|
|
|
|
Юст Лукан
Протоспафарий Откуда: Донбасс, Украина
|
|
|
|
Mihail Цитата:Если тема вызовет интерес, планирую публиковать материалы про Византийские памятники Херсонеса и Северного Причерноморья. |
Интерес для данного форума еще как представляет.
Цитата:наверно начать серию нужно было с этого материала |
Наверное да. Но лучше данность, чем его отсутствие. |
|
Всего записей: 244 : Дата рег-ции: Нояб. 2009 : Отправлено: 01 Февраля, 2010 - 23:37:29 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
10 Сорочан С.Б. Византийский Херсон. – С. 1256, 1275 11 Мещеряков В.Ф. О времени появления христианства в Херсонесе Таврическом - С. 121 - 144; Зубарь В.М. Проникновение и утверждение христианства в Херсонесе Таврическом - С. 8 - 29; Цукерман К. Епископы и гарнизон Херсона в IV веке - С. 545 - 561. 12 Завадская И.А. Христианизация ранневизантийского Херсонеса // МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. 402 – 426 13 Толстиков В.П., Журавлев Д.В. Древнейший символ христианства на Боспоре // Православные древности Таврики. – К., 2002. – С. 51 – 56. 14 Юрочкин В.Ю. Древнейшее изображение Креста Господня // Православные древности Таврики. – К., 2002. – С. 46 - 50 15 Виноградов А.Ю. Симон Зелот – «апостол Крыма»? – С. 55 – 57. 16 Хрушкова Л.Г. Христианские памятники Крыма (состояние изучения) // ВВ. – 2004. – Т. 63 (88). – С. 169 17 Соломоник Э.И. Из истории религиозной жизни в северопонтийских городах позднеантичного времени // ВДИ. – 1973. – № 1. – С. 73 – 74. 18 Уваров А.С. Христианская символика. – М., 1908. – С. 191; Зубарь В.М., Сорочан С.Б. Светильник в погребальном обряде античных городов Северного Причерноморья // Античная культура Северного Причерноморья. – К., 1984. – С. 147 – 156 19 Фонды НЗХТ. инв. № 8842/2; 49/36898 20 Сорочан С.Б. Византийский Херсон. – С. 1255 – 1281. 21 Сорочан С.Б. Византийский Херсон. – С. 1255 – 1281. 22 Цукерман К. Епископы и гарнизон Херсона в IV веке - С. 545 - 561; Зубарь В.М. Проникновение и утверждение христианства в Херсонесе Таврическом - С. 68 - 74. 23 Сорочан С.Б. Византийский Херсон. – С. 1255 -1273, 1274 - 1281
(Добавление) Трехконхиниальные базилики.
Базилика Крузе №7.
Базилика № 7 была открыта в 1827 г. планотором черноморского флота К.Крузе*, которому было поручено производить раскопки, однако, он не закончил исследования храма. Доследование проводил К.К. Косцюшко-Валюжинич в 1891 г, в 1997 г базилика стала объектом раскопок украинско**-австрийской экспедиции, возглавляемой доктором Р.Пиленгер. Работы продолжаются и сегодня. В настоящее время накоплено достаточно оснований для определения времени сооружения памятника. Исходя исключительно из триконхиальной формы апсиды, А.Л.Якобсон датировал базилику временем не позднее V в. . Однако, данная аргументация для подобного вывода явно недостаточна. О раннесредневековом происхождении Базилики Крузе свидетельствует система кладки ее стен. Они сложены из больших и средних отесанных известняковых блоков , пространство между которыми заполнял бут. По замечанию А.Л.Якобсона, кладка Базилики № 7 близка по своей системе кладкам Северной, Западной и другим базиликам Херсонеса. Возможно, это указывает и на хронологическую близость данных построек. Трехнефная почти квадратная в плане базилика с колоннадой по две колонны в ряду имела узкий нартекс. Центральный неф завершался апсидой с синторном, представляющей собой три эскеды (к центральной апсиде примыкают две меньшего диаметра – трех лопастная конструкция). Такая архитектурная композиция не часто встречается в византийской строительстве, обычно такой стиль свойственен мартириям, связанным с почитанием какого-либо мученика. Одной из отличительных особенностей Базилики Крузе являются сильно укороченные пропорции, в результате чего ширина наоса превосходит ее длину. Данная черта характерна, главным образом, для сводчатых базилик. Примером может служить Сепиетская базилика (Западная Грузия, первая половина VI в.), внутреннее пространство которой также делилось лишь тремя парами опор, а именно столбов, поддерживавших своды . Базилика Крузе могла иметь хоры, что подтверждает значительная толщина стен (более 1 м) и качество кладки. Пол всех трех нефов покрывали мраморные плиты. Остатки вымостки зафиксированы на плане 1891 г. . Многочисленные мраморные обломки находили также в насыпи над храмом. Во время раскопок обнаружено более 200 фрагментов разноцветной стеклянной мозаики , которая, вероятно, покрывала свод апсиды. Подобно некоторым другим базиликам Херсонеса, базилику Крузе в более позднее время значительно перестроили. Снаружи центральную часть апсиды укрепили дополнительной стеной, заложили кладкой также северо-восточный угол здания . Внутри на месте колоннад возвели стены из бутовых камней , после чего в северном и центральном нефах появляются захоронения, часть из которых примыкает к стене на северном стилобате . Крипта из 8 прямоугольных, ящикообразных могил высеченных в скале и расположенных в ряд, вероятно, имела отношение к раннему храмы (V – VII вв) , тогда как остальные (в нартексе открыты 17 гробниц и 3 - за его пределами), в том числе плитовые с аркосолией и наружные с многоярусными захоронениями, были сооружены одновременно с поздней переделкой базилики. Так, могила № 20, которая была открыта в 1998 г. датируется не ранее IX – X вв. (обложена по верхней кромке обломками черепицы IX – X вв.), сверху была устроена аркосолия с фресковой росписью и материалом Х I– ХIII вв. . Находки из могил аналогичны тем, которые обнаружены в погребениях других храмов: монеты (в основном IХ-Х вв.), бронзовые пуговицы и браслеты, стеклянные браслеты, обломки мраморных деталей . Нартекс имел здесь двоякую роль – помимо традиционного притвора, он так же служил местом для гробниц «привилегированных верующих», желавших быть погребенными ad sanctos. Храм имел богатое убранство, детали интерьера архитектурного памятника украшались мрамором, пол так же был выложен из мраморных плит. Во время раскопок были открыты резные карнизы, обломки алтарной преграды, украшенной крестами, остатки греческой надписи , резные капители колонн и изображение голубя . Сооружение имело почти квадратные пропорции (17.8 Х 25.5 м), вытянутую алтарную часть, до 7 м., центральную апсиду диаметром по 3 м, узкие боковые нефы, длинной 10.5 м и шириной 2.9.м (левый) и 2.7 правый, стены толщиной 1.25 – 1.5 м особенно массивные в апсиде, с усиленным фундаментом . Перед входом в нартекс были устроены две вырубленные в скале ступеньки, по которым в храм можно было попасть с улицы. Вероятнее всего храм просуществовал до конца жизни города.
Другим примером трехконхиниального базиликального храма может быть базилика «А» входившая в Епископский комплекс . Храм «А». Малая базилика была открыта К.К. Косцюшко – Валюжиничем и считается одной из наиболее ранних базиликальных построек на территории города. Ось храма «А» отличается от оси Уваровской базилики, что явно указывает на разное время постройки церквей. Сравнительно небольшая трехнефная базилика, находилась рядом с юго-восточной оконечностью Уваровской базилики и за октогональным баптистерием № 24. Внутреннее пространство храма было разделено парами колонн на три нефа. Обращают на себя внимание укороченные, близящиеся в целом к квадрату пропорции сооружения (14.8 х 13.2 м) и трехлепестковая алтарная апсида. Апсида сооружена над рыбозасолочной цистерной № 52, засыпанной в конце VI в., что может послужить отправной точкой при датировке постройки – конец VI – начало VII вв. храм был «вставлен» в пространство между кафоликоном и крещальней, что во многом может объяснять особенности его архитектуры . Храм имел мозаичное покрытие, алтарь был вымощен мраморными плитами, с изображением круга с крестом. Судя по трехконхиальной форме апсиды, можно предположить, что, базилика имела характер поминальной церкви или «молитвенного дома» - мартирия, но усыпальницы в нем появились не сразу. По предположению С.Б. Сорочана, это мог быть храм св. Прокопия . Усыпальницы были сложены позднее сверху его мраморного пола, а так же заняли боковые нефы шириной по 4м.
Треконхениальный храм на Западном городище. Это лишь предположение. Но церковь, точнее ее очертания хорошо просматривается на снимке с космоса…
если есть более конкретный интерес моги выслать материалы со сносками ----- *Г. Крузе был действующим лейтенантом ЧФ - см. материал по базилике http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=59&start=2
**Императорский Новороссийский университет в Одессе
(Отредактировано автором: 01 Февраля, 2010 - 23:47:27)
Отредактировано куратором: христич, 02 Февраля, 2010 - 00:20:31 |
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 01 Февраля, 2010 - 23:37:56 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
Уваровская базилика, еще раз...
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 01 Февраля, 2010 - 23:51:45 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
Базилика Крузе, схема условна... Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 01 Февраля, 2010 - 23:56:08 |
|
|
|
|
|
|
Mihail Спасибо за интересный материал. Дал по тексту кое-какие уточнения в виде ссылок без изменения текста. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Февраля, 2010 - 00:23:05 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
Это, вероятно третий треконхинеальный храм, качество снимка не очень, но в лучшем разрешение просматривается довольно отчетливо.
(Добавление) Есть еще вопрос... не раз сталкивался с указаниями на мемориальный характер треконхинеальных храмов... если кто то подскажет, где о них можно почитать подробнее, где, кроме Херсона они есть и что известно о их исследование? заранее благодарен. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 02 Февраля, 2010 - 00:25:33 |
|
|
|
|
|
|
Mihail Что касается крестообразного расположения, то пока в курсе лишь о двух объектах, которые рассматривались в этом разделе. Говоря честно не могу припомнить что-либо подобное в специальной литературе. Но не факт, что этого там нет: возможно пропустил информацию, либо она была вообще недоступна. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Февраля, 2010 - 21:17:36 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
Вопрос именно о треконхениальной апсиде. встречал упоминания, что такие сооружения могли носить мемориальный характер. но упоминания были без ссылок, хотелось бы почитать, что то об этом по подробней. наверника есть еще церкви с такой сложной по форме апсидой. если что то всплывет, буду благодарен за информацию. Есть еще и тетрокох в Херсонесе, материал о нем я выставлю чуть позже, готовлю, церковь имела центриеский характер, алтарь находился не в восточной части а по середине. в Херсонесе таких церквей известно две... есть ли аналоги?* -------- * Подобные храмы характерны для готской архитектуры. Имеется информация Германского археологического института в Мадриде о них, в частности, в районе Мериды (Испания) и Северной Африке (небольшая волна готского переселения, много позже вандалов, после того как были вынуждены перебраться в Испанию под давлением франков). Т.о. имеем пример готского влияния на архитектуру Херсонеса Таврического. Вообще очень может быть, что эти две церкви являлись арианскими.
Отредактировано куратором: христич, 12 Февраля, 2010 - 13:45:52 |
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 03 Февраля, 2010 - 00:04:00 |
|
|
|
|
|
|
Mihail Известны пещерные церкви с аналогично расположенными алтарями в Каппадокии, V-VII веков. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Февраля, 2010 - 23:16:58 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
А что то почитсть о них можно?
|
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 04 Февраля, 2010 - 22:42:27 |
|
|
|
|
|
|
Mihail Например: Dorn, Wolfgang Zentralanatolien. — Köln: DuMont Verlag, 1997 ; Caves of God: Cappadocia and its Churches by Spiro Kostof Publisher: Oxford University Press, USA (August 3, 1989) ( и то, и другое - о национальном парке Гёреме) |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 04 Февраля, 2010 - 23:01:13 |
|
|
|
Mihail
Спафарий Откуда: Харьков
|
|
|
|
Епископальный комплекс Свв. Апостолов Петра и Павла
Уваровская базилика или, как вполне обосновано указывает С.Б. Сорочан, храм свв. апп. Петра и Павла был центром религиозной жизни Херсонеса – Херсона. Кафедральный собор херсонской епархии, при котором находилась резиденция епископа. Обширный комплекс на северо – восточном берегу, включал в себя большую базилику с двором-атриумом и большим фиалом, вероятно скевофелакий, птохион, мартирий со склепом-кимитрием, крещальню-ротонду и двор с еще одним фиалом, малую базилику или так называемый храм «А». Строительство сакрального епископального комплекса велось на месте двух предварительно расчищенных жилых кварталов города в конце VI – VII вв.
Уваровская (большая) базилика № 23. Базилика была открыта в 1853 году, раскопками графа А.С. Уварова, и историографическая традиция закрепила за ней название «Уваровская». Повторные исследования проводились Одесским обществом любителей истории в 1877 – 1878 гг. Так же комплекс исследовался К.К. Косцюшко – Валюжиничем (1901, 1902, 1904, 1906), О.И. Домбровским, В.А. Кутайсовым (1976, 1977, 1979). Главный храм Херсона поражает и сегодня своими размерам, можно утверждать, что это наибольший из всех подобных храмов Крыма (52,25 Х 20,45 м). Кафедральный кафоликон возведен на скале, не ранее начала VII ст. (под стеной нартекса был открыт колодец содержавший материл конца VI – начала VII вв.) Главный трехнефный храм нес все типичные черты базилики «эллинистического» типа (большой трехчленный нартекс, повышенный, широкий центральный неф, стропильное перекрытие, четырехскатная крыша). Размер центрального нефа храма составлял 31 м длинной и 11 м шириной. Два боковых нефа были более узкими, их ширина составляла 4 м, полы были украшены мозаикой с геометрическими ковровыми узорами. Колоннада составляла 11 колонн к ряду. Базилика первоначально имела одну центральную апсиду полукруглую внутри и пятигранную снаружи, позднее апсида храма была перестроена в полукруглую и снаружи. Нартекс кафоликона, как и его центральный неф, был вымощен мраморными плитами, а вдоль стен экзонартекса стояли каменные скамьи, южный неф имел мозаичный пол. Что касается стенной мозаики, то следы ее были найдены внутри апсиды, так же были украшены конхи апсиды. Перед солеей храма по центру главного нефа по оси запад – восток, находился амвон, огороженный шестью столбиками и мраморными плитами между ними, чему имеются примеры в церквях Малой Азии, Грузии и Константинополя. Сооружение было разобрано в постиконоборнеческую эпоху. Базилика имела следы неоднократных перестроек.
Аула (атриум) с большим фиалом. Уваровская базилика имела атриум (аулу) - просторный парадный предхрамовый двор прямоугольной формы (25 Х 15 м), который возможно поначалу был окружен с трех сторон не стенами, а портиками, аркадами. В ауле кафоликона находился шестигранный бассейн с полукруглыми ступенями - фиал диаметром около 3 м и глубиной 0.5 м, накрытый монументальным каменным киворием с аркадами на четырех массивных столбах. Верующие здесь собирались перед началом, и после окончания Божественной литургии, здесь могли совершаться некоторые церковные службы. В частности существует предположение о возможности проведения здесь водосвятия. По результатам доследования О.И. Домбровского можно предположить, что возле западных концов обеих галерей базилики, примыкавших к ограде аулы, находились небольшие квадратные башни, подчеркивавшие главный западный фасад, еще две возвышались над нартексом храма, разделенного на три части арками и колоннами. Рядом с одной из них, при атриуме, доследованиями 1953 г. были прослежены признаки северных ворот, выходивших на 1 продольную улицу к соседней раннесредневековой бане и Северной базилике. Еще одни, южные ворота, перекрытые аркой на мощных столбах, соединяли аулу с перекрестком 2-й продольной улицы и 5-й поперечной улиц, а с 6-й поперечной улицы сюда вели две каменные лестницы, устроенные после того, как повысился уровень упомянутой улицы. Показательно, что пол предхрамового двора был на 1,25м ниже уровня 6-й поперечной улиц, поэтому широкий выход из аулы в базилику вел через пандус, утроенный рядом с дверью в экзонартекс.
Скевофелакий. Обособленное, квадратное в плане, строение располагалось с севера, не далеко от входа в храм. Сооружение было разделено на два небольших неравных помещения. Проводя параллели с епископальном комлексом в Новее С.Б. Сорочан предполагает существование в этом помещении скевофелакия – хранилища церковных сосудов, облачений, утвари. Из скевофелакия во время отправления Литургии Большого входа, введенного с середины – третьей четверти VI в., диаконы переносили в алтарную часть святилища Предосвященные Дары необходимые для Евхаристии. Нередко здесь же держали церковные документы, реликвии, архив епископа. Наконец, одно из помещений могло служить аскетирионом – хранилищем общественных восковых свечей при епископальном кафоликоне. В литературе встречается мысль, о существовании в этом месте мартирия. Аналогичную структуру имел мартирий при Вашнарской базилике, отличие которого заключалось лишь в том, что он представлял собой самостоятельную постройку, расположенную слева от базилики. Сходство этих двух памятников отметил В.А.Леквинадзе и привел в качестве аналогий еще два мартирия: при базилике Асклепион в Милете (V - начало VI вв.) и при базилике агоры в Фасосе (Vв.). Последние две постройки непосредственно примыкают к северным стенам базилик. Наличие в сооружении двух могил скрытых под полом не мешает выводу о возможности существования здесь сосудохранилища, поскольку захоронения устраивали не только в мартириях чистого вида, но и совмещали их иногда с баптистериями, диаконниками. Подобная пристройка к Уваровской базилике тоже могла иметь смешанное предназначение.
Птохион или «страноприимница». В сооружении, протянувшемся вдоль южной стороны Уваровской базилики, можно подозревать изредка встречающееся при епископальных комплексах странноприимное заведение – ксенодохион или птохион - «нищепитательницу», т.е. приют для убогих странников. Он имел мощенные плинфой полы, кухонную печь, мусорную яму, а среди находок преобладали фрагменты гончарной посуды.
Дом священника. Юго – западный угол V квартала занимал жилой комплекс из ряда помещений, располагавшихся вокруг небольшого двора с колодцем. Связанная с кафоликонм усадьба могла играть роль резиденции или покоев епископа.
Мартирий с подземным склепом – кимитрием.С южной стороны базилики была пристроена галерея, которая заканчивалась часовней или небольшой церковью с апсидой. Она была явно связанные с погребениями и играла роль кимитирия — многоярусной усыпальницы или мартирия. Погребения, совершавшиеся в ней, имели особое значение в жизни общины и были окружены особым почетом. Полы храма были вымощены мозаикой, к сожалению, не сохранившейся к настоящему времени. Общая длинна мартирия составляла 11м, ширина – 6 м. При этом помещение с апсидой равнялось 5 м, а смежного с ним помещения 3,95 м. Оба они сообщались через проход шириной 1.4 м. С западной стороны находился подземный, вырубленный в скале склеп с лестницей из семи ступеней. Склеп был типичным для раннесредневековых памятников Херсона, если не считать отсутствия в боковых стенах ниш-лежанок. Возможно, они могли быть выполнены в мягких пластах скалы и разрушились под воздействием эрозии. В помещении над склепом имелось круглое отверстие диаметром 0,45 м, прикрывавшееся, по словам К.К. Косцюшко-Валюжинича, квадратной плитой 0,7 х 0,7 м. Оно могло служить для совершения поминальных служб. Южный неф базилики имел дверной проемом 0.9 м шириной, который облегчал доступ верующим к мартирию. Между пристройкой и апсидой базилики, используя существующие стены, возникла небольшая церквушка («капелла»). Интерпретация этих помещений не вызывает сомнений. Они имели мемориальные функции и, могли бы быть местом погребения Херсонского епископства и наиболее уважаемых из иереев. С северной стороны было так же пристроено квадратное в плане сооружение, разделенное на два небольшие неравные части. Вслед за А.Л. Якобсоном принято считать, что это остатки «мавзолея». В отчете о раскопках за 1904 г., на месте одного из помещений обозначены две вырубные могилы, находившиеся под мозаичным полом из крупных кубиков, от которого уцелели лишь мелкие фрагменты со следами характерного для херсонесских храмов бордюра в виде волнообразно вьющегося стебля с ответвляющимися листочками плюща. Пристройка сообщалась напрямую с нартексом, а позднее, очевидно, после перестройки базилики и сокращения ее до размеров главного нефа, дверной проем оказался заложен бутовым камнем на извести. И.А. Завадская, опираясь на аналогии, так же указывает, что здесь мог быть мартирий. Возможно, он был связан с погребениями мирян – представителей городской знати, «первенствующих» - тех, кто за особые заслуги или по статусу может быть удостоен такой милости, быть погребенным при кафедральном соборе.
Крещальня - ротонда № 24. Крещальня была открыта во время раскопок, проводимых Херсонесским монастырем в 1877 г., но окончательно исследована К.К. Косцюшко-Валюжиничем в 1901 г, после чего ей был присвоен № 24. Купольная ротонда крестообразной формы с восточной пятигранной апсидой, тогда как две остальные апсиды – северная и южная были трехгранными. Каждая ветвь креста заканчивалась эскедрой – нишей. С западной стороны вместо эскедры к цетральному пространству примыкает прямоугольник с входом. Таким образом, здание имело четко выраженную триконхиальную композицию. Данная купель является самой большой в Херсонесе. Ее диаметр составляет 2,85м, а глубина около метра (сохранившееся глубина - 0,74 м) о том, что здесь крестили детей, свидетельствует наличие с востока трех мраморных ступеней в водоем, т.е для схождения священника с ребенком на руках, а не с запада как это было для взрослых оглашенных. На дне бассейна-купели по центру находилось крестообразное углубление, выложенное мрамором. Крещальня сложена из правильных блоков камня, притесанных с лица, причем в нижнем ряду снаружи в качестве облицовки применяются фрагменты античных построек. По периметру баптистерия на высоте 1.7 м шел пояс кладки opus mixtum. Дверные и оконные проемы имели кирпичные арки (дверей в здании было четыре, три окна в момент раскопок частично были видны в восточной эскеде). Изнутри помещение крещальни, вероятно, было оштукатурено и покрыто фресками. Купель была облицована мрамором, как и стены постройки, а своды украшала мозаика. С запада перед главной дверью находился небольшой притвор. Крещальня соединялась дверями с постройками вокруг. Одни двери вели к «галерее» и большой базилике, другие – в богатое помещение или портик с мозаичными полам, а третьи – в огороженный двор. Со стороны двора один выход вел к храму «А». а другой в притвор перед крещальней, построенный прежде баптистерия и перекрытый крестовым сводом.
Двор при ротонде и фиал. Во дворе со следами двух вырубленных могил, обнесенным оградой неправильных очертаний, находилась кубическая тумба из бута на цемянке с небольшой пятигранной раковиной, фиалом для омовения, который был изнутри вымощен мраморными плитками. Вероятно, такой двор имел поминальное значение.
Храм «А». Малая базилика была открыта К.К. Косцюшко – Валюжиничем и считается одной из наиболее ранних базиликальных построек на территории города. Ось храма «А» отличается от оси Уваровской базилики, что явно указывает на разное время постройки церквей. Сравнительно небольшая трехнефная базилика, находилась рядом с юго-восточной оконечностью Уваровской базилики и за октогональным баптистерием № 24. Внутреннее пространство храма было разделено парами колонн на три нефа. Обращают на себя внимание укороченные, близящиеся в целом к квадрату пропорции сооружения (14.8 х 13.2 м) и трехлепестковая алтарная апсида. Апсида сооружена над рыбозасолочной цистерной № 52, засыпанной в конце VI в., что может послужить отправной точкой при датировке постройки – конец VI – начало VII вв. храм был «вставлен» в пространство между кафоликоном и крещальней, что во многом может объяснять особенности его архитектуры. Храм имел мозаичное покрытие, алтарь был вымощен мраморными плитами, с изображением круга с крестом. Судя по трехконхиальной форме апсиды, можно предположить, что, базилика имела характер поминальной церкви или «молитвенного дома» - мартирия, но усыпальницы в нем появились не сразу. По предположению С.Б. Сорочана, это мог быть храм св. Прокопия. Усыпальницы были сложены позднее сверху его мраморного пола, а так же заняли боковые нефы шириной по 4м. Еще одна усыпальница – кимитрий с массой костяков находилась с внешней стороны за южной храмовой стенкой.
(Отредактировано автором: 06 Февраля, 2010 - 12:58:46) |
|
Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 06 Февраля, 2010 - 12:27:58 |
|
|
|