|
|
|
|
|
|
|
То, о чем пойдет речь ниже относится не только к серебру VII-VIII веков, но и к производству византийской монеты того времени в целом, просто нагляднее всего рассмотреть эти особенности на примере именно гексаграммы, объединившей в себе особенности и медного и золотого чеканов, наверное в силу своего промежуточного, срединного положения в линейке номиналов.
1.Заготовка
Заготовка для чеканки гексаграмм отличается грубостью исполнения, непонятной мне до сих пор. Их можно разделить на несколько групп:
А. Бесформенная серебряная лепешка: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 19 Января, 2010 - 17:33:10) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 17:32:54 |
|
|
|
|
|
|
Б. Относительно аккуратный кружок: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 17:36:51 |
|
|
|
|
|
|
В. Часто встречающаяся характерная форма кружка с "ушками". Здесь же хочу упомянуть о дефектах поверхности заготовок - ноздреватости, натеках, пустотах. На образце представленном ниже, хорошо виден такой дефект: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 19 Января, 2010 - 18:23:27)
Отредактировано куратором: христич, 19 Января, 2010 - 18:21:30 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 17:46:47 |
|
|
|
|
|
|
Подобная форма часто встречается на меди, но не замечена мной на золоте. Причина скорее всего в особенности изготовления заготовки. Это либо литая волнообразная пластинка, нарезанная, а иной раз грубо отломленная на заготовки, либо серебряная лента, грубо надломленная или нарубленная на куски; деформация при ударе штемпелей придает монете характерную форму. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 19 Января, 2010 - 17:54:31) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 17:52:38 |
|
|
|
|
|
|
Г. Заготовка с истончающимися краями (форма линзы). Видел несколько таких гексаграмм: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 17:59:37 |
|
|
|
|
|
|
2. Метод нанесения надписей на штампы.
В любом случае, почти всегда используются пунсоны для прочеканки текстов, да и рисунок реверса сплошь состоит из простых форм, созданных фигурными пунсонами и простыми формами штихелей. На аверсе текст почти всегда пунсонный: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 18:02:01 |
|
|
|
|
|
|
Бывают правда такие образцы, что совершенно не ясно, чем сделана надпись, руками, или мелкими грубыми пунсонами, или просто убился уже сам штамп*: ------ * Да, это более вероятно Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 19 Января, 2010 - 18:17:22 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 18:04:45 |
|
|
|
|
|
|
А вот на реверсе метод нанесения текста делится на две группы:
1. Чисто пунсонный, буквы четкие, угловатые, с засечками. Пример - см. выше гексаграмму тип В, и вот такой образец: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 18:08:20 |
|
|
|
|
|
|
2. Метод комбинированный, повсеместно используемый при изготовлении штемпелей для золотых солидов и семиссов Ираклия и Константа II. Концы многих букв образуют шарики, пробитые на штемпеле пунсоном. Перемычки вырезаны штихелем. Думаю, что для некоторых букв, типа m, возможно использовались все-же пунсоны*: ------ * Очень верная догадка, соответствующая последним исследованиям. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 19 Января, 2010 - 18:15:09)
Отредактировано куратором: христич, 19 Января, 2010 - 18:19:05 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 18:14:06 |
|
|
|
|
|
|
И в заключении - пример дефектного штемпеля реверса - явный скол верхнего края. Некоторые любят такие вот казусы, собирают дефектные образцы... Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 18:20:55 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Состояние готовой монеты, вышедшей из-под чеканов диктуется двумя основными факторами:
1. толщиной монеты; - при слишком сильном ударе края заготовки лопаются, а сама монета получается довольно тонкой;
2. формой заготовки, что абсолютно верно подмечено; лист, либо литая лепёшечка, которая могла быть и относительно тонкой и относительно толстой (в том и другом варианте - одинакового веса). |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 18:30:13 |
|
|
|
|
|
|
христич я читал, что лопается из-за недогрева заготовки. Такое впечатление, что заготовки гексаграмм не грели вовсе. Насчет технологии - какова была степень прогрева? А насчет литых болванок в виде волнистой полоски, то вот вам два примера заготовок с боковыми "ушками", явно из такой полоски. Кстати, интересно, резали ее до чекана или после, отчеканик всю полоску целиком? Судя по изгибу линии реза - чеканили уже по отделенным заготовкам. Фока, полуфоллис, константинополь, первая мастерская: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 19 Января, 2010 - 22:41:09) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 22:36:54 |
|
|
|
|
|
|
Маврикий Тиберий, полуфоллис, 9 год правления. Хорошо заметно слева премычка или литник: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 19 Января, 2010 - 22:39:59) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 22:38:38 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Температура разогрева заготовки-лепёшички должна была быть максимальной, т.к. стремились за счёт максимального смягчения металла увеличить продолжительность износа чеканов. Соответственно, у золотых заготовок она была одна, вероятно, около 800 С; у заготовок из серебра ~ 730 C; у бронзовых ~ 675 C. Т.е. разогрев достигал примерно 75% от температуры плавления металла. Что касается температуры плавления бронзы - 900 С и, соответственно, разогрева на 75% до 675 С, то цифра эта усреднённая для бронз. Более высокая температура приводила бы к спеканию (свариванию) заготовок, разогревавшихся вместе и более высокому расходу ценного древесного топлива. Очень часто для поддержания высокой температуры использовались угли корней хвойных пород. Но иногда - и каменного угля. ------ Монеты с ушками, вероятней, производили следующим образом: на чеканах уже были вырезаны резаки и при ударе воспроизводились не только аверс и реверс монеты, но и резак надрезал полосу (либо полностью, либо частично - в зависимости от силы удара). Таким образом, помощнику было удобно держать и подавать всё укорачивающуюся полосу под молот чеканщика. Те монеты, которые резаками не отсекались до конца - отламывались вручную, что и видно на полуфоллисе Фоки из второй константинопольской мастерской: они отломаны по надрезу, т.к. собственно края не совсем ровные.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 23:54:22 |
|
|
|
|
|
|
христич Мне кажется, что никаких насечек штемпели не делали. Монеты имеют либо след от грубых ножниц, либо вообще грубо отломаны до процесса чеканки. Неужели заготовки так сильно прогревали? Я раньше вообще думал, что чеканка производилась по холодной заготовке. Как же брали маленькие кружки, например, для пентануммий из горна - пинцетом, что-ли? Непонятно, почему у гексаграмм такое сильное растрескивание кружков. Возможно это следствие не плохого прогрева при чеканке, а небрежного изготовления заготовки? Смотрите - вот гексаграмма, отчеканенная на либо слабовыраженном кружке-сегменте, либо на квадратике. Как правило, грубые края и сильные трещины появляются в основном только с двух противоположных сторон, а именно - у "ушек". Это говорит о том, что заготовка была уже отделена от основы, а вот причина таких деформаций мне не известна. Скорее всего дело в распределении напряжения в металле, или в уже наметившихся неровностях и трещинах при грубом отламывании заготовки от литой пластинки или ленты. Я никогда не изучал свойства металлов (не тот профиль образования), поэтому мне трудно судить об этих вещах. Итак пример:
(Добавление) Да, и посмотрите после на Церемониальную гексаграмму Константа II под заголовком 2. Метод нанесения надписей на штампы, у нее хорошо заметна отрезанная перед чеканкой достаточно тонкая перемычка, соединявшая заготовки. На аверсе она снизу, на реверсе - сверху. Второе ушко не столь сильно выражено, но зато на нем характерная глубокая трещина. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 20 Января, 2010 - 10:49:26) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 20 Января, 2010 - 10:43:07 |
|
|
|