Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские памятники Херсонеса­ - Херсона [Страниц (5): « 1 2 3 [4] 5 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


Mihail
В общем, конкретно по-моему, тенденция к использованию небольших храмов, вместо крупных, проявляется в Херсонесе Таврическом со значительным отставанием от, например, малоазиатских регионов империи.

Объясняется это тем, что Херсонес непосредственно не пострадал (не был разрушен, даже имелся экономический рост из-за переориентации торговли зерном из Египта на Северное Причерноморье) в период "кризиса городов".

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 25 Апреля, 2010 - 22:56:35
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

некоторые крупные храмы (Уваровская базилика например) продолжали функционировать до гибели города. перестали использоваться только храмы пострадавшие от землетрясения (об этом говорят А.И.Романчук и С.Б.Сорочан, очень интересно обосновал теорию разрушения землетрясением В.Хапаев в Бахчисарайском сборнике. постродали те храмы, которые стояли на насыпном грунте, те, что стояли на "скале" претерпели минимальные разрушения и были востановленны. теория "землетрясения" опровергает идею о разрушение города князем Владимиром.)
что касается квартальных церквей, то они могут указывать на некоторый экономичесский уровень. 3-4 семьи, которые жили в квартале могли содержать церковь (пусть и не большую) и как минимум - семью иерея.
в целом "кризис городов" само по сибе понятие не простое. Херсон продолжал процветать и в "темные века" и в последующие, не простые для Империи годы.

к сожелению, не имею достаточного количества информации по Малой Азии. Слышал о раскопках в Сирии, видил, что копали на Синае у монастыря (даволно плачевный раскоп за сеткой - рабицей, метрах в ста от стен монастыря). Можете ли что то посоветовать, если не затруднит, с указанием электронного источника. Заранее спасибо.


(Отредактировано автором: 26 Апреля, 2010 - 01:05:03)


Отредактировано куратором: христич, 26 Апреля, 2010 - 19:24:57

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 26 Апреля, 2010 - 01:00:54
христич


Севаст
Откуда: Москва


Mihail
Обязательно посмотрю и сегодня позже сброшу информацию.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Апреля, 2010 - 19:25:48
христич


Севаст
Откуда: Москва


Mihail

Вот, по-моему, наиболее интересные исследования, касающиеся провинции.

Reallexikon zur byzantinischen Kunst, Stuttgart, 1966
(это - издание серии, которое началось в 1966 году, но доступа у меня к нему нет)

Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1975
http://downloadcave.com/search.php?PID=ba0dcfd1-f271-4130-ac25-f09b6eefc514&q=early+christian+and+byzantine+architecture+krautheimer


Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине, 1904
http://rs635.rapidshare.com/files/37421646/Kondakov1904.part1.rar

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Апреля, 2010 - 00:21:48
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

Статья молодой но уже талантливой византиистки ... с, намой взгляд, интересной реконструкцией, одного из памятников, входящих в комплекс Западной базилики Херсонеса

О реконструкции гробничного мартирия Св. Василея ранневизантийского Херсона
Литовченко Анна,

К настоящему времени среди исследователей сформировалась точка зрения, связывающая склеп, входящий в комплекс Западной базилики, с местом погребения Св. Василея, первого епископа Херсонеса. По свидетельству херсонесского агиографа VI в., тело епископа было погребено «вне стен на запад от города» близ оборонительных стен. Расположение, конструкция и особое отношение к склепу, а позже и возведенной над ним часовни, - все это убеждает в том, что он занимал значительное место в религиозной жизни херсонитов, и косвенно подтверждает предположение о принадлежности погребального сооружения Св. Василею.
Данный памятник был открыт и исследован в 1891 и 1901 гг. К.К. Косцюшко-Валюжиничем, позже в 1965 г. комплекс Западной базилики доисследовал Е.Г. Суров, но повторно раскопок часовни не проводил. Основными источниками, позволяющими провести реконструкцию внутреннего убранства гробничного мартирия Св. Василея, стали отчеты раскопок, архивные материалы и работы Айналова Д.В., Бертье-Делагарда А.Л., Якобсона А.Л., Сурова Е.Г., Сорочана С.Б., в которых описываются находки внутри помещений.
История возведения церкви-мартирия начинается с создания склепа рядом с античной оборонительной стеной в IV в. В V или VI вв. склеп перестраивается и над столь почитаемой могилой возводиться часовня. В период правления Юстиниана I в Херсоне производиться реконструкция укреплений и происходит изменение линии крепостных стен. За счет прирезки дополнительной территории площадью 0,3 га начавший создаваться архитектурный комплекс оказался заключен между античной и более поздней стенами.
Возведенная над склепом часовня «Г» или № 12 по списку Императорской Археологической Комиссии представляет собой небольшое сооружение (6,4 – 4,6 м), с пристроенной позднее маленькой полукруглой апсидой. Вероятно, апсида имела кирпичный свод. Кладка стен храмика позволяет предположить возможную пристройку апсиды во время перестройки здания. Толстые стены были сложены из обработанных крупных блоков, которые отличались от кладки более тонкой апсиды. Якобсон А. Л. обращает внимание на усиленные восточные углы, что, очевидно, указывает на перекрытие постройки сводом, вероятно куполом, сложенным из кирпича, как и в склепе, над которым построена часовня.
В церквушке уцелела на своем месте алтарная преграда из каменных плит (0, 78 м высотой) и мраморный порог. В мощеной каменными плитами алтарной части на месте находилось плоское квадратное углубление для основания престола. Пол в алтарной части был выложен каменными плитами. Остальную его часть украшал мозаичный пол, как отмечал заведующий раскопками, что он был очень поврежден и сохранившиеся фрагменты были изъяты. А.Л. Бертье-Делагард характеризовал изображения мозаики как «очень красивого и… древнейшего рисунка». Её техника и изображения были схожи с мозаикой Уваровской базилики, что позволяет отнести мозаику часовни «Г» к VI - VII вв., хотя само сооружение (без апсиды), более раннее. В 1901 г. был обнаружен в часовни небольшая скульптура голубя – символ Св. Духа из инкерманского камня с круглым отверстием для укрепления на стержне. Скульптура сохранилась не полностью - лишь средняя часть голубя со сложенными крыльями, недостает головы.
При возведении гробничного мартирия херсонеситы несомненно руководствовались расположением прямоугольного подземного склепа, что вызвало отклонение всего храмика к северу на 30º.
Склеп имел «превосходный кирпичный свод особой, еще не встречающейся, кладки», как отмечал Косцюшко-Валюжинич К.К. Арочный вход вел в тщательно оштукатуренную погребальную камеру (2,25 х 2,25 х 1,7 м). Не только свод, но и стены склепа, вырубленного в скале имели цилиндрическую форму. Дромос (1,8 м длиной и 0,85 м шириной) вырублен в скале, закладная плита находилась не в вертикальном положении у входа, а была положена горизонтально и закрывала весь дромос, как это видно по пазам в специально положенных по верхнему краю дромоса плитам из известняка. Упомянутый Косцюшко-Валюжиничем и Айналовым мраморный порог, представлявший собой пьедестал статуи с греческой надписью, рассмотрен Латышевым, но не обозначен ни на планах, ни на разрезах, вероятно он являлся закладом. Свод склепа заглублен в скалу до 70 см. Он облицован плоскими кирпичами (0,26х0, 25х0,02 м), положенным на ребро по отношению плоскости свода. Кирпичи преимущественно из желтой, немного зеленоватой глины и из красной глины. На них составлено две продольных плоскости (26 рядов) и поперечных (22 ряда). Все четыре плоскости представляющие собой по форме остроугольные треугольники, сходятся в центре свода, образуя прямоугольник, каждая сторона которого состоит из одного кирпича. В середине этого прямоугольника поставлен еще один кирпич по направлению длины склепа. Расстояние между рядами кирпичей заполнено раствором (3,5 – 4 см). Свод был оштукатурен белым раствором. На стенах склепа следов штукатурки не обнаружено. Против входа находится широкая продолговатая лежанка (1,25 м длина и менее 0,4 м высота) для нескольких погребений. Внутренний вид и устройство склепа указывает, что он был предположен для высших чинов херсонеситов.
Подобным образом, в общих чертах представляется реконструкция внутреннего убранства гробничного мартирия св. Василея и склепа, находившегося в основании. Подробное рассмотрение, уточнение деталей внутреннего декора часовни и склепа, позволяют говорить о храме, где совершались не только поминальные службы, но и могла отправляться литургия, на что указывает наличие алтаря и алтарной преграды. Данный памятник следует отнести к раним христианским церквам Херсонеса.



Отредактировано куратором: христич, 29 Апреля, 2010 - 23:48:27

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 28 Апреля, 2010 - 21:24:15
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

вид во фронт


Прикреплена картинка:
att-4bd871143c3fcront.jpg


(Отредактировано автором: 28 Апреля, 2010 - 21:33:46)

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 28 Апреля, 2010 - 21:32:04
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

вид с лева
Прикреплена картинка:
att-4bd871d312e8fleft.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 28 Апреля, 2010 - 21:35:15
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

вид сверху
Прикреплена картинка:
att-4bd87224abad0top.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 28 Апреля, 2010 - 21:36:36
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

Под крышей
Прикреплена картинка:
att-4bd8726fb2c5dp_2_.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 28 Апреля, 2010 - 21:37:51
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

внутри, вид из алтаря
Прикреплена картинка:
att-4bd872ab1dee5_003.jpg


(Отредактировано автором: 28 Апреля, 2010 - 21:39:17)

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 28 Апреля, 2010 - 21:38:51
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

вид на алтарь
Прикреплена картинка:
att-4bd872f1e7987_002.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 28 Апреля, 2010 - 21:40:01
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

вид сбоку
Прикреплена картинка:
att-4bd873526be47_002.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 28 Апреля, 2010 - 21:41:38
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

дромос
Прикреплена картинка:
att-4bd87390cd1fa_001.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 28 Апреля, 2010 - 21:42:40
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

склеп
Прикреплена картинка:
att-4bd873d31ce48_002.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 28 Апреля, 2010 - 21:43:47
христич


Севаст
Откуда: Москва


Mihail
Очень интересная работа по реконструкции. Ваша?

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Апреля, 2010 - 18:34:28
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

Нет, увы! мои только некоторые направляющие, но в целом - Анна Литовчинко, моя бывшая ученица, сегодння коллега... по работе и археологии, перспективный византиист...
работу приглашаю критиковать... что полезно во всех отношениях...

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 29 Апреля, 2010 - 21:02:10
христич


Севаст
Откуда: Москва


Mihail
Спасибо Анне и Вам за неё.
------
Вот ещё информация по провинции, которую только что выставил Alexander:

Syria. Archéologie, Art et histoire (176 Issues, 4664 Articles, 1920-2004)
http://www.persee.fr/web/revues/home

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Апреля, 2010 - 23:47:22
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Mihail

Здравствуйте!

Этот тезисы...
А где они вышли?

С Уважением,
М.Чореф

(Добавление)
Кстати, вечный спор по поводу атрибуции подобных сооружений...
Мне кажется, что это не часовня, а церковь - есть алтарь.

С Уважением,
М.Чореф

-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 30 Апреля, 2010 - 21:18:14
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

Литовченко А. О реконструкции гробничного мартирия Св.Василея из ранневизантийского Херсона // Караззінські читання. - Харків, 2010. - С. 205. но тезисы был без идлюстраций, опубликованный вариант - доклад...

что касается церкви... да несомненно... но после перестройки.
первоночально была небольшая часовня (возведена в 5 в.), но в 6 в. сооружение было перестоено, пристроенна апсида.. и часовня сала церковью - мартирием... связано это скорее всего с строительством комплекса Западнойбазилик в к. 6 - нач. 7 вв.

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 30 Апреля, 2010 - 22:30:45
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Mihail

Спасибо!
А сборник есть в Internet?
Хотел бы сослаться.

Да, конечно, церковь - после перестройки.

С Уважением,
М.Чореф

-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 30 Апреля, 2010 - 23:47:43
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

Скорее всего в и-нете его нет, конференция прошла на прошлой неделе, и в общемто, это скорее "конференция студентов и молодых ученых" так что в и-нете может и не пояаиться... ссылку полную я привожу:
Литовченко А. О реконструкции гробничного мартирия Св.Василея из ранневизантийского Херсона // Караззінські читання (історичні науки): тези доповідей 63-й міжнародної наукової конференції (м. Харків, 23 квітня 2010 р.). - Харків: ХНУ імені В.Н.Каразіна, 2010. - 388 с. - полная ссылка на сборник, тезисы на стр. 205.

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 01 Мая, 2010 - 00:11:22
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

иллюстрации к поздним церквям византийского Херсона. церковь в районе водохранилища, раскопана в 2001 - 2002 гг.
Прикреплена картинка:
att-4bdb3b39e5fce____.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 01 Мая, 2010 - 00:19:05
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

"Часовня" - квартальная церковь с явно просматривающейся апсидой и остатками места алтаря.
Прикреплена картинка:
att-4bdb3bb113376____.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 01 Мая, 2010 - 00:21:05
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

многослойное погребение, одно из трех, открытых в церкви... все фото из 15 МАИЭТа
Прикреплена картинка:
att-4bdb3c6cb7f43____.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 01 Мая, 2010 - 00:24:12
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Mihail

Спасибо!

Хотелось бы, конечно, сборник...

Да, нужно с "часовнями" разобраться.
Понятно, что проблема надумана.
Как известно, с легкой руки А.Л. Бертье-Делагарда все церквушки Херсона именуют часовнями. "Патриарх крымоведения" неудачно подобрал синоним... Проблема в том, что на этом положении строят теории.

С Уважением,
М.Чореф

-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 01 Мая, 2010 - 05:52:29
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

тут поднакопилось кое чего

Центрические храмы византийского Херсона.
Фомин М.В. Шевцова А.А.

На территории Херсонесского городища открыто множество церквей. Им посвящены статьи и монографии. Но, к сожалению, не все вопросы нашли свои ответы. Так, значительный интерес представляют центрические храмы. Их конструктивной особенностью является расположение алтаря в центре сооружения.
Принято считать, что алтарь в христианском храме должен располагаться на восток. Большинство раннехристианских базилик имело именно такую конструкцию. Иначе обстояло дело с крестообразными храмами.
Традиция центрических сооружений восходит к постройкам Палестины IV века. Возведенные при Константине Великом на местах земной жизни Иисуса Христа они представляли собой простые ротонды или октогоны (восьмигранники) без апсиды и дополнительных пристроек .
В этом процессе важную роль играла архитектура Сирии, давшая многочисленные примеры центрических церквей. Антиохийские зодчие возводили здания подобного типа ещё для римских императоров (Дворец Диоклетиана в Сплите). В самой Антиохии по заказу Константина был построен так называемый «Золотой октогон» .
Приблизительно в VI веке сформировался тип октогона вписанного в прямоугольный или квадратный план. К угловым граням октогона примыкали полукруглые ниши, занимавшие углы прямоугольника. К такому типу относились храм Св. Георгия в Эзре (515 г) и гробничная церковь в Русафе (на месте погребения мученика Сергия). Кафедральный собор в Босре (512 г) представлял в плане квадрат с вписанной окружностью. В свою очередь центр этой ротонды, ограниченный колоннами, имел форму квадрифолия. Таким образом, средняя часть интерьера имела форму креста-четырёхлистника, увенчанного куполом. Внешняя часть ротонды образовывала круговой обход, а с востока примыкали алтарные помещения.
Особой постройкой был грандиозный ансамбль монастыря Преподобного Симеона Столпника (Калат-Семан), построенный в 476—490 гг. Он, представлял собой крест, образованный четырьмя сходящимися к центру базиликами, восьмигранное пространство между которыми было перекрыто деревянным шатром, под которым стоял каменный столб-башня — место аскетического подвига Преп. Симеона .
В столице Империи был построен величественный мартирий – Апостолеон*, который должен был стать местом поклонения мощам святых апостолов . Невозможность исследования остатков памятника (сооружение было разрушено турками) породила множество споров о его форме. Так, Р. Краутхаймер полагал, что это базилика . А. М. Высоцкий и Ф. В. Шелов – Коведяев отстаивали точку зрения о крестообразном, центрическом сооружении, которое являлось частью сложного комплекса . А. Хайзенберг предполагал, что «рукава» здания представляли собой трехнефные базиликальные по форме пристройки . Один из признанных знатоков византийской архитектуры К. Манго считал, что речь идет не о сложном ансамбле из мавзолея и базилик, а об одном здании, построенном в центре двора
А. Грабар, в свою очередь, уточнял, что крестообразные по форме храмы возникли в период V – VII вв. и первоначально имели мемориальные функции .
На примере херсонесских памятников можно воочию убедиться в развитии этой традиции.
Одним из наиболее интересных памятников является крестообразный храм Богородицы Влахернской. Он был связан с почитанием памяти первых херсонесских христиан, а с середины VII в. после смерти в Херсонесе в 655 г. Св. Мартина, и с его памятью.
Исследование комплекса велось К.К. Косцюшко – Валюжиничем в 1896 – 1897, 1901 – 1907, затем А.Л. Бертье – Делагардом и Д.В. Айналовым, последующие доследования проводились О.И. Домбровским.
Первоначально, здесь был построен не большой однонефный храм, но спустя некоторое время ранний храм был разрушен (или разобран), а на его месте был построен новый, больший, крестообразный. Все остатки малого были собраны в центральной части большего храма. Над ним, как над святыней совершалось богослужение .
В начале «большой» храм имел четыре входа. Службы в нем, по всей видимости, носили специфический характер и совершались в центре. Позже, восточная часть храма была переоборудована, в ней устроили алтарь. Был оставлен только западный вход. Между восточной и южной ветвью креста пристроили крещальню, в окне в южной ветви креста, была прорублена дверь. С северной стороны был пристроен ряд помещений, вероятно, жилого или хозяйственного назначения. Все пристройки возникли предположительно не ранее середины VI в. под полом пристройки с северной стороны находился склеп, с материалом V – VII вв. и монетой Юстиниана I .
Храм после перестройки претерпел так же ряд изменений. Пол был покрыт мозаикой с христианской символикой. При этом, центральная часть пола, накрывавшая собой остатки маленького храма, как некая святыня, была перекрыта для хождения прихожан, в центре мозаика не была потерта . Стены храма были оштукатурены и расписаны. Штукатурка обновлялась как минимум три раза . В IХ в. храм пострадал при землетрясении и был перестроен. Вероятно ранний коробовый, кирпичный свод, разрушенный землетрясением, был заменен конической крышей со стропильным перекрытием. Плинфа размерами 0,27 х 0,27 х 2 см и 25 х 14 х 4 см от первоначального коробового свода вошла как материал в очередную предалтарную вымостку и в небрежную кладку стены, сложенную на мозаичном полу. Мозаика была перекрыта новым полом . Толщина стен 0,9 – 1 м, сложенных на извести, и присутствие довольно широких заплечий и арочных тяг указывает на возможное существование сводов над четырьмя ветвями креста. В таком виде храм существовал еще долгое время.
Другим центрическим сооружением стал тетраконхиалный теофанический мартирий № 47, предположительно посвященный чуду епископа Капитона. Он представлял из себя четырехапсидное купольное здание воздвигнуто в юго-западной оконечности города. Большинство специалистов склоняются к тезису, что храм возведен не ранее VI в., вероятно на месте, связанном с преданиями о чуде епископа Капитона . Памятник был обнаружен в 1893 году Д. Струковым при строительстве очередной линии артиллерийских батарей, исследовался в 1906 – 1908 гг., повторные раскопки проводились в 1959, 1977 -1979 гг., когда работами руководил симферопольский археолог В. А. Кутайсов.
Мартирий мог быть постройкой, созданной на месте памятного события. А. Грабар называет подобные сооружения теофаническими , т.е. связанные с проявлением могущества Бога. Поражает толщина стен доходящая местами до 1.6 – 2.6 м., хотя в остальном оно сложено по типичной технике кладки культовых построек в Херсонесе. С использованием известкового раствора с добавлением песка и толченой керамики. Его поставили на насыпи, которой выровняли склон косогора и засыпали более раннюю цистерну очень больших размеров.
Около южной апсиды находился дверной проем (1.2 м), обрамленный небольшим пристроенным нартексом или портиком. В остальных апсидах было по две двери, их общее число достигало семи . Четыре из них были впоследствии, в VIII – IX вв., заложены, но их первоначальное число говорит о расчете на массовые богослужебные процессии, стациональные литургии и на придание церковному зданию символического значения .
Толщина устоев на стыке эскедр (2.5-3 м) и стен при общем диаметре здания 18 – 19 м указывает на то, что его венчал купол, опиравшийся на арки и массивные каменные пилоны .
Ввиду отсутствия окон в стенах, свет падал, видимо, из-под кирпичного купола, который господствовал над всем зданием.
Над мозаичным полом в ходе раскопок были собраны остатки темно – синей смальты, которой мог быть украшен купол сооружения, имитировавший небесный свод .
Раскопки показали, что, не смотря на некоторые неудобства рельефа, храм воздвигли с таким расчетом, что бы под полом храма точно по центру купола и одновременно строго симметрично основной оси запад – восток оказались остатки печи для выжига извести**.
Это обстоятельство обращает к рассказу о первых епископах херсонесских. По рассказу агиографа, по молитве Св. еп. Капитона было явлено чудо, он вошел в печь, пробыл там некоторое время и вышел невредимым, чем победил в богословском споре представителей языческой общины и убедил местных жителей принять крещение.
Судя по материалу из подстилающего слоя, печь на месте будущего тетраконаха, была построена не ранее второй половины - конца IV вв. , это может указывать на истинный исторический, а не легендарный ход событий. Так или иначе видный купольный мартирий № 47 продолжал функционировать на протяжении «темных веков», после нескольких частичных разрушений и восстановлений, вероятно, в VIII – IX вв., дожил, по меньшей мере, до X в. По мнению В. А. Кутайсова, его окончательное разрушение было связанно с гибелью Херсонеса.
Еще одним храмом, хранившим перерождение из центрического в церковь обычного культа (с алтарем в апсиде в восточной ветви) стал загородный кладбищенский храм, отождествляемый в литературе с церковью Св. Созонта . Он был обнаружен в 1982 г. во время раскопок Западного некрполя В. М. Зубарем и был исследован в 1985 г. экспедицией Уральского университета под руководством А. И. Романчук .
Памятник представляет собой крестообразный ранний храм, размером примерно 14 х 12 м, расписанный внутри фресками. После разрушения, на его месте была построена однонефная церковь или часовня. Он расположен с внешней стороны города на расстоянии примерно 150 м от его западной средневековой оборонительной стены.
Крестовидное в плане сооружение первого строительного периода возводилось как мартирий – усыпальница, затем к основному зданию были пристроены хозяйственные помещения, а так же появился алтарь. Материал относится к сравнительно узкому хронологическому диапазону VIII- X в . Затем считается, что храм был покинут.
Центральное место комплекса занимал крестовидный хам св. Созонта. Выступы его стен превышали проем апсиды. Возможно, это объясняется тем, что в результате позднейших переделок внешний вид храма был изменен, и апсида была пристроена к его более ранней лопасти.
Кладбищенский крестовидный храм был возведен не позже концаVIII- начала IX вв. Он состоял из центрального помещения – наоса, алтарной части с апсидой полукруглой формы и, вероятно, имел две лопасти – восточную и западную (последняя не сохранилась).
Ширина наоса соответствовала 4.25 м, а восстанавливаемая длина всего сооружения – 10.12 м. Апсида с внутренним радиусом 2.5м была выложена плотно прилегавшим друг к другу мраморными плитами и обломками плинфы, положенных на цемянковый раствор. Центр сооружения венчал купол на высоком барабане, остальное пространство покрывала черепичная крыша.
В восточной лопасти храма после его сооружения были устроены четыре вырубленные в скале и перекрытые плитами гробницы – кимитрия для многоярусных погребений. Они содержали в общей сложности 54 костяка и фрагменты керамики IX- X вв. Стены постройки шириной 0.75м были сложены из грубо околотых прямоугольных известняковых блоков и скреплены известковым раствором с морским песком, с внутренней стороны гладко оштукатурены.
Позднее к восточной ветви храма с севера пристроили крошечное помещение площадью около 13 м кв. (3.6 Х 3.7 м). Помещение соединялось с храмом дверным проемом в 0.9 м. шириной.
Две небольшие пристройки (2.65 х 3.6.4 х 6м) со стенами 0.6м на грязевом растворе располагались к югу от восточной ветви. Вероятно, это были хозяйственные помещения, входившие в небольшой, возможно, монастырский комплекс. Материалы, которого не выходят за пределы периода IX- X вв.
Не ранее XI в. на старом месте возведен новый храм одноапсидный и однонефный храм длинной 7.25м и шириной 4.5м.

Таким образом, на примере развития херсонесских центрических храмов можно констатировать, что они возникли как мемориальные сооружения, посвященные святому или особому событию в церковной истории города, чуду. Комплексы формировались вокруг сакрального места, чем обусловлена их центрическая конструкция. Со временем, по мере развития Литургии они претерпели ряд изменений и в конечном итоге превратились в церкви более привычной конструкции. Особенно хорошо данная трансформация прослеживается на южном загородном крестообразном храме. Не смотря на все перестройки и устройство алтаря в восточной ветви церкви, конструктивно сохраняется память о ее центричности в прошлом. Мозаика покрывавшая пол сохранила информацию о том, что центр сооружения сохранял свою сакральность и был перекрыт для хождения.
--------
*Храм Св. Апостолов, главный, у ввода в водопровод Валента
см. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=13&start=15
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=13&start=16
http://pravenc.ru/text/75726.html
**Редчайшая находка



Отредактировано куратором: христич, 12 Октября, 2010 - 12:07:41

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 11 Октября, 2010 - 20:32:06
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские памятники Херсонеса­ - Херсона [Страниц (5): « 1 2 3 [4] 5 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0133 ]   [ Gzip выкл. ]