Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Агора » Монофизитство в Византийской­ Империи [Страниц (14): первая страница « 11 12 13 [14] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Александр


Архонт
Откуда: Москва
ICQ

Тема перемещена из раздела "Византийская держава"

Всего записей: 2239 : Дата рег-ции: Апр. 2004 : Отправлено: 18 Сентября, 2010 - 20:56:02
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Александр

Спасибо Вам, Архонт!

Horst
Цитата:
Маркиан не мог отдать "персам-язычникам" то, что ему не принадлежало (Восточную Армению). Надеюсь, Вы помните, что Маркиан - император ромеев, а не марзпан Армении (вроде Васака Сюнийского)?.


Абсолютно верно. И кроме всего этого: разве Маркиан клятвопреступник? Разве он давал обещание армянам помочь? Ведь обещание было дано Феодосием, но этот умер, тогда в чем вина Маркиана?



(Отредактировано автором: 18 Сентября, 2010 - 22:36:10)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 18 Сентября, 2010 - 22:35:10
Horst


Протоспафарий


Цитата:
Разве он давал обещание армянам помочь? Ведь обещание было дано Феодосием

Если не ошибаюсь, о "данном обещании" пишет только Мовсес Каланкатуаци: "Армянские военачальники обратились к императору Феодосию за помощью перед великой опасностью. Тот [обещал помощь], но внезапно умер, а нечестивый Маркиан, воцарившись, не сдержал обещания [предшественника], но нравом своим был заодно с язычниками". Ниже описывется, как "злонравный Маркиан по настоянию скверной Пульхерии, супруги своей, сторонницы сверженного несторианства" созвал собор в Халкедоне (Там же, гл. 48). Как следует из слов Егише, Феодосий II умер, так и не ответив: "Пока блаженный Феодосий опрашивал весь Сенат и желал найти мирный способ разрешения дела... в это-то самое время настал безвременно конец жизни его" (Слово о войне армянской, III). Маркиана армянский историк упрекает только в "малодушии" и "трусости" ("лишенный мужественности..., он предпочитал сохранить договор с язычниками ради мирского покоя" - там же), не более. А как описывает Егише "храбрость" Феодосия II? "Был он миролюбив во Христе, не пожелал встретить его [Йазкерта] войною, но послал к нему со множеством сокровищ... И персов, которые по принадлежности к христианству бежали и находились в городе кесаря, схватил и выдал в его [Йазкерта] руки"...
Упрека Маркиану в "предательстве" нет в сочинениях Вардана Великого, Себеоса, Михаила Сирийского. Киракос Гандзакеци указал лишь, что "Маркиан... созвал Халкидонский собор... чтобы разрушить православную веру" (Краткая история, гл. 1), за этот же собор называет Маркиана "проклятым" "История" Асохика (Кн.II,гл. 2).
О "безбожных и нечестивых советниках" Маркиана. Сложнее всего объяснить поведение Васака Мамиконяна, но вряд ли тот был сообщником Васака Сюнийского, как утверждает Егише. Мнение "сирийца Элперия" понятно. Иешу Стилит в самом начале своей "Хроники" пишет: "Между ромеями и персами существовал договор, по которому... в случае войны с какими-либо народами, они будут помогать друг другу... Ромеи с помощью бога, господа всех, в помощи персов не нуждались... Цари же персидские... просили золота... но они получали его не в виде подати, как полагали многие". И ниже: "В наши дни Пероз... из-за войны с... гуннами, неоднократно получал золото от ромеев, не требуя его как подати, но вызывая их усердие, будто бы ради них он вел с ними борьбу, «чтобы они не перешли в вашу землю». Правдоподобными делали его слова опустошения, произведенные гуннами в ромейских землях в 707 г. [395/6 г. н. э.], когда вся Сирия находилась в их руках". Для "последних римлян" гунны в 450-451 гг. являлись главным, но далеко не единственным врагом. Между тем силы Империи не безграничны (по свидетельству Евагрия (Церковная история, кн. II, 2), для подавления беспорядков в Египте собрали только 2000 воинов), а лучшая часть армии - готы и аланы, пробуждать у них "добрые чувства" к гуннам бесполезно. То, что на совете у Маркиана полководец высказался против войны с Ираном, не должно удивлять. Интерсно другое: армянские историки сохранили добрую память об Анатолии и даже "приумножили" её. У Мовсеса Хоренаци этот "доблестный полководец" предстает как основатель Феодосиополя: Асохик и Вардан Великий (нарушая хронологию!) приписывают ему и победу над Мехружаном, и пленение царя Папа.

(Отредактировано автором: 04 Октября, 2010 - 00:42:07)

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 04 Октября, 2010 - 00:32:37
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Цитата:
Упрека Маркиану в "предательстве" нет в сочинениях Вардана Великого, Себеоса, Михаила Сирийского. Киракос Гандзакеци указал лишь, что "Маркиан... созвал Халкидонский собор... чтобы разрушить православную веру" (Краткая история, гл. 1), за этот же собор называет Маркиана "проклятым" "История" Асохика (Кн.II,гл. 2).

Cюда же присоединим и Анонима Армянского (7 в.), который упоминает Маркиана, Халкидон, но никакого "предательства".

Цитата:
Сложнее всего объяснить поведение Васака Мамиконяна, но вряд ли тот был сообщником Васака Сюнийского, как утверждает Егише.

О страстной позиции Египше, - все ясно. Сообщения Иешу Стилита - весьма ценны, для всей этой ситуации.

Цитата:
("лишенный мужественности..., он предпочитал сохранить договор с язычниками ради мирского покоя" - там же),

Значит, следуя Егише, Маркиан должен был закрыть глаза на все проблемы ромеев с гуннами, с проблемами в др. ромейских диоцезах и бежать на помощь персидским армянам, тем самым еще более усугубляя положение своего государства, т.е. объявляя могущественным персам по сути войну. Да, интересно. Требовать жертвенности от ромеев и не думать о том, что стало бы с Империей ромеев после сражения, и вообще каков бы был итог битвы имея против себя 200 000 персов, - арм. хронистам наверное было легко. И главное, не вспоминать в этот момент о том, что ранее 451 г. армяне предавали интересы ромеев.

Цитата:
То, что на совете у Маркиана полководец высказался против войны с Ираном, не должно удивлять.

Меня это не удивляет, ромеи думали о благополучии своего народа, тем более мы не должны забывваит о том, что ромеи имели под своей опекой значительную часть исторической западной Армении, потому как в 387 г., согласно римско-персидскому договору, в Византию вошли 11 арм. западных областей, - Внутренняя Армения (Armenia Magna, или Высокая Армения): Карин (переименованный ромеями в Феодосиополь), Акилисена (Екелесена, Екехиац), Дерджан, Мананали, Даранали, Хордзен (Хордзиана), Мзур (Музур) и др. Кроме этого Малая Армения уже издревле была часть Империи, и ко времени Халкидона уже была разделена на две части Перву и Вторую Армению. Таким образом, кроме всего прочего, вступая в войну Маркиан ставил под удар и своих армян, подданных Византии, тем самым, что естественно, о думал и об их благополучии, а богатая жизнь в византийской Армении кипела, особенно в Феодосиополе-Карине.

(Отредактировано автором: 04 Октября, 2010 - 15:30:48)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 04 Октября, 2010 - 15:26:09
Horst


Протоспафарий


Вопрос не то, чтобы "в тему", но, полагаю, лучше задать его здесь. Хорошо известны случаи "переходов" святых из восточных месяцесловов в западные (мученики Неграна, "благочествый царь Елесваан" (Элла-Эсбаха) и др.) - при этом календари сирийцев, коптов и армян отличались от того, что был принят в Империи. Даты просто "пересчитывались" или существовали какие-то другие, более сложные правила?

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 15 Июня, 2011 - 12:56:06
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Нет, мне кажется просто пересчитывались, я так помню...

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 16 Июля, 2011 - 23:06:27
Horst


Протоспафарий


К сожалению, мне незнакомы современные работы, посвященные восточным святым (в их числе "мученикам Аварайра") в греческих и латинских месяцесловах. Как на этом уровне (в повседневности богослужения) отражались взаимоотношения армян, греков и сирийцев к "пререкаемомому знамению Халкедона"? Самостоятельно разобраться в этом вопросе, увы, не смог.

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 18 Июля, 2011 - 09:39:41
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Цитата:
К сожалению, мне незнакомы современные работы, посвященные восточным святым (в их числе "мученикам Аварайра") в греческих и латинских месяцесловах.

Я также не встречал таких работ, но в греческих месяцесловах есть дни поминовыений и мученикам Аварайра - например св. Иосифу Исповеднику, арм. архиепископу, св. Елисею... Хотя как и когда они были внесены в православные месяцесловы мне не известно... также поминаются Моисей Хоренский, Давид Анахт, Тумас и Варос...

Цитата:
Как на этом уровне (в повседневности богослужения) отражались взаимоотношения армян, греков и сирийцев к "пререкаемомому знамению Халкедона"? Самостоятельно разобраться в этом вопросе, увы, не смог.

Понимаете, отношения (церковные) между армянами и греками (незнаю как с сирийцами точно юыло) сохранялись до середины 6 века, особенно в перииод правления Василиска, Зенона и Анастасия, вот после Юстина и начинаются проблемы...

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Июля, 2011 - 18:24:49
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Агора » Монофизитство в Византийской­ Империи [Страниц (14): первая страница « 11 12 13 [14] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0076 ]   [ Gzip выкл. ]