|
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
План комплекса по К.К.Косцюшко - Валюжиничу Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 08 Февраля, 2010 - 12:24:04 |
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 06 Февраля, 2010 - 12:46:46 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
ЗАПАДНАЯ БАЗИЛИКА ХЕРСОНЕСА
Есть все основания полагать, что этот монастырский комплекс в северо-западном районе Херсонесского городища играл важную роль в духовной жизни горожан. Возникший в конце VJ в., он просуществовал до X в. включительно, претерпев неоднократные перестройки и модернизации. При монастыре был сооружен ряд мемориальных памятников, связанных с погребением духовенсгва и мирян. Среди них наибольший интерес представляет крестообразный меморий и связанный с ним склеп, расположенные к северу от Западной базилики. Открытие памятника принадлежит К. К. Косцюшко-Валюжиничу. проводившему здесь раскопки в 1891, 1892, 1895, 1901 гг. О кресто¬образном храме упоминает Е. Г. Суров, исследовавший комплекс За¬падной базилики в 1960-1962 гг. В разное время на него обращали внимание Д. В. Айиалов, А. Л. Якобсон, П. И. Бармина, Ю. Г. Лосицкий, А. И. Романчук, С. А. Беляев, И. А. Завадская, С. Б. Сорочан. Основной проблемой, ВОЗНИКШвЙ вокруг интерпретации комплек¬са, стала проблема датировки и планировки здания. Задачей данного исследования является реконструкция плана крестообразного храма, датировка и определение его назначения. Западная базилика была крупным религиозным центром, При ней был организован монастырь, а сама базилика неоднократно перестраива¬лась. С северной стороны была пристроена крещальня, а рядом с пей крестообразный храм. Уже в 1901 г. в отчетах К. К. Косшошко-Валюжинич упоминает, что открытые в 1891 г. стены крестообразного храма почти не видны [Косщошко-Валюжинич, 1901, л, 10-13]. На сегодняшний день со¬хранилась лишь часть из двух лопастей креста (северной и западной). Планировка данного сооружения до сих пор вызывает множество вопросов. Существующие чертежи комплекса Западной базилики (их два варианта: 1-й сделанный М. И. Скубетовым [2, л. 10-13], 2-й Е. Г, Суровым [3, л. 159-182]) имеют некоторые расхождения, свя¬занные с крестообразной пристройкой. Несоответствие планов всего комплекса, составленных в 1901 г., реальной картине стало одной из причин доследования его Е. Г,Суровым [3, л. 159-182]. В отношении крестообразного храма исследователь упоминает, что к моменту на-чала работ храм уже не существовал [3, л. 159-182]. Е. Г. Суров скорректировал план комплекса, но погрешности сохранились. С этой проблемой столкнулся и Ю. Г. Лосицкий [4, с. 27-36]. Ему пришлось, в свою очередь, также корректировать план. Различаются даже ре¬зультаты обмеров. Размеры ветвей крестообразной пристройки, при¬веденные М. И. Скубетовым, 4,9 х 4,9 м. Ю. Г. Лосицкий в своем исследование приводит иные размеры: ширина ветви 3,75 м, длинна 4,5 м, толщина стен 0,75 м. Обмеры сохранившейся части северной ветви креста, проведенные нами в 2005 г., - 3,75 х 4,5 м. Силами экспедиции Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина в 2005 г. проводились работы по консервации разрушающихся склепов на территории комплекса Западной базили¬ки. К моменту начала работ погребальные сооружения находились в аварийном состоянии. Внутри они были завалены мусором. Потолок в одном из склепов обвалился более чем на треть. Требовалась сроч¬ная консервация, которая сохранила бы памятники от гибели. Во вре¬мя этих работ были зачищены от мусора остатки стен крестообразно¬го храма. Сохранившиеся строительные фрагменты стали основой для попытки создания нового плана, В результате возникло несколько ва¬риантов. Стоит рассмотреть каждый в отдельности. Так, первый вариант может предполагать, что крестообразный храм не соприкасался с крещальней, что маловероятно. Все исследователи указывают, что они имели общие стены. Второй вариант подразумевает, что крестообразный храм был по¬строен раньше крещальни. Сторонником этой версии является Е. Ю. Кленина [5, с. 51-64]. Ссылаясь на отсутствие описаний храма у К. К. Косцюшко-Валюжинича, исследовательница утверждает, что храм возник уже в IV—V вв., предшествовал строительству базилики и был разобран до строительства крещальни. Основанием для подоб¬ных утверждений стали погрешности, допущенные в чертежах кре¬стообразной пристройки. В соответствии с планом, составленным М. И. Скубетовым [2, л. 10-13], стены крещальни перекрывают часть стен восточной и южной ветвей храма. Однако составленные в 2005 г. планы сохранившихся фрагментов постройки указывают на расхо¬ждения с планами 1901 г. Во время зачистки от мусора территории крестообразного храма был собран подъемный материал 9. Находки представляли собой фраг¬менты керамики (см.: рис !). Все они могут быть разделены на две группы. Первая относится ко второй четверти VI - началу VII вв. Данная группа представлена венчиками амфор с воронковидным горлом и донцем миски типа LRC form 3. Находки этой группы были сделаны в южной ветви креста. Во вторую группу входят кувшины с плоскими ручками и фрагменты амфор «причерноморского типа» с зоанштьиым рифлением. Они датируются второй половиной IX в. - в свою очередь, эти находки были сделаны в северной ветви креста. Здесь же, в стене северной ветви храма, прямо в кладке, между камней, связанных из¬вестковым раствором, был найден фрагмент амфоры с воронковидным горлом VI - VII вв. На основании данной находки можно однозначно датировать кладку сроком не ранее второй четверти - конца VI в., что в общем соответствует времени возникновения всего комплекса. (Автор статьи выражает глубокую признательность проф. А. В. Сазаиову, который проанализировал данные находки и дал свое компетентное заключение.) Стоит рассмотреть еще один возможный вариант. Он основан на планах сохранившейся части крестообразной часовни - мемория и крещальни. В соответствии с ними возникает предположение о слож¬ной форме пристройки, обусловленное тем, что сооружение встраи¬валось в уже сформировавшийся комплекс. Храм использовал две смежные стены крещальни, и это привело к искривлению южной час¬ти креста, а вход в склеп ограничивал западную часть пристройки. Следовательно, северная лопасть храма была пристроена с отклоне- нием по отношению к южной. Визуально, видимо, это не сильно бро¬салось в глаза. В результате получились следующие размеры ветвей: северная - 3,75 х 4,5 х 3,75 м; восточная - 3,75 х 3,3 х 6 м; южная -4,5 х 2,6 х 4 м; западная - 3,5 х 4 х 3,75 м. (см.: рис. 2). Рассмотрев возможные варианты, становится очевидным преиму¬щество последнего. Кроме того, в литературе неоднократно обосновы¬валась хронология возведения построек, которая соответствует нашим наблюдениям [6, с. 327-343; 7, с. 827-851]. Рассматриваемый кресто¬образный мартирий не единственный храм с отклонением сторон кре¬ста от основной оси. К примеру, одним из знаменитых крестообразных мартириев является мартирий Симеона Столпника в Северной Сирии, он так же имеет отклонение одной из лопастей креста [8, с. 96]. Внутри здания под полом из каменных плит было открыто семь могил, в которых были найдены стеклянные и бронзовые браслеты, бронзовые серьги, обычные для средневековья. Данные находки могут явственно свидетельствовать, ч го погребенные не являлись монашест¬вующими. Могилы могли принадлежать знатным прихожанам и жерт¬вователям храма, удостоенным за участие в жизни общины и финансо¬вую поддержку права быть погребенным в часовне-мемории на терри¬тории монастыря. Во время зачистки от мусора северной лопасти мар-тирия были найдены фрагменты кувшинов с плоскими ручками ранне¬го типа, второй половины IX в., которые могут указывать на то, что погребения под полом были устроены сравнительно поздно (см.: рис. 1). Крестообразный храм-меморий располагался над склепом римского времени, который после изменения линии крепостных стен в VI в. ока¬зался на территории города. В рамках консервационных работ, завер¬шившихся засыпкой дромоса, в склепе были проведены обмеры и фо¬тографирование, прежде никем не делывавшиеся (см.: рис. 3 - 7). Склеп обычной для Херсонеса формы, римского времени, в бо¬лее позднее время был приспособлен христианами для своих погре¬бений. Вероятно, вначале он имел три большие локулы в стенал. По¬сле преобразования в христианскую усыпальницу было вырублено еще три малые локулы двумя ярусами и одна среднего размера. Вось¬мая, самая маленькая по размеру локула, о которой упоминается ис¬следователями, ныне почти полностью разрушена эрозией. В 1892 г. склеп был исследован К. К. Косцюшко-Валюжиничем. В отчете он упоминает: «Здесь обнаружена катакомба, превращенная in христианскую эпоху в усыпальницу: боковые ниши были заделаны кирпичом и наполнены костями, на полу в беспорядке лежало множе¬ство костей. Спуск в катакомбу был перекрыт сводом, сверху которо¬го можно было пройти в дверь, ведущую в большое здание в форме креста, с полом из каменных плит и с семью внутренними усыпаль¬ницами...» [9, л. 10-13]. Д. В. Айналов в описание склепа упоминает подпорный столб [10, с. 42.]. Данные описания не совсем соответст¬вовали действительности. Упоминавшийся Д. В. Айналовым столб отсутствует, более того, на потолке нет даже следов от такой подпоры. Впрочем, столб мог быть сложен из отесанных камней и впоследст¬вии был разрушен. Стены и потолок склепа покрыты плесенью. Пото¬лок ровный, с трещинами, вызванными эрозией. Ни на стенах, ни на потолке не удалось обнаружить следов штукатурки. Возможно, широкие большие локулы использовались для погре¬бения представителей духовенства и после этого были заложены плин-фой. Малые локулы могли служить как костницы. Следов от заклад¬ных плит, закрывавших их, не сохранилось. Не исключено, что склеп использовался для погребения монахов и послушников монастыря, т.е. являлся монастырской «костотекой» (липсанотекой). Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что перед нами один из «молитвенных домов» [1, с. 38-46], в которых совер¬шали погребения мирян, ктиторов и жертвователей, за значительные заслуги перед монастырем удостоенных права быть погребенными при монастыре. Мартирий был встроен в сложившийся комплекс, что обусловило, его сложную форму. Храм был сооружен не ранее вто-рой четверти - конца VI в. и перестал существовать в конце X в. Под 1 крестообразным мартирием располагался склеп, связанный с погре¬бениями монашества и духовенства. Эти два памятника были частью 3 сакрального пространства монастыря, столь значимого в духовной жизни херсонитов.
Литература
1. Сазанов А. В. Погребения в христианских храмах Херсонес ■'. I XIV вв. // Херсонес Таврический у истоков мировых религий: | Материалы научной конференции. - Севастополь, 2001. 2. Косцюшко-Валюжшич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 г. // Архив НЗХТ. - Дело № 10. 3. Суров С. Г. Отчет о раскопках северо-западной части Херсоне*. -ского городища в 1963 г. // Отчет о раскопках объединенной Хер-сонесской археологической экспедиции Херсонесского исторп-ко-археологического музея и Уральского государственного уни- верситета в 1963 г. / Архив НЗХТ. -Дело № 1138. 4. ЛосицкийЮ. Г. Опыт реконструкции крестообразных храмов Херсо-неса//Арх1пекг)'рно-археологи1!ескиеисс;г1едованиявКрь1му'.- К, 1988. 5. Кленина Е. Ю. Хронология христианских памятников на участке '.'. Западной базилики // Культовые памятники в мировой культуре. - ! Севастополь, 2004. 6. Завадская И. А. Раннесрецневековые храмы западной части Хер-сонеса // МАИЭТ. - 1998. - Т. 6. 7. Сорочан С. Б. Византийский Херсон. Очерки истории и культуры.-Харьков, 2005. - Ч. 1-2. 8. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневёковой архитектуры. -Л., 1983. 9. Косцюшко-Валюжинич К. К, Отчет о раскопках в Херсонесе в 1892 г. // Архив НЗХТ. - Дело № 2. 10. АйиаповД, В. Развалены храмов // Памятники христианского Хер-сонеса. - М., 1905. - Вып. 1.
(Отредактировано автором: 20 Марта, 2010 - 00:00:25)
Отредактировано куратором: христич, 22 Марта, 2010 - 23:10:57 |
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 19 Марта, 2010 - 23:40:59 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
рисунки к статье Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 19 Марта, 2010 - 23:48:02 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
рис2
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 19 Марта, 2010 - 23:50:42 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
рис 3 Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 19 Марта, 2010 - 23:52:06 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
рис 4,5 Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 19 Марта, 2010 - 23:53:15 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
рис 6,7 Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 19 Марта, 2010 - 23:54:39 |
|
|
|
|
|
|
Mihail Очень интересно, спасибо. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Марта, 2010 - 23:20:37 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
О ПОЗДНИХ ЦЕРКВЯХ ВИЗАНТИЙСКОГО ХЕРСОНА
Изучение раннесредневековых памятников Херсонеса – Херсона представляет значительный интерес, в том числе и по причине слабой исследованности византийских провинциальных городов в целом. Многие из них оказались на территории современной застройки, что значительно затрудняет, а в некоторых случаях делает фактически невозможным их изучение. На это неоднократно обращали внимание исследователи. Так, американский византинист К. Фосс отмечал, что прогресс в византиистике не может быть достигнут без изучения археологических памятников, о чем можно говорить лишь в немногих случаях . Греческий археолог и архитектор Хр. Бурас, в свою очередь, подчеркивал тот факт, что византийские памятники системно исследовались лишь в Северной Сирии и Херсонесе . Об этом же говорит и А.И. Романчук . Таким образом, византийский Херсон уникален, т.к. на его территории ведутся планомерные археологические исследования на протяжении более 100 лет и накоплено огромное количество материалов, нуждающихся в обработке, анализе, интерпретации. В ряду памятников археологии значительную роль играют культовые сооружения. Их изучение позволяет получить представление не только о развитии архитектуры и технических возможностях ромейских строителей и инженеров, но и духовной жизни, менталитете, образе мышления жителей раннесредневековых византийских городских центров. Христианские храмы возводились в Херсонесе – Херсоне с IV по XIII вв., имели различные размеры, архитектурные формы, внутренние убранство, что наглядно отражало тенденции в развитии культовой архитектуры и церковного строительства в самой империи на протяжении значительного периода времени. Они воплощали в себе «все технически и художественно передовое для данного исторического периода» , по существу являясь не только культовыми, но и культурными центрами города. Археологическое изучение данной группы источников накопило значительный материал, нуждающийся в обработке и систематизации. Исследованию культовых сооружений посвящены труды А. Л. Бертье-Делагарда, К. К. Косцюшко-Валюжинича, З. А. Аркас , некоторым итогом исследований конца 19 начала 20 вв. стала работа Д. В. Айналова “Развалины храмов» ” . Важным вкладом в изучение христианской архитектуры Херсона в советский период являются труды А. Л. Якобсона. В отношении херсонской культовой архитектуры он высказал ряд суждений, которые до настоящего времени не потеряли своей значимости. Сегодня к исследованиям раннехристианской архитектуры Херсона обращались в своих работах А. И. Романчук, И.А.Завадская, С. Г. Рыжов . Интересен подход реконструкции облика храмов использовал архитектор Ю. Г. Лосицкий. Во второй половине 1990-х гг. появляется более пристальный интерес к функциональному изучению раннесредневековой культовой архитектуры, работы в этом направление ведут о. А. Пелин, о. М. Желтов, Н. Е. Гайдуков. Из обобщающих работ, где рассматриваются некоторые вопросы, связанные с литургической жизнью херсонской Церкви, следует выделить монографии С. Б. Сорочана. В 2004 г. была опубликована работа А. Бернадского. Необходимо заметить, что исследование вопросов, связанных с функционированием христианской Церкви в Херсоне и церковного строительства в IV – XIII вв. продолжается с разной интенсивностью в течение 200 лет. Не смотря на это остается множество вопросов не имеющих однозначное решение, что оставляет значительное поле для исследователя.
Одним из вопросов, требующих дополнительного рассмотрения, являются «квартальные часовни», как их принято называть в историографии. Эти сооружения пришли на смену величественным культовым комплексам и базиликам раннего средневековья. На их истории и особенностях стоит остановиться подробнее. В конце X в. начале XI в. многие из храмов - кафоликонов византийского Херсона оказались разрушены. В течение длительного времени эта катастрофа связывалась исследователями с походом князя Владимира. В 80-х гг. XX в. появилась версия о разрушительном землетрясении, обратившем в руины некогда величественные постройки. Эта точка зрения была обоснована А.И. Романчук и С.Б. Сорочаном. Весомые доказательства в пользу данной теории приводит В.В.Хапаев. В любом случае, большинство из разрушенных храмов в течение длительного срока находились в запустении. Лишь в конце XI в. на месте этих построек начинается новое строительство. Вместо обширных кафоликонов возводят гораздо более скромные храмы, значительно уступавшие по размерам своим предшественникам. Нельзя не отметить, что уцелевшие из раннесредневековых базилик продолжают функционировать, однако все большую роль в религиозной жизни города занимают малые, квартальные культовые сооружения. Вслед за мнением К.К. Косцюшко – Валюжинича в литературе надолго укоренилось мнение о том, что квартальные храмы являлись часовнями – культовыми сооружениями, где совершались молебны, панихиды, но не могла отправляться Божественная литургия. Однако, при анализе исследованных зданий, возникает мнение о несоответствии подобного термина. Архитектурные особенности этих сооружений позволяют утверждать, что это скорее церкви, имеющие все необходимые литургические атрибуты – апсиды, алтари и, в некоторых случаях, сохранившиеся следы престолов. По предположению подобные малые церкви, были призваны реализовать религиозные потребности жителей квартала – нескольких семей, проживавших в конкретной районе. Так, наиболее ярким примером, в ряду открытых храмов может служить церковь, открытая в 2002 г. силами Украино-итало-американской экспедицией под руководством Л.В. Седиковой и П. Артура, на участке главной улицы в районе водохранилища. Церковь имела апсиду и алтарь, а под полом содержала три могилы, в которых находились многослойные погребения жителей кварталов, трех семей, о чем свидетельствуют результаты антропологического исследования остовов. Аналогичную конструкцию имело множество других квартальных церквей, широко известных в Херсоне. Таким образом, можно отметить, что возводимые в конце XI в. квартальные церкви во многом заменили разрушенные землетрясением ранневизантийские монументальные храмы, имевшие в своей конструкции все необходимые атрибуты для совершения Литургии. Весьма скромные размеры этих построек красноречиво свидетельствуют о том, что они были рассчитаны на присутствие во время службы всего нескольких семей, вероятно, жителей квартала. Таким образом, духовная жизнь херсонеситов, становилась камерной, проходила в таких храмах от рождения до смерти. Здесь крестили детей, совершали требы, венчали, служили литургии, а после смерти, отпевали и хоронили в семейных многоярусных усыпальницах, расположенных, как правило, под полом, а в последствии, поминали на литургии. Отдельные сохранившиеся крупные церковные комплексы существовали параллельно, но, вероятно, собирали горожан лишь по наиболее значительным церковным праздникам.
(Добавление) 1. Foss C. Archeology and the “Twenty Cities” of Byzantine Asia // AJA. – 1977. – Vol. 81. – P. 469 – 486. 2. Bouras Ch. City and Village: Urban and Architecture // JÖB. – 1981. – Т. 31/2. – Р. 616 – 627. 3. Романчук А. И. Исследования Херсонеса – Херсона: Раскопки. Гипотезы. Проблемы: [в 2 ч.]. – Ч. 2 – Екатеринбург, 2007. 4. Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. Очерки истории материальной культуры // МИА. -1959. - № 63. – С. 130. 5.Завадская И. А. Христианство в ранневизантийском Херсонесе. – С. 34; Гриневич К. Э. Херсонес Таврический. Иллюстрированный путеводитель. – Севастополь, 1928. – 111 с. 6. Айналов Д. В. Развалины храмов //ПХХ. М., 1905. Вып. 1. 7. Рыжов С. Г. Новые данные о “базилике в базилике” // Античный мир. Византия. – Харьков, 1997. – С. 290 – 299
иллюстрации см. стр 4 темы...
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 01 Мая, 2010 - 00:17:52)
Отредактировано куратором: христич, 25 Апреля, 2010 - 22:45:40 |
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 24 Апреля, 2010 - 19:39:15 |
|
|
|