С праздником, уважаемые коллеги! Не получилось, к сожалению, закончить "Вознесение" в срок. Но теперь уже до будущего года. Но вот снова Троица. Еле-еле успела сделать очерк для "Катехона":
http://katehon.com/ru/article/ikonografiya-troicy-vizantiyskaya-i-russkaya
Текст написан на основе того, что был уже выложен на форуме, но с большими новыми вставками, довольно интересными, как мне кажется.
Но, как всегда, в догонку пришли еще мысли. И еще фотографии, которые не вошли в текст.
Рублевский «голубец», конечно, никакого отношения к василькам на русских полях, как писали советские искусствоведы (впрочем, спасибо им просто за то, что хоть что-то писали и хоть как-то нас, полных профанов, просвещали) не имеет. И вообще никакого аналога в природе не имеет. Это – доказательство святости, преподобия автора иконы, который – совершенно точно – умным зрением созерцал этот цвет как один из вариантов божественного света. Мы знаем, что кому-то божественный свет является как белый, кому-то – как золотой, кому-то, как, например, св. Иоанну Богослову, Бог показал Свой нетварный свет во всем радужном спектре, а преп. Симеон Новый Богослов писал именно о синем, «сапфировом» сиянии. Похоже, что и преподобному иноку Андрею Бог являлся именно в этом цвете, и он сумел показать его и нам, грешным – насколько возможно, разумеется. Интересно, что о видении сапфирового света писала также католическая святая Хильдегарда, что, может быть, говорит в пользу подлинности ее видений. Так или иначе, цвет этот также не имеет аналогов и русской иконописи. Пожалуй, любовь к голубому цвету продемонстрировал только Дионисий во фресках Ферапонтова, но оттенок у него другой – скорее, бирюзовый. Но мы не можем судить: то ли ему свет являлся в такой вот бирюзе, то ли он позаимствовал рублевский «голубец», уже в некоторой степени искаженный потемневшей олифой.
Во всяком случае, цвета на мироточивой иконе в нашем храме – копии с рублевской «Троицы» – искажены довольно сильно. А когда она была написана – Бог весть. Но не думаю, что давно.
Неудачная, конечно, фотография – с книги о нашем храме, вероятно. А жаль, потому что современный художник проявил творческий подход и расписал стены очень неординарно. В большой люнете трапезной представлен Спас Нерукотворный на убрусе, несомом Архангелами Михаилом и Гавриилом, на фоне небесного града Иерусалима, который написан в технике гризайля (кажется, так это называется) – и получилось некое подобие града небесного, как бы зеркально отраженного в граде земном. А на восточной стене, над иконостасом – еще интереснее: четыре евангелиста на фоне другого небесного видения – среди облаков небесных высятся разрушенные наши церкви, вернее, разрушенные на земле и ушедшие на небеса, а вместе обе композиции – некое видение райское, по словам Спасителя «в дому Отца Моего обители многи суть».
* * *
И еще одна фотография в тему, которая тоже попалась мне слишком поздно. Рублевская «Троица» в иконостасе храма Св.Софии в Охриде. Приятно все-таки. На протяжении веков влияние было односторонним, а теперь вот так.
Кажется, деисусный Иоанн Креститель - копия с иконы в музее Андрея Рублева. Тоже приятно.
(Отредактировано автором: 19 Июня, 2016 - 16:47:04) |