|
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Храм Богоматери Халкопратийской – одно из важнейших богородичных святилищ Константинополя, построенное в середине V века при попечительстве старшей сестры императора Феодосия II (402 – 450 гг.) августы Пульхерии в квартале медников (халкопратов) в ста пятидесяти метрах от храма Святой Софии. Храм служил местом хранения ряда святынь, в том числе Пояса Богородицы. Первоначально здание было чуть больше часовни. Позже, перестроенное императором Василием I (866 – 886 гг.), стало представлять собой трехнефную базилику с трехгранной апсидой без приалтарных помещений, однако в здании имелись дополнительные проемы, обращенные к Святой Софии и Большому дворцу. На северо-западном краю атриума располагалось шестигранная пристройка, служившая, вероятно, баптистерием. Перед апсидой имелась маленькая крестообразная крипта с лестницей на восток. Неизвестно какая реликвия там хранилась, поскольку Пояс Богородицы помещался в реликварии на самом алтаре, над криптой. Храм Богоматери Халкопратийской и Святая София имели единый причт. После падения Константинополя в 1453 году, храм был почти полностью разрушен, а строительный материал использован турками для возведения близлежащих зданий: мечети, школы и жилых домов. В настоящее время здание находится в крайне ветхом состоянии и частично используется под жилье со стороны северного фасада.
Храм Иоанна Крестителя (Предтечи, Продрома) – октогональное святилище, построенное в годы правления императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.) в константинопольском предместье Евдом, на седьмой миле от центра города. В нем хранилась верхняя часть главы Иоанна Крестителя, обретенная незадолго до строительства храма в городе Кизик. Несколько раз храм подвергался разрушениям в результате землетрясений и к середине VI века находился в плачевном состоянии. По инициативе императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.) храм Иоанна Крестителя был практически отстроен заново. Затем это здание восстанавливалось при императоре Василии I (866 – 885 гг.). После его очередного обрушения, мощи Иоанна Крестителя перенесли в Студийский монастырь. ------ Более подробно - см. http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=13&start=46#1285661891
(Отредактировано автором: 22 Октября, 2007 - 11:09:37)
Отредактировано куратором: христич, 30 Сентября, 2010 - 23:47:08 |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 15 Октября, 2007 - 07:00:27 |
|
|
|
|
|
|
Константинополь. Храм Богоматери Халкопратийской. Интерьер [ я не путаю: вид на внутренюю часть стены]. Северная стена. Вид с северо-востока.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 16 Октября, 2007 - 22:20:28 |
|
|
|
|
|
|
Константинополь. Храм Богоматери Халкопратийской. Экстерьер. Общий вид. Вид с востока. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 17 Октября, 2007 - 12:13:45 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Олимп Вифинский – горный массив (совр. Кешиш-даг) и прилегающие к нему земли в Западной Вифинии поблизости от города Прусы (Брусы) и недалеко от южного побережья Мраморного моря; в византийскую эпоху являлся духовным центром региона благодаря сосредоточению множества монастырей. Несмотря на то, что первое упоминание о монастырях на Олимпе относится к V веку, их активное строительство началось только в VIII веке, что связано, прежде всего, с началом эпохи иконоборчества. Как такового централизованного объединения монастырей, подобного афонскому, на Олимпе никогда не существовало, хотя попытки к созданию монастырской конфедерации предпринимались неоднократно. Старейшими из известных монастырей были: Хинолакка, Агаврский и Символы. Хинолаккская обитель была основана святым Стефаном, который по прибытии из Палестины получил от константинопольского патриарха Германа I (715 – 730 гг.) земельный участок на Олимпе под строительство монастыря. В этой обители начинал свою церковную карьеру будущий константинопольский патриарх Мефодий. Агаврский монастырь был основан ранее 787 года неким знатным евнухом, от чьего имени данная обитель и получила свое название; из всех олимпийских монастырей этот был единственным, который имел несколько метох за пределами горы Олимп. В Агаврской обители около 796 года начал свою иноческую жизнь святой Иоанникий Великий. Обитель в Символах была создана в середине VIII века монахом Феоктистом; она получила известность с 770 года, когда ее игуменом был назначен святой Платон Исповедник. Двенадцать лет спустя Платон оставил Символы, и стал настоятелем нового моснастыря в Саккудионе. С этого времени именно монастырь в Саккудионе стал наиболее авторитетным среди всех олимпийских обителей, поскольку его настоятели традиционно активно и последовательно боролись с иконоборческой ересью в Византийской империи. В 794 году, вследствие болезни Платона, руководство Саккудионом перешло к его племяннику Феодору. В 795 году у монахов произошел серьезный конфликт со светскими властями, вызванный нежеланием насельников монастыря признать законность брака императора Константина VI с придворной дамой Феодотой. Император применил карательные меры против непокорных монашествующих: Платон был заточен в тюрьму, а Феодор сослан в Фессалоники. После смерти Константина VI в 797 году Платон был освобожден, а Феодор вернулся в Саккудион из ссылки. Однако, уже в 798 году Феодор оставил монастырь на Олимпе и перебрался со своими учениками в Студийскую обитель в Константинополе. Со смерью Феодора Студита Саккудион перестал существовать как самостоятельная обитель и был организационно объединен со Студийским монастырем. Из других олимпийских обителей достоин упоминания и Мидикийский монастырь, созданный в начале XI века святым Никифором Исповедником и прославившийся как своим основателем, так и следующим игуменом – святым Никитой Исповедником, которые оба были несгибаемыми поборниками иконопочитания. Кроме того, в разное время насельниками олимпийских монастырей были знаменитые святые братья Кирилл и Мефодий, а также историк и царедворец Михаил Пселл. Приблизительно с середины XI века монашеская жизнь на Олимпе Вифинском стала постепенно угасать, что, в основном, было обусловлено отсутствием интереса харистикариев к непроизводственным монастырям и агрессивной экспансией турок-сельджуков. С XII века упоминания об олимпийских монастырях практически исчезают из византийских письменных источников.
(Отредактировано автором: 19 Октября, 2007 - 11:33:02) |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Октября, 2007 - 08:06:48 |
|
|
|
|
|
|
Филин По поводу того, что уничтожили в 1965 году остатки храма Иоанна Крестителя во Влахернах, а не на Гебдомоне: источник так и не нашел. Суть такова: раскопки 20-х годов проводились внутри стен (если не ошибаюсь - французы под руководством Антониади), а позже, т.е. в 1965 году, остатки храма снесли.
Раскопки храма Иоанна Крестителя на Гебдомоне в 20-х проводились. Вообще не смог никаких материалов по раскопкам в этом районе найти. Возможно, я упустил информацию*. Не хочу лишний раз напрягать Вас, но, хотя бы примерно, без ссылок, можете сообщить об источнике? ------- * Нашёл: см. http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=13&start=46 |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 20 Октября, 2007 - 00:05:02 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Это Беляев сообщает в "константинопольском" разделе своих "Христианских древностях" (СПб: "Алетейя", 2001). |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 20 Октября, 2007 - 09:46:56 |
|
|
|
|
|
|
Филин Статья МОНАСТЫРЬ ХРИСТА ПАНТОКРАТОРА прошла Вашу редакцию раньше. Она в этой теме на 3 стр.
Беляев ошибается. Он перепутал храм в пригороде (о котором идет речь) с храмом во Влахернах, который раскопали французы во время оккупации Константинополя странами-членами АНТАНТА, а позже турки снесли. Это ошибка. Пока источника не нашел. Постараюсь отыскать.
Источников по раскопкам в пригороде, повторяю, нет.
В БСЭ - лишь информация, что с 1904 года Антониади производил раскопки в Константинополе (кроме основной своей деятельности, как астронома). Упоминают лишь хр.Св.Софии. Но он точно копал в нескольких местах и в последний период оккупации - во Влахернах.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 21 Октября, 2007 - 00:06:37 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Камень помазания (Камень умащения, Камень миропомазания, Доска Господня) – плоский красный камень длиной в человеческое тело, на котором по преданию после снятия с креста тело Христа умащал и облачал в погребальные одежды Иосиф Аримафейский. На камне имелись пятна как от воска, которые считались застывшими слезами Богоматери. Первоначально эта святыня хранилась в одном из храмов Эфеса, затем на двадцать седьмом году правления византийского императора Мануила I (1143 – 1180 гг.) она была торжественно перенесена в Константинополь. Сам император в гавани Вуколеон встретил прибывший на корабле Камень помазания и на своих плечах отнес его в храм Богородицы Фаросской. Там он хранился около десяти лет, а после смерти Мануила I был установлен на шести металлических четырехгранных штырях над могилой императора в фамильной усыпальнице Комнинов в столичном монастыре Христа Пантократора. О Доске Господней, в числе прочих реликвий Царьграда, упоминали почти все «хождения» русский паломников со второй половины XII века до падения Константинополя в 1453 году. Захватившие столицу Византии турки перенесли Камень из монастыря в Сераль (дворец султана). Венецианцы предлагали султану Мехмеду II (1451 – 1481 гг.) продать им Камень за 30 тысяч дукатов, но ревниво относившийся к захваченным христианским святыням турецкий владыка ответил, что не расстанется с ним и за 100 тысяч. Позже Камень помазания был возвращен турками в здание бывшего храма Христа Пантократора, превращенное в медресе. В напольной «флорентийской» мозаике было специально выдолблено небольшое углубление и в него сбросили святыню. Там Камень находится по сей день. "Двойник" этой святыни (Камень умащения) имеется в храме Гроба Господнего в Иерусалиме, по утверждению иерусалимского духовенства, эта реликвия хранится там с IV века.
(Отредактировано автором: 22 Октября, 2007 - 11:02:06) |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 22 Октября, 2007 - 07:46:28 |
|
|
|
|
|
|
Филин Камень был возвращен в монастырь Христа Пантократора, после того, как его вторично отобрали у греков и превратили собственно храм в медресе. В полу "флорентийской" мозаики специально была выдолблена небольшая ямка и он был сброшен туда. Где и ныне находится. Вообще-то всю эту ситуацию отслеживала константинопольская патриархия и никаких неясностей о том, куда он из Сераля делся, нет.
По храму Иоанна Продрома в Гебдомоне (Евдоме): может, чтобы гусей не дразнить, убрать информацию о раскопках и сносе его остатков позже? Повторяю, Вы пишите о храме вне стен, а заканчиваете статью о храме Иоанна Продрома во Влахернах. Надо убрать шероховатости.
Наконец-то подправил концовку статьи ХРАМ БОГОМАТЕРИ ХАЛКОПРАКИЙСКОЙ - см. мой вариант.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Октября, 2007 - 10:19:01 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 22 Октября, 2007 - 11:11:46 |
|
|
|
|
|
|
Филин Нормально. Я Ваш вариант по монастырю Христа Пантократора, который подправлен, помещу на стр.3
По остальным - тоже нормально. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Октября, 2007 - 14:06:59 |
|
|
|
|
|
|
МАРТИРИЙ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕВФИМИИ ВСЕХВАЛЬНОЙ (ХАЛКЕДОНСКОЙ) - находился напртив Константинополя на азиатском берегу, на возвышенности над Халкедоном. Сооружен в IV веке над могилой пятнадцатилетней Евфимии, принявшей смерть при императоре Диоклетиане (284-305 гг.) в 304 году. Представлял в плане круглое здание под конусообразным куполом, крытым черепицей. Внутри, вдоль стен, были расположены колонны, на которых находились хоры. На их уровне периметр стен был рассечен оконными проемами. У алтарной части находилась надгробная часовня с серебряной ракой святой. К собственно мартирию, к его южной стороне, примыкала обширная трехнефная базилика, вход в которую вел через площадь, равную площади базилики и окруженную портиком. Весь комплекс был окружен оградой. Ежегодно, в день поминовения (16 сентября), опускаемая внутрь раки через специальные дверки губка напитывалась благоухающей кровью святой. С V-VI века мощи находились в мраморном саркофаге. На территории мартирия в 451 году проходил 4-й Вселенский Халкедонский собор, направленный против ереси монофизитов. Император Маврикий (582-602 гг.), усомнившийся в чуде и, приказавший было опечатать саркофаг, чтобы не допустить возможного обмана, позже убедился в обратном. С 13 июля 800 года саркофаг находится в городе Ровень (п-ов Истрия, Хорватия)* **. Последнее упоминание о мартирии относится к путевым заметкам Клавихо от 1403 года. --------- * Первоначально мощи, при Ираклии Великом, ввиду персидской угрозы, около 617 года, переносятся в Константинополь. По его указанию начинается перестройка части дворца Антиоха в мартирий. ( По другой версии т.н. "дворец Антиоха" - являлся первоначально общественными термами (какими?), во всяком случае - именно перестраиваемое помещение). Через несколько лет происходит освящение мартирия, получившее название храма Св.Вмч.Евфимии (у ипподрома). Позже, в период иконоборческой смуты, т.е. после 730 года, происходит разделение мощей. Часть остаётся в Константинополе, а часть, включая саркофаг, переносится в Пореч. Храм Св.Вмч.Ефимии относился к тем немногим храмам и монастырям Константинополя, которые были датированы из императорской казны для восстановления после изгнания крестоносцев из Города в 1261 году. В 1453 году обветшавший храм был разграблен турками, а позже разобран на сполии. В настоящее время константинопольская часть мощей святой находится в патриархии. **Материал о саркофаге см. - http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=130&start=1#1285143814
Хорватия. г.Ровень. Базилика Святой Евфимии. Общий вид.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 23 Октября, 2007 - 00:20:08 |
|
|
|