Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » св. Нерсес I Великий,­ архиепископ Великой Армении [Страниц (7): [1] 2 3 4 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Оффициальные даты правления св. Нерсеса армянским архиепископским престолом приводимые армянской церковной историографией - 353-373; хотя, существует целый ряд противоречий относительно этой даты. Я приведу вначале лишь два из этих противоречий, а остальные, думаю, сами собой станут актульными по мере развития темы.

1 - У историка 5 века Моисея Хоренского (кн. III, гл. 14) говорится, что император Юлиан (361-363), предпринявший поход на Восток, с целью подчиенния себе Персии, шел через армянские земли, где он вошел в союз с армянским царем Тираном Аршакуни и отдав ему свой образ (нарисованный на доске вместе с идолами) по традиции, сказал : "что так поступают все данники Римского государства". Прибыв в область Цопк, Тиран пожелал поставить императорское изображение в придворной церкви, где в то время находился сам архиепископ св. Юсик Аршакуни, который "выхватив его из рук царя и бросив на землю, принялся топтать его и разбил на мелкие куски, объясняя царю, в чем заключается обман (Юлиана)". Это и стало причиною смерти архиепископа Юсика, т.к. Тиран думал, что Юлиан накажет его, как попирателя императорского изображения. "Еще более распалившись злобой, которую он (царь) испытывал к святому Юсику, постоянно порицавшему его за проступки, он приказал долго бить его палками, пока тот не испустил дух от побоев".

Здесь важно для нас то, что в период правления императора Юлиана - 361 - 26 июня 363, главой армянской церковной кафедры был не св. Нерсес, а его дед - св. Юсик. Юлиан, должно быть, посетил Армению в 362-363 гг., тогда, согласно Хоренскому, архиепископом был св. Юсик, чему свидетельство и история с образом Юлиана, который, в принципе, и стал главной причиной смерти св. Юсика. Кстати, у другого арм. историка 4 в. Фавств Византийца в кн. III, гл. 12. говорится, что по приказу Тирана и был убит св. Юсик. Получается, что в 353 св. Нерсес никак не мог занимать престола Церкви.

2 - Необходимо отметить, что согласно армянской церковной традиции по возвращении из ссылки (в Принкипо, Принцевы острова) св. Нерсес, находясь в Константинополе, участвовал во II Вселенском Соборе, а значит, если следовать этой традиции – св. Нерсес выступал на заседаниях этого Собора, и подписал от имени Армянской Церкви все принятые на нем постановления. Однако, оффициальный список, содержащий имена участников-епископов (числом 150-ти) II Вселенского Собора, дошедший до нас, несколько противоречит этой поместной церковной традиции. Среди подписавших определения II Вселенского Собора нет подписи св. Нерсеса, имя его отсутствует в этом списке (см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. I. (Казань, 1910); cc. 120-123). Молчат по этому поводу и армянские историки Фавст и Моисей Хоренский, повествуя лишь о том, что св. Нерсес в период созыва Собора находился в Столице Империи, но ни словом не оговариваются о его участии в заседаниях Собора. И это не удивительно. Отсутствие св. Нерсеса Великого в качестве участника Вселенского Собора вполне понятно. Понятно потому, что по составу своему это был Собор восточный, т.е. Собор, куда были созваны, по большому счету, епископы восточно-римских (византийских) епархий, расположенных на канонической территории восточной части Римской Империи. Кафедру св. Нерсеса на этом Соборе мог свободно представить Елладий (участник Собора), предстоятель Кесарие-Каппадокийской митрополии, за которой была закреплена армянская церковная кафедра. Из дел, которые подлежали рассмотрению Собора, выдаются: 1) вопрос о замещении Константинопольской кафедры, 2) решение проблемы Антиохийской кафедры, и потом уже 3) отношение к арианству и иным арианским течениям. Как видно из причин созыва II Вселенского Собора, вопросы, рассматриваемые этим Собором, касались внутрицерковных проблем Церкви восточной части Римской Империи, поэтому, присутствие св. Нерсеса, как предстоятеля Армянской Церкви, подчиненной Кесарие-Каппадокийской митрополии, было необязательным.

Получается, что св. Нерсес почил не в 373 г., сделав армянский престол вакантным, а после Вселенского Собора, т.е. после 381 г.

Какие предположения будут на этот счет? Мне очень хотелось бы, если не установить точные даты правления св. Нерсеса, то хотя бы приблизить их к более правильным, соответствующим истине.

Память св. Нерсеса Великого Вселенская Православная Церковь празднует ноября 19 (декабря 2)



Прикреплена картинка:
att-4a301382ae193rses.JPG


(Отредактировано автором: 11 Июня, 2009 - 00:11:46)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 09 Июня, 2009 - 18:54:12
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Начальная дата - третий год правления Аршака II, царя Армении(350-368 гг.) - устанавливается по Моисею Хоренаци (стр.277 в переводе А.П.Новосильцева, Тифлис, 1913 г.):

"На третьем году правления Аршака главой епископов армянских стал Нарсес Великий, сын Атанагина, сына Юсика, сына Вртанеса, сына святого Григория. Вернувшись из Византии из Кесарии, он, прибыв в Армению, восстановил все законы, установленные отцами его, добавив к ним также и новые (законы)".

Титул главы армянской церкви в тексте звучит как "епископосапет". В епископосапеты посвящали в Кесарии Каппадокийской (Мазаке, совр.Кайсери). Григорий - это Григорий Лусаворич, живший во время принятия христианства армянским царем Трдатом III (ок.314-316 гг.).

Конечная дата устанавливается по Фавсту Бузанду (кн.V, гл.XXXI), который сообщает:
"Армянский царь Пап, хотя и убил Нерсеса, католикоса армянской страны, не довольствовался его смертью, но старался расстроить все те добрые порядки, которые Нерсес установил в церкви".

Пап был царем в 370-374 гг.  Он старался избавиться от зависимости от римлян, возведших его на престол, и в результате заговора при участии римского полководца Траяна (Теренция) был убит. О Папе, кроме Фавста,пишет ещё Аммиан Марцеллин.

Сообщение о присутствии Нарсеса в Константинополе во время собора 381 года могло получиться вот как:

1) В 3-й год правления Аршака Нарсес был в Византийской империи и получил титул епископосапета.
2) Автор перепутал Аршака II, царя в 350-368 гг., с Аршаком III, царём в 378-389 гг. (с 387 г. только в византийской части Армении).

Вот и получилось не 350+3=353 г., а 378+3=381 г.

А с Юсиком надо отдельно разбираться. Прежде всего выяснить, было ли при Юлиане поклонение изображению императора и отменялось ли оно при его предшественниках, принявших христианство. А также уточнить датировку, когда действовал Юсик.



(Добавление)
Что касается представителя Нарсеса на соборе (Константинопольском или тут имеется в виду другой собор), то им скорее всего мог быть Хадд из селения Маргац в Карине (совр.Эрзерум), который был саркавагом Нарсеса (титул, примерно соответствующий диакону). Хадд руководил попечением о домах для содержания бедных и больных. Это также сообщает Мовсес Хоренаци.

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 10 Июня, 2009 - 22:29:01
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


У меня "История" Хоренского в переводе Н.Эмина за 1893 (СПб). А что говорит Аммиан по поводу дат правлений Аршака II?

"епископосапет" с арм. "глава епископа" или "правящий епископами", т.е. "архиепископ" в переносе на греческий; но еще есть др. титул "хайрапет" - "глава отцов";

Цитата:
1) В 3-й год правления Аршака Нарсес был в Византийской империи и получил титул епископосапета.


Понимаете, ведь св. Нерсес был в Византии несколько раз; тут имеется ввиду Кесария Каппадокийская (куда он прибыл из Столицы), где св. Нерсес и был хиротонисан в качестве главы епископов Армении; а после этой поездки, он, как минимум еще два раз ездил в Византию (в Константинополь) (Фавст, Хоренский); т.е. эта поездка не связывается со II Вселенским Собором;

Цитата:
2) Автор перепутал Аршака II, царя в 350-368 гг., с Аршаком III, царём в 378-389 гг. (с 387 г. только в византийской части Армении).


Очень может быть!?

Добавлю:

Известно, что когда св. Нерсес находился в ссылке на одном из необитаемых островов Мраморного моря (Принкипо), в это время (378-379 гг.) в Константинополе произошла смена власти, и вместо императора-арианина Валента (364-378 гг.) на трон воссел православный император Феодосий (379-395 гг.), вернувший св. Нерсесу свободу (куда его сослал Валент), о чем согласно и свидетельствуют оба летописца той эпохи – Фавст Византиец и Моисей Хоренский. Следуя «Истории» Моисея видно, что император Феодосий содержал Нерсеса при себе до окончания II Вселенского Собора в Константинополе в 381 г., после чего Августейший направил святого отца с почестями на родину, в Армению (кн. III, гл. 33). Из вышесказанного следует, что Нерсес Великий стоял во главе Армянской Церкви до начала 80-ых гг. IV в. Можно добавить ко всему вышесказанному и только то, что Хоренский в своей «Истории» свидетельствует о 34-ех летнем (!?) правлении Нерсеса Великого архиепископской кафедрой Великой Армении.

Цитата:
А с Юсиком надо отдельно разбираться. Прежде всего выяснить, было ли при Юлиане поклонение изображению императора и отменялось ли оно при его предшественниках, принявших христианство. А также уточнить датировку, когда действовал Юсик.


Вот тот-то и оно, что история Юсика с Юлианом, и соответственно с картиной Юлиана - как кость в горле этой проблемы; оказывается сам Юлиан повелел Тирану поставить его образ в придворной церкви Аршакуни (ведь, как то и известно, император был отступником), что и стало причиной мученической смерти епископосапета (Хоренский); далее Хоренский говорит, что именно из-за убийства св. Юсика армянский военначальник южных войск Зора Рштуни и его окружение покинули императора (которого они сопровождали по приказу Тирана) в период похода в Персию; т.к. Зора, услышав о причине смерти св. Юсика, сказал "Не будем следовать приказу того, кто вносит соблазн в поклонение Христу и избивает его святых, и не будем сопутствовать этому нечестивому царю (т.е. Юлиану)"; ввиду такого поворота событий гонцы императора прибыли к Тирану с письмом, в котором Юлиан приказываетказнить Зору за непослушание, что и произошло впоследствии. Это говорит о том, что Юлиан был жив еще после смерти Юсика; Хоренский говорит, что св. Юсик пробыл у кормила церкви 6 лет; если датировать смерть св. Юсика 362 г. (примерно), то значит он воссел на престол в 356 г., если принять во внимание, к слову, что Юсик был убит годом позже - в начале 363 г., значит он был избран на кафедру в 357 г. Вот такие вот дела...

Н.Эмин пишет, что -Юлиан вручил Тирану свой портрет с языческими богами для помещения его в церкви рядом со святыми иконами, что вполне и было в духе традиций Древнего Рима с его обожествлением императоров. Вы могли бы это проверить соответственно со временем жизни Юлиана?

Цитата:
Что касается представителя Нарсеса на соборе (Константинопольском или тут имеется в виду другой собор), то им скорее всего мог быть Хадд из селения Маргац в Карине (совр.Эрзерум), который был саркавагом Нарсеса (титул, примерно соответствующий диакону). Хадд руководил попечением о домах для содержания бедных и больных. Это также сообщает Мовсес Хоренаци.


Понимаете дело тут в чем, св. Нерсес перед своим отъездом в Константинополь (ок. 378 г.) посвятил одного из своих диаконов (это и есть саркаваг) - святого Хада во епископа Багреванда и Аршаруника, и сделав его своим местоблюстителем, оставил его вместо себя на кафедре до времени своего возвращения из Константинополя; что тут самое интересное, так эта как раз именно вот эта поездка св. Нерсеса ко двору Валента, когда император и сослал св. Нерсеса с его окружением на о. Принкипо, где они пробыли ок. 8 месяцев, пока в Столице не сменилась власть и пришел Феодосий Август в 379 г.; Хад никак не мог быть в Константинополе тогда, на то и был он оставлен св. Нерсесом в Армении, чтобы блюсти место архиепископа; потом, Хад был рукоположен перед самым отбытием св. Нерсеса в Византию, т.е Хад никак не мог быть членом никакого собора, ибо для этого св. Нерсес мог бы совершенно свободно отправить какого-нибудь рядового армянского епископа; но об этом я писал выше уже достаточно, а Елладий Кесарие-Каппадокийский, если это было (бы) необходимо, мог свободно представить армян на Соборе; я больше чем уверен, что эта армянская поместная церковная традиция о членстве св. Нерсеса на Соборе всего лишь благочестивое предание и ничего более, факты свидетельствуют об обратном;

Хочу для Вас привести генеалогию парфянского рода Григоридов, как руководство:


Потомки св. Григория Просветителя († 335) до св. Саака Партева († 439).


Св. архиеп. Григорий Просветитель


(1) Св. архиеп. Вртанес (2) Св. архиеп. Аристакес (Аристарх)


(1=3) Св. еп. Григорис (1=4) Св. архиеп. Юсик


(4=5) Пап (4=6) Атанагинес (Афиноген)

(6=7) Св. архиеп. Нерсес Великий

(7=8) Св. архиеп. Саак Партев



(Отредактировано автором: 11 Июня, 2009 - 01:03:22)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 11 Июня, 2009 - 00:07:54
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Во всяком случае епископ Кесарии никак не мог замещать главу армянской церкви на соборе. Обычно в качестве заместителя посылали младшего по сравнению с замещаемым епископа, священника или диакона. А кесарийский епископ возглавлял свою делегацию и не мог представлять армян. Одна епархия - один голос

Если от епархии никто не мог приехать (например, из-за войны или какого-то другого бедствия), то её никто и не представлял. Соборности это не мешало.

На Западе было несколько соборов в Южной Галлии, на которых не присутствовали епископы из вестготских городов. Просто там были арианские епископы, а католический престол пустовал.

Есть смысл проследить в хронологической последовательности всю биографию Нерсеса с источниками и датами, а также его непосредственных предшественника и преемника из Грегоридов. Так будет проще найти ошибки и установить границы.

А генеалогию тоже можно использовать. Одно поколение должно быть примерно 25-33 года, если больше или меньше, то что-то тут не так.

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 11 Июня, 2009 - 08:37:02
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Начать даже можно с первого из Грегоридов.

Мовсес Хоренаци, II, 68 сообщает, что у парфянского царя Аршавяра было три сына и одна дочь, от которых пошли свои роды:
1) старший сын Арташес унаследовал Парфянское царство.
Остальные сыновья и дочь основали три рода Пахлавидов.
2) Карен -- Карен-Пахлавиды
3) Сурен -- Сурен-Пахлавиды
4) Кошм (дочь) --Аспахапет-Пахлавиды по должности её мужа.

Далее Хоренаци перечисляет парфянских царей с длительностью их правления, причём некоторые из них в реальности были 2-3 царями. Хоренаци просто объединил их.

Далее перечислены цари Парфии согласно Хоренаци и реальные им соответствия. Считая, что Парфянское царство пало в 227 г., получаем вот что:

1) Аршавяр(37 г.до н.э-9 г.н.э.) = Фраат IV(38-2 гг.до н.э.) + Фраат V(2 г.до н.э.-4 г.н.э.) + Вонон I(7-12 гг.н.э.)
2) Арташес(9-43) = Артабан III(12-38)
3) Дарий(43-73) = Готарз II(39-51) + Вологез I(51-78)
4) Аршак(73-92) = Вологез II(77-81,89-90)
5) Арташес(92-112) = Пакор II(78-79, 91-115)
6) Пероз(112-146) = Вологез III(105-148)
7) Валарш(146-196) = Вологез IV(148-192) + Вологез V(192-208)
8) Артабан(196-227) = Артабан V(213-227)

Род Грегоридов - это Сурен-Пахлавиды. Первый известный из них, Анак, был отцом Григория Просветителя.

Согласно Хоренаци, армянский царь Хосров во времена императоров Деция, Галла и Валериана (то есть в 249-260 гг.) в течение 11 лет совершал походы против персидского царя Арташира. Посланный Арташиром Анак убил Хосрова, после чего был убит сам почти со всем своим родом.

Сомнительно, чтобы это был Хосров: Хосров I правил раньше(191-216), а Хосров II - позже(279-287). Так что это Тиридат III(216-252).

Григорий Просветитель родился примерно во время путешествия Анака,немногим ранее убийства Хосрова, то есть около 250 г.

Основной источник по Анаку и Григорию - Агафангел. Он и сообщает, что из рода Анака спаслись только два младенца, один в Греции, другой в Персии. В Греции спасся и Трдат, сын Хосрова. Здесь уже перепутаны Тиридат IV и Тиридат V, брат и сын Хосрова II. Спасся-то первый, а мучал святого Григора и затем принял христианство второй.

До крещения имя Григора было Анакшат-Сурен, другого спасшегося брата звали просто Сурен по имени деда (по данным Зеноба Глака в "Истории Тарона").

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 11 Июня, 2009 - 11:36:36
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Да, Вы правы, соборности это не мешало, ну и тем более, это говорит в пользу того, что присутствие св. Нерсеса было не объязательным. Но почему же епископ Кесарии никак не мог замещать главу АЦ (?), если 1) она на прямую зависела от Кесарийского престола, и кесарийцам это давало право решать - присутствовать армянам на Соборе или нет и 2) причины из-за которых был созван Собор, никоим образом не касались армян (я выше привел все три пункта). А это доказывается еще и тем, что во время III Собора в Эфессе, ромеи послали армянам приглашение прибыть на Собор, но вот св. Саак Партев в ту пору томился в тюрьме у Персов, страна была аккупированна персами, и армяне никак не могли прибыть на Собор, хотя в то время в Константинополе находились некоторые из учеников св. Саака - Корюн, Иоанн и еще двое, которые и доставили определения Собора в Армению (с которыми армяне и согласились); а вот в период IV Собора (в Халкидоне) ромеи уже не приглашали армян, хотя Армения опять находилась в войне с персами, в руках которых уже была большая часть ее. О чем это говорит, как не о том, что ромеи использовали церковно-канонические права так, как они этого хотели, т.е. - хотели пригласили, не хотели, не пригласили. Вдруг они вспоминали, что афтокефалии армяне достигли явочным порядком (после смерти св. Нерсеса) без соглашения Кесарийского престола, а когда им надо было они закрываали глаза на это. Как им было удобно, так они и направляли ход дела.

А потом, посылать на Соборы диаканов и священников, - это было римской практикой (по большому счету), у армян такого не было. Когда созывался I Собор, ромеи пригласили св. Григория Просветителя, хотя тот отказался и посвятив своего сына св. Аристакеса в епископа, послал его в место себя.

Цитата:
Спасся-то первый, а мучал святого Григора и затем принял христианство второй.


Интересно, что Агафангел приписывает эти события одному и тому же лицу. Он пишет, что Григорий, узнав, что Тиридат находится в Риме при дворе императора, прибыл к нему (из Кесарии) и хотел уплатить долг вместо своего отца Анака (убившего отца Тиридата - Хосрова), поступив к нему на службу. Т.е. Агафангел тут явно говорит об одном лице, т.е. цепочка этих событий связывается с одной личностью - Тиридатом (III или IV-ым ?).

Так вот, мы подошли уже ко времени Тиридата и Григория.

Хоренский говорит, что Тиридат воссел на престол армянских царей (по повелению Диоклетиана) на третьем году правления Диоклетиана (284-305), т.е. между 286-287 гг. (кн. II, гл. 82). Текст: "Так как без хронологии нет подлинной истории, то мы тщательно исследовали и установили, что восшествие на престол Трдата и его приход сюда с большой ратью произошли в третьем году правления Диоклетиана". Хотя в некоторых источниках начало правления Тиридата датируется 298-299 гг. Объясню: дело в том, что персы, не признавали Тиридата царем (признанного римлянами) до тех пор, пока, после ряда побед армян в составе римского войска над персами, не был заключен мирный договор в Низибине в 298 г., когда персы и были вынужденны, видимо, признать Тиридата царем Великой Армении. Так что дата 286-287 гг. — это дата признания Тиридата царем Армении римлянами, а дата 298-299 гг. — признание персами.

Думаю, что нам нужно ориентироваться римской датой. Тем более, что Хоренский сам руководствуется римской датой. Что скажете?

(Отредактировано автором: 11 Июня, 2009 - 12:36:50)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 11 Июня, 2009 - 12:03:39
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » св. Нерсес I Великий,­ архиепископ Великой Армении [Страниц (7): [1] 2 3 4 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0065 ]   [ Gzip выкл. ]