Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская нумизматика » Византийские евлогии и другие­ паломнические реликвии [Страниц (4): « 1 2 3 [4] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



chalkites

Здравствуйте!

Извините за долгое молчание.

Диски были от 7 до 10 см в диаметре.
Изображения... Кажется, был всадник с нимбом, были фигуры врост.
Извините, видел их мельком - все время работы в музее (ок. 3 лет) толком не смог поработать в фондах.
Долго ждал разрешений археологов, а потом, уже поступив в фонды, завяз в сверке. Только и мелькали перед глазами неизданные вещи.
Очень жаль материалы Е.В. Веймарна и М.Я. Чорефа.

Кстати, в том же музее хранится клад херсоно-византийских монет, переданный из Севастополя. Там были такие интересные тонкие фоллисы Романа II...
Но я их только СЧИТАЛ!

Успел разобрать восточные монеты и кое-что издал.
Но это - иголка в стоге сена.

В общем, одно расстройство.

С Уважением,
М.Чореф


(Отредактировано автором: 19 Февраля, 2011 - 17:23:00)

-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 19 Февраля, 2011 - 17:17:29
Марина


Проэдр


Очень заинтересовали эти донышки от стеклянных сосудов. К сожалению, обрезана экспликация. Более всех непонятна первая: Christ and four bu... Что значит это "bu"? Что-то вроде "burial"? Но что? То есть, что значат эти четыре фигуры во втором квадрате - это явно не евангелисты и не ангелы. Какой это век? Где находится Келат Семан, где эти донышки найдены? И еще: если такие донышки найдены в большом количестве в катакомбах, то неужели не найдено ни одного целого сосуда с таким замечательным донышком? У меня есть несколько фотографий таких донышек из катакомб и ни одного целого сосуда. Неужели их, прежде, чем положить в могилу, разбивали?

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Июня, 2011 - 02:07:02
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Марина
Christ and four busts, это апостолы, скорее всего.

Всего записей: 2323 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 26 Июня, 2011 - 23:00:47
Марина


Проэдр


byzantofil
Спасибо. Ну, а остальные-то вопросы? На самом деле интересно.

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Августа, 2011 - 00:31:54
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Это донца от стеклянных ампул очень раннего времени - 3-4 вв., и происходят они из римских катакомб. К сирийскому Калат Семану и его евлогиям отношения не имеют, а сами по себе чрезвычайно интересны как одно из первых проявлений складывающейся христианской культуры. В музеях Ватикана их выставлено великое множество, я там отснял несколько десятков, тех, что были удобно разложены. Пишут, что их вмуровывали в обмазку локул и заполняли иногда вином, благовониями или даже кровью (вероятнее всего, животных, правда, мотивация в этом случае мне не понятна). Находки целых очень редки, поскольку подавляющее большинство погребений из катакомб давно исчезло.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 12 Августа, 2011 - 10:43:03
Марина


Проэдр


chalkites
А Вы не могли бы выложить хотя бы часть их? Мне они очень нравятся. Буду Вам очень благодарна.

И еще один вопрос к Вам: на самых первых из выложенных Вами ампул и на металлической пластинке из Ялты есть изображения Распятия - насколько я поняла, одни из самых ранних. Двое разбойников по бокам - прибиты к горизонтальной рейке креста или привязаны к вертикальному столбу. Это понятно. Но вместо распятого Христа - крест в виде Древа жизни или нечто подобное, а портрет Христа (оплечный) - над ним. Не есть ли это влияние докетизма или чего-то подобного? Как Вы думаете?

(Отредактировано автором: 15 Августа, 2011 - 18:27:21)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Августа, 2011 - 20:57:17
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Донцев этих действительно очень много, я выбрал почти что наугад несколько примеров. Не знаю, то ли это, что Вы ожидали.

Прикреплена картинка:
att-4e56a3190607d1908.jpg

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 25 Августа, 2011 - 23:31:37
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Следующее донце

Прикреплена картинка:
att-4e56a3f8b20381947.jpg

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 25 Августа, 2011 - 23:35:20
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


И последняя


(Добавление)
Марина
Что же касается особенности ранних иконографий Распятия (примеры которых, кстати, встречаются и на саркофагах 4 в.), то мне сложно видеть в них отражение докетических взглядов, хотя определённое созвучие идеям докетов уловить можно. Не исключено, что это своего рода побочный эффект, возникший из желаний противопоставить спасительную и жизнедательную смерть Господа на кресте кончине распятых вместе с Ним разбойников. Непосредственный же источник подобных иконографий мне видится в образах военно-императорской тематики, востребованных благодаря сформировавшимся в 4-5 вв. представлениям о Его кресте как Трофее победы над смертью, триумфальном Штандарте, воздвигнутом на Голгофе. Лик или полуфигура Христа на нём была сродни императорскому портрету на войсковом штандарте. Ближайшую параллель такой конструкции можно увидеть в лабаруме Константина, где лик Господа был заменён хризмой. Как известно, иконография императорских триумфальных культов неоднократно привлекалась в ранний (и не только ранний) период при выработки собственно христианских иконографических формул.
Прикреплена картинка:
att-4e56a4901956d1916.jpg

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 25 Августа, 2011 - 23:37:52
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Нашёл у себя ещё интересный памятник, из Византийского музея в Фессалонике.

Прикреплена картинка:
att-4e58057089478_851.jpg


(Отредактировано автором: 27 Августа, 2011 - 00:43:47)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 27 Августа, 2011 - 00:43:28
Марина


Проэдр


chalkites

Огромное спасибо за фотографии и за комментарий тоже. Но, честно
говоря, хотелось бы еще. Ведь это уникальные живые свидетельства тех времен. Может быть, их касались руки мучеников и их близких, которые их погребали. Здесь колоссальная ценность даже не только историческая или художественная, а чисто человеческая, если угодно. Если Вам не трудно, выложите, пожалуйста, еще. И если можно, покрупнее, чтобы можно было разглядеть детали.

И еще вопрос по последнему памятнику. Что это такое - медальон, ампула, еще что-то? И что именно изображено: распятие с предстоящими такого же типа, о котором мы говорили? Верхняя часть утрачена и непонятно, что там было - оплечное изображение Христа или из креста произрастает нечто вроде кроны дерева? Вообще памятник очень интересный.

И нет ли у Вас цветных фотографий донышек, которые Кондаков дал в своей книге об иконографии Божией Матери в виде ч.б. фотографий или пророисовок. Особенно интересуют меня донышки с Марией с птичками. И вот на донышке надпись "МАRА" - это ошибка или вариант произношения?



Вообще такие памятники свидетельствуют об очень раннем, практически изначальном почитании Богоматери.

(Отредактировано автором: 29 Августа, 2011 - 17:20:03)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Августа, 2011 - 02:20:37
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Марина
Пластинка с Распятием оказалась каменной формой для оттиска евлогий, скорее всего, в глине с последующим обжигом (я уже потом рассмотрел, что картинка в зеркале, поэтому показываю ещё раз, в перевёрнутом/естественном виде). Кстати, при этом хорошо читается [ЕВЛ]ОГIA в верхнем правом углу, как на ампулах Св. Земли и Симеона Дивногорца. Теперь хорошо видно, что образ Христа на кресте выглядит как нормативный IMAGO CLIPEATA.


(Добавление)
Марина
Что же касается донышек с Богородицей (Марией),то я просмотрел весь свой архив, но подобных тем, что публиковал Кондаков, не обнаружил. Вряд ли я мог их пропустить, будь они в экспозиции ватиканских музеев. Есть изображения Орантов, но нигде их не сопровождает подпись MARIA. Напомните, а что пишет о происхождении и местопребывании этих донышек сам Кондаков?

Прикреплена картинка:
att-4e5fd86d9df346850.jpg


(Отредактировано автором: 01 Сентября, 2011 - 23:21:54)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 01 Сентября, 2011 - 23:09:33
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Вот примеры таких донышек с Орантами

Прикреплена картинка:
att-4e5fdb382e3f51904.jpg

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 01 Сентября, 2011 - 23:21:28
Марина


Проэдр


Вот глава (практически целиком) о донышках из книги Кондакова:

Среди множества стеклянных донышек с ажурными рисунками на листовом, залитом стеклом, золоте, находимых в римских (по преимуществу; также в Далмации, Кельне) катакомбах, несколько изображений Божией Матери Оранты. Сосуды, от которых уцелели или намеренно сбережены были и оставлены эти донышки, относятся к разряду небольших чашек и бокалов, употреблявшихся древними христианами в братских вечерях, на поминках святых мучеников и родных, на свадьбах и пр. Рисунки представляют библейские и евангельские сюжеты, Доброго Пастыря, верховных апостолов, святых, брачующихся и т. д.; легко понять, почему также для рисунков избирались образы св. Агнии.

Наиболее замечательный образец чаши с образом Божией Матери Оранты дается экземпляром (рис. 55 и 56) христианского музея в Ватикане (неизвестного местонахождения). Мария стоит среди двух пальм (Палестина), простерши молитвенно (по условиям рисунка в кругу) обе руки. По сторонам ее головы в поле два свитка священного Писания и выше надписание имени Mara (древняя восточная форма имени «Мария», встречающаяся в римских и александрийских катакомбах). Одежда Марии состоит из длинного хитона замужней жены, покрывающего ступни, поверх которого надета еще короткая, вероятно, шерстяная и другого цветa, туника; эта туника подпоясана и снабжена по подолу, выше колен, фестончатой каймой; костюм напоминает двойной хитон античной древности. Наконец, на плечи сзади слегка накинута и затем через обе руки, окутывая их, переброшена и свешивается двумя концами длинная, тонкая, и, очевидно, из легкого шелка шаль. Волосы Марии, мелко штрихованные, напереди ничем не покрыты, и сложены в шиньон назади; в ушах крупные жемчужные серьги. Стало быть, Мария представлена здесь как дева знатной фамилии, вроде св. Агнии. Голова заключена в нимб.

Следующее (рис. 57) донышко найдено было в катакомбах св. Агнии (Острианской), около могилы, и хотя относится к тому же времени, как и предыдущее, т. е. к началу IV века, однако развивает тему изображения при помощи обстановки. Мария, юная дева, облаченная в широкую далматику, с каймой по подолу, стоит здесь среди двух деревьев, слегка приподняв молитвенно руки. Голова еще не заключена в нимб, как и на всех ниже-следующих изображениях. Но сзади Марии, в перспективе, представлены две колонки, с двумя сидящими на них птицами, — несомненно, образ храма, среди которого пребывает Дева. Наверху читается имя Maria.

Подобное же развитие темы дается двумя донышками с изображением Божией Матери Оранты среди обоих верховных апостолов: рисунки эти должны относиться ко времени не ранее середины IV века, когда тема представления глав Христовой церкви стала в искусстве насущной, со времени ее признания и борьбы ее с язычеством. Но манера изображения на сосудах разная и, очевидно, еще не установилась. На одном донышке (помещение оригинала неизвестно) мы находим рисунок тонкой и мастерской работы (рис. 58 и 59): Дева Мария стоит, простирая руки, среди двух юных апостолов, облаченных в тогу и указывающих пальцем правой руки влево и наверх: очевидно, эта группа вынута из древнего перевода «Вознесения Господа», исполненного для камеи или образка. По сторонам Марии два свитка и по кругу имена.

Второй экземпляр того же рисунка находится на донышке большой стеклянной чашки в музее Пропаганды в Риме (Museum Borgianum), найденной в римских катакомбах (рис. 60). Рисунок дает иные типы и облачения, исполнен грубо, но характерно: апостолы держат обеими руками свитки; Мария высоко подняла руки и облачена в далматику и мафорий или покрывало, спускающееся до колен и закрывающее голову; те же надписи, только апостол Петр стоит по правую руку от Божией Матери. Именно этот образ Божией Матери в покрывале можно было бы сравнить с изображением двух церквей в мозаике базилики св. Сабины в Риме. Но юные образы верховных апостолов здесь совершенно чужды обычных для них в IV веке типов, и потому было бы историческим скачком пытаться видеть в образе Божией Матери намек на идею христианской церкви.

Насколько, затем, все подобные темы украшений, хотя бы и священными, сюжетами просты, непритязательны и чужды натянутого символизма, показывает рисунок одновременного и одностильного донышка (рис. 61), дающий две фигуры Орант — Марии и св. Агнии (надписи: Anne Marа): две девы, в том же одеянии, но без покрывал и простоволосые, представлены с воздетыми руками. В музее Болоньи (рис. 62) есть донышко, на котором обе святые девы (надписи: Agnes Maria) представлены по колено, в тех же одеяниях, но с покрывалом на голове Марии и с концами шали на плечах. Обе фигуры повернуты лицами друг к другу, и, видимо, рисовальщик не имел в своем иконографическом запасе иных образцов, кроме обычных портретных рисунков на свадебных и поздравительных чашах, и работал в круге простейших понятий.

Если мы, в заключение этого обзора изображения Божией Матери Оранты, попробуем сопоставить эти образы хотя бы с типами римских весталок или сохранившимися от языческой древности статуями молящихся (точнее, в положении адорации, чем собственно орант), то различие и, главное, самостоятельность грубо реальных образов христианства (рис. 63) представится сама собою. К сожалению, полное научное сопоставление типов в данном случае потребовало бы всестороннего разбора их по времени и стилю, а равно сличения с подобными же декоративными и мифологическими типами, что не входит в нашу задачу.

Золотые стеклянные донышки с образом Девы Марии «Оранты» не только соединены с образом св. Агнии, но и находимы были определенно в катакомбах близ ее храма. Эту часть римских катакомб принято считать, с известной долей вероятия, «одним из константиновских пунктов» в Риме, между прочим, потому, что именно в «константиновскую эпоху» была воздвигнута в память св. Агнии (†304–5) базилика. Однако, из этого обстоятельства нельзя еще делать выводы, к которым, согласно предвзятым шаблонам, приходит, например, обозреватель «золоченых» донышек Вопель. Если почитание Агнии в Риме началось еще в IV веке, и если значительное число изображений на донышках посвящено именно ей, и если образы Марии являются вместе с изображением св. Агнии в качестве «спутников». то все это должно быть отнесено именно к данному местному почитанию. Образ св. Агнии в данном случае, конечно, будет как бы на первом месте, но отношение Марии к Агнии будет то же, что апп. Петра и Павла, изображавшихся также по сторонам Агнии: рисовальщик помещал их рядом с Агнией, как образы высшие, освящающие почитание Агнии, а для этого не нужно было, чтобы в Риме были «праздники имени Марии» в IV веке. Жены и девы, несшие на праздник Агнии чашу с изображениями ее и Марии, были, вероятно, в «чине вдов», или «дев», или «диаконисс» и следовали общим религиозным понятиям. Золоченые донышки вообще относятся именно к IV и V векам, редки в III и также в VI в., а донышки с образами Марии относятся, судя по стилю, скорее всего, ко второй половине IV века и только в виде исключения к началу V века.

И вот еще донышки из книги Кондакова:






(Отредактировано автором: 02 Сентября, 2011 - 17:21:29)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 02 Сентября, 2011 - 17:13:10
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская нумизматика » Византийские евлогии и другие­ паломнические реликвии [Страниц (4): « 1 2 3 [4] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0102 ]   [ Gzip выкл. ]