Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские церкви и монастыри [Страниц (48): первая страница « 44 45 46 [47] 48 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


Марина
К сожалению, изложил высказывания археологов, которые их видели. Фотографии пока мне не попадались. Думаю, что через некоторое время более подробный материал по полевым сезонам 2009-2010 гг. появится.

chalkites

Да, скопцом. Однако, имеется изображение более позднего периода, когда он был восстановлен на патриаршьем престоле Василием I, на котором он - с небольшой бородкой. У меня была иллюстрация, но что-то найти не могу. Ежели попадётся, то прошу здесь же в теме выставить. (Это икона, энкаустика по дереву, если не ошибаюсь. В случае чего - поправьте меня. Это нормально).

Фрески действительно датируются 1295 годом (ну, имеется ряд взглядов на то, что концом XIII - началом XIV вв. Считаю, что второе мнение более точное. Дело в том, что постройкам давали "устояться" под усадку до десяти лет, прежде, чем наносить фрески). Но вся "петрушка" в том, что их подновляли и дополняли после землетрясений. Этот фрагмент более поздний. Естественно, что подновления и дополнения дописывались под общую более раннюю роспись.
Если всё-таки изображение относится к этому времени, то Ваше высказывание здесь - научное открытие. (Вовсе не иронизирую). Тогда возникновение этой ереси можно относте к более раннему периоду. А если так, то должны иметься и другие иконографические подтверждения. В первую очередь - на Балканах.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Декабря, 2010 - 17:23:28
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


христич
С большим интересом прочёл Ваше сообщение, после чего не поленился - раскрыл Джурича и Мильковича-Пепека. Нигде не сказано о дополнениях и поновлениях Перивлепты в начале 14 в. Все эти исследователи, включая и Светозара Радойчича, определяют строительство и роспись храма по надписи на западной стене, сделанной фрескистами - 1294/95 гг. О последующих живописных слоях ни слова. Боюсь поэтому, что научного открытия с моей стороны нет. Что же касается иконографии трёхликой Троицы, то поищу о ней публикации и тогда выложу здесь.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 28 Декабря, 2010 - 00:16:04
христич


Севаст
Откуда: Москва


chalkites
Нет, нет: подразумевал поновление(я) более поздним периодом - XV веком Цитата:
...Стало оно [т.е. изображение ] появляться в западной иконографии с XV века...


Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 30 Декабря, 2010 - 19:51:45
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Нет, только не 15 в. Фрески нартекса и храма стилистически совершенно однородны и составляют целостный ансамбль. Поствизантийский стиль в Македонии совсем другой.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 02 Января, 2011 - 22:11:04
Марина


Проэдр


chalkites
А не могли бы Вы выложить еще фотографии фресок из этого монастыря? Похоже, они очень интересные, пусть даже и поздние (хотя для нас-то 16 век совсем бы поздним не считался!) и по возможности без перерезанных ликов, а то как-то некрасиво выглядит. Поискала информацию об этом монастыре в инете, оказывается, он довольно интересный, а вот фотографий фресок нигде нет, так что буду очень благодарна.

(Добавление)
chalkites
Я имею в виду фрески из монастыря Зрзе. А вот на тему этой интересной фрески из храма Богородицы Перивлепты - сон царя. Судя по тексту Книги Даниила, такое истолкование сна - в том смысле, что царю во сне явилась Троица - возможно. Но почему Христич решил, что Трехголовый ангел имеет отношение к сюжету гостеприимства Авраама, когда там три ангела? И какое отношение это изображение имеет к борьбе с ересью жидовствующих? Что они отрицали Троицу? Ну так более логично было в это случае действительно изображать гостеприимство Авраама. А такая вот фигура больше напоминает славянского Триглава и должна была бы вызвать неудовольствие христианского духовенства - однако не вызвала, раз ее сразу не уничтожили. А трехглавые изображения Троицы в западном искусстве действительно есть. Обязательно выложу, когда подберу примеры. На самом деле, тема интересная, здесь есть над чем подумать.

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Января, 2011 - 01:28:07
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Марина
Пожалуй, самая полная выборка фресок Перивлепты лежит на Яндексе по этому адресу: http://fotki.yandex.ru/users/liblion/album/70305/
Они, правда, без каких-либо комментариев, но сюжеты и темы всегда можно будет обсудить на Форуме.
Насчёт позднего времени их создания... Всё-таки конец 13 в. ещё далеко не финал византийского искусства. Ко всему прочему Михаил и Евтихий были первоклассными живописцами, принёсшими палеологовский ренессансный стиль в Сербию.

(Добавление)
Марина
Прощу прощения, решил, что вопрос о Перивлепте (но всё равно посмотреть её фрески будет интересно). В Зрзе сам снимал главным образом 14 век, но погляжу, что есть позднейшего.

Я по-прежнему думаю, что трёхглавая Троица - продукт столичного иконографического творчества палеологовского ренессанса, прототип для которого мог быть найден в античном искусстве (напр., трёхликая Геката).
Прикреплена картинка:
att-4d225e30391fc2545.jpg


(Отредактировано автором: 04 Января, 2011 - 02:39:28)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 04 Января, 2011 - 02:04:23
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Ещё фрагменты

Прикреплена картинка:
att-4d225e6cbc4bb2179.jpg

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 04 Января, 2011 - 02:40:28
Марина


Проэдр


chalkites
Спасибо за фотографии. Как говорится, хорошо, но мало. Если выложите еще, буду очень благодарна. Очень интересным показалось белое платье Божией Матери - встречаю такое второй раз (такое сочетание белого и красного в одеянии Богородицы есть еще в Кастории) - обычно бывает синее с красным (или вишневым) или просто синее. Символика всем известна. Еще: Христос-Вседержитель в круге + двойной квадрат. Должны быть еще два подобных изображения Христа - Эммануила и Ветхого Деньми, так сказать, "Троицы Малой", три лика Сына - Предвечного Младенца (или Отрока), Воплотившегося и... Того, о Котором Он сказал "Я и Отец - Одно" (из Иоанна, ссылку могу найти, если надо). У нас на Руси такая иконография - редкость (есть - вернее, была - в церкви Спаса на Нередице), а на Балканах - довольно много, например, в Пече. Кстати, в храме Богородицы Перивлепты есть чудесная фреска Ангела Великого Совета, но скачала я все это не там, где Вы указали, а на страничке художников-иконописцев Сергея и Екатерины Красавиных http://sankire.narod.ru, хотя автор фотографий (не всех, конечно) явно тот же самый. Там еще много всего полезного, но, к сожалению, некоторые фотографии негодного качества, а некоторые и вовсе попали не в те папки, приходится разбираться что откуда, но не всегда удачно. Не всегда указано, из какого именно храма фотографии, а это очень печально. Зато приятно, что эти люди не жадные и позволяют пользоваться огромным материалом всем, не требуя ссылок - исключительно ради пользы и просвещения. Спасибо им за это. Вот в связи с этим хочу Вас спросить: позволите ли Вы использовать Ваши фотографии из Зрзе тоже, так сказать, в просветительских целях, если желаете, со ссылкой на сайт и на Вас лично?

(Добавление)
Да, и уточните, будьте добры, какой это все-таки век - 16, как Вы указали на предыдущей странице, или 14? Мне-то как раз интереснее не позднейшее, а более раннее, хотя и 16 век как сохранение традиции тоже интересен. Заранее благодарю.

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Января, 2011 - 05:35:05
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Марина
Фотографиями, конечно, пользуйтесь, ссылайтесь на наш форум, это будет полезно и для его рекламы ))
Они (фото), правда, малого разрешения, но здесь больше 200 кб вывешивать невозможно. Фрески из Зрзе у меня ещё есть, так что положу. Это всё 16 в., поствизантийская Македония. Могу дать ещё Ангела Великого Совета того же периода (не столь чудесного, как в Перивлепте).
Что же касается ликов Христа (Ветхого Днями, Эммануила и т.д.), то они есть и в Кастории (Св. Стефан), и в Нерези; в Пече не помню, но м.б. А нередицкий Ветхий Денми всё-таки есть, я видел его собранным у реставраторов, с утратами, конечно, но тем не менее живой! Могу и фото поискать.
Не помните, где именно в Кастории подобные бело-красные облачения Богоматери? Кстати, оба 4-лучевых нимба вокруг Христа той же расцветки, имеющей, думаю, вполне конкретную литургическую символику.

(Отредактировано автором: 06 Января, 2011 - 13:52:17)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 05 Января, 2011 - 14:59:54
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Ещё примеры фресок Зрзе

Прикреплена картинка:
att-4d24ea201ec6b2189.jpg

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 06 Января, 2011 - 01:01:04
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Алтарь
Прикреплена картинка:
att-4d24ea7c197342178.jpg

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 06 Января, 2011 - 01:02:36
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Жертвенник
Прикреплена картинка:
att-4d24ebe53f6572188.jpg

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 06 Января, 2011 - 01:08:37
христич


Севаст
Откуда: Москва


chalkites
Сжимайте фотографии и вывешивайте. Правда, сугубо мне, например, такая ситуация не очень нравится из-за увеличения общего поля. Как-то не очень комфортно смотреть. Но, повторяю, это взгляд со своей колокольни.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 06 Января, 2011 - 19:20:34
Марина


Проэдр


chalkites
Спасибо Вам огромное за фотографии! Просто именины сердца! Дело в том, что я как раз подбираю папочку с алтарными фресками. И если их расположить в опрнднлннном порядке, то получается очень интересная картина. Но об этом чуть позже. Сначала о белом платье Богоматери. Тут вообще выходит удивительная вещь: через полторы тысячи лет на Ней вдруг появился наряд римской невесты - белое платье и красное покрывало. Воистину Невеста Неневестная! Интересно также то, что в общей композиции сохраняется зеркальность цветов в облачениях Богородицы и Христа-Пантократора - так сказать, инь-ян. Я сейчас пока беседу вести на эту тему не готова - слишком свежа память о дурацких книгах Дэна Брауна, где он поднял больной (для католицизма, во всяком случае) вопрос, но опошлил и профанировал так, что после него говорить на данные темы стало неудобно. Скажу только одно: все родственные отношения типа мать-сын, муж-жена, жених-невеста, брат-сестра и проч. относятся к нашей земной реальности, но никак не к миру иному, там - только плюс и минус, или инь-ян в китайских терминах. Но без этой зеркальности нет динамики, нет и жизни. Кстати, сакральное искусство интересно также тем, что в нем изображается и намеками указывается на какие-то вещи, о которых не говорили - хотя бы затем, чтобы не профанировать, но также по той простой причине, что это все вещи несказанные, очень тонкие, но, может быть, понятные на некоем уровне шестого чувства. Понятны современникам. А нам теперь приходится смотреть "сквозь тусклое стекло, гадательно". И кое-что с Божьей помощью начинает проясняться. Итак, вот Богородица в наряде римской невесты из Кастории. Качество оставляет желать лучшего, так как снимки сделаны (или отсканированы?) с книги, а потому многие детали неразличимы.

http://i048.radikal.ru/1101/b1/53be7fd851b6t.jpg[/IMG]


(Добавление)
chalkites
Как видите, в том же наряде Богородица под Крестом Своего Сына. Непонятно только, что это за странные персонажи небольшого роста - какие-то скоморохи - похожие на тех, что издеваются над Христом в сценах поругания. Но они же почему-то и в верхней сцене - Сошествия Святого Духа на апостолов! Можете пояснить?

Далее. На той же Вашей фотографии (№ 1) евангелисты со своими "символами", причем, лев выползает откуда-то сбоку, а ангел - вообще из-под коврика (или подставки) для ног! Как это понимать? Шутка художника? Вообще я таких иконописных курьезов уже целую папку набрала. Если пожелаете, могу выложить, но не сейчас, пожалуй, а ближе к масляной неделе.

А сейчас вот, пожалуйста, три Лика Второй Ипостаси Троицы (или все-таки где-то в какой-то момент - если вообще можно применять понятия времени к Пресвятой Троице) Сын и Отец сливаются?


(Добавление)




(Добавление)


(Добавление)


(Добавление)
Вот еще отдельный Христос Ветхий Днями из Печа.



(Добавление)
А вот икона Ветхого Днями, очевидно, одна из первых такого типа - из Синайского монастыря, 7 век.



(Добавление)
Но это, так сказать, к истории вопроса об иконографии Христа Ветхого Днями. Интересно, что все три лика - три "возраста" (Предвечного Младенца или Отрока, Христа воплотившегося и Бога вечного (Отца?) могут изображаться по отдельности, а могут - все три в линеечку, как в церкви св. Апостолов в Пече, в Бобошево, а могут быть в куполах, как в Нерези. Интересно, что в Нерези нет двойного квадрата (а эта тема заслуживает отдельного разговора), но зато очень интересный зрительный эффект - движущееся колесо вокруг изображения Бога, который выглядит, таким образом, прямо по Аристотелю - "неподвижный движитель".


(Отредактировано автором: 07 Января, 2011 - 20:01:53)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Января, 2011 - 19:58:25
христич


Севаст
Откуда: Москва


chalkites
Марина
Спасибо за иллюстрации и комментарии к ним. Какое это всё-таки доставляет удовольствие!

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 07 Января, 2011 - 21:51:34
Марина


Проэдр


http://i026.radikal.ru/1101/d2/c402c3ee8b91.jpg[/IMG]

(Добавление)
христич
Спасибо за поддержку. Только у меня почему-то не очень получается отправлять картинки. Вот Ветхий Днями из Нерези еле-еле отправился. А картинка - листок из книги с фотографией Божией Матери из Кастории и вовсе пропал. Это я пыталась сжать по Вашей просьбе, но, как видно, не получилось. Придется попытаться отправить ее еще раз.



(Добавление)


(Добавление)
Вот три купола из Нерези. А теперь еще раз Богородица из Кастории.



(Добавление)
chalkites
По поводу Ваших замечательных фотографий свои соображения выскажу в следующий раз. А сейчас еще один вопрос: повыше Христа справа изображен серафим (или кто-то еще из высших чинов), а слева - кто?

И, наконец, нашла западные картинки трехглавой Троицы. Всего две, к сожалению.


8 век, манускрипт (вот только какой? Ветхого Завета, скорее всего) из Национальной библиотеки Вены.

И, наконец, рисунок утерянных скульптурок из Ретры - Триглав.


Это Ретра.

(Добавление)
chalkites
Опять не получилось. Еще раз попробую.


(Добавление)
chalkites
Так, теперь еще раз сотворение человека из Вены.


(Добавление)
И, наконец, романская капитель.

Romanesque capital in the cloister of the collegiate church in Alquézar.



(Добавление)
chalkites


(Добавление)
христич
И, наконец, закончим сегодня на мажорной ноте. С Рождеством Христовым!


Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Января, 2011 - 22:16:29
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Марина
С Рождеством!
Очень интересные темы для обсуждения наклёвываются, хотелось бы только поле для них выделить своё, вне рамок архитектуры.
На первой картинке узнаётся Панагия Мавриотисса, начала 13 в. Вынужден Вас разочаровать, но Богоматерь под крестом изображена в обычных своих одеждаж, по правую руку от Христа. Очевидно, Вы приняли за Неё Иоанна Богослова, действительно в одеждах такой расцветки, стоящего с противоположной стороны. Богородица Оранта в алтаре изображена в церкви Таксиархов (предводителей Бесплотных Сил) и датируется 1359-60 гг. Не думаю, однако, чтобы в бело-красные облачения Марии отразились воспоминания о нарядах римских невест, скорее здесь буквальная и сугубо литургическая символика, характерная именно для поздней иконографии. Пурпурный мафорий поверх белой "срачицы" уподоблены алтарным покровам - нижнему белому, символизирующему погребальный саван Христа, и верхней индитии, "украшенной" в образ славы Божьей (см. Скрижаль Новую). Богоматерь же, как известно, издавна метафорически ассоциировалась со скинией, престолом Божьим и т.д.
Теперь о "скоморохах". Над Распятием изображено Сошествие Св. Духа, сидят в ряд апостолы, а между ними, в центре человечки - условные персонификации народов, среди которым апостолам предстояло вести проповедь Слова Божьего. Они есть на многих памятниках, числом и обликом разнятся, занятнее всего на мозаиках в Сан Марко, где каждый такой народец подписан: есть и эфиопы, и ливийцы, и римляне и др.
Что же касается символов ев-тов на 1-й картинки, то да, "выползают" они из довольно неожиданных мест, но, думаю, что ничего "шуточного" в этом не было. Вообще-то они могут появлять в этих сценах в любых местах (это не было регламентировано), тем более, если говорить о столь поздних памятниках как второй слой Зрзе.

(Добавление)
христич
Уважаемый Христич, может, всё-таки настало время создать отдельную ветку по Византийскому изобразительному искусству и иконографии, перенеся на неё и весь материал этих последних страниц, которые никак не соответствует рубрикации История архитектура/Византийские церкви и монастыри? Когда-то мы уже пришли к единому мнению по этому вопросу. Тем более пора воплотить его в жизнь.

(Отредактировано автором: 08 Января, 2011 - 01:34:55)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 08 Января, 2011 - 00:58:32
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские церкви и монастыри [Страниц (48): первая страница « 44 45 46 [47] 48 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0117 ]   [ Gzip выкл. ]