|
|
|
|
|
|
|
христич
Cпасибо! |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 14 Декабря, 2009 - 14:10:07 |
|
|
|
|
|
|
Святая София (январь 2010 г.). Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 29 Января, 2010 - 15:17:52 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ - находился западней форума Феодосия, примыкая к нему с запада и выходя на северную сторону Месы, южная оконечность Х городского региона. Сооружён при императоре Маврикии (450-457 гг.), вероятней - между 452 и 457 гг., после победы над противниками догмата о Богородице.
Материала (Стамбульского археологического музея и Т. Матфея), касательно монастыря, крайне мало, и, более того - он недоступен. Монастырь был обнаружен в 1947 году, в процессе рытья котлована под комплекс Стамбульского университета. Его остатки изучались сотрудниками Стамбульского археологического музея и рядом европейских и американских специалистов. Были вскрыты т.н. литерные церкви "А", "В", "С", монастырская цистерна (см. http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=58&start=3#1258405886 ), а также отдельно стоящая церковь "D" ( см. http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=13&start=42#1248624045 ). Отношение последней к монастырю находится под вопросом. В дальнейшем, несмотря на просьбы мировых научных кругов, предлагавших вариант сохранения остатков монастыря в цокольной части университета, он был уничтожен. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Февраля, 2010 - 23:45:18 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ
Общий вид раскопа на подпорную стену, фиксирующую склон холма и алтарную часть храма "В" (баптистерия). Вид с северо-запада. Все монохромные фотографии здесь и ниже - Эски Корума Энкумеля, сотрудника Стамбульского археологического музея.
Храм представлял собой крестово-купольное сооружение, примерно 15 метров по продольной оси и 20 метров - по поперечной. С запада к нему примыкал храм "С" (примерно 15 х 8 метров). В нартекс вели два входа, расположенные практически симметрично с южной и северной его сторон. С северо-западной стороны к нему примыкала монастырская цистерна (см. сноску выше).
Ближе к верхнему правому углу фотографии, перед подпорной стеной, видны остатки алтарной части.
Характерная особенность конструкции подпорной стены, часто встречающаяся в византийской архитектуре: в плане она усилена контрфорсами, чередующимися с эскедрами. Т.о. достигается максимальная прочность конструкции при нагрузках из-вне.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2010 - 00:02:36 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ
Храм "В". Алтарная часть крупным планом. Вид с запада. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2010 - 00:30:37 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ
Храм "В". Фрагмент купели, которая была расположена в подкуполном пространстве. Расположение купели аналогично баптистерию Св. Иоанна базилики Гекатонтапилиани на о. Парос, Греция (см. - http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=24&start=8 ), но если здесь купель представлена в виде окружности с двумя лестничными маршами, ведущими в неё с востока и запада (вхождение с запада, а выход на восток, к алтарю), то паросская купель крестообразная, более простая в устройстве.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2010 - 00:35:55 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ
Храм "А". Вероятно старейшее здание монастыря, его кафоликон, посвящённый именно Божьей Матери Диакониссе и относящийся к правлению Маркиана. Представлял собой трёхнефную базилику, примерно 35х22 метра. Два ряда колонн по пять штук рассекали внутреннее пространство на три нефа. Боковые - шириной примерно по 5 метров, каждый, и центральный - около 10 метров. Каждый из нефов имел свой отдельный вход из нартекса и дополнительно, южный и северный - непосредственно с монастырского двора. У юго-восточной части базилики обнаружены остатки баптистерия (?), в плане представляющее квадрат, а внутреннее помещение - крест с неярко выраженными рукавами. Здание имело двускатную крышу, лежащей на деревянных стропилах, и первоначально крытую черепицей.
Храм "А". Вид на алтарную часть (остатки на переднем плане справа) и подпорную стену. Вид с северо-запада. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2010 - 00:39:15 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ
Храм "А". Архитектурные элементы здания. База колонны на переднем плане позже была установлена у храма Св.Софии. Чётко видны два литника под заливку свинцом, ведущие к гнезду с пироном. На переднем плане - прямоугольное гнездо для пирона, соединявшего базу с элементом стилобата. Для компактности расположения найденных артефактов, массивные находки сгребали в кучу бульдозером, а менее тяжёлые и мелкие - ручным способом. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2010 - 01:01:05 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ
Храм "А". Резная капитель колонны. Фотография сделана после обнаружения в раскопе. (Повёрнута на 180 градусов для наглядности восприятия). В настоящее время также находится у храма Св. Софии. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2010 - 01:15:08 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ
Храм "А". Фрагмент пилястра. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2010 - 01:18:41 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ
Храм "А". Капитель нартекса. Фотография тоже сделана в раскопе после обнаружения и тоже повёрнута на 180 градусов для более полного восприятия. Ныне находится у храма Св. Софии. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2010 - 01:19:46 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ
Храм "А". Фрагмент резного карниза.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2010 - 01:23:37 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ДИАКОНИССЫ
Храм "А". Амвон. Ныне находится у храма Св. Софии. Недастающие элементы из проконесского мрамора воспроизведены с помощью бетона. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 10 Февраля, 2010 - 01:28:08 |
|
|
|
|
|
|
ХРАМ СВ. ГЕОРГИЯ
В 2008 году иорданские археологи обнаружили и приступили к раскопкам памятника, который может оказаться самой старой церковью в мире. Возраст сооружения предположительно составляет две тысячи лет.
Ученые, обследуя подземный грот, наткнулись на расположенную под церковью пещеру, которая, как они полагают, является еще более древним памятником христианского культа, чем стоящая над ней постройка.
Археолог Абдель-Кадер Хусейн, глава Центра археологических исследований в Рихабе, сказал в интервью The Jordan Times: "Мы полагаем, что наша находка – это первая церковь в мире. Она была выстроена между 33 и 70 гг. У нас есть основания полагать, что в этом храме собирались первые христиане, семьдесят учеников Иисуса Христа".
Хусейн говорит, что, по некоторым признакам, подземное помещение использовалось в первые сто лет после смерти Христа, что делает его первым христианским святилищем в истории.
Церковь обнаружили в городе Рихаб на севере Иордании после трех месяцев раскопок. Сохранившиеся в ней предметы позволяют судить о священных обрядах первых христиан.
Святилище расположено под церковью Св. Георгия, которая была возведена в 230 г. н.э.
Хусейн рассказал, что пещера представляет собой круглое в плане помещение для отправления культа с каменными скамьями. Оно отделено от жилого пространства, от которого к источнику воды ведет длинный туннель. По словам ученого, здесь первые христиане скрывались от преследований.
Пол более поздней церкви Св. Георгия, которая расположена выше, украшен мозаичной надписью с упоминанием "семидесяти возлюбленных учеников Сына Божия", которые заложили основы христианской конфессии.
Однако Томас Паркер, историк из University of North Carolina-Raleigh, который возглавлял раскопки церкви в Акабе, говорит, что, хотя памятника из Рихаба он и не видел, любые подобные утверждения следует делать с известной долей осторожности.
"Любое из ряда вон выходящее заявление такого рода требует из ряда вон выходящих доказательств, – сказал он. – Чтобы отнести это помещение к I веку н.э., необходимо представить находки с бесспорной датировкой".
Паркер задается вопросом, откуда у археологов уверенность, что "пещера действительно была местом отправления христианского культа".
Кроме того, по словам специалиста, мозаика плохо поддается датировке, если только нет точной временной привязки самого текста надписей.
Он добавил, что типичные мозаичные надписи с христианскими мотивами, как правило, относятся к V-VI вв.
"Очень может быть, что эта пещера была населена и раньше, а потом ее обустроили для своих нужд христиане, – сказал Паркер. – Но головокружительный вывод о том, что она использовалась бежавшими из Иерусалима христианами уже в I в. н.э., по-моему, является натяжкой".
Архимандрит Нектарий, викарный епископ Греческой православной церкви в Аммане, поприветствовал находку, назвав ее "важной вехой для христиан Иордании и всего мира".
"Этим подтверждается, что христиане в этом регионе – не гости, – сказал он. – Они настоящие хозяева, у которых всегда были корни в этих местах – с тех самых пор и до сего дня".
Экстерьер. Вход в храм. Выше - остатки одноимённого, но более позднего храма.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 13 Апреля, 2010 - 23:10:37 |
|
|
|
|
|
|
ХРАМ СВ. ГЕОРГИЯ
Археологические работы в собственно храме.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Апреля, 2010 - 16:02:06 |
|
|
|
|
|
|
ХРАМ СВ. ГЕОРГИЯ
Скамьи в храме, вскрытые в ходе работ.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Апреля, 2010 - 16:04:39 |
|
|
|
|
|
|
ХРАМ СВ. ГЕОРГИЯ
Дверной проём, который соединял храм с жилым помещением (на заднем плане).
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Апреля, 2010 - 16:08:00 |
|
|
|
|
|
|
ХРАМ СВ. ГЕОРГИЯ
Интерьер. Дверной проём входа. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Апреля, 2010 - 16:09:54 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ ПАРАДЕЙСИОН (БОГОРОДИЦЫ В ПАРАДЕЙСИОНЕ) – монашеская обитель, существовавшая в VIII в. в одноименном квартале в западной части Константинополя, на территории района Эксокиония. -------------- Локализация константинопольского монастыря Парадейсион
Виктория Булгакова Византийско-греческий семинар Берлинского ун-та
Константинопольский монастырь Парадейсион до недавнего времени был представлен одной печатью XI в. с территории Византии [Laurent, 1963, V,2, n. 1172, Pl. 149] (Рис. 1). Ее лицевая сторона отмечена уникальным для сфрагистики изображением сидящей Одигитрии с младенцем на правой руке. Вторая печать с аналогичным изображением сидящей Одигитрии-Дексы, приписываемая этому же монастырю, происходит с территории Древней Руси (Чернигов) и датируется вт. пол. XI - XII в.4 (Рис. 2).
Название монастыря связывается исследователями с одноименным кварталом на западе Константинополя - Парадейсионом (Parade…sion). Единственное упоминание монастыря Парадейсион содержится в актах VII-го Вселенского собора (Никея, 787 г.), что позволяет относить его существование уже к VIII в. Позже, начиная с XIII в., в хрониках и документах встречается патроним «Paradeisiиthj», который должен также восходить к названию монастыря [Mansi, XIII, 156, B; Laurent, 1963, V,2, р. 97].
В актах собора парадейсийский монастырь называется как монастырь «tБj Ўg…aj QeotТkou toа Paradeis…ou» [Mansi, XIII, 156, B], что дает нам твердые основания говорить о посвящение его главного храма Святой Богородице. Это объясняет как выбор изображения для аверса печатей, без сомнения восходящий к храмовому образу Богоматери, так и обращение «KТrh» в легенде одной из них.
Точное местоположение монастыря и храма святой Богородицы в Парадейсионе из сведений в источниках локализовано быть не может. Записи в синаксарях указывают лишь на расположение церкви Богородицы вблизи церкви Св. Мокия [Syn. CP, 144, 1.7-8; 205, 1.28-30], находившейся западнее одноименной цистерны, за стеной Константина. Местоположение монастыря может быть, однако, установлено при сопоставлении этих данных с данными сфрагистических находок.
В свое время Р. Жане высказывалось осторожное предположении о возможном тождестве церкви Св. Богородицы в Парадейсионе с монастырем QeotТkoj tоn KЪrou, расположенным северо-западнее церкви св. Мокия - между цистерной Св. Мокия и воротами Св. Романа [Janin, 1964, p. 404; Janin, 1969, p. 217]. Однако, квартал t¦ KЪrou находился значительно дальше на север от Парадейсиона, за t¦ MeltiЈdou, t¦ BeЈtou и t¦ 'Olump…ou. Сам же монастырь между VI-м и X-м вв., скорее всего, был перемещен со своего прежнего места вблизи церкви Св. Мокия к акведуку Валенсия, что может подтверждаться двумя различными датами его освещения в синаксарях [Berger, 1988, S. 477-482]. Второе местоположение монастыря t¦ KЪrou локализуется на месте церкви Календерхане-Камии вблизи Месомфалона [Berger, 1988, S. 479-480]. Этими данными тождество монастыря и церкви Богородицы в Парадейсионе с монастырем t¦ KЪrou исключается.
Трудности с верной локализацией монастыря связаны также с тем, что для разного времени вблизи церкви Св. Мокия и одновременно по соседству с церковью Св. Луки источниками указываются богородичные монастыри с различными названиями. В VI в. находившийся здесь монастырь Богородицы известен под именем (Monѕ tоn) Bessоn или (Monѕ tБj) QeotТkou plhs…on toа Ўg…ou Louk© (акты собора 536 г.) [Janin, 1969, p. 63, 195]; в VIII и XI-XII вв. как (Monѕ) tБj Ўg…aj QeotТkou toа Paradeis…ou или Monѕ Paradeis…on (акты собора 787 г., печати XI-XII вв.) [Mansi, XIII, 156, B; Laurent, 1963, V,2, n. 1172]; в начале XIII в. как Богородицын монастырь (Книга Паломник Антония Новгородского) [АН, 27]. Топографические данные о местоположении этих монастырей со всей очевидностью должны указывать на их тождество. Однако если в отношении монастыря Бессон это остается пока не больше чем предположением, в случае монастыря Парадейсион и Богородицына монастыря такой вывод может опираться не только на сопоставление топографических данных, но и на хронологическую близость источников называющих эти монастыри. Так, печать монастыря Парадейсион из Чернигова, датируемая вт. пол. XI-XII вв., и сообщение Антония Новгородского, называющее под 1200 г. лишь один богородичный монастырь в районе церкви Св. Мокия, должны без сомнения указывать на один и тот же монастырь Святой Богородицы.
В свою очередь сообщение Антония Новгородского об этом монастыре позволяет уточнить его местоположение, до настоящего времени ограничивающееся лишь указаниями синаксарей на близость его главного храма (церкви Богородицы в Парадейсионе) к церкви Св. Мокия.
Антоний, перечисляя монастыри и церкви в районе Св. Мокия, пишет: «I у столпа посторонь Богородицына монастыря лежитъ Новыi Евдокимъ во сребряне гробе аки живъ» [АН, 27]. Это место нашло различные толкования у исследователей.
Ряд из них, исходя из перечисления в описании Антония преимущественно не самих церквей, а лишь помещаемых в них реликвий, связывает упоминание о мощах святого Евдокима с одноименной церковью [Berger, 1988, S. 653]. Другие, в частности Х.М. Лопарев, учитывая сведения параллельных источников9, понимали его как указание о помещение мощей св. Евдокима в монастыре Богородицы [Лопарев, 1897, с. 357; Лопарев, 1899, с. LII-LIII]. Не ставя своей целью останавливаться здесь на этом вопросе, отметим, что сообщение Антония привело не одного исследователя в недоумение относительно самого местоположения церкви с мощами Св. Евдокима [Лопарев, 1897, с. 357; Berger, 1988, S. 653].
Так, поскольку Антоний говорит о мощах Евдокима вблизи монастыря Богородицы сразу же после упоминания монастыря Св. Дия и перед описанием церквей и реликвий у ворот Св. Романа, это должно было бы на первый взгляд указывать на их местонахождение именно на этом участке: между монастырем Св. Дия, предположительно локализуемого северо-западнее цистерны Св. Мокия, в долине Ликоса, и воротами Св. Романа. Однако, во всех параллельных источниках церковь Св. Евдокима помещается в Эксакионионе - местности на юге и юго-западе от цистерны [Janin, 1969, p. 115], что в данном случае еще раз обнаруживает присущую описанию Антония топографическую непоследовательность, отмеченную исследователями Книги Паломник [Лопарев, 1899, с. XXIX-XXXIII, CXXXI-CXXXII; Прокофьев, 1970, с. 86-87; Seemann, 1974, S. 214-216; др.].
Помимо указания Антония на расположение монастыря Богородицы вблизи церкви с мощами Св. Евдокима, которая, как было сказано выше, находилась в Эксакионионе, еще одно топографическое указание Книги Паломник помогает уточнить местоположение как самого монастыря Богородицы, так и церкви Св. Евдокима. Это упоминание о «столпе», нашедшее в литературе также различные толкования.
Так, западными исследователями предложение «I у столпа посторонь Богородицына монастыря лежитъ Новыi Евдокимъ во сребряне гробе аки живъ», расчленяясь на две части, интерпретируется как указание на нахождение вблизи колонны лишь самого монастыря [Janin, 1969, p. 199; Berger, 1988, S. 603]. Р. Жанен, принимая «столп» за колонну Аркадия в Ксеролофе, с внутренней стороны стены Константина*, допускал отождествление монастыря Богородицы с церковью Богородицы вблизи Ксеролофа (QeotТkoj plhs…on toа XhrolТfou) [Janin, 1969, p. 199].
Аналогичное встречаем у А. Бергера, использовавшего Книгу Паломник для уточнения местоположения константинопольских строений в Patria Konstantinupoleos. Он помимо этого допускал, что церковь Богородицы в Ксеролофе, она же церковь монастыря Богоматери, «die Antonij von Novgorod hier 1200 „bei einer Säule“ sah», вероятно была известна также под названием Богоматери Кристалла или Льда (QeotТkoj tХ KrЪstallon) [Berger, 1988, S. 602-603].
Такое заблуждение исследователей, не владеющих языком оригинала Книги Паломник, относительно этого места у Антония Новгородского очевидно, однако при этом совершенно не постижимо, т.к. оно едва ли может восходить и к французскому переводу книги [Livre du pèlerin, 1889]16, в котором рассматриваемое предложение передается фактически дословно, без изменения семантики русской конструкции. Из синтаксиса предложения, как в оригинале, так и в переводе совершенно явно следует, что оно является взаимосвязанным и не может быть разбито на две самостоятельные части, как то: «I у столпа посторонь Богородицына монастыря...» и «...лежитъ Новыi Евдокимъ во сребряне гробе аки живъ». Более того, обстоятельство места «и у столпа» входит в группу сказуемого «лежит» и относится к подлежащему предложения «Новый Евдоким».
Однако, не менее странно, что западные исследователи помещают монастырь Богородицы вблизи церкви Св. Евдокима в Ексакионионе, с внешней стороны стены Константина; в Ксеролофе, с внутренней стороны стены**. И это притом, что в этой части своего описания, начиная от монастыря Перивлепты и заканчивая церковью Св. Романа, Антоний, за исключением повторного упоминания о мощах Св. Кира и Иоанна, находившихся вблизи Св. Софии, описывает лишь церкви и монастыри XII-го региона Константинополя, между стенами Константина и Феодосия20: «Съ странъ же того Трояндофилица монастыре» (= монастырь Богородицы Перивлепты в Триаконтафилле); «А оттоле святыи Стефанъ Новыи в монастыри лежит» (= церковь св. Стефана в Аурелиане); «А оттоле святая Богородица Вергетри» (= монастырь Богородицы Евергетиды у ворот Источника ?); «И близ того есть монастырь женьскии» (= точное местоположение неизвестно); «А оттоле же святого Мокия монастырь, а въ немъ церковь велика» (= монастырь и церковь Св. Мокия западнее цистерны Св. Мокия); «Недалече отъ монастыря того Новыи отецъ Еуфимей лежитъ» (= монастырь Св. Ефимия северо-восточнее Студийского монастыря ?); <«Оттоле же Кира, Иоанна мощи» (= церковь св. Кира и Романа в та Стейру)>; «И странь того церкви святого Луки есть» (= церковь Св. Луки в Ексакионионе); «А толе святыи Димитреи лежить в теле» (= церковь Св. Димитрия, местоположение неустановлено); «А отъ него въ монастыри мужьскомъ святого Дия глава и мощи» (= монастырь св. Дия в долине Ликоса, северо-западнее цистерны св. Мокия ?); «И у столпа посторонь Богородицына монастыря (= монастырь Богородицы в Парадейсионе) лежитъ Новыi Евдокимъ» (= церковь Св. Евдокима в Ексакионионе); «И у Романовыхъ вратъ святыи великии пророкъ Данилъ лежитъ и святыи Романъ и Никита» (= церковь св. Романа у ворот св. Романа) [АН, 25-27].
По мнению Х.М. Лопарева, выражение «у столпа постронь монастыря» представляет у Антония кальку с греческого par¦ tщ toа k…onoj или ўndriЈtoj pЈrex [exwkion…ou] monasthr…J, которой соответствовало бы русское «у монастыря в стороне от столпа» [Лопарев, 1899, с. XXVIII]. Если и не усматривать в этой конструкции грецизма, его смысл остается прежним - «у колонны, возле монастыря».
Х.М. Лопарев, также обратив внимание на колонну, помещал ее между стеной Константина и Золотыми Воротами, называя ошибочно Феодосиевым столпом [Лопарев, 1899, с. LIII]. Местонахождение церкви Св. Евдокима не оставляет однако сомнения в том, что речь здесь идет о некой колонне в Эксакионионе.
Согласно Patria Konstantinupoleos в конце Х в. в Эксакионионе стояло несколько колонн. На одной из них, короткой колонне с северной стороны, стояла статуя Константина VI (780-797) [PK II 56], на других - статуи вывезенные из Кизика [PK II 54]21. Ко времени паломничества Антония Новгородского, очевидно, статуи на упоминаемой им колонне уже не было, отчего он и называет ее просто «столпом». Наиболее вероятно, что речь в Книге Паломник шла о колонне в Эксакионионе, перед воротами в стене Константина (№ pТrta toа 'Exakion…ou), которая упоминалась в источниках также незадолго до турецкого завоевания Константинополя (см.: Manuel Chrysoloras, PG 156, 45D).
На основании предпринятого анализа текста Книги Паломник Антония Новгородского можно предполагать, что монастырь Богородицы, он же монастырь Богородицы в Парадейсионе, должен был находиться южнее церкви Св. Мокия, в направлении граничившего с Парадейсионом квартала Эксакионион.
Это заключение позволяет теперь с большей обоснованностью допускать отождествление монастыря Парадейсион с монастырем Бессон или QeotТkou plhs…on toа Ўg…ou Louk©, что высказывалось в форме предположения выше. По всей видимости, в свое время расположенная вблизи монастыря церковь Св. Луки, также как и церковь с мощами Св. Евдокима находившаяся в Эксакионионе, на юго-восток от монастыря св. Мокия, явилась ориентиром для именования его в источниках VI в., когда церкви Св. Евдокима еще не существовало24, «монастырем Богородицы возле Святого Луки». ------ * Колонна Аркадия на Сухом холме находится между стенами Константина и Византия, т.е. вне пределов первых. ** Константина ----------------------------------
Рис.1 Предполагаемая печать монастыря. Аверс. Сидящая Богоматерь с Младенцем на правой руке.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 01 Мая, 2010 - 18:02:29 |
|
|
|