Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские памятники Херсонеса­ - Херсона [Страниц (5): [1] 2 3 4 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

Если тема вызовет интерес, планирую публиковать материалы про Византийские памятники Херсонеса и Северного Причерноморья.



О первых христианских храмах Херсона IV – V вв.*
Фомин М. В., Шевцова А.А.

Возникновение христианской общины и массовое крещение горожан в конце IV вв. должно было привести и к церковному строительству. Но не смотря на дискуссии о вопрос появления ранней христианской общины в позднеантичном Херсонесе, тема первых культовых сооружений специалистами не поднималась.
Письменные источники по данной теме ограничиваются текстами Житий святых епископов Херсонских1. В них упоминается о строительстве в городе церкви Св. еп. Эферием (Еферием). Наиболее подходящим для этого из известных на данный момент храмов является ранний храм, предшествовавший базилике 1935 г.
Храм имел пятигранную с внешней стороны и круглую внутри апсиду. Внутреннее пространство в нем не было разделено рядами колонн на нефы2. Только нижняя часть стен была сложена из бутового камня, на грязи вместо раствора, верх был сооружен из плоских саманных кирпичей, что несвойственно архитектурным приемам Херсона. Подобные способы строительства скорее имеют малоазийские корни. Возможно, прихожане раннего храма были приезжими. Полы храма были вымощены мелким камнем, на растворе красной цемянки. Местами их украшала мозаика с геометрическим орнаментом. Стены были оштукатурены и покрыты фресковой росписью. Поверху шел богатый лепной гипсовый карниз. Стены этого храма были полностью разобраны в процессе строительства более поздней базилики. Г.Д. Белов датировал сооружение V в.3. А.Л. Якобсон полагал, что археологи наткнулись на остатки наземного склепа или мавзолея4. Позднейшие доследования М.И. Золотарева совместно с американскими археологами
1994 – 1998 гг. позволили предположить, что строение не имело отношения к отправлению христианского культа, а могло быть синагогой5. Эта точка зрения была подвержена обоснованной критике со стороны С.Б. Сорочана,
А.И. Романчук6. Автор раскопок самой базилик 1935 г. Г. Д. Белов утверждал, что до V в. на этом месте существовало сооружение позднеримского времени с цемянковым полом, которое сменила ранняя базилика, а в VI - VII вв. была возведена поздняя7.
Стены ранней церкви были расписаны фресковой живописью (изображения павлинов, фазана, гирлянды, колонны с каннелюрами), пол укрыт мозаиками (кратер с виноградной лозой и геометрические фигуры). Прямые аналогии просматриваются в живописи херсонесских расписных раннехристианских склепах и памятниках христианского Востока. О христианских мотивах в декоре здания упоминали и А. Л. Якобсон8, и О. И. Домбровский9.
Возможно, что здание с цемянковым полом позднеримского времени, принятое А.Л.Якобсоном за мавзолей и было самым ранним христианским храмом, возведенным на территории города, который в V в. сменила ранняя базилика 1935 г.

Другой церковью упоминаемой в источнике была церковь Св. Ап. Петра, возведенная Св. еп. Капитоном на месте снесенного языческого храма Девы – Парфенос. С. Б. Сорочан предположил, что этот храм располагался на месте более позднего комплекса Восточной базилики и был разобран при строительстве последнего10. К интерьеру раннего храма относят два обломка мраморной квадратной плиты, на одной стороне которой был вырезан крест, а с другой барельеф с изображением Иисуса Христа спасающего апостола Петра от потопления в водах Тивериадского озера11.
Восточная базилика или базилика № 36 была открыта в 1876 – 1878 гг., и доисследовалась в 1908 г. Р.Х. Лепером и в 1975- 1976 гг. М.И. Золотаревым12. Во время раскопок, ведшихся здесь с перерывами с 1876 г. культурный слой на месте базилики № 36 был удален до скалы, а восточная часть здания с часовней и алтарной апсидой обрушилась в море.

Еще одной церковью, относящейся к столь раннему периоду, может быть небольшой однонефный храм, возведенный на кладбище в Карантинной балке и предшествовавший монастырю Богородицы Влахернской. Храм пережил два строительных периода. При исследовании сооружения в полу была найдена монета Феодосия Великого. Храм перекрывал собой несколько могил, материал из которых позволил утверждать, что храм был построен не ранее середины V в.13. Большое количество фрагментов штукатурки с росписью, вымощенный мрамором пол свидетельствуют в пользу богатого убранства этой церкви, и о ее значительной роли в религиозной жизни города14. Возможно, что храм был связан с почитанием некой местной святыни.

На другом конце городского некрополя, к юго-западу от западных ворот Херсонеса, располагался склеп «на земле Н.И. Тура». Он был открыт в 1894 г., но окончательно расчищен в 1912 г. В плане склеп трапециевидной формы, размерами 2,48 х 2,79 х 1,68 (размеры без ниш), с нишами – 3,95 х 3,95. В левой стене от входа и дальней стенах были устроены ниши-лежанки. Позднее последняя ниша была углублена до уровня пола. Образовавшееся помещение соединили с основным пространством проходом, прорубленным в скальной перемычке. По периметру стен находилась низкая скамья.
Стены склепа были покрыты росписями, которые к началу ХХ в. сохранились фрагментарно. Основные сюжеты росписей: на дальней стене – изображение двух павлинов, держащих в клювах лавровую гирлянду. На правой от входа стене – высокое дерево, а справа от него две фигуры – женщина и мужчина, которые направляются к некому городу, защищенному оборонительными стенами с башнями. Правее от города просматриваются заросли тростника. В правой части входной стены также сохранился небольшой фрагмент ноги человека.
Исследователи пока не пришли к единому мнению на счет времени росписей склепа. Однако большинство авторов склоняются к мысли, что склеп был украшен ранними росписями не позднее V в. (И.А. Завадская, А.Л. Якобсон, М.И. Ростовцев). Вероятно, в это время помещение было перестроено в маленькую церковь с престолом, грубой апсидой, алтарной преградой и царскими вратами. При перестройке склепа размеры первоначального помещения не были увеличены, при этом высота достигала 1,7 м у входа, в остальных частях она понижается до 1,6 м. Общая площадь помещения составляла около 5 м.
К сожалению, рассматриваемый памятник к настоящему времени не сохранился. Его следы затерялись уже спустя нескольких десятилетий после расчистки М.И. Скубетовым. Поэтому всем последующим исследователям приходиться пользоваться схематическим планом склепа или копиями росписей, сделанными в 1908 году Н.М. Печенкиным или более точными графическими материалами М.И. Скубетова 1912 г. План М.И. Скубетова, разрезы и копии изображений на стенах склепа были изданы М.И. Ростовцевым15.
В историографии господствует представление, что данный памятник возник как один из традиционных для позднеантичного Херсонеса склепов. Вероятно, после перестройки он был оштукатурен и расписан. После приспособления склепа под культовое помещение появилась художественная композиция на правой стене.
С уверенностью можно утверждать об особой роли данного склепа. Существует масса догадок о связи между покойным и росписями в склепе, а так же последующей перестройкой склепа в храм. Однако по имеющимся фрагментам росписей однозначный вывод сделать не представляется возможным.

Еще один храм, который относят к ранней истории христианства в Херсоне, это гробничный мартирий № 12, входящий в комплекс Западной базилики. Он представляет собой небольшую (6,4 – 4,6 м.), почти квадратную в плане, с пристроенной позднее апсидой, церквушку. Пол его был украшен мозаикой, маленькая полукруглая апсида, вероятно, имела кирпичный свод. Кладка стен апсиды уже стен храма, это наталкивает на мысль о возможной пристройке апсиды во время поздней перестройки здания16. При сооружении храма строители ориентировались на расположение подземного склепа, что неоднократно отмечали исследователи. Склеп был открыт в 1901 г., позже его отмечал Е.Г. Суров, однако раскопок не проводил17.
На данный момент крепнет точка зрения, связывающая данный склеп с местом погребения легендарного Св. еп. Василея, принявшего в Херсонесе мученическую смерть. В VI в. на этом месте был построен мартирий, вскоре перестроенный в небольшую церковь.
Таким образом, нужно полагать, что к концу IV – VI вв., на территории города существовало два храма: ранний храм на месте базилики 1935 г. и храм на месте комплекса Восточной базилики. Кроме того, за чертой города находился ранний храм на месте церкви Богоматери Девы Марии Влахернской, а также поздняя церквушка-склеп 1912 г. «на земле Н.И. Тура», приспособленный для совершения Божественной литургии, и мартирий с гробницей Св. Василея, позднее включенный в монастырский комплекс Западной базилики.
---------
* По базилике (КРУЗЕ) - см. http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=59&start=1

1. Сорочан С. Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. - Харьков, 2005. - С. 1234 – 1248.
2. Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко Л.В. Херсонес – Херсон – Корсунь. - К, 2003. - С. 151.
3. Белов Г.Д. Северный прибрежный район Херсонеса // МИА, 1953. - № 34. - С. 26.
4. Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. Очерки истории материальной культуры // МИА. 1959. - № 63. - С. 177 – 182.
5. Завадская И. А. Проблемы стратиграфии и хронологии архитектурного комплекса "Базилика 1935 г. " в Херсонесе //МАИЭТ. 1996. - Вып. 5. - С. 94 – 113; Оверман Э., Макленнан Р., Золотарев М. И. К изучению иудейских древностей Херсонеса Таврического // Археологія, 1997. - № 1. - С. 57-63; Коробков Д. Ю. Об особенностях планировки здания позднеантичной синагоги в Херсонесе // Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе. - Севастополь, 2001. - С. 25-31; Коробков Д. Ю. Вновь об иудейских сюжетах в декоре античных светильников // Проблемы религий стран Черноморско-Средиземноморского региона. - Севастополь; Краков, 2001. - С. 149-158
6. Романчук А. И. Исследования Херсонеса – Херсона: Раскопки. Гипотезы. Проблемы: [в 2 ч.] Ч. 2. Византийский город. - Екатеринбург, 2007. - С. 258 – 264; Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко Л.В. Херсонес – Херсон – Корсунь. - К., 2003. - С.152.
7. Белов Г.Д. Отчет о раскопках Херсонеса за 1935 – 36 гг. - Севастополь, 1938. - С. 80 - 82, 93
8. Якобсон А. Л. К изучению фресок из южного нефа базилики 1935 г. в Херсонесе // СА. 1978. - № 2. - С. 96-10
9. Домбровский О. И. Фрески южного нефа херсонесской базилики 1935 г. // ХСб. 1959. - Вып. 5. - С. 221-223; Домбровский О. И. Фрески средневекового Крыма. – К., 1966; Домбровский О. И. Византийские мозаики Херсонеса Таврического. - Познань, 2004; Домбровский О. И. О некоторых итогах изучения мозаик средневекового Херсонеса // Проблемы исследования античного и средневекового Херсонеса, 1888-1988. - Севастополь, 1988. - С. 40-42
10. Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - С. 761 - 787
11. Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - С 879.
12. Золотарев М.И. Отчет о раскопках в северо–восточном районе Херсонеса в 1976 г. // Архив НЗХТ. Дело № 1836.
13. Завадская И.А. Христианизация ранневизантийского Херсона. // МАИЭТ, 2003. - Вып. 10. - С. 354.
14. Домбровский О. И. Архитектурно-археологическое исследование Загородного крестообразного храма Херсонеса / О. И. Домбровский // МАИЭТ, 1993. - Вып. 3. - С. 305.
15. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. - Пг., 1914. – С. 470.
16. Айналов Д. В. Развалины храмов //ПХХ. - М., 1905. - Вып. 1. - С. 42.
17. Косцюшко – Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 г. // НА НЗХТ, Д.№ 10. - Л. 10 – 13; Суров Е.Г. К истории северо-западного района Херсонеса Таврического // АДСВ. 1965. - Вып. 3. - С. 128.


(Отредактировано автором: 23 Января, 2010 - 01:11:44)


Отредактировано куратором: христич, 23 Января, 2010 - 19:21:26

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 23 Января, 2010 - 00:54:45
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

Церковный комплекс 1902 г. на Девичьей горке


Прикреплена картинка:
att-4b5a1ee1583781902.jpg


(Отредактировано автором: 23 Января, 2010 - 01:05:09)

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 23 Января, 2010 - 00:55:45
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

Восточная базилика
Прикреплена картинка:
att-4b5a1fee30d62____.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 23 Января, 2010 - 01:00:14
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

церковь "над склепом Св. Василея"


Прикреплена картинка:
att-4b5a2059d399d____.jpg


(Отредактировано автором: 23 Января, 2010 - 01:05:29)

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 23 Января, 2010 - 01:02:01
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

Базилика 1935 г.
Прикреплена картинка:
att-4b5a21af106a31935.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 23 Января, 2010 - 01:07:43
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

Южный загородный
Прикреплена картинка:
att-4b5a21f43dc21____.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 23 Января, 2010 - 01:08:52
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

склеп на земле Н.И.Тура
Прикреплена картинка:
att-4b5a22433284d___.jpg

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 23 Января, 2010 - 01:10:11
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Mihail

Спасибо Вам огромное!
Очень интересно!

С Уважением,
М.Чореф

-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 23 Января, 2010 - 13:56:40
христич


Севаст
Откуда: Москва


Mihail
Отлично.
Продолжайте. Материал по Херсонесу - в открытую Вами подтему, а остальное - в ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ И ДРЕВНЕЙ РУСИ
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=59&start=1

9. Башня Зинон, к северу от комплекса монастыря Богоматери Влахернской, не охваченной данной картой
25. Владимирский собор (освящён в 1898 году)
33. Восточная базилика. Идентифицируется, как храм Св.Ап.Петра. По другой версии он находился на месте современного Владимирского собора
38. Базилика 1935 г.
62. Храм на Девичьей горе
64. Комплекс Западной базилики
66. Мартирий Св. Василея (чуть западней старой стены)
Прикреплена картинка:
att-4b5ae4d0c3554heme.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 23 Января, 2010 - 14:23:09
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

наверно начать серию нужно было с этого материала


(Добавление)
О формировании христианской общины в позднеантичном Херсонесе.
Фомин М.В.
Вопрос проникновения, распространения и утверждения христианства в Херсонесе – Херсоне, несмотря на более чем столетнее изучение, остается спорным. Дискусия породила два основных предположения. Большинство специалистов1 придерживаются поздней даты христианизации города и определяют ее концом IV – V вв. Другая точка зрения, относит этот процесс к III – IV вв.2
Причин столь существенных расхождений во мнениях достаточно много. Во всем мире не так много памятников христианства I - IV вв., причем даже в центрах, где ранняя дата христианизации не вызывает сомнений. Так, в районе позднеантичного Питиуса (Пицунда), рядом с кафедрой епископа Стратофила (участник Никейского собора 325 г.), открыт позднеримский некрополь, где христианские находки также единичны. Однако широкое распространение христианства в этом районе не вызывает сомнений3. Необходимую информацию мог бы дать херсонесский некрополь, но, к сожалению, значительная его часть раскапывалась с использованием несовершенных методик. Большинство погребальных сооружений использовались многократно, некоторые содержали сотни погребенных, в них хоронили до Х в. Включительно.
Анализ материалов некрополя показал, что из 3500 погребальных сооружений около 85% составляют могилы. К эллинистическому времени относится 13,5 %; к первым векам н. э. - 37,5 %; к периоду раннего средневековья – 0,34 %; время сооружения 34 % могил, ввиду отсутствия сопровождающего инвентаря, точной датировке не поддается. На сегодняшний день ничего неизвестно о херсонесских христианских культовых сооружениях, которые относились бы к III – IV вв. Но в качестве мест богослужения могли выступать комнаты в частных домах4.
Решающую роль могли бы сыграть письменные источники, но они специфичны и их количество ограничено. В основном это тексты Житий святых, но источники требуют критического рассмотрения, уточнений. Тем не менее, несмотря на сложности, анализ совокупности имеющихся памятников все же позволяет с достаточной вероятностью установить время возникновения христианской общины в Херсонесе – Херсоне5.
Согласно агиографическим источникам, первыми проповедниками христианства в Херсонесе были св. апостол Андрей Первозванный и св. епископ Климент6.
Отсутствие христианских артефактов первых веков зачастую трактуется как полное отсутствие христиан в Херсонесе. Не следует забывать, что в мире не так много памятников христианства I - II вв. В пользу возникновения общины может косвенно говорить факт наличия тесных экономических связей Херсонеса с Малой Азией7, где христианство распространялось достаточно быстро и ко II в. уже имело широкое влияние.
В «300 году Иерусалимский Патриарх Ермон (303 – 313 гг.) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов...» Так начинается рассказ о миссионерской деятельности свв. епископов Херсонских8. Источник середины – третьей четверти VI в. дает основания предполагать, что христиане в городе в IV в. уже были. Об этом свидетельствует факт, что сам св. еп. Василей вряд ли мог укрыться от преследователей, ему кто-то помогал. В тексте источника упоминалось присутствие с епископом двух священников9.
Чудо, совершенное Богом по молитвам св. Василея, привело к обращению в христианство некоторых представителей городской знати и их родственников. Но христианским Херсонес не становится, а сам св. еп. Василей принимает мученическую смерть.
Важен вопрос о датировке указанных агиографом событий. Текст памятника сообщает, что они происходят в 16 – й правления имп. Диоклетиана (284 – 305 гг.)10. Несмотря очевидные хронологические привязки, указанные даты вызывают обоснованную критику11. На сегодняшний день нет фактов, позволяющих однозначно датировать эти события. Бесспорно лишь одно, что они произошли задолго до 80 – х гг. IV в. Во II Вселенском соборе (381 г.) принимал участие Херсонесский епископ Евферий (Эферий), что говорит о существовании к этому времени Херсонесского епископства12. Существует упоминание о Херсонесском епископе Филиппе на I Вселенском соборе, однако его имя фиксируется лишь в некоторых поздних списках, что вызвало у специалистов недоверие к подлинности этих упоминаний.
Присутствие христиан на территории Северного Причерноморья в III - IV вв. имеет археологическое подтверждение. Так, в Пантикапее было найдено изображение креста, датированное II в. н.э.13. Изображение не может трактоваться однозначно и говорить о значительном распространение христианства. Но есть основания полагать, что община на Боспоре тогда уже могла существовать14. Среди участников I Вселенского собора упоминается епископ Боспорский Кадм, а в апостольских списках (IV в.) упоминается о проповеди на Боспоре апостола Симеона Зилота 15.
Что касается позднеантичного Херсонеса, то здесь с середины III в. обряд кремации в погребениях постепенно вытесняется трупоположением. Такие изменения связывают в первую очередь с распространением среди горожан синкретических, восточных культов, требовавших сохранения тела для будущей жизни. Но с не меньшим основанием этот факт может свидетельствовать и о появлении христиан.
Среди погребений херсонесского некрополя более 45 % безинвентарные, что не позволяет определить религиозную принадлежность погребенных. Наличие в могиле христианской символики или крайне редких христианских атрибутов явно носило случайный характер16.
Во время исследования погребальных комплексов первых веков был сделан ряд интересных находок. К их числу относятся кубки с надписями «пей, радуйся». Э. И. Соломоник высказала предположение, что она могла быть раннехристианской: кубки с аналогичными текстами использовались для Святого Причастия. Исследовательница приводит также краснолаковое блюдо III - IV вв. с изображением павлина, клюющего виноград, и надписю, которую она восстановила как «да будет милостив ко мне Бог» 17.
В христианстве первых веков изображения изобилуют символами, к примеру, павлин, клюющий виноград, может трактоваться как аллегорическое изображение вкушения учения Христа. В текстах Нового Завета часто встречается упоминание виноградника, винограда как аллегорических образов («Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» [Ин 15:1]). В свою очередь, павлин не редко выступал как символ бессмертия.
Среди находок, сделанных в погребениях, относящихся к III – IV вв., встречается значительное количество светильников. Разумеется, сами светильники нельзя считать исключительно христианским атрибутом погребения18. Некоторые из них содержат на щитке изображение рыбы. Такие находки в погребениях следует рассматривать как указание на христианское вероисповедание погребенных. С христианским символом можно отождествлять и изображение четырехлепестковой розетки на щитке19. Подобные находки не единичны.
Приведенные выше факты позволяют утверждать, что первое знакомство с новым учением могло произойти еще в первые века н.э., но христианская община сформировалась лишь к концу III – началу IV вв. и была немногочисленной и маловлиятельной. К 80-м гг. IV в. город стал центром епископской кафедры, что свидетельствует об определенном месте Херсонесской христианской общины в системе церковной иерархии. Влияние ее росло, хотя его еще было недостаточно для окончательной победы20. Ключевым событием стало прибытие в город св. епископа Капитона. Дискуссия вокруг определения времени приезда продолжается уже долгое время. В пользу более ранней даты, 325 г., говорят Жития свв. епископов Херсонских21. Более позднюю дату обосновывают в своих работах К. Цукерман и В. М. Зубарь22. Одним из непреложных аргументов является надежно документированное упоминание епископа Евферия (Эферия), предшественника епископа Капитона, среди участников ІІ Вселенского собора, который происходил в 381 г. Впрочем, нельзя полностью исключать вероятность, что речь могла идти о двух разных людях, носивших одинаковое имя и возглавлявших херсонесскую общину в разное время.
Согласно текстам всех списков Жития, св. еп. Капитон прибыл в Херсонес из Константинополя в 325 г. Агиограф упоминал, что он приплыл на корабле с 500 стратиотами под началом Феоны, вероятно, направленных для усиления местного гарнизона. Между архиереем и язычниками произошел спор, закончившийся испытанием, которому подвергся Капитон. Победа в диспуте св. епископа, и чудо, явленное в печи привели к обращению в христианство большой части горожан. Согласно источнику херсонеситы разобрали свою главную святыню, храм Девы в Парфеноне, и построили на его месте базилику св. апостола Петра23 .
Рассмотрев все вышесказанное, можно утверждать, что процесс распространения христианства среди жителей позднеантичного Херсонеса был сложным и длительным. Теоретически, первое знакомство херсонеситов с христианством могло произойти уже в первые века. Существование незначительной общины подтверждается археологически с конца III в. Но большинство горожан приняло новую религию только в 80 - 90 гг. IV в.


(Добавление)
1 Мещеряков В. Ф. О времени появления христианства в Херсонесе Таврическом // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. – Л., 1978. – С. 121 – 144; Зубарь В. М. Проникновение и утверждение христианства в Херсонесе Таврическом // Византийская Таврика. - К., 1991. – С. 8 – 29; Завадская И. А. Христианизация ранневизантийского Херсонеса // МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. 402 – 426; Цукерман К. Епископы и гарнизон Херсона в IV веке // МАИЭТ. –1994. – Вып. 4. – С. 545 – 561.
2 Диатроптов П.Д. Распространение христианства в Херсонесе Таврическом в IV – VI вв. // Античная гражданская община. – М., 1986. – С. 127 – 151; Хрушкова Л.Г. О начале христианского Херсонеса Таврического: крестообразная церковь на главном кладбище // Сугдейский сборник. - 2005. - Вып.2. – С. 393 – 420.
3 Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья IV – VII вв.– М., 2002. – С. 38 – 45
4 Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви – Нижний Новгород, 2005. – С. 118; Бонгард-Левин Г.М., Гаибов В.А., Кошеленко Г.А. Распространение християнства на Востоке (в свете исследования памятников Дура Европос) // ВДИ. – 2005. – № 3. – С. 58 – 72
5 Фомин М.В. О периодизации христианизации Херсонеса – Херсона // Иресиона. Античный мир и его наследие. – Белгород, 2006. – С. 83 – 89
6 Васильевский В.Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян // Васильевский В.Г. Труды. - 1909. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 215 - 295; Виноградов А.Ю. К становлению легенды об Андрее Первозванном - апостоле Понта // Византия и Крым. - Симферополь, 1997. - С. 24 - 26; Виноградов А.Ю. Апостол Андрей и Черное море: проблема источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы. - М., 1999. - С. 348 - 368; Виноградов А.Ю. Симон Зелот - «апостол Крыма»? // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре. - Т.2. - К.; Судак, 2006. - С. 55 - 57.
7 Кадеев В.И., Сорочан С.Б. Экономические связи античных городов Северного Причерноморья в I в. до н.э. – V в. н.э. – Харьков, 1989. – С. 57 – 59.
8 Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. – Ч. 1 – 2. – Харьков, 2005. – С. 1256.
9 Сорочан С.Б. Византийский Херсон. – С. 1259.

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 01 Февраля, 2010 - 23:34:06
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские памятники Херсонеса­ - Херсона [Страниц (5): [1] 2 3 4 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0157 ]   [ Gzip выкл. ]