|
|
|
|
|
|
|
Солид Юстина II. На реверсе - ангел в рост, сидящий с открытым правым коленом.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 30 Сентября, 2009 - 18:53:20) |
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 30 Сентября, 2009 - 18:52:45 |
|
|
|
|
|
|
Солид Тиберия II Константина. На реверсе вместо ангела-победителя появляется крест с перекладинами по четырем сторонам на четырех ступенях. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 30 Сентября, 2009 - 18:59:48 |
|
|
|
|
|
|
Еще один вариант солида Тиберия Константина:
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 30 Сентября, 2009 - 19:01:42 |
|
|
|
|
|
|
Семисс или тремисс (надо уточнить) Тиберия Константина. Портрет императора в профиль, на реверсе - крест с четырьмя перекладинами без ступеней.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 30 Сентября, 2009 - 19:04:21 |
|
|
|
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 30 Сентября, 2009 - 21:41:36 |
|
|
|
|
|
|
Продолжение. (Днем раньше вынужден был прерваться.) Солид Маврикия (Тиберия). Обращает на себя внимание возвращение к прежнему рисунку на реверсе и Р-образное навершие посоха-креста в правой руке ангела.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 01 Октября, 2009 - 18:19:37) |
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:18:04 |
|
|
|
|
|
|
Солид "солдатского" императора Фоки. Сохранение рисунка на реверсе от прежней чеканки. Впервые император изображен бородатым в отличие от предшественников (римских дохристианских императоров-Антонинов и их преемников мы не рассматриваем) - традиция ношения бороды в VII столетии заменяет древнеримский обычай ее сбривать (столетия спустя восточные ромеи будут высмеивать западных латинян за "безбородую" моду.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:26:56 |
|
|
|
|
|
|
Вариант монеты Фоки меньшего достоинства (тремисс) изображает его еще по староримским правилам в профиль и безбородым, но крест с четырьмя перекладинами неизменен.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 01 Октября, 2009 - 18:30:32) |
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:30:10 |
|
|
|
|
|
|
Уникальные экземпляры из Карфагена, изображающие восставших отца-Ираклия, экзарха Африки и его сына Ираклия, будущего императора. Причем крест на реверсе стоит и на трех и на четырех ступенях. Первый вариант:
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:34:04 |
|
|
|
|
|
|
Второй вариант:
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:35:18 |
|
|
|
|
|
|
Солиды Ираклия. Отдельная большая тема, как и срок его правления. Наблюдения за изображениями креста на реверсе натолкнули меня на некоторые догадки относительно числа ступеней. Но об этом позже. Первый вариант, с плюмажем на головном уборе:
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:40:46 |
|
|
|
|
|
|
Второй вариант, облегченный солид (OBXX на реверсе), число ступеней, отличное от первого:
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 01 Октября, 2009 - 18:46:51) |
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:42:01 |
|
|
|
|
|
|
Семисс Ираклия. Портрет в профиль, опять же без бороды. На реверсе - крест на земной сфере.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:50:23 |
|
|
|
|
|
|
Солид следующего этапа, изображающий Ираклия вместе с сыном Ираклием Константином.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:53:39 |
|
|
|
|
|
|
Время шло, и у Ираклия-отца на монете теперь солидные усы и окладистая борода.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:55:44 |
|
|
|
|
|
|
Отец и сын Ираклии на солиде из Карфагена.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 18:57:44 |
|
|
|
|
|
|
Они же, но на солиде из Равенны. (Продолжение следует…) Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 19:03:36 |
|
|
|
|
|
|
Marcellinvs Интересно. А ещё? |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 23:13:31 |
|
|
|
|
|
|
Marcellinvs Насчет Александрийской богословской традиции - это я к тому, что в ней было принято вместо следования букве новозаветных писаний (на чём настаивала Антиохийская школа) развивала аллегорический метод истолкования Библии, часто простейшие бытовые события Евангельской истории воспринимались как аллегории и иносказания, вот так же и с монетами этими - зачем искать сложное там, где все гораздо проще. Цитата:Солид Юстина II. На реверсе - ангел в рост, сидящий с открытым правым коленом. |
это не ангел, а аллегорическое изображение царствующего града - Константинополя*. А остальное - все так и есть. ------- * Бывшее Тихэ
Отредактировано куратором: христич, 02 Октября, 2009 - 22:54:36 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Октября, 2009 - 09:34:57 |
|
|
|
|
|
|
Еще вот такая есть: Юстиниан, золотой солид, Константинополь или Фессалоники: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Октября, 2009 - 11:23:56 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil
Цитата:Солид Юстина II. На реверсе - ангел в рост, сидящий с открытым правым коленом.
это не ангел, а аллегорическое изображение царствующего града - Константинополя. А остальное - все так и есть. |
Спасибо за поправку, т.к. это действительно важно и верно (я потом проверил). Просматривая образцы императорских монет, я выбирал прежде всего те, по которым четко отслеживается традиция изображения креста на ступенях на реверсе, начиная с Тиберия Константина (солиды его предшественников я поместил главным образом для подтверждения данного наблюдения и отчасти для иллюстрации эволюции графического образа самодержца на монетах).
Солиды Ираклия, где императоры изображены уже втроем: Ираклон, Ираклий и Ираклий Константин. Обращает на себя внимание монограмма на реверсе. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 02 Октября, 2009 - 17:13:02 |
|
|
|
|
|
|
Еще один экземпляр такой композиции. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 02 Октября, 2009 - 17:14:36 |
|
|
|
|
|
|
Солид Константа II. Сиракузы.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 02 Октября, 2009 - 17:25:31 |
|
|
|
|
|
|
Солид Константа II. Предположительно из Херсона.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 02 Октября, 2009 - 17:26:32 |
|
|
|
|
|
|
Marcellinvs Дополню byzantofil a по поводу солида Юстиниана II, по Тихе (или Фортуне), на примере реверса солида Константина Великого.
Здесь мы видим именно языческое её изображение. Дело в том, что многие города считали её своей покровительницей. Причём, есть любопытные композиции из двух её изображений, в т.ч. Тихе Рима и Тихе Константинополя, стоящих вместе.
На реверсе солида Константина Великого Тихе Константинополя. Она ещё с крыльями (правое крыло закрыто её торсом). В левой руке - Рог Изобилия. Корона в виде диадемы с небольшим изображением городской стены на лицевой части. В правой руке - Ника, венчающая её лавровым венком. Трон, на котором она восседает, обозначает главенство Города в империи.
Позже крылья на её изображениях исчезают, но корона в виде крепостной стены, Рог Изобилия, щит, корабль и жезл с двумя глобусами на концах ( в этом варианте их нет) остаются. Позже, кстати, жезл стал иметь лишь один глобус в верхней части. Тихе, со временем, превращается в аллегорию Константинополя.
В Константинополе было, по моим посчётам, около пяти разнокомпозиционных статуй Тихе http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&start=8. Самая знаменитая находилась в Милии http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&start=6 .
Собственно Тихе Константинополя отличается короной в виде крепостной стены, т.к. нахождение её на троне, либо стоящей одной ногой на корабле не всегда соответствует новой столице.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Октября, 2009 - 23:13:29 |
|
|
|
|
|
|
христич Спасибо за дополнение. Честно говоря, в данной теме я не углублялся в точность символики на реверсах до появления на них креста на ступенях, но в любом случае эта информация не бесполезна. Продолжим дальше. В этом месте мое внимание привлекла история лангобардского герцогства Беневента - пример влияния византийской государственной символики и культуры на средневековые государства Италии. Собственно солид императора Юстиниана II из Беневента. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 06 Октября, 2009 - 10:32:07 |
|
|
|
|
|
|
Параллельно к нему - солид Тиберия III с о. Сардиния.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 06 Октября, 2009 - 10:34:34 |
|
|
|
|
|
|
И уже солид герцога Беневента Годескальха I (739-742). Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 06 Октября, 2009 - 10:39:59 |
|
|
|
|
|
|
Солид герцога Гизульфа II (742-751). Интересен символ в левой части реверса, напоминающий "рыбу" раннехристианских общин.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 06 Октября, 2009 - 10:43:53) |
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 06 Октября, 2009 - 10:41:51 |
|
|
|
|
|
|
Тремисс Гримоальда III (787-806).
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 06 Октября, 2009 - 10:48:35) |
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 06 Октября, 2009 - 10:46:27 |
|
|
|
|
|
|
Солид Сикарда I (832-839). Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 06 Октября, 2009 - 10:49:58 |
|
|
|
|
|
|
Однако вернемся к Константинопольскому царскому дому. На солиде Константина IV на реверсе по бокам креста изображены его братья: Тиберий и Ираклий. Рельеф в левом верхнем углу реверса заметно истерт, но на мой взгляд читающаяся форма ступеней креста здесь очень напоминает таковую с кипрской фотографии в начале темы. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 12:49:41 |
|
|
|
|
|
|
Еще два варианта исполнения солида Константина IV:
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 12:52:54 |
|
|
|
|
|
|
Солид Юстиниана II. Принципиально новая композиция: на аверсе изображен Спаситель Христос крупным планом, на реверсе - монарх, держащийся за все тот же крест на ступенях. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 12:59:36 |
|
|
|
|
|
|
Солид Леонтия (695-698). Вполне традиционный вариант. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 13:01:49 |
|
|
|
|
|
|
Солид Тиберия III (698-705).
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 13:03:30 |
|
|
|
|
|
|
Юстиниан II "возвращается". И опять мы видим нововведения: на аверсе Иисус Христос в весьма непривычном для современного православного человека облике с курчавой "прической", на реверсе - очевидно стилизованный, учитывая изувеченное в реальности лицо царя, портрет императора, в правой руке его - уменьшенная модель того же креста на ступенях, в левой - держава с надписью PAX. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 13:13:42 |
|
|
|
|
|
|
Marcellinvs Отлично. Очень интересно. По принципу: "...поезд ушёл, но мы ещё на перроне..." Это о потере Иерусалима, которое повлекло за собой повторное уничтожение восстановленного Ираклием Великим креста. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 13:15:43 |
|
|
|
|
|
|
Еще один пример от того же царя, но уже с сыном Тиберием от сестры хазарского хагана. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 13:22:15 |
|
|
|
|
|
|
Солид и тремисс Филиппика Вардана. Обращает на себя внимание скипетр с орлом. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 14:22:28 |
|
|
|
|
|
|
Солид Анастасия II Артемия. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 14:24:38 |
|
|
|
|
|
|
Солид Феодосия III. К отличительным признакам данного монарха можно отнести крест на державе в его правой руке с дополнительной перекладиной. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 14:29:54 |
|
|
|
|
|
|
После драматичного заката династии потомков Ираклия и невнятного периода сменивших друг друга в короткое время монархов власть берет в свои руки Лев III Исавр, и с этого момента в истории Империи наступает новая эпоха, о которой нам теперь сложно сделать однозначные выводы, т.к. большинство сведений о ней почерпнуты нами из более поздних источников, оценивающих ее субъективно-негативно. Но так или иначе правление императоров-иконоборцев, отличавшееся достаточной продолжительностью, внесло свои коррективы и в специфику чеканки государственных денежных знаков. Ранние монеты Льва III еще сохраняют прежнюю традицию и символику, как например данные гексаграмма и золотой солид:
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 15:05:27 |
|
|
|
|
|
|
Но вскоре после рождения у Льва сына Константина в обращение вводятся монеты с практически идентичными по символике изображениями монархов и на лицевой и на обратной стороне. Данный подход в чеканке монет высшего достоинства можно пронаблюдать и на примерах последующего правления Константина V, и Льва IV, и Константина VI, и ослепившей его в конце концов Ирины. В данной теме вряд ли стоит помещать их изображения, достаточно будет одного солида "Лев III - Константин V":
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 15:17:43 |
|
|
|
|
|
|
Начиная с этого периода знаменитый крест на ступенях практически исчезает с золотых монет высшего номинала, но достаточно стабильно воспроизводится на серебряных милиарисиях. На фото его примеры сверху вниз: Константина VI и Ирины Михаила I и Феофилакта Льва V и Константина Феофила и Михаила III
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 15:33:35 |
|
|
|
|
|
|
Самый поздний из встреченных мной вариантов золотого солида интересующей нас структуры: на аверсе портрет императора Феофила, на реверсе крест на ступенях. Рисунок очень условен, практически графичен, т.е. лишен объемной моделировки, свойственной античной и ранневизантийской традиции. Крест на трех ступенях с дополнительной верхней короткой перекладиной. (Окончание следует…) Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 09 Октября, 2009 - 17:19:24) |
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 15:58:14 |
|
|
|
|
|
|
В X веке производство золотых монет подверглось определенным изменениям: для их чеканки стали использовать более тонкие заготовки, вес уменьшился, и для их обозначения больше принято понятие nomisma histamenon, чем "солид". Найденные в наше время они выглядят так, словно их плющили на рельсах под трамваем. Изображение креста на милиарисиях стало приобретать различные вариации и "отступления от темы", как, например, данный образец с медальоном Иоанна Цимисхия. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 15 Октября, 2009 - 16:33:39 |
|
|
|
|
|
|
Образцы милиарисиев XI века, имеющие парные портреты по бокам креста: Василия II и Константина VIII Константина X Дуки и Евдокии Никифора III Вотаниата и Марии
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 15 Октября, 2009 - 16:45:08 |
|
|
|
|
|
|
Серебряная номисма-тарелочка Алексея I Комнина. На аверсе - Спаситель, на реверсе - Св. Димитрий и царь Алексей держатся за "патриарший" крест, по-прежнему напоминающий о том древнем монументе. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 15 Октября, 2009 - 17:00:41 |
|
|
|
|
|
|
В дальнейшем изображение креста на ступенях в сильно адаптированной традиции продолжает периодически встречаться на монетах, качество которых после катастрофы 1204 года и особенно при Палеологах неуклонно снижалось подобно сокращению территории собственно Византийской империи. Образец Иоанна III Дуки Ватаца из Магнесии:
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 15 Октября, 2009 - 17:54:48 |
|
|
|
|
|
|
Бронзовый тетартерон Феодора (1224-1230), императора Фессалоник, напоминающий милиарисии еще X-XI веков.
(Добавление) В композициях на монетах Палеологов "патриарший" крест еще можно заметить, хотя ступеней основания как правило не видно на стертых краях. При последних царях Константинополя производство золотых денег прекратилось вовсе, и сама столица некогда могучего государства в конце концов пала…
---------------------------------
В рассмотренной ретроспективе мы увидели достаточно устойчивую традицию воспроизведения на императорских монетах некогда величественного, но безжалостно уничтоженного в VII веке памятника - Иерусалимского креста на ступенях. Как было замечено, "поезд ушел, но мы еще на перроне" - несмотря на безвозвратную потерю Святой земли и христианских реликвий этот символ победы и торжества христианства в мире из поколения в поколение, с перерывами и без, пережив периоды религиозных споров, введения монофелитства, иконоборчества и даже распада империи в начале XIII века, свидетельствует о последовательной и слегка архаизирующей привязанности византийских царей к данному виду официальной символики. Возникший на реверсе солидов Тиверия II Константина, он пережил множество трансформаций и вариантов исполнения на монетах, от отдельного изображения к уменьшенной модели в руке царя, от фона для медальона монарха до патриаршего креста - атрибута духовной власти. Поднятый выше вопрос о количестве ступеней и смысле этого количества можно попробовать рассмотреть в следующем ракурсе: изначально сам крест имел перекладины на всех четырех своих концах, в том числе на нижнем, что чисто визуально могла восприниматься как пятая ступенька. При Ираклии нижняя перекладина убирается, и крест ставится непосредственно на последнюю ступень. Вероятно из-за того, что данный крест, особенно после разрушения его иерусалимского прототипа, все менее напоминал о былом реальном воплощении и все более превращался в универсальный христианский символ, он в каких-то случаях, вероятно, по невнимательности чеканщиков или за неимением качественного образца имел и четыре, и три, и даже две ступени. Возможно, при его воспроизведении могла возникать путаница между последней ступенью и нижней перекладиной самого креста. Фотография с Кипра, где священник стоит рядом с подобием знаменитого памятника, говорит в пользу того, что Иерусалимский крест мог символически воспроизводиться в разных уголках Империи и не только на монетах, но с течением времени память о палестинском оригинале уступала место его многочисленным условным копиям. Это всего лишь поверхностное предположение, не исключающее существование более веских причин для изменения числа ступеней под крестом. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 15 Октября, 2009 - 18:00:28) |
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 15 Октября, 2009 - 17:58:46 |
|
|
|