Мозаика в куполе Палатинской капеллы, Палермо, 12 в.
Возможно, этот образ навеян круговращением звезд вокруг звезды Полярной (вернее, это Земля вращается вокруг своей оси, но нам-то на Земле кажется именно так! да и древние этого не знали). Но, может быть, и наоборот: образ звездного круговращения нам дан как напоминание о райском мире, о небесной родине, которую мы потеряли. В любом случае, предание говорит о вечном кругообразном движении сил небесных, из чего мы можем заключить, что и вращение энергий, от коих зависят ангелы-звезды и коими движутся, также кругообразно и, следовательно, особой природы время, в котором они пребывают, – циклическое. Итак, круговращение нетварных энергий в особом первозданном пространстве – поскольку иного термина никто не придумал, так условно и назовем – циклическим временем.
О том, что вечность качественным образом отличается от времени, пусть даже бесконечно текущего, писали св. отцы (кажется, особенно четко на это указывал преп. Максим Исповедник – подберу цитату позже). И эта «вечность» и есть циклическое время, где радиус цикла (т.е. оборота) стремится к нулю, т.к. движение нетварных энергий происходит со скоростью, высшей, чем скорость света (тварного), т.к. представляет собою свет более тонкий, но неизмеримо более могущественный – нетварный. В результате ангелы живут в вечном настоящем – без прошлого и будущего, хотя способны, исполняя свою миссию посланников, по воле Божией проникать в наше трехмерное пространство и линейное время, принимая любой вид, как правило, для общения с людьми – человеческий.
Итак, время и есть поток божественных энергий – в первотворении циклический, круговой, представляющий собою отражение того, что происходит в недрах Пресвятой Троицы, т.е. Бога в Себе, а именно – перихорезис, круговое движение Лиц и энергий между Ними, которая и есть Любовь. И круговое движение ангелов вокруг Бога-Троицы во времени-вечности тоже происходит в потоке любви к Богу и вечном славословии Ему. Таким образом, время нетварно, хотя и возникает вместе с творением как выход божественных энергий вовне (ad extra) – для творения и поддержания мира.
*************** Для убедительности вышеизложенного все же необходимо представить хотя бы несколько цитат из православных богословов, которые вплотную подходят к разрешению загадки времени, высказывают множество ценных мыслей, но потом почему-то путаются, сами себе противоречат и как бы отступают назад. Вот, прежде всего, некоторые выдержки (с моими комментариями – да простит меня святой отец!) из свт. Василия Великого. Итак, «Шестоднев», Беседа 1.
Еще ранее бытия мира [под «миром» свт. Василий имеет в виду «землю» в отличие от «небес», т.е. мира ангельского], было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — мысленный свет [скорее, не мысленный, а мыслящий, т.е. разумный и личностный, а что свет, т.е. единицы, сгустки тварной в данном случае энергии – абсолютно точно!], приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименования. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: «яко Тем создана быша всяческая, аще видимая, аще невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти» (Кол. 1, 16), и ангельские воинства, и архангельские чиноначалия. [Итак, ангельскому миру свойственно некоторое состояние, превысшее линейному времени, вечное, хотя вместе с началом творения потекло время.]
А когда уже стало нужно присоединить к существующему и сей мир — главным образом училище и место образования душ человеческих, а потом и вообще место пребывание для всего подлежащего рождению и разрушению [нет! подлежащего рождению, но не разрушению, т.к. тварный мир изначально был создан Богом для жизни вечной – свт. Василий рассматривает тварный мир с точки зрения нашего падшего мира, что, очевидно, неправомочно], тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее и протекающее, и нигде не прерывающее своего течения. [Свт. Василий не сомневается в том, что в тварном мире материальном, в отличие от мира ангельского, изначально царит линейное время – точно в соответствии с устоявшимися представлениями, а потому его ошибка о том, что все в мире первозданном, т.е. до падения, так же подлежит не только рождению, но и разрушению, вполне логична. Но это прямо противоречит Книге Премудрости Соломоновой (1:13,14): «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия». И далее – цитата из Аристотеля, которая относится исключительно к нашему земному времени]. Не таково ли время, что в нем прошедшее миновалось, будущее еще не наступило, настоящее же ускользает от чувства прежде, нежели познано? А такова природа и бывающего в сем мире. Оно то непременно возрастает, то умаляется, и явным образом не имеет ничего твердого и постоянного. Посему и телам животных и растений, которые необходимо соединены как бы с некоторым потоком, и увлекаются движением, ведущим к рождению или разрушению, прилично было заключиться в природе времени, которое получило свойства, сродные вещам изменяемым. По сей-то причине премудро изъясняющий нам бытие мира, рассуждая о мире, весьма кстати присовокупил: «в начале сотвори», то есть, в сем начале, в начале временном. Ибо, конечно, не во свидетельство того, что мир по своей первобытности предшествует всему сотворенному, именует его происшедшим в начале, но говорит о начале происхождения сих видимых и чувством постигаемых вещей после невидимого и умосозерцаемого.
Началом называется и первое движение… [Совершенно точное рассуждение о том, что с началом творения начинается движение времени, но ведь творение началось с ангелов! Стало быть, и движение времени началось уже тогда, и это и есть некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени (линейного), вечное, присно продолжающееся, то есть, в отличие от Божественной вечности, уже время – но другое.] <…> …поелику действие творения мгновенно и не подлежит времени, то и сказано: «в начале сотвори», потому что начало есть нечто, не состоящее из частей и непротяженное. Как начало пути еще не путь, и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время, а даже и не самомалейшая часть времени. <…> Итак, чтобы мы уразумели вместе, что мир сотворен хотением Божиим не во времени, сказано: в начале сотвори. В означение сего древние толкователи, яснее выражая мысль, сказали: вкратце «сотвори Бог», то есть вдруг и мгновенно. [Очень точное наблюдение о мгновенном переходе в начале творения от безвременья, ничто, т.е., вечности Божией (можно даже назвать ее «всевечностью», чтобы не путать с вечностью ангельской, эонической), ко времени – вообще времени, в данном случае не важно – циклическому или линейному, потому что это качественно иной этап по сравнению с всевечностью Божией; это такое же неуловимое мгновение, как наше настоящее, которое можно назвать гранью между прошлым и будущим линейного времени. Причем, Бог в Себе продолжает пребывать в Своей блаженной всевечности, а время – и циклическое, и линейное – протекает вне Его божественного покоя.] <…> «В начале сотвори Бог небо и землю». Двумя крайностями обозначил сущность вселенной, приписав небу старейшинство в бытии, а о земле сказав, что она занимает второе место по сущности. [«По сущности» значит «по природе». Но вот этого смысла в тексте Писания как раз и нет! «Старейшинство в бытии» - да, если согласиться с тем, что первым создан мир ангельский, а после него – материальный. Но по природе первозданный мир райский ничем не умален перед ангелами и создан для человека – венца творения, превысшего ангелов по природе и царя мироздания – до своего падения, разумеется. Потому Книга Бытия говорит о создании «небес» и «земли» в одной фразе, не упоминая даже о падении части этих «небес» на «землю». Предпочтение же мира умопостигаемого миру материальному по природе есть или представление о том, что материальный мир сразу создан «дебелым», что, очевидно, в случае свт. Василия не так (утверждению этого практически посвящена вся книга еп. Василия (Родзянко), или – увы! – проявление «ползучего манихейства» (по выражению о.Георгия Флоровского), которому, к сожалению, были подвержены многие св. отцы, как правило, монашествующие.]
(Отредактировано автором: 21 Декабря, 2012 - 04:16:15) |