|
|
|
|
|
|
|
В южном нефе справа и слева от прохода во внешний нартекс находятся две ниши - аркосолия. Турки пробили в них две небольшие двери, заложив остальное пространство ниш каменной кладкой. При ее разборке на задней стороне этих ниш обнаружены сильно поврежденные огнем остатки мозаичной декорации и надписей. Несомненно, это остатки от некогда богатого мозаичного убранства, погибшего в пожаре 1636 года, а данные мозаики выполняли роль надгробного памятника, т.к. обе ниши содержали захоронения. Известно, что остатки мозаик были сбиты со стен турками при восстановлении мечети, и эти фрагменты уцелели лишь потому, что в ходе ремонта были закрыты каменной кладкой. Огромное количество распавшихся кубиков мозаичного набора было найдено в засыпке под поздние турецкие полы в южном храме. На фото: вид южную стену предтеченского храма с заложенной нишей-аркосолием. На переднем плане - базы двух колонн западной подкупольной аркады. Внизу - чертеж южных ниш-аркосолиев работы Мамбори. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 03 Апреля, 2009 - 11:19:05) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Апреля, 2009 - 11:18:13 |
|
|
|
|
|
|
Оконые проемы в алтаре и диаконнике Предтеченской церкви оформлены мраморными, прямоугольными в сечении колонками, покрытыми на торцах резьбой в комплекте с резными же мраморными капителями. В целом, их оформление сходно с подобными им колонками окон северной церкви Панахранты: плетеный узор, кресты, пальметки, а так же встречается греческая монограмма ФХФП («Свет Христов просвещает всех»).
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Апреля, 2009 - 11:20:18 |
|
|
|
|
|
|
Южное крыло внутреннего нартекса было перекрыто не сохранившимся восьмигранным световым куполом, от которого остался прекрасно сохранившийся мраморный карниз, украшенный изображением вьющейся лозы. В начале реставрационных работ на месте купола зияла дыра, сейчас она перекрыта низким куполом без светового барабана. Снаружи главная апсида и диаконник украшены фигурной кирпичной кладкой: характерными для Палеологов цокольными арочками, а так же всевозможными комбинациями кирпича в кладке: меандровам поясом, «елочкой» и проч. Кладка как мне кажется, уже без «утопленного ряда», на толстом слое раствора, с полосами каменных блоков. Фото: апсиды главного алтаря (справа) и диаконника (слева) Предтеченского храма. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Апреля, 2009 - 11:21:37 |
|
|
|
|
|
|
Общий вид с востока: фото 60-х гг. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Апреля, 2009 - 11:22:45 |
|
|
|
|
|
|
Внешний общий нартекс
Основное назначение его – служить местом захоронения членов семьи Палеологов, перекрытый кресчатыми сводами, он Г-образно охватывает хранмовый комплекс с запада и юга. В его стенах расположены 7 ниш-аркосолиев, предназначенных для погребений. Размер внешнего нартекса таков: длинна западного крыла: 28 м., южного – 23 м., ширина – 3,5 м., и высота 6,5 м. Освещение нартекса обеспечивают полукруглые окна верхнего яруса, часть из них освобождена ныне от турецкой замуровки. Над юго-западным углом внешнего нартекса возвышается минарет. Ступени его винтовой лестницы оказались изготовлены из резных мраморных плит, украшавших интерьер северного и южного храмов. В нише, некогда закрытой основанием минарета, Мамбори обнаружил и скопировал остатки фрески с изображением некоего святителя. Фото: внешний нартекс, вид с юга. 1960-е гг. Минарета-то нет! Это-то и позволило видимо, добраться Мамбори до заблокированной им стены. Сейчас минарет снова построен. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 03 Апреля, 2009 - 11:27:23) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Апреля, 2009 - 11:24:22 |
|
|
|
|
|
|
Много фрагментов резного мрамора XV века было поднято из под турецкого насыпного пола, в том числе фрагменты плит алтарной преграды, и фрагменты надгробных плит с надписями. Все захоронения, находящиеся во внешнем нартексе и южном храме разграблены, кости выброшены, а саркофаги засыпаны строительным мусором.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Апреля, 2009 - 11:28:18 |
|
|
|
|
|
|
Кажется, пробил час Х! Апсиду южной церкви монастыря Пантократора одевают в леса! Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 06 Апреля, 2009 - 20:51:33 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Да-а..., ну Вы меня удивили, так удивили. У Роберта, видимо, лобная кость стала, как у верблюда копыто. (The word of honour, Robert: at all I do not wish you to offend Yours faithfully). |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 06 Апреля, 2009 - 22:17:07 |
|
|
|
|
|
|
Церковь Богоматери Камариотиссы на острове Халка (Хейбелиада)*
Данный перевод является кратким конспектом статьи Ф. Мэтьюса и С. Манго, опубликованного в листках Dumbarton Oaks за 1973 год, и положение вещей относится к тому периоду. Храм был изучался в апреле и июле 1971 года. Памятник был незаслуженно малоисследован в прошлые годы, когда был относительно доступен, а после Первой мировой войны он оказался заброшен, в 1942 году перешел в собственность государства и оказался на территории Морской Академии Турции, территории закрытой для посещения и тем самым снова выпал из поля зрения исследователей. Место нахождения храма, а он находится на одном из Принцевых островов в тридцати с лишнем километрах к югу от Константинополя, дает основания отнести его к кругу столичных памятников, т.к сфера влияния города Константина простиралась (впрочем, как и сейчас) далеко за пределы его стен.
Краткая история памятника
Время постройки храма выдвигались различные, и ниже рассмотрена наиболее вероятная из них. Некоторые переделки производились во времена правления императора Иоанна V Палеолога в сентябре 1447 года, о чем свидетельствовала памятная доска с надписью, закрепленная некогда на северной стене храма. Ее видел и скопировал английский путешественник семнадцатого века Джон Ковэл (Cowel). В 1672 году пожар уничтожил монастырь вокруг храма. Восстановление его производилось на деньги Панайотаки, Великого драгомана Сиятельной Порты. Есть версия, что храм Богоматери Камариотиссы не был собором монастыря, а лишь одним из его храмов, а сам монастырь носил имя Иоанна Предтечи, и впоследствии, к храму Камариотиссы был пристоен небольшой придел, освященный в его честь. Сто лет спустя, в 1796 году, монастырь был масштабно восстановлен на средства Александра Ипсиланти, господаря Валахии. Храм был заново расписан и к нему пристроена колокольня и упомянутый выше придел Иоанна Предтечи. После смутного периода, связанного с Греческим восстанием, монастырь был преобразован в Греческую школу, потом здания использовались как греческая же богадельня, и в конечном итоге монастырский комплекс вошел в состав Морской Академии Турции. Последняя реставрация монастырских строений после землетрясения относится к 1894 году, когда храм был охвачен металлической стяжкой, а перед этим монастырь поновлялся в 1875 году на средства банкира Зафиропулу. Храм исследовали Пасадайос и Брунов, несколько фотографий были сделаны Комиссией по сохранению памятников Турции в 1942 году. -------- * Или остров Хейбели.
Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 07 Апреля, 2009 - 21:31:37 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Апреля, 2009 - 14:23:00 |
|
|
|
|
|
|
Описание памятника
Храм по своему уникален для столичной архитектуры*. Само здание невелико – 6 х 9,5 м., что сопоставимо по размерам с храмами Иоанна Предтечи в Трулло и Марии Монгольской. Интересно само его строение: это четырехпилонный храм-тетраконх, с едиственным куполом. Необычно то, что Г-образные в плане пилоны из-за глубоких выемок переходят в подкупольное кольцо посредством не парусов, как это сделано в том же храме Марии Монгольской, а тромпов. Купол получился в основании почти квадратным, постепенно переходящим к зениту в полусферу. ------------ *Принцевы острова входили в проастии, т.е. юридически являлись районом Константинополя вне его стен. ------------ Фото: Фрагмент поздней росписи и вид купола и сводов. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 07 Апреля, 2009 - 14:25:55)
Отредактировано куратором: христич, 07 Апреля, 2009 - 21:36:26 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Апреля, 2009 - 14:25:18 |
|
|
|
|
|
|
Строением подкупольного пространства церковь Богоматери Камариотиссы занимает особое место в истории средневизантийской храмовой архитектуры. Она представляет собой тип храма «крест-тропы-восьмиугольник» и не имеет аналогов среди подобных зданий. Балканские храмы-тетраконхи никогда не переходят в купол посредством конструкции «крест-восьмерик», а эгейские образцы церквей типа «крест-тропы-восьмиугольник» не имеют конх в концах рукавов подкупольного креста. Хотя храм Богоматери Камариотиссы и относится к группе тромповых церквей (Осиос Лукас, Дафни, Неа Мони, Стири) но построен гораздо скромнее и структурно стоит среди них несколько особняком. Фото: вид на главную апсиду, диаконник и южную конху в интерьере.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Апреля, 2009 - 14:27:34 |
|
|
|
|
|
|
Храм имеет жертвенник и диаконник, каждый со своей апсидой, соединенные с алтарной вимой и нефом проходами. Дополнительно боковые апсиды освещаются двумя верхними окнами, используя свет, проникающий в алтарь, в них имелись и свои собственные узкие одинарные окна. Когда-то стены главной апсиды и двух боковых конх были прорезаны тройными окнами, разделенными изящными колонками. Ныне они заложены и заменены на простые прямоугольные окна, лишь в алтаре стались открытыми верхние части тройного окошка. Первоначально храм вовсе не имел нартекса, и вход внутрь осуществлялся через западную конху, что совершенно не свойственно для византийских храмов, богослужение в которых тесно связано с наличием нартекса или просторного притвора. Поэтому чуть позже к храму пристроили трехсвводчатый нартекс, а две пазухи, образовавшиеся с северо- и юго-западной сторон закрыли стенами и возвели над получившимися треугольными в плане часовенками своды. Каждая имела выход во внутренний нартекс, но не сообщалась с основным зданием храма. Позже, к внутреннему нартексу пристроили внешний, перекрытый деревянной кровлей, до наших дней он не сохранился, разрушен где-то после 1942 года. С юга к храму примыкает прямоугольный зал придела Иоанна Предтечи с остатками колокольни. Фото: храм Богоматери Камариотиссы, вид с запада и юго-запада. Четыре уродливые балки - это стояки под бак водонапорной башни.* -------- *На фоне которой сделана фотография. Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 07 Апреля, 2009 - 21:42:14 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Апреля, 2009 - 14:31:17 |
|
|
|
|
|
|
Снаружи храм украшен двойными, закругляющимися кверху нишами, идущими по верху конх. Купол простого рисунка, восьмигранный и покрыт черепицей, так же как и своды. Фото: Незакрытая древняя кладка стен в треугольных часовнях. Хорошо видна декоративная ниша (верхнее фото), кладка со "скрытым рядом" и остатки сложенного "елочкой" свода.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Апреля, 2009 - 14:35:07 |
|
|
|
|
|
|
Датировка памятника
Веденные в заблуждение памятной надписью Иоанна V Палеолога а так же монастырской печатью 1372 года, ранние исследователи (Жаннин, Брунов, Орландос и Эйдже) датировали храм XIV веком. Однако, последние исследования показали, что храм сложен из плинфы методом «скрытого ряда», это стало хорошо заметно в местах прежде, во времена Брунова, скрытых под штукатуркой, а теперь, в следствии ее частичного осыпания, ставшими доступными. К тому же в треугольных часовнях открылся фрагмент первоначальной кладки, и стало ясно, что подобный памятник может быть датирован концом XI – серединой XII века. Вообще, расположением внешнего декора, церковь Богоматери Камариотиссы напоминает собор монастыря Христа Всевидящего (Пантепоптес) и может быть датирована концом XI века. Фото: храм Богоматери Камариотиссы, вид с востока. Справа: кладка со "скрытым рядом" вокруг окна диаконника. Маленькие ниши по верху алтарной апсиды замазаны раствором, т.к. здесь прошла металлическая стяжка. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 07 Апреля, 2009 - 14:56:01) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Апреля, 2009 - 14:37:18 |
|
|
|
|
|
|
Армянская версия
По мнению авторов, ближайшие аналогии следует искать в армянском влиянии на архитектуру того времени. X-XI века – период активного вмешательства Византии в дела Армении, совместной борьбы с арабами и отхождением под византийское управление армянских областей Таик и Васпуркан при Василии II и Ани при Константине Мономахе. Именно в это время для восстановления частично обрушившегося купола св. Софии был приглашен знаменитый армянский мастер Трдат. В пользу армянского влияния говорит и необычное построение тропового свода, и превоначальное отсутствие нартекса, нераспространенного в силу особенности богослужения в ту пору в армянских храмах. Речь не идет о прямом повторении национальных образцов, но о определенном влиянии, придавшем церкви Камариотиссы столь необычный вид. (От себя добавлю, что пересмотрел много фото армянских церквей, тромпов не нашел, но что-то смутно помню, м.б. даже в грузинских церквях. Не знаю, Мэтьюсу виднее)
Росписи
Храм перерасписан в 1796 году на средства Александра Ипсиланти, росписи сильно пострадали от землетресения 1894 года. В главном нефе они забелены и мало исследованы, хотя есть все основания считать, что под поздней записью находятся остатки фресок эпохи Палеологов (в 1929 году русский исследователь Жидков видел в жертвеннике фрагмент росписи Палеологов), а под ними – фресок XI века. Фото: храм Богоматери Камариотиссы, вид с северо-запада (справа) и внутренний нартекс (слева). В глубине нартекса у южной стены - резная сень от чтимой иконы Богоматери Камариотиссы.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 07 Апреля, 2009 - 14:50:59) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Апреля, 2009 - 14:50:00 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Прелесть. Очень необычная конструкция.
Вы обратили внимание на толстый слой побелки стен интерьера и ее отслоение в нартексе, через которую видны фрагменты росписи? |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 07 Апреля, 2009 - 21:46:39 |
|
|
|
|
|
|
Она расписана полностью, но забелена. Как мечеть никогда не использовалась, но росписи сильно посыпались от землетрясения 1894 года. Что с ней сталось сейчас?..
Отредактировано куратором: христич, 07 Апреля, 2009 - 22:49:33 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Апреля, 2009 - 22:25:47 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Насколько знаю, в сети современных фотографий нет, т.к. территория и сейчас является военно-морским объектом (училищем) Турции, несмотря на то, что рядом находится монастырь Св. Троицы с семинарией Патриархии. Патриарх на встрече с, если не ошибаюсь, министром обороны пытался обсуждать вопрос о передаче остатков монастыря с храмом Богоматери Камариотиссы Патриархату, тем паче, что, если опять же не ошибаюсь, именно в нем похоронен Патриарх Кирилл I (Лукарис). Разговор этот происходил перед западным Рождеством в декабре 2007 года. Безрезультатно. Во всяком случае, на данный момент.
Один из самых выдающихся Вселенских Патриархов при турецком господстве являлся Патриарх Кирилл I , родился в 1572 году, на престоле с 1620 года. В связи с противодействием по отношению к активной миссионерской деятельности протестантов (англичан и голландцев), а также все возрастающему влиянию французских иезуитов на греческое население, вызвал их ненависть. А, т.к. последние, по существу, являлись "пятой" колонной короля в Порте, то и неприязнь его. Это совпало с тем, что он, естественно, очень многое делал для возрождения греческой нации. В результате, по приказу султана, он был осужден за измену и задушен шелковым шнуром 27 июня 1638 года. Тело было брошено в Босфор (не Пропонтиду). Через некоторое время оно было прибито морем к берегу осторова Халка, у монастыря, где и было погребено.
И еще: одна из монастырских икон, конкретно - непосредственно храма Богоматери Камариотиссы, хранится в коллекции D.O. Это совершенно точно, но фотографии ее не видел и историю о том, как она в США оказалась не знаю. Не узнавал.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 07 Апреля, 2009 - 23:26:10 |
|
|
|
|
|
|
христич В Патриархийном соборе Св. Георгия в Стамбуле хранятся инкрустированные перламутром аналои, вывезенные 22.09.1712 г. из храма Богоматери Камариотиссы с Халки. Что до прототипа, то я его нашел: это храм Рипсиме (строительство окончено в 618) в Эчмиадзине. Лучший образец крестово-купольного храма в средневековой Армении. Снаружи — параллелепипед; внутри имеет план в виде креста, образуемого 4 апсидами с трёхчетвертными нишами-проходами в угловые приделы. Купол на 16-гранном барабане покрыт гранёным шатром:
Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 08 Апреля, 2009 - 22:17:06 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Апреля, 2009 - 12:19:17 |
|
|
|
|
|
|
Аналогичный переход г-образных пилонов в тромпы, только конструкция чуть посложнее. И кривость купола аналогичная. И вправду похоже... Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Апреля, 2009 - 12:24:51) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Апреля, 2009 - 12:24:07 |
|
|
|
|
|
|
Вот еще одно фото храма Богоматери Камариотиссы: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Апреля, 2009 - 12:25:52 |
|
|
|
|
|
|
А это та самая Морская Академия на Халке: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Апреля, 2009 - 12:26:56 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Последнее фото храма - относится к 50-60-м годам. Ссылка имеется у нас на форуме, но с отметкой нахождения на территории Греции (это итальянский сайт).
Что касается вида ВМФ училища, то, отходя от темы, могу указать на фок-мачту "Гебена" перед ним. Когда линейный крейсер все-таки вывели из строя ВМФ Турции, то Западная Германия предложила его выкупить. Турки согласились, но тут поднялась волна возмущения прогрессивной иудейской общественности в США и в Израиле по поводу пресечения превращения корабля в "памятник милитаризму". В 1974 году корабль был пущен на металл, а кое-какие его элементы расползлись по музеям. Мачта попала на территорию академии. Турки по этому поводу сейчас на себе волосы рвут. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 08 Апреля, 2009 - 22:27:11 |
|
|
|
|
|
|
Зря крейсер распилили. Ну а у нас "Аврору" изуродовали. Был коллекционный крейсер - так нет же, всю начинку повыбрасовали, палубу тиковую, подлинную, заменили. Остался в общем-то тоже муляж*. А фото храма - оно с Thaise, там действительно, ошибка. ------- * В книге Рекордов проход, как самая масштабная копия корабля.
Отредактировано куратором: христич, 09 Апреля, 2009 - 15:33:02 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 09 Апреля, 2009 - 10:01:35 |
|
|
|