|
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ ПАРАДЕЙСИОН (БОГОРОДИЦЫ В ПАРАДЕЙСИОНЕ)
Рис. 1 Реверс Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 01 Мая, 2010 - 18:19:30 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ ПАРАДЕЙСИОН (БОГОРОДИЦЫ В ПАРАДЕЙСИОНЕ)
Рис. 2. Вторая известная печать. Аверс. Найдена в Чернигове. Собрание Американского Нумизматического общества в Нью-Йорке (ANS, Coll. Bell, n. 15). Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 04 Мая, 2010 - 21:42:34 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ ПАРАДЕЙСИОН (БОГОРОДИЦЫ В ПАРАДЕЙСИОНЕ)
Рис. 2. Реверс черниговского артефакта. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 04 Мая, 2010 - 21:45:59 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ ПАНТЕХИОН (СВ. ТРОИЦЫ?)
Находился в проастии Константинополя на азиатском берегу, к югу от Халкидона. Ныне - на пересечении путепровода и улицы Visne Cinardere.
Исследовался Стамбульским археологическим институтом между 1973 и 1975 годами. Практически полностью уничтожен во время возведения жилых домов и магистралей в 1995-1996 годах. Сохранились незначительные фрагменты под одним из крыльев путепровода.
Доступа к турецким документам Стамбульского археологического музея по данным исследованиям нет.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 16 Мая, 2010 - 23:07:14 |
|
|
|
|
|
|
ХРАМ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЯ (ПРЕДТЕЧИ, ПРОДРОМА) в Евдоме
Сообщение является информационно более развёрнутым, в отличие от статьи Филина http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=13&start=12 , лаконичное содержание которой требовалось для Словаря. Часть материала использовалась с сайта http://expertmus.livejournal.com/58663.html , где имеется очень профессиональное сообщение expertmus от 2010-09-11, за основу которого, в свою очередь, взято сообщение искусствоведа с одного из греческих сайтов. --------------------------
Церковь Св. Иоанна Предтечи располагалась в 4 км от Золотых ворот* Константинополя. Являлась октогональным святилищем, построенным в годы правления императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.) специально для помещения туда (18 февраля 391 года) верхней части главы Св. Иоанна Крестителя, мощи которого были обретены при императоре Валенте (364-378гг.) и хранившиеся Халкидоне. Несколько раз храм подвергался разрушениям в результате землетрясений (особо сильные - в 447/448гг. и 557г.) и подходившими к стенам Города вражескими армиями. К середине VI века находился в плачевном состоянии. По инициативе императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.) храм Св. Иоанна Крестителя был практически отстроен заново. Мощи неоднократно изымались из храма и спасались (первое изъятие - в 404 году в связи с народными волнениями, связанными со ссылкой Св. Иоанна Златоуста). Последнее востановление храма зафиксировано при императоре Василии I (866 – 885 гг.). После его очередного обрушения, мощи Св. Иоанна Крестителя перенесли в Студийский монастырь.
Раскопки храма провели в 1921-1923 гг. французские археологи, опубликовавшие первые результаты работ в 1945 г., а в 1965 г. от руин церкви не осталось следа, когда на их месте был построен госпиталь (Mango C. The church of Sts. Sergius and Bacchus onxe again // Byzantinische Zeitschrift. Vol. 68. Iss. 2. P. 385). Благодаря указаниям Прокопия, а также археологическим данным, удалось выполнить реконстукцию церкви, которая по своим наземным очертаниям напоминает знаменитый храм Сан-Витале. Весьма необычным для константинопольской церковной архитектуре данного времени выглядит полукруглая как изнутри, так и снаружи апсида (см. план). В центральном нефе были обнаружены основания 6 арок (Mathews T. The early churches of Constantinople: Architecture and Liturgy (University Pa. 1971). Р. 55-32, fig. 27, 59). Вероятно, церковь была окружена портиками и имела нартекс. Кроме того, она была покрыта куполом** и могла иметь также галереи*** (Demangel R. Contribution à la topographie de l’Hebdomon. Paris, 1945. Р. 29; Janin 1969. Р. 413-414). В IX в. церковь Св. Иоанна Предтечи в Евдоме вновь потребовалось реконструировать, что было осуществлено при императоре Василии I (Vita Basilii (Theophanes Continuatus V). ed. Bekker I. (CSHB, Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus). Bonn, 1838. Р. 340). ------- * ...или в 7 милях (около 10 км.) от Милия, т.е. центра Города, вне стен Феодосия. Евдом (Седьмой) являлся одним из самых фешенебельных проастиев Константинополя. Именно от него начинались триумфальные шествия через Золотые ворота стен Феодосия. **Купол представлял собой правильную восьмигранную пирамиду. Черепичное покрытие покоилось на деревянных стропилах, опирающихся на верхний барабан, имевший, по каждому из фасадов, оконные проёмы, выполнявшие функции освещения внутреннего пространства. ***Галерея охватывала нижнюю внутреннюю часть подкупольного барабана и прерывалась лишь алтарной апсидой. Покоилась на семи арках, крылья которых несли восемь колонн. --------- План храма после восстановления его Юстинианом Великим. Около 560 года.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 28 Сентября, 2010 - 12:18:11 |
|
|
|
|
|
|
ХРАМ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЯ (ПРЕДТЕЧИ, ПРОДРОМА) в Евдоме Экстерьер. Вид на алтарную часть с юга. Фотография Манго. 1949 год. ----------------------------
христич Я посмотрел в сети, статья Mango C. "The church of Sts. Sergius and Bacchus onсe again" есть на сайте Byzantinische Zeitschrift, только требуется регистрация и денежки платить: http://www.reference-global.com/doi/abs/10.1515/byzs.1975.68.2.385 ----------------------------- Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 28 Сентября, 2010 - 14:52:23)
Отредактировано куратором: христич, 23 Ноября, 2010 - 16:43:23 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 28 Сентября, 2010 - 14:44:21 |
|
|
|
|
|
|
ХРАМ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЯ (ПРЕДТЕЧИ, ПРОДРОМА) в Евдоме Вид на храм со стороны нартекса во время его разрушения. Фотография В.Клейса, Германский Археологический институт. 1965 год. --------------------------------------
byzantofil Ага, спасибо: обязательно посмотрю. ------ Посмотрел. Жадные они. На корню душат тягу к знаниям в недоразвитых странах. --------------------------------------- Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 28 Сентября, 2010 - 20:43:36 |
|
|
|
|
|
Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 06 Октября, 2010 - 00:07:08 |
|
|
|
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 06 Октября, 2010 - 15:34:43 |
|
|
|
|
|
|
Segbanbasi ibrahim Aga Masjid. Внешний вид алтарей. Хорошо видны две опорные колонки замурованного на 2/3 тройного окна главной апсиды. Распространенное явление среди выживших церквей Константинополя, большинство вросло в землю метра на два... Фото 1914 г. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 06 Октября, 2010 - 15:39:20) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 06 Октября, 2010 - 15:36:26 |
|
|
|
|
|
Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 26 Октября, 2010 - 20:01:02 |
|
|
|
|
|
|
ald Спасибо! |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Октября, 2010 - 00:30:58 |
|
|
|
|
|
|
Добрый вечер, всем участникам форума! Давно слежу за Вашими интереснейшими сообщениями и дискуссиями, кое-какая информация для меня очень ценна, спасибо Вам большое, кое-что вызвало недоумение, больше всего, конечно, горечи - я никогда не поеду в нынешний Константинополь, потому что просто не смогу ходить по его улицам - все это так же больно, как разрушенная Нередица и Волотово поле, не говоря уже о взорванных наших храмах или просто оставленных умирать и зарастать травой. А тут просто прямое надругательство. Но тут не могу молчать, так как Вы на стр. 44 поставили фотографии фресок и совершенно верно заметили, что стиль последних нескольких сильно отличается от предыдущих - из храма Богородицы Перивлепты в Мистре, и не смогли их идентифицировать. Но Вы совершенно правы - это фрески из храма Богородицы Перивлепты, но не в Мистре, а в Охриде. Фрески просто великолепные, исполнены приглашенными из Столицы мастерами. Но на местной почве Спаситель получился с серыми славянскими глазами, вообще более мягкий и милостивый. А Ангел Великого Совета с пронзенными руками и ногами - вообще уникален. В этом храме вообще много изображений очень интересных. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Ноября, 2010 - 21:21:17 |
|
|
|
|
|
|
Это пир Софии из Притч Соломоновых. А вот про следующую хотела бы у Вас спросить, что это за сюжет. Похоже, сон Даниила (судя по изображению справа колосса на глиняных ногах и самого Даниила и царя, которому он толкует сон). Но что за Ангел о трех головах снится царю? Вверху прообраз Богородицы - Гора. А трехголовый Ангел - символ Троицы? Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Ноября, 2010 - 21:27:40 |
|
|
|
|
|
|
Марина Вот спасибо за подсказку! Чуть позже надо будет сделать информационные сноски.
Похоже, что Вы правы: это сон Даниила. А такое изображение Ангела (точнее - Три Ангела Гостеприимства Авраама) действительно относится к символу Троицы. Стало оно появляться в западной иконографии с XV века, в связи с борьбой против ереси жидовствующих, появившейся, как и многие другие ереси, на территории Поздней Восточно-Римской империи (Византии) в районах компактного проживания лиц еврейской национальности. Но на Руси такое изображение Троицы избегали, хотя, есть очень, очень редкие исключения.
Балканы, кроме, естественно, византийского влияния, были подвержены и влиянию Запада. Что и отразилось, в частности, в иконописи. --------- Если хотите конкретно какому-либу человеку сделать сообщение на форуме, то жмите на него, родного; надпись переносится в окошечко "Сообщение"; ниже ставьте свой текст. (Смотрите как выделилось "Марина" над моим текстом). По поводу сносок. Выделяете текст и жмёте на иконку синего цвета в виде конвертика с синей же стрелкой "Цитата". Всё, что выделили, переходит в Ваше сообщение. Ещё раз спасибо за участие и помощь. И ещё: если будут встречаться "косяки", а они, естественно, должны присутствовать, то сообщайте. Это нормальная ситуация. Другое дело - их количество. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 23 Ноября, 2010 - 22:21:27 |
|
|
|
|
|
|
Вопрос немного не в тему: что это за конструкция на фоне деревянной двери? |
|
Всего записей: 55 : Дата рег-ции: Февр. 2010 : Отправлено: 23 Ноября, 2010 - 22:28:06 |
|
|
|
|
|
|
Елена Это - торшер освещения, который применялся при фотосессии фресок. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 23 Ноября, 2010 - 22:31:30 |
|
|
|
|
|
|
христич, спасибо.
|
|
Всего записей: 55 : Дата рег-ции: Февр. 2010 : Отправлено: 23 Ноября, 2010 - 22:41:24 |
|
|
|
|
|
|
Марина
Спасибо за разъяснение! Я-то думал это Мистра, а оказалось совсем другая сторона.
Отредактировано куратором: христич, 24 Ноября, 2010 - 19:44:10 |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 24 Ноября, 2010 - 00:09:22 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ САТИРА (он же НЕБЕСНЫЙ; НЕБЕСНОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА) Находился напротив Константинополя, на территории азиатского проастия, ныне - стамбульский район Кючукали.
Во время охоты в окрестностях Города, на азиатской стороне Босфора, император Феофил (829-842 гг.) в густом непроходимом кустарнике обнаружил алтарь на цилиндрическом основании. Надпись на алтаре гласила: "Этот алтарь Небесного Архистратига Михаила, воздвиг же его Апостол Андрей". Возможно, алтарь действительно относился к периоду раннего христианства, судя по расположению в глухом месте. Новость о находке мгновенно облетела Константинополь и окрестности. Алтарь стали посещать многочисленные паломники, а, позже, между 867 и 877 годами на этом месте Патриархом Константинопольским Игнатием (в миру - Никита) был заложен и освящён монастырь Сатира.
Точного названия монастыря не сохранилось. В обиходе его иногда называли "Небесным", но, чаще, - "Сатира" - по названию руин близлежащего античного городка Сатир со знаменитым святилищем Сатира. И то, и другое, как и раннее, при строительстве Врийского дворца в этом районе http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=77 , послужило источником сполий для возведения обители. Монастырь в 877 году послужил последним пристанищем и упокоением для своего основателя - Святителя Игнатия.
Первые упоминания о руинах монастыря в новейшее время зафиксированы в записках европейских путешественников в XIX веке.
До 2005 года, включительно, были проведены разведовательные и начаты собственно археологические работы, которые, к сожалению, были свёрнуты из-за экстренной переброски средств на работы в порту Феодосия http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=34 . В прошлом году работы вновь возобновились под руководством Алессандры Риччи и необычайно активной помощи Управления Памятников и Музеев и Министерства культуры и туризма Турецкой республики, что, в первую очередь, можно связать не только с тем, что памятник является единственно полным археологически сохранившимся монастырским комплексом в Городе, но и фактом проведения в 2010 году в Стамбуле культурных мероприятий европейских стран. Найдено множество артефактов. в т.ч. открыты изумительные мозаичные полы. В настоящее время монастырь введён в список особо охраняемых объектов как вышеупомянутых Управления и Министерства Турции, так и ЮНЕСКО.
Мозаичное изображение Святителя Игнатия Патриарха Константинопольского в молодости. Храм Св. Софии. Галерея южного люнета. Фотография сделана с туры реставраторов, работающих под куполом.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Декабря, 2010 - 17:50:23 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ САТИРА (он же НЕБЕСНЫЙ; НЕБЕСНОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА)
Общий вид монастырского комплекса с юга. Раскопки 2009 года.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Декабря, 2010 - 18:36:19 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ САТИРА (он же НЕБЕСНЫЙ; НЕБЕСНОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА)
Монастырская цистерна. Крупный план. Интерьер. Вид с запада. Раскопки 2009 года.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Декабря, 2010 - 18:40:28 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ САТИРА (он же НЕБЕСНЫЙ; НЕБЕСНОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА)
Общий вид трёхпридельного кафоликона (справа) Небесного Архистратига Михаила (?) и монастырской цистерны. Вид с юга. Раскопки 2010 года.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Декабря, 2010 - 18:43:45 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ САТИРА (он же НЕБЕСНЫЙ; НЕБЕСНОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА)
Южная подпорная стена монастырского холма. Использовалась как южная стена для комплекса помещений. Вид с юго-востока. Состояние на лето 2010 года.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Декабря, 2010 - 19:09:51 |
|
|
|
|
|
|
христич А можно как-нибудь посмотреть эти изумительные мозаичные полы? Я, честно говоря, вообще очень люблю римские мозаичные полы, нахожу в них массу зашифрованных (или не зашифрованных, просто нам не сразу и не всегда понятных) символов, даже в геометрических узорах. Причем, в раннехристианских храмах эти римские мозаичные полы просто потрясают - и красотой, и техникой исполнения, и глубиной символики - в общем, все вместе. Вот для примера несколько фотографий из базилики Аквилеи (нач. 4 века, сразу после Миланского эдикта или даже раньше).
(Отредактировано автором: 23 Декабря, 2010 - 18:25:20) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Декабря, 2010 - 18:20:04 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Мозаичное изображение Святителя Игнатия Патриарха Константинопольского в молодости. |
Отчего же в молодости? Игнатий был скопцом, отсюда и безбородость
(Отредактировано автором: 24 Декабря, 2010 - 22:40:25) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 24 Декабря, 2010 - 01:46:05 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:А такое изображение Ангела (точнее - Три Ангела Гостеприимства Авраама) действительно относится к символу Троицы. Стало оно появляться в западной иконографии с XV века, в связи с борьбой против ереси жидовствующих, появившейся, как и многие другие ереси, на территории Поздней Восточно-Римской империи (Византии) в районах компактного проживания лиц еврейской национальности. |
Фреска из Перивлепты вряд ли связана с западной иконографией XV в. хотя бы потому, что была исполнена в 1295 г., и уж совсем проблематично влияние на неё каких-либо ересей. Полагаю, что речь идёт об очередном стремлении рационально осмыслить троичный догмат и найти для него соответствующую изобразительную форму, что характерно для палеологовского искусства, любившего иконографические новации. Подобные изображения Троицы переживут византийское время и будут встречаться на поздних памятниках, например, фресках монастыря Зрзе в Македонии (16 в.).
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 24 Декабря, 2010 - 23:45:07) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 24 Декабря, 2010 - 02:07:14 |
|
|
|