|
|
|
|
|
|
|
По-моему, ответ уже был дан выше. Нет лучших или худших. Продолжительность царстования тоже тут ни при чем (хотя очевидно, что Ставракий, процарствовавший год, явно не успел "засветиться" да еще и характером не вышел). Думается более-менее лучшим можно назвать того, кто в сложившихся исторических условиях вышел, что говорится, с наименьшими потерями для империи - в политическом, экономическом и военном понимании этого слова. Юстиниан, конечно, велик, но победив вандалов, империя потом потеряла всю Африку. Ведь государство жило и развивалос в условиях меняющегося мира: ушли вандалы, пришли арабы, были славяне, были печенеги, были норманны, были дружинники Святослава, да кого-только не было!... Так что думаю, все были хороши Империя простояла тысячу лет - это ведь кое о чем да говорит! |
|
Всего записей: 1 : Дата рег-ции: Март 2006 : Отправлено: 31 Марта, 2006 - 15:31:58 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
По мнению византийцев лучшим императором был Константин Великий. Именно с ним сравнивали последующих василевсов, именуя их "новый Константин". Я с византийцами полностью согласен. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Марта, 2006 - 20:33:16 |
|
|
|
|
|
|
Если говорить о мнениях византийцев, то справедливо будет упомянуть и василевса Феофила. |
|
Всего записей: 2239 : Дата рег-ции: Апр. 2004 : Отправлено: 01 Апреля, 2006 - 04:08:58 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Если говорить о мнениях византийцев, то справедливо будет упомянуть и василевса Феофила. |
Да, отличный правитель, хотя с арабами воевал неудачно. "Феофил" вроде бы с греческого так и переводится "мудрый".
Можно и Исаака Комнина назвать: хотел реформы провести, неплохой полководец, ученик Василия 2, победитель Никейской битвы. |
|
Всего записей: 35 : Дата рег-ции: Май 2005 : Отправлено: 01 Апреля, 2006 - 22:20:38 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:"Феофил" вроде бы с греческого так и переводится "мудрый". |
Нет, скорее "боголюб"
----- «Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων. |
|
Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 02 Апреля, 2006 - 00:54:08 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Феофил был последним иконоборцем. Он жестоко преследовал почитателей икон. Тюрьмы при нем были переполнены иконописцами и монахами, многие монастыри закрыты. В войнах с арабами Феофил по большей части терпел поражения. И это лучший? |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 02 Апреля, 2006 - 07:03:45 |
|
|
|
|
|
|
Феофил?? Жестоко преследовал??? Это, ссылочку бы, ага. И желательно не из иконопочитательской пропаганды, а что-нить посущественнее. |
|
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
«…Что же касается нас, благоверных почитателей святых божественных икон, какое там! Словно жестокий варвар старался он перещеголять всех, в этом деле отличившихся. … И потому оскорблялись нечестивой рукой на площади святые сокровища, сбрасывались на землю и предавались огню, и ничто не почиталось священным, если только несли на себе божественный образ. И потому переполнились тюрьмы почитателями икон, богомазами, монахами, епископами, пастырями и паствой, а горы и пещеры - погибающими, словно преступники, от голода и жажды, принимающими муки не меньшие, чем в осаде». Продолжатель Феофана 3.10
«Но Феофил был представителем старого, уже пережитого периода, кругом него подготовлялась религиозная реформа, о чем он, по-видимому, не имел надлежащего представления. Его предсмертные распоряжения о регентстве, в которое были введены ревностные иконопочитатели, и приказание умертвить Феофова ввиду его приверженности к иконопочитанию – могут служить ясным указанием, что царь Феофил не отдавал себе ясного отчета в происходившем тогда в империи внутреннем перевороте». Ф.И. Успенский «История Византийской империи», Иконоборческий период, Глава XV.
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 02 Апреля, 2006 - 14:26:25 |
|
|
|
|
|
|
И Вы всерьез полагаете, что "Продолжателя Феофана", созданного в середине 10 века, можно без исследования его источников и общественно-полит. позиции безоговорочно использовать для характеристике эпохи более чем столетней давности?
К тому же характеристика Продолжателя Феофана настолько неконкретна (единственное конкретное деяние Феофила приводится - запретил пускать монахов в города), что так и отдает махровой пропагандой иконоборцев, которым, по сути, предъявить Феофилу было нечего.
Что же до цитатц Успенского, то мы ничего не знаем об иконопичитательстве Феофоба, который был казнен по вполне земной (хотя. может быть, и несправедливой) причине. |
|
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Конечно, я так полагаю. Зачем же отвергать научную критику исторических источников. Но исследователи хроники Продолжателя Феофана (например М.В.Бибиков) оценивают ее фактографическую ценность достаточно высоко. "Автор пытается раскрыть причинно-следственную связь событий...", "...можно говорить об элементах исторической критики - это редкость... для современной Продолжателю литераторы". "Политические симпатии и антипатии автора определены его социальным положением - его принадлежностью к придворному кругу, непосредственной близостью к константину VII". (М.В.Бибиков. Историческая литература Византии. "Алетейя" 1998 г., Стр. 99 - 100). Я не вижу особых причин подозревать Продолжателя Феофана в преднамерянном "благочестивом обмане". И Вы не правы, говоря о неконкретности Феофана. Примеров достаточно. Вот цитаты: "И замыслил тиран изничтожить всех, кто рисовал божественные лики, и вот те, кто предпочли жизнь, должны были плюнуть на икону, словно на какую рухлядь, сбросить на пол святое изображение, топтать его ногами и таким образом обрести спасение. К этому же решил он принудить и монаха Лазаря (это был славный рисовальщик того времени). Однако монах оказался выше льстивых убеждений, выше его своим духом и не раз, не два, а многократно обрушивался с хулой на царя, и тот, видя такое, предал его таким пыткам, что плоть его истекала вместе с кровью и никто не чаял, что еще жив. Когда же услышал царь, что заключенный в тюрьму рисовальщик понемногу пришел в себя и, вновь занявшись своим искусством, изображает на дощечках лики святых, велел приложить к его ладоням раскаленные металлические пластинки. Огонь пожирал и источал его плоть, пока не упал он в изнеможении чуть ли не замертво". ПФ 3.13. "Зная, что исповедник Феофан и его брат Феодор отличаются необыкновенной ученостью, он (ФЕОФИЛ) как-то раз пригласил их в триклиний Лавсиака для открытого спора о вере.., а потом велел отвести их во внутренний сад Лавсиака, дать по двадцать ударов и на лбу у каждого по варварскому обычаю выжечь нелепые ямбы собственного сочинения". ПФ 3.14. "Кроме того, он заключил в тюрьму вместе с многими другими подвижниками синкела церкви святого города Михаила, замышляя подвергнуть их всех многолетним мукам". ПФ 3.15. Сходные эпизоды есть и в других источниках.
Что касается, Феофоба. Да то, что Феофил убил Феофоба по религиозным мотивам только предположение. Но смысл цитаты из Успенского в том, что Феофил как император не понимал неизбежность крушения религиозной политики иконоборчества, он не чувствовал вектор развития идеологической ситуации в империи, как говорят в народе: "плевал против ветра". И можно ли его в таком случае считать одним из лучших василевсов?
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 02 Апреля, 2006 - 19:42:13 |
|
|
|