Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Статуи Константинополя [Страниц (10): первая страница « 6 7 8 [9] 10 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


СТАТУЯ ЛУЧНИКА - мраморная греко-римская статуя, изображающая стреляющего лучника, находившаяся в бане Циканистра http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=3 Большого императорского дворца.
Возможно, изображала Аполлона. Лук и стрела были сделаны из бронзы.
После захвата Константинополя в 1204 году голова скульптуры была отбита, а бронзовые элементы выломаны.
Последнее упоминание о скульптуре, все еще находящейся на своей базе среди руин здания, относится к началу XIV века.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Апреля, 2009 - 18:27:41
христич


Севаст
Откуда: Москва


СТАТУЯ ЮСТИНИАНА ВЕЛИКОГО - фрагмент статуи (голова) императора Юстиниана (527-565 гг.). Египетский порфир. Копия.
Римско-германский музей. Кельн. Германия.
Прикреплена картинка:
att-49e0eac718090rgzm.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Апреля, 2009 - 23:08:55
христич


Севаст
Откуда: Москва


СКУЛЬПТУРЫ ТРИУМФАЛЬНОЙ АРКИ ФЕОДОСИЯ - скульптурные украшения арки императора Феодосия Великого, находившейся на форуме Феодосия ( Тавра) в Константинополе, стык VII, VIII, IX и X городских регионов.
Датируются 393 годом.
К их числу принадлежали колоссальные, вероятней, мраморные скульптуры трех императоров около 4,5 метров, каждая: Феодосия Великого, находившаяся над центральным пролетом; его старшего сына Аркадия, стоявшего по правую руку от скульптуры отца над правым пролётом; Гонория - младшего сына, стоявшую над левым пролётом. Императоры были изображены в доспехах легатов в анатомических панцирях, без шлемов. Головы их были увенчаны лавровыми венками.
Расположение скульптур соответствовало главному фасаду арки, направленному на северо-запад.
На главном фасаде располагались бронзовые головы быков, отсюда и второе название форума, - священных животны, изображения которых были призваны производить очищающий эффект проходящих в Город.
Эффект скульптур усиливали высеченные на двух боковых колоннах главного прохода, ближе к капителям, руки Геракла, как бы удерживающих верхнюю часть сооружения.
Скульптуры погибли при обрушении арки во время одного из сильнейших землетрясений.

Рельеф правой руки Геракла у шейки правой колонны центрального пролета арки.
Прикреплена картинка:
att-49e70b1c93867____.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 16 Апреля, 2009 - 14:24:41
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Смешная лапка!

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 17 Апреля, 2009 - 20:46:19
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Да, кстати, является примером упаднических тенденций: изображение, практически, схематично и статично (он все-таки держит в своих руках колонны, а напряжения нет, да и где ему быть), сам рельеф больше напоминает граффити.

Не это самое интересное.
Дело происходит после начала официальных гонений на эллинов, а арка несет на себе не только руки Геракла, но и древнейшие языческие символы священных животных - головы быков, играющих роль очистительной мембраны для Города.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 17 Апреля, 2009 - 22:56:30
христич


Севаст
Откуда: Москва


КОНОЛИОН - собрание небольших разномасштабных бронзовых фигур животных, включая насекомых, земноводных и мелких млекопитающих. Скульптуры были выполнены с необыкновенной анималистической точностью. Вероятно, первоначально являлись наглядным пособием школы Аристотеля - Ликея.
Находились на территории Большого ипподрома, но не на спине, а на трибунах.
Существовало стойкое суеверие константинопольцев о том, что скульптуры были заговорены Апполонием Тианским, чтобы животные, их изображающие, не кусали людей. В связи с этим к скульптурам было организовано настоящее паломничество с фактическим поклонением им.
В связи с этим, по указанию императора Василия I Македонянина (867-886 гг.), скульптуры были разбиты и переплавлены.
Но уничтожены были не все скульптуры. Например, на оставшихся шести колоннах Девятистолпия, в поздний период империи были установлены, в частности, скульптуры Мухи и Комара http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&start=7 . Позже, в XVI веке, были уничтожены турками.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Апреля, 2009 - 11:02:01
христич


Севаст
Откуда: Москва


СКУЛЬПТУРА АМФИТРИДЫ - греческая бронзовая статуя супруги бога Посейдона, находившаяся на форуме Константина и стоявшая в паре со статуей Афины Паллады http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&start=3 по бокам портика здания Сената http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=97 .
Вывезена в Константинополь с Родоса между 324 и 330 годами.
Подавляющее количество вариантов изображения Амфитриды разделяются на два типа:
т.н. "Триумф Посейдона", в котором она представлена в колеснице со своим мужем, либо в виде отдельно стоящей фигуры.
В связи с тем, что находившаяся рядом статуя Афины была изображена стоящей и имела вместе с колонной, на которой возвышалась, довольно значительную высоту, то, вероятней, и вариант изображения Амфитриды был в виде стоящей фигуры, для пропорциональности восприятия здания Сената.
Богиня изображалась с трезубцем в левой руке, который был увенчан лавровым венком и играющим у ее ног дельфином ( либо Тритоном) до которого она ласково дотрагивалась правой рукой. Конструкционно фигура животного, либо Тритона, служила подпоркой-усилением статуи.
Статуя погибла при обрушении во время одного из землетрясений до 1204 года.

Фрагмент фонтана на Рыночной площади г. Львова. Скульптура Амфитриды. Мрамор. 1814 год.
В этом варианте богиня игриво схватила животное за основание хвоста, но общая композиция передана очень удачно.
Прикреплена картинка:
att-49f85a90cc80b0864.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Апреля, 2009 - 17:44:19
христич


Севаст
Откуда: Москва


КОННАЯ СТАТУЯ ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО - бронзовая позолоченная скульптура, установленная у Великого Нимфея в 381 году, в годовщину победоносного сражения с готами под Сирмием.
Являлась репликой конной скульптуры императора Марка Аврелия в Риме. В отличие от последнего, Феодосий был изображён в воинских доспехах. Статуя была повёрнута на юг, в сторону Месы.
На мраморной базе имелась посвятительная надпись императору от сената и народа.
Позже скульптура была органически вписана в сооруженный на месте обветшавшего Нимфея форум Феодосия (Тавра).

Конная статуя императора Марка Аврелия. Капитолийский музей. Рим.
Обратите внимание на частичную сохранность позолоты.
Прикреплена картинка:
att-4b8d5be349c54____.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 01 Июня, 2009 - 19:37:01
христич


Севаст
Откуда: Москва


СТАТУЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ФЕОДОРЫ - фрагмент мраморной статуи императрицы Феодоры (~500 - 548 гг.) в виде изображения головы в натуральную величину, хранящийся в Музее античного искусства в Кастелло сфорца, Милан, Италия.
По другой версии - фрагмент бюста.

Прикреплена картинка:
att-4a297bdae0a13____.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 06 Июня, 2009 - 00:11:06
христич


Севаст
Откуда: Москва


СТАТУЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ФЕОДОРЫ
Фрагмент. Мрамор. Вид в профиль.
Скульптура носит следы вставок из драгоценных украшений прически, что очень характерно для греко-римской скульптуры.
Прижизненные скульптурные портреты императоров и членов их семей украшали натуральными ювелирными изделиями. Посмертные, как правило,- искусственными.
Прикреплена картинка:
att-4a297f69c2574___2.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 06 Июня, 2009 - 00:26:17
христич


Севаст
Откуда: Москва


СТАТУЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ФЕОДОРЫ
Фрагмент. Мрамор. Задняя часть прически.
Прикреплена картинка:
att-4ad0e097837a3___3.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 06 Июня, 2009 - 00:28:51
христич


Севаст
Откуда: Москва


СКУЛЬПТУРА ГОЛУБЯ - золотая скульптура сидящего голубя, одного из символов Бога-отца.
Находилась на верхней оконечности креста Храма Св. Софии в Константинополе. Была обращена на Восток.
Скульптура, вероятней, была выполнена из золотых листов, крепящихся на несущем каркасе из металла (как и собственно крест на котором она находилась).
Для соблюдения пропорциональности, скульптура, ориентировочно, была выполнена в масштабе 5:1.

Храм Св.Софии. Великий Новгород. Свинцовая позолоченная скульптура голубя на кресте главного купола.
В августе 1941 года храм был, невзирая на протесты германской стороны (грабившей централизованно), разграблен личным составом испанской "Голубой дивизии", а крест с голубем, сбитый во время боёв и висевший на растяжках, был вывезен в качестве трофея в Испанию и хранился в Военно-инженерной академии (Мадрид).
Возвращён 16 ноября 2004 года и ныне хранится в храме. На куполе установлена копия.
Прикреплена картинка:
att-4bb19facd2c52lub1.JPG

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 06 Октября, 2009 - 01:03:06
христич


Севаст
Откуда: Москва


СТАТУЯ АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО - 1) находилась на форуме Стратегикон, IV городской регион, недалеко от побережья горловины залива Золотой рог.
Вероятней, являлась бронзовой конной статуей великого полководца, которую несла на себе очень высокая база, верхняя часть которой представляла собой небольшую колонну.
Скульптура первоначально находилась в Хрисополисе. К офицальному моменту открытия Города в 330 году, по распоряжению Константина Великого, была привезена и установлена на форуме.

2) Бронзовая греко-римская композиция, стоявшая на спине ипподрома и изображавшая крылатую Нику, венчающую золотым лавровым венком Александра Великого, изображённого в полном вооружении, но без шлема.
---
Эллинистическая бронзовая статуэтка, изображающая конного Александра. Подобное композиционное решение изображения царя было очень популярно в античный период. Возможно, памятник выглядел похоже.

Прикреплена картинка:
att-4ad1cdb3b3fddfal2.gif

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Октября, 2009 - 16:00:19
христич


Севаст
Откуда: Москва


СТАТУЯ БЫКА - огромная печь в виде бронзового быка. Находилась на форуме Быка (отсюда и название), XI регион Константинополя.
Создание приписывается греческому скульптору Периллу, работавшему по бронзе, и создавшего печь по заказу тирана Фаларида Акрагантского (565-549 гг. до Р.Х.), Сицилия.
Печь представляла собой толстостенную, вероятней всего, литую бронзовую статую в стиле "сфирелатос", т.е. полую внутри. Сверху имелся герметично закрывающийся люк, через который в неё помещался осуждённый. Под брюхом быка разводился огонь и находящийся внутри постепенно сгорал заживо. Ноздри скульптуры были устроены таким образом, что во время мучений, когда несчастные испускали нечеловеческие крики, скульптура издавала мычание.
Выражение "Медный бык Фаларида" в античный период стало синонимом жестокости.
В 405 году до Р.Х., после захвата острова пунийцами, статуя была вывезена в Карфаген и посвящена Молоху.
Вплоть до 146 года до Р.Х. перед быком совершались человеческие жертвоприношения.
В том же году, после взятия Карфагена, по приказу Публия Корнелия Сципиона Младшего, статую вернули в Акрагант.
Вывезена в Константинополь и установлена на форуме, получившем со временем её название, т.е. "Быка", в IV веке.
Использовалась, как и при тиране Фалариде Акрагантском, для сожжения уголовных и политических преступников, их трупов или фрагментов их трупов, а также для уничтожения документов светского и религиозного характера, объявленных вне закона.
В научной литературе часто допускается ошибочное утверждение, что статуя была пущена на монеты Ираклием Великим (610-641 гг.).
Фактически, её использовали и позже, например, при восстановлении на престоле императора Юстиниана II Риномета (685-695 и 705-711 гг.) в 705 году для сожжения тел экс-императоров Леонтия и Тиверия III (Апсимара), казнённых перед этим в Кинегии (бывшем Большом театре http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=74 ).
------------
Фрагмент московской житейской иконы XVI века Св. Георгий Победоносец. Музей Андрея Рублёва. Москва.
Имеются несколько подобных списков, в т.ч., и в Третьяковской галерее.
Вероятно, являются позднйшими списками византийских икон с подобными изображениями.

Конкретно это клеймо показывает мученическую смерть одного из ранних христиан, сожжённых во чреве Аркагантского быка.


Прикреплена картинка:
att-4c110a3bd2887eum_.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Ноября, 2009 - 20:55:25
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Давайте определимся, что это за статуя, и насколько правдиво утверждение авторов сайта Byzantium 1200 что она происходит с Филадельфиона и распологалась на порфировых колоннах портика, взятых, возможно, из никомедийского дворца Диоклетиана:

Прикреплена картинка:
att-4af1a3b0b61dcmall.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Ноября, 2009 - 18:54:24
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


По виду, фигуры тетрархов действительно соеденены со стволом колонны из порфира. Я думаю, это кто-то из соправителей Диоклетиана, авторы сайта Byzantium 1200 упоминают версию, что это могут быть сыновья Константина Великого (что вряд ли). Итак что это за статуя, где она теперь, и что вы обо всем этом думаете?
Фото - художества с сайта Byzantium 1200:
Прикреплена картинка:
att-4af1a6f763545ium3.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Ноября, 2009 - 19:08:23
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Далее авторы Byzantium1200 сообщают, что статуи похищены венецианцами, и теперь украшают собор Сан Марко в Венеции, однако это неправда, т.к простое сравнение показывает, что это совершенно разные статуи.
Так где же теперь находится эта пара с колонной, и была ли она перевезена в Константинополь?
На фото статуи для сравнения:
Прикреплена картинка:
att-4af1a8f1685c6para.jpg


(Отредактировано автором: 04 Ноября, 2009 - 19:18:18)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Ноября, 2009 - 19:16:49
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Дублирую своё сообщение: http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14

ФИЛАДЕЛЬФИЙ (Братолюбие) - скульптурная группа императоров Константа (337-350 гг.) и Констанция II (337-361 гг.) - двух братьев, установленная друг другу в честь их встречи в Константинополе в 337 году после смерти их отца - императора Константина Великого (307-337 гг.). Была выполнена из египетского порфира. Находилась на Филадельфии - небольшой площади на Месе, между форумом Константина и Золотыми воротами стен Константина, получившей название по скульптурам. На встрече решались, в частности, территориально-наследственные вопросы. Скульптуры сильно пострадали во время социальных потрясений, пожаров и землетрясений.
Латиняне, захватившие Константинополь в 1204 году, ради озорства, изуродовали Филадельфий: торс левой скульптуры был перебит пополам; у правой - перебиты конечности и отбит нос.
Уничтожена турками после падения империи в 1453 году.
В 1870 году обнаружен изуродованный мраморный торс, ошибочно принятый за одного из персонажей скульптурной группы, который, вплоть до открытия первой очереди нового здания Стамбульского археологического музея в 1891 году, находился в притворе храма Св. Ирины.
Сохранился барельеф (Ватикан, Рим), датируемый концом 30-х годов IV века и являющийся репликой скульптурной группы.
---------
Касательно "Тетрархов" на базилике Св. Ап. Марка в Венеции.
Они действительно вывезены венецианцами из Константинополя после 1204 года. А в 1965 году, у Мирилейона/Мирелейона, южней Филадельфия, обнаружен недостающий фрагмент (нога) см. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=6&start=4 .
Они никогда ни на каких колоннах не стояли. Доказательство - см. "спины" барельефов.
Не могу сказать об источнике информации, которую А. Бергер использовал для комментариев. Он вообще мне не очень-то симпатичен, т.к. часто выдаёт реконструкции очень уважаемых людей за свои, попросту воруя их. Хотя бы ссылался.
Так вот: за исключением 2-3-х реконструкций - всё остальное является либо чужой работой, либо настолько искажено, что просто диву даёшься, как он пробился в околонаучные круги. Вообще-то его среди учёных серьёзно не воспринимают. Ну, как у нас Фоменко и иже с ним. А. Бергер работает на массы, на бизнес от издание своей научно-популярной литературы, причём, низкого научного уровня.
----------
Касательно "Тетрархов" из музея Ватикана.
Этот барельеф действительно находился на колонне (да это видно и так). Но он значительно более поздний, чем вышеуказанные и является репликой Филадельфия (337 год).
Историю его появления в Ватикане не знаю: надо смотреть, но доверять информации А. Бергера не стоит.
Необходимо искать материал по ним. Навряд ли барельеф из Никомедии, которая после 324 года потеряла своё значение, как столицы тетрархии из-за перемещения политической власти в строящийся Новый Рим. А уж к 337 году город вообще захирел. Никто бы там ничего значительного строить не стал. Да и не строили: все средства были брошены на Константинополь. Даже к кончине Константина Великого в 337 году, город был ещё не до конца возведён (вспомним императора Валента, который, незадолго до своей гибели в 378 году в этом же году ТОЛЬКО ЗАКОНЧИЛ планы Константина по обеспечению Города водой).

P.S. И ещё: мы же специально ПОИСКОВИКИ создали, там имеется раздел и по "Тетрархам": БАРЕЛЬЕФ ТЕТРАРХИ КОЛОННЫ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО см. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=6 и по ФИЛАДЕЛЬФИЮ см. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14



Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 04 Ноября, 2009 - 19:22:19
христич


Севаст
Откуда: Москва


СТАТУЯ МОЛЯЩЕГОСЯ МАЛЬЧИКА - находилась в проастии Константинополя, у храма Зевса Уриоса (Дающий попутные ветры), перед которым находился фарос Боспорский см. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=36&start=1#1190279795 .
Являлась произведением греческого скульптора по бронзе в стиле "сфирелатос" Боеда Византийского, рубеж IV-III веков до Р.Х., являвшегося учеником Лисиппа. Боед большую часть своей жизни, в т.ч. свой творческий период, прожил в Византии.
Судьба скульптуры неизвестна. Однако, в античном мире существовало несколь ко её копий.
В XVI веке, на Родосе, в развалинах храма Гелиоса (недалеко от местонахождения Колосса Родоского) была обнаружена бронзовая копия скульптуры, но без рук. Вывезена венецианцами в Венецию.
В XVII веке приобретена Людовиком XIV.
В 1747 году - Фридрихом II Великим. В том же веке скульптуру очень удачно отреставрировали.
До 1786 года находилась на террасе дворца Сан-Суси, у королевской библиотеки, затем скульптуру убрали во дворец, а на её место поставили копию.
В 1807 году была вывезена Наполеоном в Париж, но по решению Венского конгресса возвращена в Берлин в 1815 году.
В 1830 году установлена в т.н. Старом музее.
Увезена в 1945 году в СССР для создания Музея Победы им. И.В. Сталина.
Возвращена в ГДР в 1958 году.
Ныне находится в экспозиции античных скульптрур Пергамон музея, Берлин.
Прикреплена картинка:
att-4af1ba6319178nabe.png

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 04 Ноября, 2009 - 20:31:15
христич


Севаст
Откуда: Москва


БЮСТ АНИКИИ ЮЛИАНЫ ( 460-530 гг./ 462-528 гг.) - дочери константинопольского сенатора и консулярия Олибрия, позже - императора Западной части империи (472г.) и жены Флавия Ареобинда (гото-алана) - являвшегося Magister militum per orientem.
Являлась крупнейшим меценатом империи своего времени, в т.ч. завершила строительство храма Св. Полиевкта (между 524-527 гг.) http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=13&start=20 , которое было начато ещё её бабушкой - Евдокией.
Создан, ориентировочно, в последней четверти V века, мрамор. Первоначально находился в фамильном пенате.
В настоящее время - в Метрополитен-музее, Нью-Йорк.
Прикреплена картинка:
att-4b49cbc412572ana2.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Января, 2010 - 15:02:37
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Статуи Константинополя [Страниц (10): первая страница « 6 7 8 [9] 10 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0164 ]   [ Gzip выкл. ]