы нескольких колонн.
(Добавление) Цитата:закрытая дверь – символ не столько воплощения, сколько Воскресения |
Всё-таки, если закрытая дверь и может ассоциироваться с Воскресением, то лишь благодаря иконографии Уверения Фомы, где на её фоне практически всегда изображается воскресший Христос. Это цитата Ин. 20,26 ("Пришёл Иисус, когда двери были заперты..."). В святоотеческом богословии она (дверь) есть ветхозаветный прообраз Воплощения, а, конкретнее, Богоматери. Вспомните иконографию Похвалы Богоматери.
(Добавление) Цитата:Поэтому на иконе Дионисия ангел не гонит синагогу, а удерживает другого ангела. |
Ну, под Синагогой подразумевается ветхозаветное священство по праву крови, упраздняемое новозаветным священством Христа "по чину Мелхиседекову", так что реальные синагоги здесь не очень-то важны. Это тема догматического богословия, а не практических действий в отношении иноверцев.
(Добавление) Цитата:первые христиане использовали катакомбы в качестве кладбища, и основная тема изображений там – смерть и воскресение. Поэтому явление Воскресшего Христа апостолам и уверение Фомы было бы там вполне логичным. |
С первым Вашим утверждением я вполне согласен, а вот второе постараюсь оспорить. Основная тема катакомбной живописи действительно воскресение, но не самого Христа, а тех, кто верует в Него как в Бога Искупителя и Спасителя мира, единого для Ветхого и Нового Заветов. Поэтому там присутствуют сцены божественного спасения и покровительства Всевышнего праведникам. Сюжеты их чудесных спасений понимались как прообразы грядущего Воскресения всех христиан и подбирались на основе текста заупокойной молитвы св. Киприана Антиохийского (восходившей к иудейской молитве): «Спаси, Господи, душу его, как Ты спас Иону из чрева китова, трёх юношей из печи огненной, Даниила из рва львиного, Сусанну из рук старцев… и Тебя прошу… открывшего глаза слепому, уши глухому, исцелившего расслабленного, воскресившего Лазаря…»
(Добавление) Цитата:Как выглядел Гроб Господень, забыли уже римские художники в 6 веке (Равенна, Сан Аполлинаре Нуово), изобразив вместо пещеры в саду ротонду, построенную при императоре Константине. |
Как раз наоборот: для них он выглядел именно так, поскольку воспринимался как реальная святыня, обращённая Константином в мавзолей Самого Христа. Т.е. иконография того периода сохранила подлинный облик древнего объекта христианского паломничества!
(Отредактировано автором: 12 Мая, 2011 - 18:49:37) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 12 Мая, 2011 - 18:22:39 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:А как Вам кажется - на что это больше похоже? |
Думаю, что речь действительно идёт о Триумфе Церкви в перспективе скорого Второго Пришествия - тема популярная в раннехристианский период.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 12 Мая, 2011 - 19:10:43 |
|
|
|
|
|
|
Марина Цитата:Таким образом художник как бы «припечатал» этих «героев» |
Думаю, Марина, что художник никого не припечатывал, а тип доспехов - восточный, а не западный. Художник часть изображал то, что окружало его самого. Например, на Западе художник в сцене, скажем, Рождества - всех персонажей зачастую одеваел в костюмы зажиточных горожан своего времени. На Востоке же все, что касалось священных изображений не позволяло себе такую вольность, но и там святые воины часто облачены в современный доспех. С мирскими предметами еще проще, на том же византийском ларце Х века, с историей Иисуса Навина, все ветхозаветные воины - в доспехах солдат Византийской империи и прочее тому подобное.
Волны на саркофагах - очень распространенный узор, причем, как мне кажется, именно в западной части империи, такой тогда был, как сейчас модно говорить, тренд. Вы бы с "явью и навью" поосторожнее... А тема мраморных дверей - вообще интересная вещь, вспомните такие двери в Св. Софии, и сполии в монастыре Хора, и в развалинах Буколеона, и над входом в ту же Св. Софию и в ц. Кириотиссы (Календерхан джамии)... Эта тема уже обсуждалась где-то в разделе архитектуры, посмотрите в указателе, если интересно. |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 13 Мая, 2011 - 13:16:08 |
|
|
|
|
|
|
Отвечаю по порядку.
Цитата:Такие полуоткрытые двери очень часто изображались на античных саркофагах, задолго до христианства и без всякой связи с ним |
Естественно, в христианство, вернее, в христианскую жизнь перешло многое из языческого прошлого. Иначе и быть не могло - невозможно сразу перечеркнуть все, что было, - все верования, устои, привычки, бытовую культуру, наконец, - и зажить по-новому. Такую попытку уже сделали наши деды в недавнем прошлом. А кончилось чем? Как в том анекдоте: "молот-серп" - читай наоборот. Престола у нас, правда, пока нет, да и вряд ли предвидится (не заслужили!), а вот пародий на него предостаточно. Кроме того, далеко не все из "языческого" прошлого было плохо - помимо "идолопоклонства" и кровавых жертвоприношений, сохранялись еще кое-где и осколки изначального, адамова знания, хотя и искаженного порой до неузнаваемости. Тем не менее, иногда их можно вычленить. Уверена, что именно эти осколки древней истины послужили основой, на которую наложилось потом христианство, в противном случае его ни один народ его бы никогда не принял. В этой связи вспоминается совет старца Силуана одному неопытному миссионеру: находи сначала общие места, а потом проповедуй то, что отличает христианство от их верований. Мне как раз нравится находить эти общие точки, и "явь и навь" - тоже из этой серии, особенно "правь" и "жить по прави", а Ирий и Рай как место упокоение праведников тоже похожи.
Спасибо за хорошую фотографию квадратика двери из базилики Санта Сабина - теперь видно, что в руках у апостолов не венок, как мне казалось раньше, а крест в круге. Как Вы думаете, почему такой крест прозвали "кельтским"? Наверное, потому, что символ этот бытовал среди народов Северной Европы задолго до принятия христианства - в качестве календаря. И такие круги с крестами внутри и(или) с петельками с четырех сторон - в местах солнцеворота и равноденствия - присутствуют на римских и византийских мозаиках в огромном количестве, пусть даже художник не всегда понимал, что это значит (а я все-таки думаю, что понимал). То же самое относится к свастике. Еще я очень люблю трехчастную композицию - мировое древо (или Крест) с двумя птичками. Самое древнее изображение я нашла на Чертомлыкской вазе. Думаю, были варианте подревнее, может быть, Вам попадались? Я хотела бы сделать сообщение на эту тему, есть интересные мысли, но пока недостает материала.
Цитата:под Синагогой подразумевается ветхозаветное священство по праву крови, упраздняемое новозаветным священством Христа "по чину Мелхиседекову", так что реальные синагоги здесь не очень-то важны |
Я имела в виду, что реальные синагоги были в определенный период неактуальны, даже несмотря на ересь "жидовствующих", что никак не упраздняет основного смысла, на который Вы указали. Хотя мне кажется, что здесь тема не только в упразднении священства по праву крови, но и в упразднении Ветхого Завета как такового по причине заключения Завета Нового - на человеческой Крови Сына Божия, на Жертве, как и принято было заключать договор с клятвой, Роту, если вам знаком такой "языческий" термин, или "Брит", если угодно. Потому и собирает Церковь эту драгоценную Кровь, что на ней она и стоит, как и на крови мучеников, положивших жизнь за веру по примеру Спасителя.
В качестве курьеза, правда, могу только сказать, что далеко не все, как ни странно, разделяют Ваше мнение. Мне как-то много лет назад встречались некие христиане с фамилиями Коган и Лев, которые уверяли, что они имеют право руководить также и в Церкви Новозаветной, соблюдали все обряды с таким рвением и тщательностью, какие нам, грешным, и не снились, а уж как проповедовали! Правда, Лев потом ушел в оккультизм и вроде даже уехал на Тибет, а братики Коганы стали иеромонахами и даже что-то пописывают. Ну да Бог с ними...
Цитата:Сюжеты их чудесных спасений понимались как прообразы грядущего Воскресения всех христиан и подбирались на основе текста заупокойной молитвы св. Киприана Антиохийского |
Я с этим и не спорю, просто - если есть явление Марии Магдалине, то почему бы не быть и явлению Фоме? А вот молитва св. Киприана Антиохийского меня очень заинтересовала. Если Вам не трудно, не могли бы Вы привести ее полностью? Я читала про молитву св. Киприана на форуме "Сирота", но там говорилось про другую молитву, какую-то сомнительную. А эта - очень интересна!
Цитата:Как раз наоборот: для них он выглядел именно так, поскольку воспринимался как реальная святыня, обращённая Константином в мавзолей Самого Христа. Т.е. иконография того периода сохранила подлинный облик древнего объекта христианского паломничества! |
Я имела в виду совершенно иное: изображался не сам гроб, т.е. пещера с вырубленной в ней лавкой, на которую был положен Спаситель и которая была сохранена сначала внутри этой ротонды, а потом в кувуклии, окруженной Храмом Гроба Господня (Храм построен, как известно, крестоносцами - я, как видите, не против крестоносцев вообще, но не надо было им лезть в Константинополь!), а сама эта внешняя ротонда, ее окружавшая, причем это только в первые века. И даже на мозаике из Равенны между колонн виднеется крышка саркофага, которого на самом деле не было! А потом, когда Константинова ротонда была разрушена, а сам Гроб сокрыт злобными иноверцами под кучей мусора, у христианских паломников не было возможности этот Гроб лицезреть. Наверное, поэтому христиане забыли, как он выглядел, и стали изображать обычный каменный саркофаг. (Вообще это вещи общеизвестные, не вижу здесь темы для спора). Особенно курьезно выглядит печать на Гробе на фреске Феофана Критского из афонского монастыря Ставроникита:
Цитата:тип доспехов - восточный, а не западный |
Вы знаете, меня так смутила Ваша уверенность, что я обратилась к специалисту по истории Западной Европы вообще и крестовых походов в частности, а также порылась в Инете. И вот, пожалуйста, иллюстрации:
Это средневековые миниатюры, а есть еще рельефы, статуи, есть даже треугольные пестрые щиты, как раз такой формы, как на фреске. Понимаю, что здесь этим господам не место, но вот еще красавец - похоже, участник военно-исторического клуба:
Как видите, у всех рыцарей на головах кольчужный капюшон, на который сверху надевался шлем (у кого был), что мы и видим на фреске из храма Николая Прилепского (1290 г. - а Константинополь освобожден Михаилом Палеологом в 1261 г., так что память о завоевателях еще свежа). У воинов же восточных - и не только русских, но и воинов Саладина - к шлему крепилась кольчужная бармица. Так что я здесь не ошиблась.
Вот еще замечательная мозаика в романском стиле из церкви Нотр-Дам в Провансе (нач. 12 в.):
Здесь очень хорошо видно: шлем на рыцаре надет поверх кольчужного капюшона. Но еще множество интересных деталей: в правом верхнем углу - обычный Соломонов крест-узел (почему Соломонов? такие кресты рисовались еще на вазах геометрического стиля в 8 в. до Р.Х.), а вот тройной узел - это знак Одина, переосмысленный как символ Пресвятой Троицы - а, может быть, он изначала именно это и означал? Множество плетенок-наузов перекочевали с римских мозаик на византийские и даже католические. Я думаю, это не признак так называемого "двоеверия", а именно наложение, соприкосновение общих точек.
А вот мраморные (и не только) двери меня интересуют очень сильно, особенно "квадратики" на них. Здесь я тоже нашла кое-что интересное, некоторые параллели, но пока не совсем понятно, несут они какой-то смысл или нет. Обязательно прочитаю, спасибо.
А волны на римских саркофагах, действительно, могли быть чисто декоративными, так как вода у римлян изображалась по "моде" греческой - в виде крутых спиралек двух цветов, чаще всего черно-белые - тоже тема для отдельного разговора, очень интересная. В то же время такие "пологие" волны, символизировавшие воду, можно было видеть на египетских иероглифах, и даже финикийская буква М - оттуда. Так что - кто знает? Все-таки саркофаг - вещь сакральная, и на нем что попало не стали бы изображать, даже пустые, лишенные смысла узоры.
(Отредактировано автором: 19 Мая, 2011 - 01:38:29) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Мая, 2011 - 23:57:31 |
|
|
|
|
|
|
Объективности ради хочу добавить: художник действительно верно изображал то, что мог видеть (в данном случае это относится к спящим воинам у гроба) и давал волю фантазии - или следовал установившейся традиции - когда люди уже не помнили исторических реалий. В том же храме Николая Прилепского Пилат почему-то изображен в полосатом платке на голове, точно как стоящие за его спиной иудеи. Понятно, что римский наместник не мог водрузить себе на голову ничего подобного.
А вот синий хитон под красным плащом у него - действительно по моде того времени, когда писалась фреска.
Интересно, что воины, приведшие к Пилату связанного Иисуса, совсем в других доспехах - скорее, византийского типа. Но здесь, очевидно, имеется в виду иудейская храмовая стража. Тоже, разумеется, так выдлядеть не могла. Как видим, такой идиосинкразии, как стражники у гроба, эти воины у художника не вызывают. А вот те - другое дело.
(Отредактировано автором: 21 Мая, 2011 - 17:32:54) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Мая, 2011 - 14:12:18 |
|
|
|
|
|
|
Теперь иллюстрация к евангельскому чтению прошлого воскресенья. Она будет одна, но какая!
Похоже, художник Раваницы полагал, что Христос исцеляет слепого посредством выцарапывания глаз из орбит и, может быть, потом поставит новые.
И это далеко не единственная византийская фреска, способная вызвать улыбку. Примеров таких множество. Пользуясь праздничным пасхальным временем, я приведу несколько примеров подобного рода.
Мы уже обсуждали фреску из Зрзе, где крылатый человек - символ евангелиста Матфея - вылезает из-под коврика. А вот евангелист Лука из собора Протата как заправский писарь с пером за ухом, качает ногой и вот-вот у него слетит тапок типа шлепанцы.
А Царь-Космос сидит в позе лотоса - не иначе, как медитирует:
(Отредактировано автором: 21 Мая, 2011 - 17:34:15) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Мая, 2011 - 21:55:46 |
|
|
|
|
|
|
Собор Протата просто кладезь забавных изображений. Казалось бы - такая драматичная сцена: арест Христа в Гефсиманском саду. И здесь в углу Петр методично отрезает ухо рабу по имени Малх (как это вообще возможно - чтобы раб носил имя Царь? Совершеннейший абсурд - такой же, как схватить и связать Создателя мира, а потом Его же и казнить).
(Отредактировано автором: 21 Мая, 2011 - 14:02:22) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Мая, 2011 - 00:02:52 |
|
|
|
|
|
|
При этом некая женщина держится рукой за нимб Христа; если это свечение вокруг головы, то это как же такое возможно?
(Отредактировано автором: 21 Мая, 2011 - 14:01:44) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Мая, 2011 - 13:58:24 |
|
|
|