|
|
|
|
|
|
|
Дорогие соотечественники - русские ромеи! Сердечно поздравляю всех с Новым годом. И предлагаю кратенький очерк-описание того, как мне довелось его нынче встретить. Может быть, мой опыт будет кому-то интересен или у кого-нибудь возникнут какие-то соображения по этому поводу. Тогда прошу поделиться.
Как описать ночную литургию в новогоднюю ночь? Нечто необыкновенное, чудесное, наполненное чем-то таким, что проникает в самые глубины души, в самое сердце. Ведь именно так, по ночам, служили когда-то первые христиане. У нас же теперь ночная служба - редкость.
23.30. На улице - никого. Две-три машины на пустынных дорогах с запоздалыми автолюбителями, направляющимися в гости. В темноте кое-где на деревьях разноцветные огоньки - уже чувствуется приближение Праздника.
Храм нельзя сказать, чтобы полный, но и не пустой. И почти все пришедшие на эту службу сосредоточились в одном углу - в ожидании исповеди. Наконец, пришел батюшка. Молодой, не из маститых. Ну, и ладно - как-то я не очень сегодня настроена на глубокое покаяние - так, по мелочи. И служит батюшка тоже молодой - один, только с дьяконом (тоже из новых) и алтарником. Удивительно - все молодые, как нарождающийся в эту ночь новый год. И, как ни странно, в храме довольно много молодых родителей с детьми – почему-то почти все девочки. Никто не засыпает и не плачет, даже маленькие – ну, разумеется, кроме тех, которые спят у родителей на руках.
Прочитаны часы. Приближается 12 часов или 0 часов нового года. Вместо кремлевских курантов (кстати, я их звон очень люблю, но не по телевизору, а въяве) и набивших мозоли в глазах рож на экране - радостный звон колоколов и такие добрые и родные лица, пусть даже почти нет знакомых. И, наконец – как-то по-особому, как будто откуда-то издалека – дарящие надежду и вообще весь смысл жизни и такие таинственные слова: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков..." Божественная вечность врывается в линейное время нашего падшего мира. Но сегодня служба особая, новогодняя - освящение времени - да, да, нашего обычного времени, в потоке которого мы все живем и которое стрелой несется - куда? Попробуем порассуждать, благо время располагает.
Мы уже привыкли жить в двух календарях одновременно - в "гражданском" и церковном. Но вот интересно, кому-нибудь приходило в голову, что наша нынешняя ситуация с измерением времени вообще-то абсурдна, не входит ни в какие логические рамки? Что мы празднуем сегодня? Какую-то условную дату, ни на чем не основанную? Или радуемся, что еще один год нашей земной жизни, то есть, довольного короткого отрезка данного нам Богом времени земной жизни, истек безвозвратно? Что такое вообще этот так называемый григорианский календарь? А чем лучше юлианский? Многие недовольны, что с переходом на григорианский календарь после революции новый год стал праздноваться до Рождества, то есть, в период самого строго поста перед праздником все веселятся и набивают брюхо до отказа (вот уж богоборческим властям было на это наплевать!). Но если разобраться серьезно, то - какая разница? Ведь тот новый год, который праздновали наши славянские (индо-европейские, гиперборейские) предки - это ночь зимнего солнцеворота, самая длинная и темная ночь в году, когда Солнце (а на самом деле Земля, но это в данном случае неважно), наконец, поворачивает на лето. Замыкается годовой круг и начинается новый с переходом на новый виток спирали времени. Но Солнце пока стоит на месте, колеблется, оно может и не повернуть, поэтому ему надо помочь - и для этого люди повсеместно жгли костры, ходили всю ночь с факелами или изображениями Солнца на длинном шесте, плясали вокруг костров, пели и молились - просили Творца вселенной не губить их, повернуть Солнце в нужную сторону. И приносили жертвы, разумеется. Наши предки знали, что в эту радостную, но и страшную ночь Сын Божий, видимым ликом которого является наше Светило, опускается на самое дно мироздания, и перед ним - и перед людьми тоже - раскрываются врата бездны, где он и погибает в пасти морского чудовища (Рыба-Кит, Левиафан или Ёрмунганд - все тот же морской змей, кусающий свой хвост). Но все-таки Царевич возрождается и побеждает змея, и, выйдя благополучно из его пасти, начинает свой путь вверх - к весне и лету, когда он достигнет своего полного могущества в день летнего солнцестояния. Но это уже другое солнце – народившееся вновь в самых глубинах Земли и моря, и это уже другой, новый год. И это было предвосхищением, прообразом Рождества Сына Божьего Иисуса Христа – или, может быть, воспоминанием о древнем Адамовом знании-пророчестве, как бы проигрывание заранее Его пришествия, вочеловечения на Земле - нас ради человек и нашего ради спасения… А потом наши уже принявшие христианство предки так же точно продолжали славить новый год, но теперь уже и Сына Божьего, который рождается именно в эту самую длинную, самую темную и страшную ночь – страшную, потому что открываются бездны, и оттуда приходят навестить живых не только умершие предки, но всяческая нечистая сила. Однако жертвы превратились в пироги и "козульки" в мешках колядующих, а колядки (от слова "колдуны" или "календы") зазвучали по-новому. И все знали, что настоящий Новый год это ночь Рождества.
Но, увы, наш падший мир несовершенен, и один из признаков этого несовершенства - тот факт, что точка зимнего солнцестояния, т.е. первого появления солнца на горизонте в этот день, каждые 72 года смещается на 1 градус – Земля «убегает» вперед на несколько минут в год. А календарь, когда-то принятый Юлием Цезарем по совету александрийских астрономов, стоит на месте. Папа Григорий ХIII, передвинувший календарь католической Европы в 16 веке, задачи не решил, только все запутал. Наша Церковь осталась при старом юлианском календаре, освященном веками. Да и как его менять, когда чудеса, совершающиеся в определенные церковные праздники, например, сошествие Святого Огня на Гроб Господень в Великую Субботу, доказывают правоту именно православного календаря? И, тем не менее, «старый новый год», который приходится теперь на 13-14 января, «уехал» от реального нового года – зимнего солнцеворота – уже почти на месяц. Самое интересное, что солнцеворот теперь совпадает с днем Николы Зимнего, то есть, как его называют на Западе, Санта Клауса (причем, подавляющее большинство тамошнего населения об этом понятия не имеет). А образ нашего русского Зимнего Деда, Карачуна или Морозко, или, по-простому – Кощея (и даже Костея), наложившись на образ самого доброго святого архиепископа города Миры в далекой теплой Ликии, тоже подобрел и стал дарить детям подарки - по примеру евангельских волхвов.
Но беда, однако, в том, что весь этот нынешний абсурд с календарем совершенно не разрешим – не менять же церковный календарь на "гражданский" в самом деле! В какой день тогда явится благодатный огонь в пасхальную субботу? И когда ждать облака на горе Фаворской? Может быть, Господь снизойдет к нашим слабостям и в утешение подаст нам чудо по молитве в какой-то другой день. А если нет? И, главное, как все это объяснять прихожанам, которые знать ничего не хотят ни о каких прецессиях? Дело-то нешуточное – грозит расколом Церкви. Увы, земная логика с небесным Логосом не всегда совпадает. А посему начнем покуда праздновать Новолетие в день святителя Николая (умеренно – пост все-таки), потом поздравим знакомых католиков, а потом смиренно, уповая на милость Божию (но в полном сознании абсурда происходящего), пойдем в храм молиться Ему и в ночь гражданского Нового года, и в ночь Рождественскую, наконец, в старый новый год помянем святителя Василия Великого и св. мученицу Меланию Римляныню (наготовим угощения на Маланину свадьбу, так сказать). А закончим празднование в день Богоявления - Крещения Господня, помня при этом, что Богоявлением в древности именовалось также и Рождество, так что весь этот месяц (с 20-го по 20-е) можно так и назвать.
Какая нынче необыкновенная служба! Наверное, именно потому, что в эту ночь сюда собрались действительно прихожане, а не «захожане». Хор поет «левый», то есть, не профессиональный, который обычно поет по воскресеньям и в праздники и больше напоминает белль канто, а любительский, с обычными человеческими голосами. Поет очень хорошо, действительно чувствуется молитва, а не итальянская опера, и, хоть и на два голоса, но в основном обиходом, и многие молящиеся в храме тихонько подпевают, то есть реально участвуют в богослужении, а не стоят столбом в давке, как это обычно у нас в храме происходит по воскресеньям. Молодой батюшка служит вдохновенно, и вся литургия проходит на одном дыхании. Причащаются почти все прихожане. Удивительно дело - и запивку сегодня дают, не скупясь, и просфор на всех хватает, даже дают по две и больше - кто сколько хочет. Все берут чинно, благодарят и поздравляют друг друга с принятием Христовых таин - телу во здравие, душе во спасение. Вообще все движутся как-то не спеша - как в замедленной съемке. Освещение в храме вроде яркое - горят все лампы - но свет в глаза не бьет, а разливается как-то мягко, как в тумане. А воздух в храме какой-то густой, и вообще все происходит как будто в воде, на дне моря...
Выходим из храма в черную ночь. Правда, чернота только наверху, а сама церковь ярко освещена прожекторами - красно-белая красавица на черном фоне, просто загляденье. Усталости в конце службы нет и в помине. Бодренько топаем домой под грохот петард с салютами в черных небесах. Все-таки народ помогает Солнцу повернуть и заодно отгоняет злых духов – удивительно все-таки, как в определенные моменты в нашем народе просыпается язычник. В данном случае это, однако, и не плохо, пусть люди потешатся – хоть и не вовремя, чего уж говорить… А высоко в небе, там, куда не долетают ракеты от петард, медленно плывет в небе алая звездочка. Знаю, конечно, что это самолет светит огоньками. А все равно – выглядит как Вифлеемская звезда – ведь Рождество уже не за горами…
(Отредактировано автором: 03 Января, 2012 - 00:48:32) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 02 Января, 2012 - 22:38:36 |
|
|
|
Сергей
Патрикий Откуда: Екатеринбург
|
|
|
|
Спасибо, Марина, за описание Ваших впечатлений! Вот только служение ночной литургии в новогоднюю ночь не совсем, мягко выражаясь, уставное деяние... |
|
Всего записей: 482 : Дата рег-ции: Сент. 2005 : Отправлено: 03 Января, 2012 - 08:11:42 |
|
|
|
|
|
|
Так давно уже служат в единоверческом храме архангела Михаила в Михайловской слободе, а единоверцы, как и старообрядцы, знают толк в уставе лучше нас. Только вот доехать туда в такое время и, главное, выбраться потом обратно, если нет своей машины, совершенно невозможно. А когда я увидела расписание служб нашего приходского храма, то очень обрадовалась. Думаю, такая служба скоро войдет в общую практику. Вообще-то устав - понятие довольно растяжимое. В первые века христианства обычно только ночью и служили. Отсюда и название службы - всенощная. Поэтому ближе к началу вечерни поется "Свете Тихий" (пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний...) - один из самых ранних христианских гимнов. Еще один древнейший гимн - Славословие Великое, которое начинается, как известно, возгласом священника "Слава Тебе, показавшему нам свет", приходилось на момент восхода солнца, и священник вставал лицом к востоку и воздевал руки в молитве - собственно, как и сейчас, но видел при этом наше небесное светило (разумеется, если богослужение проходило в доме, причем, на втором этаже, а не в катакомбах), которое есть видимый образ Солнца Правды. А потом шла литургия с Евхаристией - рано утром. А сейчас - ну, то есть, с тех пор, когда христианство было узаконено и больше не надо было прятаться, а День Солнца, т.е. воскресение, стал выходным, служба разорвана на две части. То, что вечерня служится вечером, - это понятно: с заходом солнца начинался новый день у иудеев, и этот обычай перешел к христианам. А вот почему утреня служится не утром? Полные службы остались только две - под Рожество и на Пасху. Время богослужения подогнали под удобство прихожан - вот Вам и устав. А в монастырях до сих пор ночные службы в порядке вещей.
(Отредактировано автором: 03 Января, 2012 - 17:35:19) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 03 Января, 2012 - 16:32:18 |
|
|
|
|
|
|
А можно поинтересоваться у высокоразумнейших ромеев, дидаскалов вселенной, 1991-й - это какой индикт? Считая часть года до сентября, разумеется. Если от Р. Х., то девятый? А если от сотворения мира? У меня почему-то получился нулевой. 5509+1991=7500, да разделить на 15, получается 500, и никакого остатка, каковой и должен указывать на номер индикта. Благодарю заранее.
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 10 Апреля, 2012 - 18:11:18 |
|
|
|
|
|
|
Сейчас: - 7520 от Адама, - индикта 5, - круг луне 15, - круг солнцу 16.
Не ошибаюсь?
|
|
Всего записей: 36 : Дата рег-ции: Июль 2008 : Отправлено: 10 Августа, 2012 - 17:34:52 |
|
|
|
|
|
|
Предлагаю вниманию читателей свои размышления на тему времени. Разумеется, все изложенное – это лишь предположения, с которыми можно соглашаться или не соглашаться. Если у кого-то возникнут вопросы, я буду готова ответить, если возникнут критические замечания, то готова их рассмотреть. Прекрасно понимаю, что первая реакция будет «этого не может быть, потому что не может быть никогда». Прошу, однако, не сразу ругаться, а немного повременить, привыкнуть к этим мыслям. Конструктивную критику готова учесть и что-то в тексте поправить. Прошу прощения, что нашла не все нужные цитаты из св. отцов, а готовые цитаты из ученых трактатов (довольно многочисленные), которые осталось только выписать, на данном форуме неуместны, да и займут слишком много места, потому я не сочла нужным их приводить.
(Отредактировано автором: 21 Декабря, 2012 - 02:54:03) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Декабря, 2012 - 01:07:15 |
|
|
|
|
|
|
Так то сейчас. а 1991-то?
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 19 Декабря, 2012 - 08:54:50 |
|
|
|
|
|
|
Итак, день солнцеворота. Снова мы подходим к этой таинственной и поистине великой точке годового круга. И приближающийся момент располагает порассуждать о времени как таковом.
Время, строго говоря, субстанция нематериальная. Здесь, на Земле, времени фактически нет: это лишь какая-то неуловимая доля секунды, отделяющая прошлое от будущего, которую и ощутить-то по-настоящему невозможно. Прошлое прошло, будущего еще нет, следовательно, настоящее – это лишь этот миг, данный «текущий момент». Но и он настолько мал, что его как бы и нет. Таким образом, время как будто просачивается сквозь пальцы, как вода, и его невозможно уловить даже на миг, то есть, его действительно как бы нет. И все же сказать, что время не существует, было бы безумием. Пусть оно не видимо и с помощью чувств простой пятерицы не ощутимо, но его действенность абсолютна, реальна и ощутима – и не только в морщинах на лице – это уже следствие времени падшего мира – линейного и неумолимо текущего вперед.
Время даже на Земле неоднородно – оно может замедляться или ускоряться – как лично для отдельного человека, так и в местах с особой энергетикой (на Валаамских островах, например, или на Афоне, где до сих пор монахи живут по византийскому времени, в других святых местах). Когда мы по необходимости находимся в дороге, в очереди, в больнице, в тюрьме, то есть, в таких местах, где время в буквальном смысле теряется, мы как будто выпадаем из жизненного потока – стоим на месте, а жизнь течет мимо. В череде будней каждый день – такой же, как вчера, и разница между ними не заметна. Сами того не замечая, мы попадаем в иное пространство, где время как бы останавливается – и наступает небытие. Нам кажется, что время тянется мучительно долго, а потом, когда мы из этого состояния возвращаемся к нормальной жизни, нам и вспомнить нечего, только ощущение тяжести и неимоверной усталости, хотя вроде ничего особенного и не делали. Выходит, что в течение нашей земной жизни мы неоднократно попадаем в шеол – состояние небытия и временной смерти, причем сами того не замечаем. Совершенно иное состояние – в храме за богослужением (или дома за молитвой, но, наверное, в меньшей степени). Если мы включены в общую молитву, активно участвуем в богослужении, то время летит быстро, а на душе – радостно, несмотря на усталость. На самом деле («в реале», как сейчас говорят) прошло несколько часов, но эти часы не потеряны, а, наоборот, как бы добавлены к нашей жизни. Это действие литургического времени, когда в наше земное время вместе со Святым Духом, освящающим Евхаристические Дары, врывается вечность.
И, тем не менее, не зависимо от нас, время течет, и течет неумолимо, подхватывает нас и влечет куда-то вперед. Вот только куда? И главное – откуда оно берется?
Загадка времени – его источника и природы, смысла и влияния на нашу жизнь – издавна не давала покоя людям, особенно философам и мыслителям, которые прилагали титанические усилия, чтобы ее разрешить. И, надо сказать, многие из них подступали к разгадке тайны времени прямо-таки вплотную, но что-то их останавливало буквально на пороге открытия. Ближе всех еще за 600 лет до Рождества Христова к разгадке этой тайны подошел Гераклит – великий мудрец древности, провидевший многие тайны мироздания, однако, не сумевший разгадать их до конца – просто слишком рано родился – впрочем, как все гениальные люди.
Много потрудился над тайной времени Аристотель (собственно, приведенное мною в начале рассуждение есть краткое изложение его мыслей), а вслед за ним элейские философы. Все последующие за ними мыслители, однако, не внесли практически ничего нового, но лишь повторяли пройденное на разные лады. Причем, это относится не только к философам древним, но и к средневековым, и вплоть до нашего времени. Казалось бы, если проявить системный подход, учесть все достижения современной науки, то задача может быть решена. Однако, этого не происходит – ученые вместе с философами продолжают ходить кругами, подходят вплотную и как будто бьются лбом о некую невидимую преграду, которая не пускает их к сокровищу. Почему же так получается? Потому что в своих изысканиях они учитывали труды древних философов, но совершенно игнорировали христианский взгляд на проблему времени. Учитывали, правда, только размышления бл. Августина из его «Исповеди», но и они суть повторение мыслей Аристотеля – даже не Гераклита. Современные же философы богословия не касаются принципиально – это, дескать, не научный подход – как будто их марксистские и даже просто позитивистские измышления имеют какое-то отношение к науке.
Справедливости ради следует сказать, что и православные святые отцы проблемы времени касались мало. Почему? Вероятно, потому, что не видели здесь особой проблемы, она казалась им решенной раз и навсегда – в Священном Писании Ветхого Завета, а именно – в Книге Бытия, там, где говорится о творении. Специально этим вопросом занимался свт. Василий Великий в «Шестодневе», но и он, заметив в тексте Писания очень важную информацию, уделил ей буквально несколько фраз – но очень ценных, прямо-таки на вес золота. Другие отцы пишут о времени и того меньше.
Но даже их краткие замечания по ходу имеют значение. Но в общем и целом проблема времени у святых отцов разработана недостаточно. Более того, в самом начале ими были допущены некоторые системные ошибки (о них чуть позже), которые и не позволили им и их последователям связать концы с концами и разрешить, наконец, эту проблему, хотя отгадка, казалось бы, лежала на поверхности.
Христианская точка зрения такова: время имеет начало и будет иметь конец. Конец наступит, когда Сын Божий вернется на Землю, чтобы воскресить мертвых и произвести окончательный суд над каждым человеком, а главное – установить Свое Царство – вечное Царство любви и мира. Об этом нам говорит Откровение Иоанна Богослова. Там же говорится четко и определенно: в Царстве Божием «времени больше не будет» (Откр., 10:6).
И если подойти к решению проблемы комплексно, учитывая православное учение о божественных энергиях, связать, так сказать, концы с концами, то можно предположить, что время – это мощный энергетический выброс из самых недр Пресвятой Троицы. Поэтому время для нас так же неуловимо и непонятно, как непостижим Сам Господь. Для нас ясно только одно – оно существует и движется, и оказывает влияние на все сущее. Мы можем проследить его ход в нашей земной истории, но не можем ни повернуть вспять – против Божьей воли, ни добраться до его источника, ибо он сокрыт во мраке неприступного Божества. Пространство и, тем более, вещество тварны и материальны, время – нет. В течении времени мы можем наблюдать действие божественных энергий, так сказать, воочию.
Получается, что божественные энергии, сначала творившие, а теперь поддерживающие тварный мир, удерживающие его от окончательного распада (энтропии) и животворящие, а также так называемое «энерго-информационное поле» и время – всё суть одно и то же, разные проявления Божии, обращенные вовне и промыслительно определяющие формы нашего бытия и нашу судьбу. Почему же наши св.отцы прямо об этом не написали?
Здесь надо сразу оговорить: я вовсе не покушаюсь на догматическое учение святых отцов, разработанное ими не только и не столько на основании логических рассуждений и умозаключений, сколько на основе Священного Писания, Предания и собственных откровений, полученных непосредственно от Бога. Это – истинно, свято и неприкосновенно. Но там, где речь идет об их собственных логических умозаключениях, то есть, деятельности ума-интеллекта (не нуса, но рацио или диайнойи), могут скрываться ошибки (ибо и святые суть люди), но их предпочитают не замечать в силу заслуженного авторитета этих поистине великих людей. Кроме того, святые отцы жили в эпоху поздней античности и раннего средневековья и неизбежно основывали свои логические рассуждения на уровне достижений науки той эпохи. Мы в этом отношении находимся в гораздо более выгодном положении и можем воспользоваться тем, что дает нам, например, современная физика – а это совсем не мало, надо только смотреть на эти данные со своей, так сказать, колокольни.
Итак, каковые эти системные ошибки? Вот они:
1. Рассматривали феномен времени исключительно с ветхозаветных позиций, т.е. только как линейное (в соответствии даже не столько с самим Священным Писанием, сколько с более поздней Книгой Юбилеев). На циклическое время смотрели как на нечто чисто языческое или как на измышления эллинских философов, которые надо всячески избегать, да и воспринимали циклическое время тоже с позиций времени линейного – как на воспроизведение одних и тех же событий, т.е. примитивно и односторонне.
2. Рассматривали время как нечто тварное по логике совершенно наивной и детской: раз оно возникло вместе с творением, следовательно, оно тварно. Логика здесь, однако, очевидным образом хромает.
3. Совершенно верное учение о разделении понятий Сущности Божества и Его энергий распространили далее: Бог вечен и существует от века не только в Сущности, но и в энергиях. Но это даже не ошибка, а чисто логическое недоразумение: куда и как могли изливаться божественные энергии до творения, когда не было не только пространства, но и вообще ничего?
4. Ограничились двумя философскими категориями, унаследованными еще с античных времен, – «время» (хронос) и «вечность» (эон). Но их, как оказалось, явно недостаточно. Что тогда было в первозданном и Раю и к чему мы стремимся в конце времен, когда «времени больше не будет» (Откр., 20:?). Если эту фразу - «времени больше не будет» - воспринимать буквально, значит признать, что оно остановится – а это означает конец жизни и всего сущего, возвращение даже не к первозданному хаосу, а к тому, что было до него, – в ничто, в безвременье. Но это состояние свойственно Пр.Троице, а для людей и всей твари означает рассотворение, аннигиляцию. Но Тайнозритель явно имел в виду совсем не это, а, скорее, что «линейного времени больше не будет», а будет вечность – но опять же вечность не божественная (безвременье), а райская, возвращение к райскому блаженству и даже нечто еще лучшее – Царство Божие, новое творение. И чтобы хоть как-то представить себе, что нас ожидает после Второго Пришествия (в смысле времени), надо понять, что было начале творения и в Раю – время или вечность? - иначе неизбежна путаница. В любом случае темы творения нам коснуться придется, хотя это и займет некоторое место.
(Отредактировано автором: 21 Декабря, 2012 - 02:58:17) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Декабря, 2012 - 02:54:59 |
|
|
|