|
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Мартирий святой великомученицы Евфимии Всехвальной (Халкедонской) – культовое сооружение, располагавшееся на азиатском берегу Пропонтиды, на возвышенности у города Халкидона, напротив Константинополя. Мартирий был построен в IV веке над могилой пятнадцатилетней Евфимии, принявшей мученическую смерть за Христа при императоре Диоклетиане (284 – 305 гг.) в 304 году. Представлял в плане круглое здание под конусообразным куполом, крытым черепицей. Стоявшие внутри, вдоль стен, колонны, поддерживали хоры, на этом же уровне имелись оконные проемы. Мощи святой хранились первоначально в серебряной раке, а с V – VI веков – в мраморном саркофаге. К южной части мартирия примыкала обширная трехнефная базилика, имевшая вход со стороны двора, равного площади базилики и окруженного портиком. Весь комплекс мартирия был обнесен оградой. Ежегодно в день поминовения 16 сентября, опускаемая внутрь раки через специальное отверстие губка напитывалась благоухающей кровью святой. Мартирий святой великомученицы Евфимии в 451 году был местом проведения IV Вселенского собора, осудившего ересь монофизитов. Император Маврикий (582 – 602 гг.), усомнившийся в чуде и приказавший было опечатать саркофаг, чтобы не допустить возможного обмана, вскоре был наглядно убежден в благодатности святыни. С 13 июля 800 года саркофаг великомученицы Евфимии Всехвальной находится в городе Ровень, расположенном на полуострове Истрия, в современной Хорватии. В последний раз мартирий упоминался в 1403 году в путевых заметках испанского дипломата Руи Гонсалеса де Клавихо.
Отредактировано куратором: христич, 27 Октября, 2007 - 21:49:28 |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 27 Октября, 2007 - 09:07:22 |
|
|
|
|
|
|
Филин Нормально. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Октября, 2007 - 21:51:09 |
|
|
|
|
|
|
ХРАМ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ ( САН-ВИТАЛЕ), расположена в Равенне, Италия. Был заложен на предполагаемом месте мученичества Св. Виталия еще во время остготсткого господства, при епископе Экклезии (521-532 гг.) в 525 году. Однако главная фаза строительства начилась лишь в 538 г. и закончилась в 547 г., уже при византийских властях, после чего храм освящен епископом Максимианом. Основным меценатом проекта выступил византийский магнат Юлиан Аргентарий, но при этом главным заказчиком строительства, скорее всего, выступал сам имп. Юстиниан. В завершенном виде храм Св. Виталия представляет собой октогональный купольный мартирий византийского типа с внешним нартексом, расположенным под углом к оси здания. Центральное подкупольное пространство базилики охвачено восемью высокими арками. Через одну из них открывается пресбитерий, семь других заключают экседры и разделены на два этажа колоннами и аркадами. Храм Св. Виталия знаменит, главным образом, своими мозаиками, которые являются одними из лучших сохранившихся образцов изобразительного искусства эпохи Юстинина Великого. Мозаики покрывают апсиду, арки и пресбитерий. В конхе апсиды представлен восседающий на земной сфере Христос Еммануил. Левой рукой он опирается о свиток, скрепленный семью печатями, а правой рукой протягивает венец мученической славы Св. Виталию, которого ему представляет ангел. Другой ангел встречает епископа Экклесия, несущего в дар модель основанной им храма. На боковых стенах апсиды расположены мозаики, изображающие имп. Юстиниана (слева) и имп. Феодору (справа), окруженных придворными. В свите имп. Юстинина, в частности, представлены фигуры полководца Велизария и епископа Максимиана. На своде пресбитерия изображен медальон с мистическим Агнцем, который поддерживают четыре ангела, а на его стенах - парящие ангелы, несущие медальоны с крестами, Гостеприимство Авраама, Жертвоприношения Авраама, Авеля и Мельхиседека, фигуры пророков Иеремии и Исаии и три сцены из жизни Моисея. На входной арке размещены медальоны с полуфигурами Христа, двенадцати апостолов и сыновей св. Виталия святых Гервасия и Протасия. Наконец, на триумфальной арке представлены два летящих ангела, которые несут медальон с крестом, и два града: Иерусалим и Вифлеем Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Ноября, 2007 - 22:03:06 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Храм Сан-Витале. 525-547 гг. План. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Ноября, 2007 - 22:15:07 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Храм Сан-Витале. 525-547 гг. Интерьер. Слева - алтарная часть. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Ноября, 2007 - 22:37:50 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Храм Сан-Витале. Вид на алтарную апсиду и алтарный купол. Мозаики 538-547 гг. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Ноября, 2007 - 22:42:00 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Храм Сан-Витале. Алтарный купол. Мозаики 538-547 гг. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Ноября, 2007 - 22:45:27 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Храм Сан-Витале. Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.). Мозаика в алтарной части. Фрагмент. 538-547 гг. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Ноября, 2007 - 22:47:58 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Храм Сан-Витале. Императрица Феодора. Мозаика в алтарной части. Фрагмент. 538-547 гг. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Ноября, 2007 - 22:51:33 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Храм Сан-Витале. Вероятней, Максимиан. Мозаика в алтарной части. Фрагмент. 538-547 гг. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Ноября, 2007 - 22:54:06 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Храм Сан-Витале. Христос- Добрый Пастырь. Мозаика в алтарной части. Фрагмент. 538-547 гг. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Ноября, 2007 - 22:56:37 |
|
|
|
al-rumi
Спафарокандидат Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
христич Заголовок статьи должен выглядеть так: Церковь Св. Виталия (Сан-Витале). Это принципиально - везде, где возможно мы стараемся переводить названия.
А мозаика, где, по вашему мнению, изображен Велизарий, изображает Максимиана (надпись сверху и крест у него в руке)
(Отредактировано автором: 11 Ноября, 2007 - 23:39:22) |
|
Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 11 Ноября, 2007 - 23:01:46 |
|
|
|
|
|
|
al-rumi Филин Хорошо. Исправил.
МАВЗОЛЕЙ ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ - императорская усыпальница в Равенне, построенная между 425 и 430 гг. Изначально мавзолей примыкал к дворцовой церкви Св. Креста (теперь разрушенной), возведенной дочерью императора Феодосия Великого Галлой Плацидией (390-450 гг.), и являлся часовней, посвященной Св. Лаврентию - покровителю семьи Феодосия Великого. Поскольку Галла Плацидия была похоронена в Риме, название мавзолея в ее честь стоит воспринимать как дань традиции. Один из трех саркофагов в этой усыпальнице, теперь пуст, два же других саркофага, как считается, вмещают останки имп. Валентиниана III (или имп. Гонория) и имп. Констанция III. Внешне мавзолей представляет собой небольшое купольное здание, в плане имеющее форму, близкую к греческому кресту. Центральное пространство имеет кубический объем и перекрыто внутренним куполом на парусах. Его стены изнутри отделаны блестящим мрамором, а своды, колонны и купол украшены мозаиками, которые считаются одними из самых замечательных образцов изобразительного искусства ранней Византии. Так, на сводах представлены разноцветные розетки из стилизованных узоров, а арки, на которые свод опирается, оформлены гирляндами цветов и изображениями золотых оленей у источника и красно-голубых голубей. На густом синем фоне купола сияют золотые восьмиконечные звезды и крест, занимающий центральное место в композиции; его окружают звезды и четыре символа евангелистов. Под арками и на боковых сводах изображены идущие к кресту апостолы, в том числе и св. Лаврентий, также с крестом в правой руке. В люнете над входом в мавзолей помещена великолепная мозаика "Христос - добрый пастырь". Строго симметричная композиция изображает юного Иисуса среди овец на фоне живописного скалистого пейзажа - стилистически она представляет собой сочетание элленистического натурализма и христианского символизма.
Италия Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. 425-430 гг. Экстерьер. Вид с юго-востока.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 12 Ноября, 2007 - 12:00:04 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Вот есть покрупнее.
Спасибо. Прошу обратить внимание на кладку, которая выполнена не из плинфы, а т.н. ломбардийского кирпича, примерно соответствующего габаритам современного. Но кирпич, как и плинфу, перемежевывают очень толстые слои раствора, что делалось с целью экономии первых двух. Христич Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 12 Ноября, 2007 - 12:49:14)
Отредактировано куратором: христич, 30 Марта, 2008 - 12:39:23 |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 12 Ноября, 2007 - 12:45:35 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. Интерьер. Христос - Добрый Пастырь. Мозаика в северном люнете (закругленный участок стены под аркой). ок. 430 г.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 12 Ноября, 2007 - 14:31:51 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. Интерьер. Купол. Фрагмент центральной части. Мозаика. ок.430 г. Внутренний купол на парусах - характерный прием в архитектуре этого периода. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 12 Ноября, 2007 - 14:34:08 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. Купол. Фрагмент. Голубь и ястреб. Мозаика. ок. 430г. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 12 Ноября, 2007 - 14:37:23 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. Купол. Фрагмент. Крылатый лев - символ евангелистов. Мозаика. ок.430 г. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 12 Ноября, 2007 - 14:40:13 |
|
|
|
|
|
|
Италия. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. Интерьер. Вид на южный люнет. Мозаики. ок.430 г. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 12 Ноября, 2007 - 14:42:37 |
|
|
|
al-rumi
Спафарокандидат Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Храм Св. Софии, расположен в прибрежном районе Фессалоник; был возведен на месте прежней большой базилики, скорее всего, в начале VII в. и явился в определенной степени подражанием храму св. Софии в Константинополе. Здание храма представляет собой трехнефную базилику с куполом на парусах. <архитектура> Впервые о храме Св. Софии упоминает в 795 г. Феодор Студит, находившийся в то время в ссылке в Фессалониках. Уже тогда этот храм предпочитался церковными властями для проведения наиболее важных мероприятий, а начиная с X в. он приобретает положение кафедрального собора митрополии. Эту главенствующую роль он продолжал играть даже в период латинской оккупации (1205-1224 гг.), когда в нем размещалась резиденция главы католических каноников. С другой стороны, о важности этого храма для религиозной жизни региона свидетельстует то, что в 1359 г. там был погребен видный церковный деятель эпохи и впоследствии святой, Григорий Палама. После турецкого завоевания Фессалоник в 1430 г. православное богослужение продолжало проводиться в церкви Св. Софии еще около века (до 1525 г.), после чего она была превращена в мечеть. Тогда к ней спереди пристроили портик в османском стиле, со стрельчатыми аркадами и античными колоннами, колокольню переделали в минарет, а всю внутреннюю живописную отделку храма, относяшуюся к христианству, заштукатурили. К 1912 г., когда Фессалоники перешли к греческим властям, много мозаик уже было утрачено (в основном, при пожаре 1890 г.) и удалось восстановить лишь те, что покрывали купол, апсиду и свод перед апсидой. На куполе изображено Вознесение: в центре - Христос поднимается в небо, представленное как разноцветный диск, поддерживаемый двумя ангелами, а вокруг него, по ободу купола, расположены фигуры 12 апостолов и Богоматери-Оранты в окружении двух ангелов, которые указывают апостолам на возносящегося Христа. Эта мозаика состоит из частей, выполенных в разные периоды: Христос - в середине VII в., а Богоматерь и апостолы - в XI-XII. На мозаике апсиды на золотом фоне представлена Богородица, сидящая на троне с младенцем Христом на коленях. Данное произведение также не является однородным по времени создания. Фигура Богородицы была выложена в 780-90 гг. на месте большого креста, изображение которого присутствовало в первоначальном варианте мозаики. Помимо мозаик были также открыты фрески на стенах нартекса, выполненные в XI в. и уступающие в художественном отношении мозаикам. На фресках изображены разные выдающиеся представители монашества (св. Феодосий Великий, св. Евфимий Великий и др.) |
|
Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 18 Ноября, 2007 - 00:26:18 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Латра (Латмос) – горная цепь в Карии, отделяющая береговую полосу от внутренних территорий, в средние века являвшаяся одним из центров монашества. Первыми колонистами Латры стали монахи, изгнанные арабами с Синайского полуострова в VII веке. Первое письменное упоминание о монастырях на Латре появилось в регистре делегатов Никейского собора 787 года. В начале X века на Латре уже существовал ряд монастырей различных категорий, в том числе ставропигиальные и императорские, из которых наиболее значительной и древнейшей обителью была лавра Келлибара. Важнейший этап развития монастырей Латры связан с деятельностью свтого Павла, основавшего там между 920 и 930 годами Столпную лавру, позже получившую название лавры Святого Павла. Эта обитель после смерти своего основателя заняла главенствующее место среди прочих латрских монастырей, а ее игумены, начиная со святого Павла, имели сан архимандритов всей Латры. Таким образом, монастыри были объединены в монашескую конфедерацию, во главе которой находился архимандрит (прот), подчиненный константинопольскому патриарху. Следующей знаменательной фигурой в истории Латры стал святой Христодул, игумен Столпной лавры с 1073 года. Через три года после назначения у Христодула возникли разногласия с Патрирхией по поводу управления лаврой. Оказалось, что лавра не была в свое время внесена в реестр патриарших монастырей, а поэтому и не обязана была отчитываться о своей деятельности перед церковными властями. Разбирательства относительно подчиненности лавры патриарху продолжались до 1087 года и закончились смещением Христодула с должности игумена, что свидетельствует о существовании на Латре достаточно напряженных отношений между архимандритом Столпной лавры и игуменами патриарших монастырей. Позже это противостояние привело к передаче полномочий латрского прота игумену Келлибары, и вновь во главе монастырей Латры Столпная лавра встала только при константинопольком патриархе Мануиле I (1217 – 1222 гг.). Однако патриарх Герман II в 1222 году существенно урезал власть архимандрита Латры, оставив ему лишь право решать вопросы духовной жизни монастырей. Помимо внутренних конфликтов Латра подвергалась и внешней угрозе со стороны турок-сельджуков, которые периодически нападали на монастыри начиная со второй половины XI века. С середины XIII века латрские обители стали приходить в упадок, что было связано, прежде всего, со сложной политической и экономической ситуацией в Византийской империи.
Принцевы острова – архипелаг в Пропонтиде (Мраморном море) из девяти гористых островов: Проти (совр. Бююкада), Антигона (совр. Бургазада), Халка (совр. Хейбелиада), Оксия (совр. Сивриада), Принкип (совр. Кыналыада), Пида (совр. Кашикада), Теревинф (совр. Тавшанада), Плати (совр. Яссыада) и Геатр (совр. Седефада). В византийское время на этих островах было множество монастырей, которые служили местом ссылки низложенных императоров и патриархов, а также опальных сановников и монахов. Некоторые из ссыльных на свои средства основывали там обители. Из всех островов лишь пять были обитаемы: Проти, Антигона, Халка, Оксия и Принкип. 1) Проти. В 803 году на этот остров был сослан армянский полководец Вардан, основавший там свой монастырь. В 813 году на Проти прибыл в качестве монаха отрекшийся от престола Михаил I Рангаве (811 – 813 гг.) со своими двумя сыновьями: Феофилактом и Никитой. Никита, принявший монашеское имя Игнатий, основал на Принцевых островах много монастырей и впоследствии стал константинопольским патриархом (847 – 858 гг. и 867 – 877 гг.). В 820 году на остров были перевезены для погребения останки умерщвленного императора Льва V Армянина (813 – 820 гг.), вслед за которыми отправились в ссылку на Проти и сыновья Льва V: Константин, Василий и Григорий. В 944 году на остров прибыл доживать свои дни смещенный император Роман I Лакапин, скончавшийся на Проти в 948 году. В 1072 году, после жестоких пыток и ослепления, на Проти был отправлен сверженный император Роман IV Диоген. По прибытии на остров Роман вскоре скончался, однако успел основать еще один, существующий по сей день, монастырь. 2) Антигона. Все сколько-нибудь важные исторические события, связанные с этим островом, происходили в его Преображенском монастыре. В X веке эта обитель служила убежищем для трех византийских аристократов, уличенных в заговоре против императора Романа I Лакапина (920 – 944 гг.) в 921 году, а позднее, в 944 году, в ней некоторое время пребывал лишенный власти сын и соправитель Романа I Стефан. 3) Халка. Известна как место ссылки Феодора Студита, пребывавшего там с 809 по 811 годы, а также как двухлетнее пристанище вдовы императора Льва V Феодосии, куда она была выдворена вместе с сыном Василием по приказу императора Михаила I Рангаве. 4) Оксия. Первым известным ссыльным на этом острове стал святой Платон Исповедник, пребывавший в одном из его монастырей с 809 по 811 годы. В 858 году на Оксию был изгнан по приказу кесаря Варды претендент на престол Гибон, называвший себя сыном императрицы Феодоры. Около 1026 года на остров в качестве ссыльного попал видный аристократ Василий Склир (1027 – 1028 гг.) за то, что вступил в единоборство с болгарским наместником Прусианом. В 1078 году по распоряжению Никифора Вотаниата на острове был казнен евнух Никифорица, долгое время стоявший фактически во главе имперского правительства. Монахом и игуменом одного из оксийских монастырей был будущий константинопольский патриарх Михаил II Куркуас (1143 – 1146 гг.); после своего короткого патриаршества он возвратился на остров в свой монастырь, где и провел остаток жизни. 5) Принкип. Самый большой остров Принцева архипелага, который византийцы называли «островом принца». Принкип был местом изгнания значительного числа византийских церковных и светских сановников. В 565 году на Принкип по распоряжению императора Юстиниана Великого (527 – 565 гг.) отправился смещенный патриарх Евтихий (552 – 565 гг.); в 637 году туда по приказу императора Ираклия I был сослан его незаконнорожденный сын Афалирих; в 766 году участь Евтихия разделил патриарх Константин II (754 – 766 гг.); в 797 году на Принкип попала царевна Евфросиния, дочь императора Константина VI (776 – 797 гг.), изгнанная ее бабкой императрицей Ириной (797 – 802 гг.), которая, в свою очередь, также оказалась на Принкипе в 802 году, после своего низложения. К 821 году на Принкипе нашел убежище с частью своих учеников Феодор Студит, там же он и скончался в 826 году. В 830 году император Феофил (822 – 842 гг.) отослал в монастырь на Принкипе свою тещу Евфросинию. В 1042 году императрица Зоя была отправлена на остров в ссылку своим приемным cыном императором Михаилом V (1041 – 1042 гг.), но вскоре дворцовый переворот позволил ей возвратиться в столицу. В 1071 – 1072 годах Михаил VII Дука выслал на Принкип мать будущего императора Алексея I Комнина Анну Далассину, а в конце XI века туда же попала бывшая императрица Мария Аланская. Наконец в 1145 году Мануил I Комнин (1143 – 1180 гг.) отправил во временную ссылку в женский монастырь на Принкипе Ирину, жену будущего императора Андроника Комнина (1182 – 1185 гг.), в наказание за измену своему мужу.
Храм Святой Софии взял.
(Отредактировано автором: 20 Ноября, 2007 - 09:34:06) |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 18 Ноября, 2007 - 10:05:18 |
|
|
|