|
|
|
|
|
|
|
Ромбы на плащанице Лазаря в церкви св. Стефана в Кастории (12 в.) образованы перекрещивающимися лентиями, которые снимает зажимающий нос рукой молодой человек (в красном он или нет – не знаю, фотография черно-белая, другой у меня, к сожалению, нет, хотя показывать живопись в таком виде, конечно, преступление). Внутри ромбов – маленькие годовые кружочки, которые здесь в таком множестве, что именно это множество их можно понять как символ жизни вечной. Вполне уместно в данном случае. За спиной Христа два апостола – точно Петр и молодой апостол – Иоанн или Фома?
Похоже, наносить символические узоры на саван воскрешаемого Лазаря стало принято еще в 12 веке.
(Отредактировано автором: 07 Апреля, 2012 - 02:19:57) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Апреля, 2012 - 19:50:13 |
|
|
|
|
|
|
Но что это за рисунок на саване Лазаря в церкви Богородицы Форбиотиссы (Асину, Кипр, 12 в.)? Как будто ночное небо, но в негативе – фон белый, а звезды черные. А может быть, это те же «глазки»-ангелы, как в скальных храмах Каппадокии?
Интересно здесь и соотношение цветов одежд на действующих лицах: припавшая к ногам Учителя Мария и одета в покрывало такого же цвета, как гиматий Христа – коричневый; Марфа же, которая взирает на чудо, одета в красное – так же, как вифанские иудеи, и этим показано, что она как бы мысленно пребывает с ними, а не с Учителем и не с сестрой.
(Отредактировано автором: 07 Апреля, 2012 - 02:23:09) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Апреля, 2012 - 00:23:11 |
|
|
|
|
|
|
Звездочки на фреске в церкви св. Пантелеймона в Нерези – не черные, а темно-красные, и лентия, повязанные в виде ромбов, – как в Кастории. Цвета одежд Марфы и Марии опять символические: темно-красный, земной у Марфы (она, как и на предыдущей иконе, оборачивается назад – и поза эта очень уж напоминает жену Лота) и – хотя и не синий, но – зеленый у Марии; это цвет надежды, цвет зеленой весенней травки и березовых листьев на Троицу, цвет Софии.
А вот лицо Лазаря, немного (не так сильно, как в Яблочной) подверженное тлению, на этой фреске и на двух последующих – как будто писано с одной и той же модели.
Церковь св. Георгия в Курбиново (Македония, 1190).
Печ, церковь св. Апостолов (1260).
На этой фреске очень странно изображена гробница Лазаря: это и пещера с темным углублением, и римский склеп (около него стоят иудеи), как будто пришедший сюда из римских катакомб, да еще и каменный саркофаг, в котором воскрешаемый сидит – но еще не встал, т.е. находится в процессе возвращения к жизни.
В таком же каменном саркофаге сидит Лазарь и на фреске в церкви св. Афанасия в Кастории (1383). То есть, сидит ли Лазарь или стоит – зависит от желания художника показать – свершилось ли уже чудо воскрешения или мы являемся свидетелями его свершения, пока еще процесса, а не результата.
Так же сидит в гробу Лазарь на фреске в кафоликоне афонского монастыря Ватопед, хотя и пещера с черным провалом здесь имеется. (Здесь чувствуется рука кого-то из учеников Мануила Панселина):
Здесь есть две интересные детали, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, это белая птица на ветке дерева рядом с горкой-гробницей - душа Лазаря возвращается в тело… И, во-вторых, некое здание на заднем плане. Статуя на крыше указывает на то, что это языческий храм. Но что за люди внутри? Иудеи, ведущие совет о том, как бы им погубить Спасителя-Мессию, а заодно и Лазаря убить? Но они не могут это делать в храме со статуями! Может быть, художник хотел таким парадоксальным образом показать смычку вождей израильских с римскими оккупационными властями в деле богоубийства?
Как видим, каждое изображение «Воскрешения Лазаря» дает какие-то интересные детали и вместе с ними – дополнительные смыслы к восприятию евангельского рассказа.
(Отредактировано автором: 07 Апреля, 2012 - 10:31:10) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Апреля, 2012 - 10:12:17 |
|
|
|
|
|
|
Фреска в Дечанах подает рассказ довольно развернуто и подробно: слева Марфа и Мария встречают Иисуса и рассказывают Ему о своей беде, справа представлено чудо воскрешения во всех подробностях.
Но в данном случае меня интересуют свисающие вниз цепи с кружочками. Не являются ли они копией тех цепей со светильниками, что свисали когда-то с купола Великой Церкви? О них писал А.М.Лидов в связи с темой вращающихся дисков. Вероятно, эти цепи с металлическими дисками были устроены так, что эти диски, как зеркала, давали отблеск от солнечного света из окон во время утреннего богослужения и от светильников – во время вечернего, и блистали, как звезды, таким образом, весь храм был наполнен светом. И здесь, в Дечанах, эти диски на цепях имеют концентрические круги на поверхности. Но, чтобы действовать, как задумано, они должны быть очень тщательно отполированы, а здесь, похоже, потемнели от времени.
(Отредактировано автором: 07 Апреля, 2012 - 13:46:02) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Апреля, 2012 - 13:40:37 |
|
|
|
|
|
|
Фреска «Воскрешение Лазаря» в церкви Богородицы Одигитрии в Пече очень похожа на дечанскую, разве что не такая развернутая. Фигура Лазаря точно такая же – с черными полосками не лентиях. Но еще более эмоционально реагируют на событие собравшиеся зрители – одного человека, снимающего с Лазаря повязки, кажется, сейчас стошнит...
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Апреля, 2012 - 15:58:07 |
|
|
|
|
|
|
Мозаик на данный сюжет сохранилось очень мало. И две из них – в Сицилии, в Палермо.
Базилика Монреале, 12 в. Мозаика очень хорошего качества исполнена приглашенными из Византии мастерами. (К сожалению, приличного качества фотография у меня – только фрагмента с Лазарем, а целая – вот такая, косая и тусклая).
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Апреля, 2012 - 16:07:47 |
|
|
|
|
|
|
Ее же фрагмент с Лазарем.
Интересно, что горка-пещера здесь украшена римским порталом, а в качестве двери – крышка мраморного гроба. Но Марфа и Мария как-то нелогично поменялись одеждами: на Марфе синее одеяние, на Марии – темно-красное. Но в целом мозаика очень добротная.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 07 Апреля, 2012 - 16:11:12) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Апреля, 2012 - 16:09:01 |
|
|
|
|
|
|
Так же, как и мозаика в Палатинской капелле там же, в Палермо. Но если в Монреале надпись исполнена на латыни, но здесь – на греческом. Рядом с Петром позади Христа изображены оба молодых апостола – и Фома, и Иоанн. И снова юноша в красном в центре композиции…
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 07 Апреля, 2012 - 16:15:05) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Апреля, 2012 - 16:12:41 |
|
|
|
|
|
|
Теперь обратимся к деревянным иконам Воскрешения Лазаря – сначала византийским, потом русским, коих сохранилось не так уж мало.
Это, прежде всего, икона 12 века на красном фоне (из Афинского музея). Вообще красный фон как-то очень сильно воздействует своей огненной энергетикой. Так же и здесь, кажется, действие происходит в зареве пожара – вероятно, художник хотел здесь передать вспышку божественной силы, и это ему удалось.
Вот две фотографии – не знаю, на которой из них цветопередача более адекватна оригиналу. Лучше выглядит вторая, но она, к сожалению, зачем-то обрезана.
Другая фотография той же иконы (кто знает, подскажите, какой вариант вернее!).
Очень хорош здесь Лазарь: погребальные ленты на нем спутаны, как будто испачканы разлагающимся телом, но живое лицо и ясный уже взгляд устремлен на Спасителя.
Византийская икона начала 15 в. В очень тщательно прописанных многочисленных деталях тонут основные богословские мысли. Это напоминает наш 17 век, особенно вторую половину – после раскола.
Говоря о русских иконах Воскрешения Лазаря, особый акцент мы сделаем на иконе рублевской – из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле (ок. 1405 г., т.е. самое начало 15 в.), которая стоит особняком от всех остальных сохранившихся икон этого сюжета.
Но сначала посмотрим на иконы, написанные до Рублева, которые он мог видеть. Это, прежде всего, иконы новгородской школы, например, вот эта прекрасная икона 14 в.
Икона вполне традиционная, за исключением некоторых деталей. Это, во-первых, Мария на переднем плане, прямо-то распростершаяся на земле. Она здесь одета в алый мафорий, и это яркое пятно на переднем плане сразу бросается в глаза. Так же приковывает внимание фигура Лазаря в белом саване, ярко выделяющаяся на черном фоне пещеры – зияющего провала в адскую бездну, в преисподняя земли, из которой только что вышел воскрешенный. Да, здесь он вполне ожил – никто не зажимает нос, смрад от разлагающейся плоти остался где-то далеко, за пределами того, что уже совершилось. И, тем не менее, фигура Лазаря как будто качается – центр тяжести смещен вперед, но это не поклон Спасителю, а именно неустойчивое равновесие, как будто тело еще не обрело земной вес. Ступни Лазаря скрыты внутри деревянного гроба, и точкой опоры оказывается срезанный острый угол.
Не знаю, сами ли новгородцы измыслили такой трепетный образ Лазаря, или на них оказали влияние прибывшие с Балкан художники. Нечто подобное мы найдем на фреске в церкви Николая Прилепского, где Лазарь вообще как будто «повис» в воздухе.
Но вернемся к новгородской иконе. Иудеи на ней представлены юношей, который собирается развязывать пелены, но пока только всплеснул от изумления руками, а также традиционной фигурой в красном в центре композиции – здесь это старец с окладистой бородой и без обычной иудейской повязки на голове. В красное одеты также два молодых апостола по обе стороны Петра – Иоанн и Фома.
Эта икона необычной своей чертой – отсутствием персонажей, зажимающих нос от смрада – уже подводит нас к творению инока Андрея.
Как и фреска в церкви Успения на Волотовом поле, которую тоже мог видеть Рублев и почерпнуть в ней еще одну важную мысль.
Апостолы стоят по обе стороны Христа и составляют с Ним компактную группу, противостоящую иудеям, которым до Христа нет дела – они все обращены к крепко стоящему на ногах Лазарю, прямо-то тянут к нему шеи, один из них зажимает нос рукавом.
Но апостол Петр в центре композиции носа не зажимает, а прижимает руку, спрятанную под плащом, к устам – этот жест можно понять и как знак изумления, и благоговения, и внимания к тому, что делает Учитель, к которому он обращен лицом.
Итак, некоторые необычные черты в иконографии «Воскрешения Лазаря» уже намечены. И, тем не менее, икона преподобного Андрея оказалась настолько новаторской, что не была воспринята ни современниками, ни потомками иконописца, которые к тому же в 17 веке не просто «поновили», а записали икону, полностью сокрыв ее от глаз молящихся. И только совсем недавно искусствовед В.А.Плугин раскрыл нам глаза на философско-богословский смысл этого шедевра преподобного Андрея («Мировоззрение Андрея Рублева, 1974 г., изд-во Московского Университета). Похоже, однако, что и открытие Плугина не нашло понимания среди искусствоведов (помнится, много лет назад пришлось беседовать об этой книге с В.Н.Сергеевым, автором только что вышедшей тогда и нашумевшей книги об Андрее Рублеве, вышедшей в серии ЖЗЛ, к моему величайшему удивлению он почему-то с выводами своего коллеги не согласился…).
Известно, что в великокняжеской Благовещенской церкви после 1405 года был пожар, в результате которого иконостас работы Феофана Грека, инока Андрея Рублева и Прохора с Городца должен был сгореть дотла. Спасти его могло только чудо. И, похоже, чудо это случилось. В противном случае нам придется признать, что в это время на Руси был еще один гениальный иконописец, имя которого осталось нам неизвестным.
Итак, преподобный Андрей, только что принявший постриг, но достаточно опытный к тому времени художник, должен был, как и все, писать иконы в пределах установившегося византийского канона. Что он и сделал, произведя небольшие перестановки и добавив от себя очень мелкие детали, на первый взгляд даже и малозаметные.
В результате смысловые акценты оказались полностью смещены. Компактные группы апостолов и иудеев под рукой Рублева поменялись местами: иудеи оказались за спиной Спасителя, а апостолы – перед Ним, в центре композиции, вся группа Христа с апостолами оказалась вписанной в яйцо, причем один «бочок» этого яйца – пасхальный красный. Это алое пятно в центре иконы – гиматий апостола Иоанна, который стоит, внимательно взирая на Учителя и прижав правую руку – не к носу, нет! (на трупные запахи на иконе Рублева нет и намека!) – а к устам (подобно апостолу Петру в Волотово). Поместив в центр композиции апостолов, художник заставляет зрителя смотреть на события глазами апостолов, а не иудеев. И что же мы видим? Черного провала адской бездны за спиной воскрешенного как бы и вовсе нет – или ее полностью заслоняет мягкий божественный свет, в который Христос одел Лазаря, как в ризу, уподобив воскрешенного первозданному Адаму, одетого в световую ризу, утраченную им в грехопадении, тем самым показуя нам, КАКИМИ должны восстать из мертвых все люди в конце времен. Интересно, что воскрешенный Лазарь имеет еще и нимб вокруг главы, тогда как у апостолов нимбов нет. До Рублева существовало два варианта изображений апостолов на иконах «Воскрешение Лазаря» – с нимбами и без оных, и Рублев избрал именно этот вариант, показывая, что апостолы еще находятся на пути к святости, они еще не получили Духа Святаго в день Пятидесятницы, Лазарь же воскрешенный – уже свят, ибо таковым его счел божественный Учитель. И Лазарь стоит перед Ним твердо, не качаясь, но склонив голову в благоговении и сложив руки на груди, как перед причастием. Вся икона пронизана золотистым фаворским светом, и лишь невдалеке зияют рядом два черных проема – в городских воротах недалекого от Вифании Иерусалима, куда направится Христос на следующий день – на страдания и смерть. Поместив апостолов в центр, да еще и выделив их группу вот этим ярким красным пятном, художник указывает, что чудо совершено Христом не столько для уверения иудеев, сколько для них, учеников, чтобы они «не соблазнились о Нем» в эти страшные дни.
Символика одежд также может кое-что сказать внимательному зрителю. За спиной Христа стоит группа иудеев. На переднем плане – двое в головных повязках, из чего мы можем заключить, что это фарисеи. Но какие фарисеи? Едва ли это враждебные Христу «вожди народа иудейского», т.к. они одеты в цвета Самого Христа и апостолов. Скорее всего, это благообразный Иосиф Аримафейский и Никодим – тайные ученики Его. Впрочем, одним из них может быть и Симон-фарисей, житель Вифании, в доме которого будет в скором времени вечерять Иисус (и там же возлиет на Него миро и отрет своими волосами Мария – опять же непонятно, какая Мария –Магдалина или же вот эта, сестра Лазаря, или это одно и то же лицо?).
Поменял местами инок Андрей и сестер: на переднем плане здесь «помышляющая о земном» Марфа, одетая в красное, как апостол Иоанн, и как бы продолжающая его фигуру, из чего становится ясно, что и она находится еще на пути к святости; Мария же, припавшая к ногам Иисуса и одетая в Его цвет (в данном случае – зеленый, цвет Св. Духа), сливается с Учителем, оказываясь как бы продолжением Его фигуры.
Никаких резких движений нет на иконе, никакой ажитации, никаких натуралистических подробностей, никаких враждебных лиц (если они и есть, то закрыты Иосифом и Никодимом). Лишь тихий, струящийся волнами свет, бросающий отблески на горки-«лещадки», которые смотрятся как лесенки со ступеньками, ведущими в небеса, к небесному Иерусалиму, оставляя внизу Иерусалим земной…
В.А.Плугин утверждает, что современники в большинстве своем не сумели понять и оценить по достоинству икону преподобного Андрея. И действительно, среди более поздних икон «Воскрешения Лазаря» (из тех, что сохранились до наших дней, разумеется) нет ни одной, которая хотя бы дотянулась бы до уровня рублевской, не говоря уже о том, что ее превзойти по уровню богословско-философского осмысления сюжета. Художники скопировали лишь одно нововведение Рублева – группу апостолов в центре композиции. Все остальные детали остались без изменений или искажены до такой степени, что мысли преподобного в них уже не узнать.
(Отредактировано автором: 07 Апреля, 2012 - 18:54:58) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Апреля, 2012 - 18:36:37 |
|
|
|
|
|
|
Вот превосходная икона из иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря, в которой сочетаются черты новгородского стиля («качающийся» Лазарь на фоне чернеющей адской бездны) с чертами иконы Рублева: апостолы помещены в центр, однако, Иоанн в темно-красном в центре композиции зажимает нос платком, а поменявшиеся местами Марфа и Мария одеты в мафории совсем других цветов - и смыслы, которые вкладывал Андрей Рублев, потеряны.
А автор столь же прекрасной иконы конца 15 в. из иконостаса церкви Успения на Волотовом поле точно повторяет византийские образцы – иконы Рублева он, скорее всего, не видел.
И закончить разговор об иконографии праздника Воскрешения Лазаря я бы хотела очень необычной фреской. Нет, в смысле композиции она совершенно традиционна – и черный проем пещеры на месте, и апостолы за спиной Учителя, и сестры размещены, как обычно. Однако, мастера (Михаил и Евтихий, расписывавшие церковь Богородицы Перивлепты в Охриде, 1294) расположили эту композицию так, что она производит колоссальное впечатление.
Во-первых, Христа и Лазаря они написали по обе стороны от оконного проема, живой свет из которого, таким образом, производит тот же эффект сияния божественных энергий, что и на иконе Андрея Рублева. Кроме того, непосредственно под этой композицией они разместили «Оплакивание Христа».
И такой контраст просто потрясает: казалось бы, только что воскресивший Четверодневного Лазаря Христос, Владыка над жизнью и смертью, Сам лежит на земле бездыханный, и над ним рыдают любящие Его – Мать, те же Мария и Марфа, Мария Магдалина и с ними множество женщин, которые буквально через три дня получал наименование "мироносиц", а из апостолов один только верный Иоанн, а также тайные ученики Его – фарисеи Иосиф и Никодим. Вместе с людьми на земле плачут на небесах ангелы. Но струящийся из окна сверху свет дарит надежду – скоро появится дневное светило, и вместе с ним восстанет из мертвых Солнце Правды…
(Отредактировано автором: 08 Апреля, 2012 - 10:28:24) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Апреля, 2012 - 21:10:22 |
|
|
|