|
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА И ПУТЬ КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ (комментарии на эксцерпты из сборника философских статей «Традиция и Русская цивилизация», М., 2006 (Philosophy)
Для начала определимся с терминологией, которой необходимо пользоваться в рассуждениях о путях развития любых народов (этносов) и цивилизаций. Основных терминов относительно немного: этнос, суперэтнос, сверхценность, цивилизация, империя, традиция, антисистема и консервативная революция.
И так… Этнос – это группа людей, которые приобрели сознание общей самоидентификации под воздействием общей природной среды, общей истории и взаимодействия с внешним миром.
Суперэтнос – группа этносов, резко отличающихся между собой по культуре, быту и географическим условиям проживания, но объединенных общей Сверхценностью. Сверхценность – это «душа народа», нематериальное ядро любой цивилизации, набор ключевых истин, которых придерживается общество. Сверхценность неизменна и неизменяема, она не может быть углублена, дополнена или модернизирована. Позволительно только ее комментирование и упрощенное изложение. Сверхценность русского народа – Православие.
Цивилизация – это уникальный иерархичный набор форм, которые принимает общество в своем служении Сверхценности. Каждая цивилизация – совершенно самостоятельный и независимый субъект истории, не закрытый, впрочем, от внешних влияний. Цивилизации равны и самоценны, каждая совершает собственный путь – один из многих маршрутов, которыми идет человечество. История человечества измеряется судьбами цивилизаций.
Естественный срок жизни цивилизации – 1000-1500 лет, но ее существование может прерваться и раньше в результате внешней агрессии, активности антисистем или из-за природных катастроф.
Например, Первая Православная цивилизация – Византийская империя – умерла практически естественным путем. Она осветила собой 11 веков мировой истории, однако в результате одряхления за последние 250 лет своего существования растеряла не только практически все свои исконные территории, но и свою Сверхценность (реализовав унию с католицизмом за полгода до падения Константинополя под натиском турок).
Вторая Православная цивилизация – Российская империя – пала жертвой подрывной деятельности либеральной и коммунистической антисистем, понапрасну растратив свои жизненные силы в интеллигентских «радениях» и «самобичеваниях», в бессмысленных попытках «переформатирования» российской действительности на западный лад, в кризисный период не найдя в себе духовных сил для противостояния агрессии адептов апостасии.
Для мультиэтничных цивилизаций наиболее адекватной, устойчивой к внешним воздействиям, внутренним смутам и природным катастрофам политической формой существования является империя.
Империя – это мультиэтничное, демографически устойчивое, крупное по территории централизованное государство с ярко выраженным иерархическим устройством и доминирующей идеологией, обладающее политической, экономической и военной мощью, играющее ведущую роль в своем географическом регионе.
Традиция – постоянная связь между внематериальной Сверхценностью, «управляющей» цивилизацией, и вполне материальным обществом; это способность суперэтноса к осознанному самоограничению и целенаправленному действию. Наличие Традиции – это обязательное, минимально необходимое условие существования цивилизации. Цивилизация не связанная с нематериальными планами бытия в принципе нежизнеспособна. Традиция как условие существования цивилизации отлична от традиций, которые являются всего лишь совокупностью повторяемых на протяжении длительного времени обычаев, навыков, социальных стратегий и персональных тактик выживания. Значительный объем традиций обеспечивает цивилизации хорошую устойчивость, но все они вместе на порядок менее важны, чем Традиция. Отдельными традициями цивилизация может пожертвовать в условиях своего кризиса или отказаться от отживших традиций, препятствующих развитию общества, но, отказавшись от Традиции или Сверхценности, цивилизация перестанет существовать или превратится в цивилизацию-зомби – этнографический материал, имитирующий живую цивилизацию.
Смерть цивилизации наступает в двух случаях: когда умирает Сверхценность и когда умирает Традиция. В первом случае на месте цивилизации остается «неотформатированная» этническая масса, «этнографический материал»; во втором случае остается маркированный «этнографический материал», способный вернуться в состояние цивилизации при восстановлении старой Традиции или в случае создания новой традиции для служения старой Сверхценности.
Социальная ксенофобия – инстинкт самосохранения на уровне этноса и суперэтноса. Сверхценность и Традиция определенным образом «причесывают» ксенофобию, превращая ее из дикого зверя в цепного пса. Управляемая политической элитой ксенофобия является благом для общества, это один из признаков здоровья социального организма. Человек, сознательно отказывающий от своей принадлежности к определенной цивилизации и претендующий быть гражданином мира, автоматически становится для нее чужаком.
Поэтому следует четко различать российских интеллектуалов от интеллигентов. Российская интеллигенция, в отличие от интеллектуалов (профессионалов умственного труда), – вся полностью представляет собой чужеродное тело во плоти Русской цивилизации. Для того чтобы в полной мере стать интеллигентом, необходимо утратить национальную и религиозную принадлежность, отказаться от лояльности по отношению к собственному государству и стать гражданином мира. Таким образом, у интеллектуалов в России есть выбор – либо они русские, либо они интеллигенты. Одним из наиболее опасных врагов любой цивилизации являются антисистемы (либерализм, коммунизм, национал-социализм и т.п.), размывающие и искажающие Сверхценности и разрушающие Традиции. Они отрицают возможности выбора различных путей развития цивилизаций и навязывают всем «единственно верный» социальный рецепт.
Глобальная реакция на наступление антисистем именуется консервативной революцией.
Консервативная революция – восстановление божественных начал в мире, усиление иерархической структуры, укрепление Традиции или создание новой Традиции на месте разрушенной антисистемой.
Консервативная революция – единственный здравый ответ на проект антисистемной либеральной глобализации. Это не столько реконструкция общественного бытия, сколько его очищение.
Суть необходимой современной России консервативной революции – христианская реконкиста, собирание и концентрация Православия во всех сферах жизни. Процесс должен проходить медленно, основательно, без радикальных трепыханий, конфессионального терроризма и антиглобалистских мятежей (хотя в целом антиглобализм – дело хорошее и полезное). Основные методы – пропаганда, просветительство, личный пример, творческая реализация в христианском духе. Основные сферы действия – культура, наука, образование и воспитание, СМИ и лишь отчасти и по возможности – политическое поле (создание общественных организаций и политических партий). Предпочтительнее – врастание православного народа в собственное государство. Православные чиновники должны распознавать «своих», помогать им и рассчитывать на их поддержку в не афишируемой (до поры до времени) борьбе против антисистемных проектов. В конечном счете, необходимо восстановить монархию и сословия, упразднить систему разделения ветвей власти, федеративное устройство государства и представительную демократию. Источник власти не мифическая «воля народа» и не менее мифический «естественный закон», а воля Бога, познаваемая через волю Государя. А пока необходимо внедрять в сознание людей идею переходного этапа «хранительства» президентом власти Государя до восстановления монархии в России и возвращения ее к своему традиционному имперскому состоянию.
Новая Русская цивилизация (Третья Православная) возникнет при условии возникновения новой Традиции служения сохранившейся Сверхценности. Она возникнет, когда русскую Сверхценность – Православие – признает большинство русских людей как предмет деятельного служения и подчинится этой Сверхценности во всех сферах жизни. Этого еще не произошло, но надежда имеется.
Константин Филатов
Интересно было бы обменяться мнениями по предложенной теме...
(Отредактировано автором: 06 Апреля, 2010 - 10:51:12) |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 06 Апреля, 2010 - 10:49:57 |
|
|
|
Meddah
Спафарий Откуда: Москва
|
|
|
|
Почти со всем согласен. Но вот, например, вопрос: Цитата:Сверхценность русского народа – Православие |
Понятие Православие в этом контексте совсем непонятно. Что имеется в виду? Православие пустынника Св. Серафима Саровского или масонов св. Филарета Московского и графа Уварова? Или, может быть, "народное" Православие деревни со всеми языческими прелестями? |
|
Всего записей: 112 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 08 Апреля, 2010 - 09:35:37 |
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
Что-то не нравятся мне ряд определений.
Антисистема. Полное определение есть?
<<Этнос – это группа людей, которые приобрели сознание общей самоидентификации под воздействием общей природной среды, общей истории и взаимодействия с внешним миром.>> Разница природной среды в ареале обитания кубанца и уральца очевидны. Между тем, это - один этнос.
<<Суперэтнос – группа этносов, резко отличающихся между собой по культуре, быту и географическим условиям проживания, но объединенных общей Сверхценностью.>> В случае, если православие является Сверхценностью Восточнославянского суперэтноса, по логике, после 1917г. этот суперэтнос должен был распасться. Но этого не произошло.
<<Новая Русская цивилизация (Третья Православная) возникнет при условии возникновения новой Традиции служения сохранившейся Сверхценности. Она возникнет, когда русскую Сверхценность – Православие – признает большинство русских людей как предмет деятельного служения и подчинится этой Сверхценности во всех сферах жизни. >> Котлеты и мухи в одном блюде. Сверхценность - свойство суперэтноса, а не этноса. Русcкий этнос, как известно, суперэтносом не является.
(Отредактировано автором: 13 Апреля, 2010 - 02:33:43)
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 08 Апреля, 2010 - 14:31:18 |
|
|
|
Дима
Новелисим Откуда: Москва
|
|
|
|
Моё дурацкое мнение: если данный придумщик так радеет о Православии и современной России, то зачем такое множество непонятных терминов? Или после отмашки про "парадигмы инноваций" все радетили, таким языком изъясняються? Другой (в смысле русский) забыли (или не знали изначально)?
(Отредактировано автором: 08 Апреля, 2010 - 23:05:21)
----- Бог любит посильное приношение |
|
Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 08 Апреля, 2010 - 23:04:36 |
|
|
|
|
|
|
Дима Цитата:...зачем такое множество непонятных терминов?... |
Ну, Вы, однако, шутник. Хотя, не согласиться с Вами не могу. Можно и более проще, менее научно сформулировать эти мысли, а если добавить ещё кое-чего , то мысли эти будут пронимать каждого: от оленевода на Чукотке, до академика в Белокаменной.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 12 Апреля, 2010 - 20:21:53 |
|
|
|
Дима
Новелисим Откуда: Москва
|
|
|
|
Цитата:Можно и более проще, менее научно сформулировать эти мысли, а если добавить ещё кое-чего , то мысли эти будут пронимать каждого: от оленевода на Чукотке, до академика в Белокаменной. |
Т.е. сформировать "национальную идею"? Возможно... Но в данном виде - это малопонятная "парадигма инноваций", вместо обычного "выбора новшеств". Ежели "совершить мониторинг" то и более занятное найти можно ещё более "научно сформулированное".
----- Бог любит посильное приношение |
|
Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 12 Апреля, 2010 - 21:30:59 |
|
|
|
|
|
|
Дима Цитата:... Но в данном виде - это малопонятная "парадигма инноваций"... |
Да, верно. Хочу также дополнить это ИЗЛОЖЕНИЕМ отрывка одного из разговоров Сталина с Бухариным во время отдыха в Подмосковье.
Бухарин, в процессе разговора, высказался очень положительно о произведениях Пастернака, но Отец Родной заявил, что, в отличие от Маяковского, стихи его малодоступны ( по своему восприятию) массам.
Кроме своего "да, верно" хочу, всё-таки, защитить терминологию: от неё никуда не деться.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 13 Апреля, 2010 - 01:38:23 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Дима и христич
Таков язык современных российских интеллектуалов. Это не мой текст в своей основе, а эксцерпты нескольких статей разных авторов из указанной книги. Свои статьи авторы писали несомненно для интеллектуалов, поэтому и язык довольно наукообразный.
Meddah
В данном случае для авторов этой концепции Православие - научная категория, то есть неизбежно понятие обобщенное, рассматриваемое без нюансов. Особенности понимания Православия различными группами людей - это уже совсем другая история.
Germain
Развернутого определения Антисистемы в этой книге нет, иначе я бы его привел. Вероятно, для авторов этого сборника это определение очевидно, общепринято; оно давно в западной науке устоялось и не требует "российской адаптации".
На мой взгляд, существенной разницы в ареале обитания огромного большинства восточных славян - нет. Все это - земледельцеские народы, живущие на равнинах в зонах умеренного климата.
Восточнославянский суперэтнос и распался, к сожалению. Пока на уровне политическом, но если общая сверхценность не будет возрождена, распадется и на всех других уровнях со временем.
На счет котлет и мух также не могу согласиться. С точки зрения авторов сборника, которую и я разделяю, до 1917 г., в сущности, жители Великой, Малой и Белой Руси были одним народом. А в наш суперэтнос входил ряд других малых православных народов, живших на территории Российской империи (грузины, мордва, карелы и т.д. и т.п.)
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 13 Апреля, 2010 - 07:34:00 |
|
|
|
Дима
Новелисим Откуда: Москва
|
|
|
|
Цитата:Свои статьи авторы писали несомненно для интеллектуалов, поэтому и язык довольно наукообразный. |
Этакий "междусобойчик"? Кому он нужен, кроме самих "интелектуалов"?
Цитата:С точки зрения авторов сборника, которую и я разделяю, до 1917 г., в сущности, жители Великой, Малой и Белой Руси были одним народом. |
Естественно, тогда ведь не по "национальности" определение шло, а по вероисповеданию. Все, кто числился "Православным" относились к одному народу. Во всех документах сперва шло имя, потом вероисповедание, потом сословие.
----- Бог любит посильное приношение |
|
Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 13 Апреля, 2010 - 12:37:55 |
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
Филин Цитата:Восточнославянский суперэтнос и распался, к сожалению. Пока на уровне политическом, но если общая сверхценность не будет возрождена, распадется и на всех других уровнях со временем. |
Он не распадался ни в 1917г., ни в 1991г., и существует по сегодняшний день. И дело тут не в политическом единстве, а в общности мировозрения народов, входящих в суперэтнос. Православие не является и не являлось сверхценностью этого суперэтноса. Однако, оно является одной из главных составляющих, которые формируют его мировозрение. Сумма мировозренческих позиций суперэтноса - Суперценность.
Цитата:На счет котлет и мух также не могу согласиться. С точки зрения авторов сборника, которую и я разделяю, до 1917 г., в сущности, жители Великой, Малой и Белой Руси были одним народом. А в наш суперэтнос входил ряд других малых православных народов, живших на территории Российской империи (грузины, мордва, карелы и т.д. и т.п.) |
Жители Великой, Малой и Белой Руси уже к 17 веку или даже ранее были разными этносами (разные языки, появление оригинальных традициий и обычаев, культурологические особенности, воевали даже друг против друга). Их объединяла и объединяет надэтническое единство- происхождения (Русь), религии (православие), традиции (например, общие праздники), история (например, общие враги) и некоторые другие аспекты. Вот все, что объединяет, то и называется Сверхценностью. А грузины, мордва, карелы, и даже неправославные народы: армяне, казахи, калмыки и др. продолжают оставаться в суперэтносе. То, что сегодня кажется катастрофичным, обидным, угнетенным, предательским (по существу, является восприятием представителя суперэтноса на подсознательном уровне) через некоторое время может смениться на положительное восприятие. Самая страшная беда внутри суперэтноса - межэтническое равнодушие. Даже действие антисистемы не способно уничтожить надэтнические связи в такой степени, как это явление.
(Отредактировано автором: 13 Апреля, 2010 - 17:05:38)
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 13 Апреля, 2010 - 15:54:52 |
|
|
|
|
|
|
Germain Цитата:...уже к 17 веку или даже ранее были разными этносами (разные языки, появление оригинальных традициий и обычаев, культурологические особенности, воевали даже друг против друга... |
По поводу различных оригинальных традиций, обычаев, культурологических особенностей и войн друг с другом Вы абсолютно правы.
Взять, например, Нижнюю Германию и Мекленбург, или, например, Франконию. И то, и другое там очень широко присутствовало. И, очень часто, они друг друга полностью понять не могут. НО НИКТО НЕ ГОВОРИТ ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО ЭТО - ОТДЕЛЬНЫЕ ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ И РАЗНЫЕ ГЕРМАНСКИЕ НАЦИИ.
Зато восточным славянам втемяшили, они - разные нации, говорящие на разных языках, чтобы стравить и разобщить.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Апреля, 2010 - 01:18:16 |
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
христич Цитата:НО НИКТО НЕ ГОВОРИТ ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО ЭТО - ОТДЕЛЬНЫЕ ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ И РАЗНЫЕ ГЕРМАНСКИЕ НАЦИИ |
Тогда из той же оперы. Житель Мюнхена и Линца. Язык (даже диалект) один, религия - одна, есть общие исторические позиции, "варились" в одном культурном котле и др. А этносы разные. Что будет, если австрийца обозвать немцем? Как минимум обидится.
Цитата:Зато восточным славянам втемяшили, они - разные нации, говорящие на разразных разных языках, чтобы стравить и разобщить. | Неужели они такие безвольные, и кто им такое мог вбить в голову? Попробуйте посмотреть с другой стороны. Вспомним хронологию. Середина XIII в. - конец древнерусского этноса. На просторах некогда сильной Руси остается «неотформатированная» этническая масса по инерции величающая себя "русь", "руськие люди". Наступила полная идентифирентность: жителю Галича безразличны дела во Владимире, а суздальцу до одного места полочанин и т.д. Сразу образуются три этнических котла: Великая, Малая и Белая Руси - появляются три народа. К моменту объединения они прошли путь отчуждения в 4 (!) века. Все этносы даже стали себя по-другому называть. Объединение произошло надэтнической почве. Но это не значит, что этносы объединились в один. Они сосуществовали друг с другом - вместе били врагов, вместе развивали экономику, подымали культуру, вместе управляли страной и др. От этого восточные славяне не переставали быть тремя разными народами.
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 14 Апреля, 2010 - 02:31:50 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Что будет, если австрийца обозвать немцем? |
В моем случае ничего особенного не произошло. Я, правда, не "обзывал", а "называл". Österreicher в значении "австрийский немец" (включая тирольцев и т. д.) - явление позднее. |
|
Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 14 Апреля, 2010 - 09:36:09 |
|
|
|
|
|
|
Germain Попробуем подойти объективно к вопросу.
Человек может считать и называть себя кем угодно, например, калмыком. Но то, что он монгол и разговаривает на калмыкском диалекте - не вымараешь ни чем.
По поводу образования народа (Вы подразумевали, если правильно понял - наций). Уже неоднократно указывал в других дискуссионных темах на то, что несколько наций (минимум две) не могут образоваться из одной вследствие географической изоляции. Ну не может черенок яблони семеренко перевезённый с Алтая в Новый Южный Уэльс превратиться в какую-то другую яблоню. Даже, если её в Австралии назвать по-другому. Вспомним тех же буров, называющих себя африкаанерами, но являющихся голландцами и использующих староголландский язык (если быть уж более точно - не его, а нидерландский диалект, относящийся к нижнегерманским диалектам).
А вот если часть нации смешивается с другой (босняки, например), то да - возникает другая нация. И к этому опять же можно отнести открытие генетиков в ряде областей Западной Украины (Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая; в меньшей мере - граничащие с ними) о котором писал в подтеме "Выборы на Украине". Оно, кстати, объясняет и другой синтаксис, которым они пользуются ( т.е. способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, а также типы, значения и т. п. словосочетаний и предложений). И который отличается от синтаксиса западных славян и восточных. У последних, от Закарпатской Руси до Дальнего Востока он един и это - прописной факт.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Апреля, 2010 - 11:11:58 |
|
|
|