Именно эту силу, связывающую все творение воедино, свт. Василий Великий назвал «симпатией». В падшем творении эта сила приобрела также вид силы тяжести или гравитации, которая в первозданном мире, вероятно, действовала иначе. Возможно также, что она связана и с понятием «темной энергии» («темной» не потому, что это злая сила, а потому, что непонятна нашим ученым), которая в свою очередь связана с «темной материей» – тоже непонятной сущностью, занимающей чуть ли не 90 процентов космического пространства; ученые-космологи вычислили их математически, но объяснить их природу не могут так же, как ни физики, ни философы не могут объяснить, что такое время (сейчас уже, правда, известно, что вне Земли и время течет иначе). Возможно, именно эта энергия и эта тонкая, не видимая глазу (и даже приборам) «материя» не дают нашему нынешнему падшему миру пасть окончательно, вернуться в состояние хаоса-небытия, чего так желает враг рода человеческого и Божий.
Заметим, что не только божественные энергии движутся кругообразно внутри райской тверди небесной, как в затворенном яйце, но также и древний змий заключен там же (вспомним, что он сброшен «на землю»), но как бы вне райской земли – «во тьме внешней», в водах океанских, так же кругообразно омывающих первозданную Землю, т.е. в неких остатках первозданного хаоса, смешения стихий, где он нашел себе место обитания. При том, что внутрь попасть он тоже может (иначе как бы он смог искушать первозданных людей?
В этой связи не могу не привести интереснейший мидраш из книги Р.Грейвса и Р.Патая (так сказать, в порядке курьеза): «От Левиафана… исходит ужасная вонь. Если бы чудовище время от времени не очищало себя сладкими водами рая, все Божьи существа наверняка задохнулись бы». Вонь – свидетельство распада, то есть энтропии, стремления к небытию. Однако заметим: тем не менее, древний змий заплывает в райские реки, чтобы очищаться, и тем поддерживает свое существование. Это еще одно, пусть косвенное, свидетельство в пользу того, что все изначальное творение – благой природы. И змий хотя и свергнут с небес на землю, но до падения человека еще не проклят.
И вот еще один отрывок из мидраша – прямо-таки пророческий: речь в нем идет о том, что все обитатели Рая (кроме человека, очевидно) боятся змея: «Но и Левиафан боится одно существо: маленькую рыбку, которую называют Халкис и которую Бог создал, чтобы сдерживать его». Что же это за рыбка? Р.Грейвс и Р.Патай в комментариях высказывают предположение, что это сардина или сельдь. В любом случае, очевидно, что рыбка стайная. Но возникает вопрос: может быть, это еще и пророчество о том, что в определенное время, уже на падшей земле, древний змий будет смертельно бояться Рыбки – по-гречески «ихтюс» (Иисус Христос Сын Божий Спаситель)? Не случайно же этот символ возник у первых христиан?
В христианское богослужение в качестве начала «проживания» божественной мистерии сотворения мира вошел Псалом 103, где также упоминается змий-Левиафан, причем в очень интересном контексте:
«Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра [как на иконах Вознесения]. Ты творишь ангелами Твоими духов [т.е. буквально - «посылаешь ветры-ангелов с поручениями»], служителями Твоими – огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее [«тьмою внешней»] <…> Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро [славянский перевод этой фразы звучит гораздо более значимо: «Вся Премудростию сотворил еси»]; земля полна произведений Твоих. Это море – великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там плавают корабли, там этот Левиафан, которого Ты сотворил играть в нем…» На славянском последняя фраза звучит так (опять проблема адекватности перевода!): «…змий сей, егоже создал еси ругатися ему». В брошюре «Всенощное бдение. Литургия» дается в сноске перевод слова «ругатися» – «играть»…
Вообще образ творения в этом псалме (да и не только в нем, но и в первых главах Книги Бытия вообще) – двойственный. С одной стороны, кажется, что это образ нашей Земли (голодные звери, рукотворные корабли и проч.). С другой стороны – в море живет змий-«левиафан», который то ли «ругается», то есть, изрыгает хулу на Творца, то ли, играючи, плещется в воде – этакая безобидная зверюшка вроде дельфина радуется жизни. Выходит, мы (и не только мы, но и, прежде всего, авторы «Бытия» и его первые комментаторы) смотрим на образный мир первотворения не просто как «сквозь тусклое стекло» (или зеркало, если выражение св. Апостола Павла перевести более точно), но сквозь призму представлений о нашем земном мире, то есть, через стекло с искаженной оптикой, которое искривляет, раздваивает, смазывает очертания того, что и так видится издалека. Увидеть все, как есть на самом деле, мы сможем, очевидно, только после Второго Пришествия, когда откроются все тайны мироздания и человеческой истории. Постигнем мы тогда и тайну времени, и то, что же все-таки привело к смене циклического райского времени линейным. Почему же раскрутилась энергетическая спираль?
Как-то древний змий все-таки сумел обмануть хоть и мудрых, но наивных первозданных людей. Мы сейчас не будем говорить о причинах и мотивах деяния, приведшего к катастрофе вселенского масштаба (вернее о наших представлениях о них, ибо рассказ в Книге Бытия чрезвычайно краток и во многом загадочен) – это отдельная большая тема. Факт тот, что первые люди согрешили, нарушив Божию заповедь. Но если в Раю царит циклическое время, т.е. вечное настоящее, то последствия не могли быть столь катастрофичными? Но они и не должны были таковыми стать! Цикличность райского времени в данной ситуации сказалась в том, что грех Адама и Евы в Раю в первые мгновения – пока очередной («дневной») оборот или цикл времени еще не закончился – был обратим. Бог обращается к согрешившим супругам в надежде на покаяние, которое изглаживает грех. Ведь и на Земле покаяние как бы возвращает человека в то состояние, которое было до греха, – происходит как бы оборот его личного времени назад. Но когда это оказалось тщетно (Адам валит вину на жену, жена – на змия, ответственность за содеянное никто брать на себя не хочет, а каяться – тем более), возникла ситуация, когда был возможен такой исход: время заканчивает оборот, и грех изглаживается сам собой, как будто ничего не случилось, т.е. проступок остается без последствий, грех как бы забывается – без каких бы то ни было усилий со стороны людей. Но справедливо ли это? Ведь нарушена не просто Божия заповедь, а вселенский закон – закон любви, на котором держится мир. Своим грехом и, главное, упорством в нем люди нарушили гармоничное движение энергий – только своих, конечно, но поскольку они уже не совпадали с движением энергий нетварных, т.е. времени, то и жить далее в прежнем состоянии и в прежнем циклическом потоке времени они уже не могли – они из него просто выпали. Но поскольку первый человек был поставлен Богом в центр всего мироздания, владыкой тварного мира, микрокосмом в макрокосме, и от его состояния зависела жизнь на всей Земле, то вместе с ним рушится и весь первозданный мир. Время как бы вырывается наружу из разбитого на осколки райского мира и летит вперед, как стрела, теперь уже необратимо. Грехопадение первых людей привело к возникновению линейного времени; блаженная вечность кончилась – потекло время, которое, как известно, необратимо.
Куда летит стрела времени? Кажется, мы можем нащупать ответ на этот вопрос, если посмотрим на проблему времени с определенного угла зрения – как следствие падения человека, нарушение им божественного закона-завета-договора (Роты) – первого завета, заключенного Богом с Адамом в Раю. Оружие, выпущенное предателем, поражает самого нарушителя, возвращаясь назад, и бьет его, так сказать, по затылку (или жалит в пяту). Так и здесь, выпущенное на свободу (в свободный полет) из райского мира, заключенного в тверди небесной, разбитой падением человека, как золотое яйцо, время бьет, прежде всего, по самому человеку, толкая его в спину и увлекая за собой, как ему кажется, неизвестно куда (в пропасть или куда похуже). Почему же оно бьет человека, если это, как я предполагаю, поток божественной энергии, т.к. благодати Божией? Да потому, что падшее человечество в большинстве своем находится в столь низком состоянии, что воспринимает его с трудом, даже с болью, в лучшем случае – не замечает, но воспринять время именно как благодать Божию, как Его милость могут, пожалуй, только святые. Но если посмотреть непредубежденно, то действительно окажется, что даже линейное время – отнюдь не наказание Божие и, пусть горькое, но все же лекарство.
«Наступил первый солнечный закат после изгнания из рая. Похолодело от страха сердце Адама. “Горе мне! – возопил он. – За грех мой погас светильник дня, и мир снова обращается в хаос. Это смерть, посылаемая в наказание мне небом!” Всю ночь просидели Адам и Ева, каясь и плача. Когда же снова взошло солнце, они поняли, что таков порядок в природе, и жертвоприношением возблагодарили Господа» (Агада).
Но почему все-таки первая чета восприняла линейное время не только как наказание, но и как проявление милосердия Божия? «Неумолимое время» оказывается вовсе не проклятием рода человеческого, а милостью Божией, рекой, удерживающей на плаву все мироздание, а также тех из людей, кто предпринимает усилия всплыть, и увлекающая вниз слабых, но и их принимает на Свои руки Сама Пречистая Небесная Матерь. В любом случае лучше барахтаться в воде, чем лететь в тар-тарары, к падшим духам, неподвластным времени, но и существующим без помощи Божией. Для чего оказалось необходимо линейное время? Чтобы по прошествии определенного срока, по «исполнении времен», пришел на Землю Новый Адам – Спаситель Христос, и нужно подготовить род человеческий к Его приходу. Кроме того, плоды Его искупительной деятельности должны быть необратимы. И чтобы каждый человек имел возможность измениться – тоже необратимо – к моменту Его Второго Пришествия. Для этого дана человеку на Земле возможность покаяния – для возвращения, хотя бы частичного, в состояние до исповеданного греха, чтобы встретить миг наступления вечности для него в очищенном состоянии.
Интересно, что и линейное время в конечном счете оказывается лишь частным случаем времени циклического (разница в том, что здесь радиус оборота стремится к бесконечности, R→∞ ) подобно тому, как Евклидова геометрия есть частный случай геометрии Лобачевского, а законы Ньютона действуют только на Земле и суть лишь частный случай более общих физических законов. Так, промыслительно, сделав поворот в момент воплощения, смерти и Воскресения Сына Божия Иисуса Христа, стрела или река времени повернула назад, закругляясь все круче и круче, к своему источнику – к моменту начала творения. Тридцать три года жизни Христа на Земле в линейном времени в масштабах вечности можно считать мгновением, но это мгновение определило не только всю дальнейшую историю человечества, но и судьбу его, да и всего тварного мира в эсхатологическом плане.
Интересно, что и в течение этих тридцати трех земных лет мы могли наблюдать парадоксальные с точки зрения обычной человеческой логики явления – непонятные на первый взгляд временные эффекты. Так называемые «противоречия» в изложении евангельских событий можно объяснить только одним – аберрациями времени в некоторые критические моменты земной жизни Спасителя. Поэтому все попытки как-то объяснить их с точки зрения так называемого здравого смысла (т.е. рационального мышления) обычно терпят неудачу, как терпят неудачу и попытки компиляции четырех Евангелий в одно (Татиан, о. Серафим Слободской). И все эти аберрации времени – раздвоения временного потока, неравномерности в его течении, даже остановки и забегания вперед – естественное следствие того факта, что во временной поток окунулся, как в воды Иорданские, Сам Владыка Времени и Вечности. (Прошу прощения у читателей за то, что повторяю уже написанное в теме иконографии Рождества, но приходится это делать, т.к. этого требует логика изложения).
Вот типичный пример раздвоения временного потока: Святое Семейство бежит в Египет от преследования Ирода почти сразу после Рождества Христова и остается там несколько лет, «пока не умерли искавшие погубить Его». Таким образом, Мария с Иосифом и Младенцем Иисусом никак не могли придти в Иерусалимский храм на сороковой день, как было положено по закону, чтобы принести положенные жертвы. Обычному человеку это никак бы не удалось, разве что вернуться на некоторое время в Палестину, снова преодолев пустыню и рискуя нарваться на сыщиков Ирода, и снова вернуться туда же – и все это с новорожденным Младенцем. Впрочем, когда Святое Семейство еще находилось в Вифлееме, город и его окрестности был наводнен людьми Ирода, которые почему-то в упор не видели Того, Кого искали – временной поток обходил Его стороной. Далее: раздвоение эпизодов с рыбами и хлебами; а сколько раз Иисус изгонял торгующих из храма – один или два? А уж что творилось с Воскресением Его! Каждый из 4 евангелистов дает свой рассказ о том, как жены-мироносицы пришли ко Гробу Христову рано утром после Его погребения, а с Евангелием от Петра – это уже пять вариантов. Попытку о. Серафима Слободского совместить эти варианты, т.е. втиснуть в рамки линейного времени, приходится признать неудачной. А кому Воскресший Христос явился прежде – Марии Магдалине в саду, Своей земной Матери, брату по плоти Иакову или апостолу Петру? Сколько было ангелов у Гроба – один или два? Или один то появлялся, что исчезал (что, впрочем, возможно). Далее: в момент смерти Христовой на кресте восстали мертвые и ходили по Иерусалиму, потом опять исчезли – до Второго Пришествия Христова и всеобщего воскресения, но в тот день они явно опередили события, потому и исчезли бесследно – время забежало вперед. Или вот еще пример – самый очевидный: ученые и богословы до сих пор спорят – в каком году родился Христос? Помимо общепринятой даты, исчисленной средневековым латинским монахом Дионисием, есть версии, что это был год третий «до нашей эры» (Кеплер) или год седьмой, называют и иные сроки. Самое интересное, что «нулевого года», который по логике должен был бы разделять «нашу эру», т.е. эру Христа, от времени «до нашей эры», нет!
(Отредактировано автором: 21 Декабря, 2012 - 20:37:15) |