|
|
|
|
|
|
|
Если расходы на содержание армии ежегодно составляли значительную статью в бюджете, то флот почти не финансировался. Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что в этот период Империя не имела морской военной силы. Кое-какие флотские соединения сохранялись в старых, учрежденных Августом базах в Мизене и Равенне, да еще одна эскадра (classis Venetum) стояла в Аквилее. Но весьма показательно, что префекты этих флотилий, вероятно, очень маленьких, находились под началом магистра армии в Италии. Независимого военно-морского командования не существовало. На Востоке мы не находим упоминаний о флотах или морских базах, кроме мелких флотилий, патрулировавших низовья Дуная и подчинявшихся пограничному командованию. Средиземноморье столетиями оставалось римским озером, и флот естественным образом оказался низведен до малозначительного военного средства. В третьем веке он оказался в таком запущенном состоянии, что не мог даже выполнять полицейские функции по защите побережья от пиратов. Поразительный эпизод времен правления Проба иллюстрирует его неэффективность. Отряд франков, осевших на черноморском побережье, захватив несколько кораблей, плывших через Пропонтиду, разграбил карфагенские, сиракузские и некоторые другие города, а затем, пройдя в Атлантику, благополучно достиг устья Рейна. Тем не менее, в споре Константина и Лициния военно-морские силы сыграли решающую роль. Два соперника, похоже, сумели найти в портах Греции, Сирии, Египта и Малой Азии немало пригодившихся им судов. Флот Лициния состоял из 350 кораблей, а Константина из 200, причем некоторые он построил самостоятельно. Каковы были характеристики этих кораблей, неясно. В пятом веке Империи пришлось осознать насколько ей необходим эффективный флот – Средиземноморье стало терять статус сугубо римского моря, и явившаяся в Африке германская сила оспорила главенство прежнего хозяина этих вод. Однако неудачи и поражения, которыми была отмечена борьба с вандалами, так и не убедили константинопольское правительство в необходимости строительства сильного флота. Морские силы продолжали рассматриваться, как вспомогательные, в заморских экспедициях боевые корабли, составлявшие конвой транспортных судов, никогда не отдавались под независимое морское командование. Таким образом, эффективная реорганизация флота и учреждение отдельного морского министерства задержались до седьмого века, когда Империи пришлось сражаться за собственное существование с врагом более грозным, чем вандалы.
(Отредактировано автором: 15 Ноября, 2009 - 13:13:46)
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 15 Ноября, 2009 - 13:12:50 |
|
|
|
|
|
|
§ 3. Финансовая система Есть три вещи, которые важно знать о финансах Империи. Первая – источники ежегодных доходов и способы их сбора; вторая – их полный объем; третья – обычная сумма всех расходов. Относительно первой мы информированы удовлетворительно; достаточно полные сведения о системе налогообложения и устройстве финансовой службы предоставляют из первых рук исторические источники. Что касается второй и третьей, то тут, как в темноте, приходится продвигаться на ощупь. Не сохранилось никаких официальных данных о годовых бюджетах ни за один из периодов поздней Римской империи, все попытки подсчитать полный доход или общие издержки основываются на догадках и допущениях, которые могут быть верными, а могут и не быть. Почти все, что можно сделать – обозначить минимальные цифры. Финансовое ведомство при автократии, – как и прочие правительственные учреждения, – в главных чертах отличалось от своего предшественника времен принципата. Идеал, к которому стремились, заключался в равномерном и единообразном обложении всех подданных Империи, не допускающем льгот и освобождений. Италия, которая всегда была свободна от податей, взимаемых с провинций, Диоклетианом была лишена многих преимуществ такого положения. Полностью идеал достигнут не был, борьба с привилегиями в налоговой сфере оказалась непоследовательной, по-прежнему допускались исключения из правил. Постепенно стало внедряться еще одно новшество: если раньше сбор налогов перепоручался откупщикам – публиканам, то в рассматриваемую эпоху эта практика оказалась вытеснена прямым сбором налогов, частично – государственными чиновниками, частично – местными служащими городских магистратов. Более того, когда мы рассматриваем источники пополнения казны в конце четвертого века, то обнаруживаем, что многие из старых податей времен принципата исчезли, их место заняли новые налоги, и даже способы расчета платежей изменились.
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 15 Ноября, 2009 - 15:59:49 |
|
|
|
|
|
|
Самым важным и обильным источником поступлений в казну был налог на землю и сельскохозяйственный труд. Он состоял из двух частей: налога на владение землей, заменившего старый tributum, которым облагались завоеванные территории, и анноны. Трибут платили только те общины и в тех районах, на которых всегда лежало бремя его сбора; на получивших освобождение еще при принципате он не распространялся. Выплачивали его монетой. Аннона, которую платили натурой, была всеобщим, и гораздо более тяжелым обременением. Ни один земельный участок от нее не освобождался, обложению подлежали как земли частных лиц, так и владения церковных общин, и поместья императора. Изначально аннона была чрезвычайным налогом, налагаемым в исключительных случаях и лишь на некоторые провинции. Чаще всего аннона применялась для обеспечения Рима зерном при голоде или для снабжения армии на период войны. Объем этой экстраординарной подати и ее распределение по общинам, которые она затрагивала, определялись специальным приказом императора, известным, как индиктион. Во время гражданских войн третьего столетия индиктион стал обычным явлением. Недостаток в драгоценных металлах и порча монеты привели к изменению способа выплаты армейского жалованья. Солдаты больше не получали плату деньгами. Время от времени их удостаивали денежных выплат, но обычным вознаграждением стала выдача пайка. К такому способу расчета постоянно прибегал Диоклетиан. Вычислив, сколько продуктов – зерна, масла, вина, соли, свинины, баранины – необходимо для продовольствования солдата в течение года, эту годовую норму назвали анноной. В течение четвертого века этот принцип был распространен и на гражданских чиновников, которые тоже стали получать жалованье натурой.
(Отредактировано автором: 16 Ноября, 2009 - 16:39:33)
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 16 Ноября, 2009 - 16:38:30 |
|
|
|
|
|
|
Новый способ выплаты армейского содержания был главным фактором, обусловившим особенности налоговой реформы Диоклетиана. Применяемую в экстренных случаях аннону он превратил в постоянный налог, и, что было совершенно справедливо, обязательный для всех частей Империи. Но точный ее размер он не определил. Аннона по-прежнему налагалась индиктионом, только индиктион объявлялся каждый год. Таким образом, ее можно было постоянно изменять, приспосабливая к текущим нуждам правительства и положению в провинциях, внося поправки по результатам новых земельных межеваний. Оценка земли легла в основу новой налоговой системы. На всей территории Империи была проведена кадастровая съемка, земельную собственность обложили податью, но в расчет принималась не просто площадь участка, но и плодородие почвы, ее пригодность для производства зерна или вина, или масла. Таким образом, была определена единица облагаемой налогом пахотной земли (iugum), но ее фактическая площадь могла варьироваться в разных местностях в зависимости от плодородия почвы; существовали особые расчетные единицы для виноградников и для посадок оливковых деревьев. В соответствии с количеством этих единиц поземельный налог и начислялся. Предполагалось, что налогооблагаемая единица представляет собой участок земли, который один здоровый земледелец (caput) мог обработать и на доход с нее прожить. Таким образом, владение сотней iuga означало владение сотней работников, или capita, если считать «по головам». Если не брать в расчет императорские поместья, то большая часть земли в Империи принадлежала крупным собственникам (possessores). Обычно в сельских районах это были представители сенаторского сословия, а в окрестностях городов, скорее всего – члены местных муниципальных сенатов (куриалы). Их земли нарезались на участки для арендаторов, которые платили ренту собственнику и несли бремя поземельного налога. Арендаторы назывались coloni и, как мы увидим позднее, практически являлись крепостными. Их имена и приметы вносились в публичные налоговые списки, поэтому употреблялось еще и название adscriptitii. Как правило, собственник оставлял для личных нужд некоторую часть своей земли, тогда на ней трудились рабы. За югеры, составлявшие эту часть поместий, платить, конечно, приходилось непосредственно землевладельцу.
(Отредактировано автором: 17 Ноября, 2009 - 11:12:11)
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 17 Ноября, 2009 - 11:11:39 |
|
|
|
|
|
|
Кроме крупных поместий существовали и хозяйства мелких земледельцев, которые обрабатывали принадлежавшие им участки. В отличие от крепостных, работавших в огромных поместьях, они назывались плебеями. Налог, который они платили, назывался capitatio plebeia. Значение этого термина вызывало многочисленные научные споры, но у нас мало оснований сомневаться, что это обычный поземельный налог, вмененный собственникам мелких участков на тех же основаниях, что и хозяевам больших поместий. Земли государственных доменов и частных императорских поместий отдавались внаем, временно или бессрочно; те, кто их обрабатывал, на общих основаниях облагались анноной или капитацией. То же самое касалось и монастырских земель. Относительно размера поземельного налога мы информацией почти не располагаем. Трибут, как налог за землю в первоначальном смысле, был пустяковым по сравнению с анноной и, скорее всего, выплачивался только монетой – исключения составляли Африка и Египет, житницы Рима и Константинополя. Он исчислялся по тем же кадастрам и вносился в те же книги, что и аннона. Однако, как уже упоминалось, на привилегированных, изначально свободных от его бремени территориях, трибут не взимался. После реформ Константина, когда постепенно стало налаживаться хождение монеты, при определенных обстоятельствах аннона также переводилась в денежную форму, и эта практика мало-помалу сделалась преобладающей. За полный сбор налогов с поместий и мелких хозяйств, расположенных на принадлежавших городам территориях, отвечали представители городской общины – декурионы, или магистраты. Общий контроль за налогообложением в каждой провинции полностью находился в руках в руках наместника, но непосредственно сбор податей исполнялся чиновниками, назначаемыми городскими декурионами. Эти коллекторы вручали собранное представителю провинциального наместника – компульсору, который оказывал давление на должников. Тяжелые налоги падали на все классы населения, когда новый император приходил к власти, а также в каждую пятую годовщину его восшествия на престол. Существовал обычай распределять по этим поводам в армии денежные подарки, что требовало большого количества золота и серебра. Особые пожертвования (aurum oblaticium) вносили сенаторы. Декурионы в каждом городе должны были наскрести золота, которое первоначально преподносилось императору в виде корон (aurum coronarium). В конце концов, податью оказались обложены все доходы с торговых операций, и крупные, и совершенно незначительные. Это бремя, известное, как Пятилетний Взнос (lustralis collatio) или Хрисаргирон («золотом и серебром») падало как на купцов и лавочников, так и на проституток, и было особенно тягостным. Говорят, родителям порой приходилось продавать своих детей в рабство или обрекать дочерей на бесчестье, чтобы получить средства для уплаты дани из их позорных заработков.
(Отредактировано автором: 17 Ноября, 2009 - 15:00:06)
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 17 Ноября, 2009 - 14:57:32 |
|
|
|
|
|
|
Основной льготой, которой пользовались сенаторы, было освобождение от местных городских налогов. Кроме aurum oblaticium и неизбежных расходов при занятии самыми состоятельными из них должностей консула или претора, они были обязаны платить в звонкой монете особый налог на имущество, известный, как follis. Существовало три его градации: 1, ½ и ¼ либры золота в зависимости от размера имущества. Самые малоимущие из сенаторов платили семь solidi (£4,8). Однако налоговая нагрузка на сенаторов была далеко не чрезмерной. Большинство из них были весьма состоятельными людьми, некоторые – очень богатыми, и если их налоговое бремя оценить в пропорции с их возможностями, то оно оказывалось гораздо более легким, чем для других слоев населения. В Италии доход богатейших из них иногда достигал £180 000, не считая поступлений натурой из поместий, которые на рынке могли принести еще £60 000. Такие цифры были исключением, обычно доход сенаторов-землевладельцев, многие из которых имели поместья в Африке и Испании, варьировался от £60 000 до £40 000. Кроме всех этих налогов, которые в конечном итоге падали непосредственно на земледельцев, император получал немалый доход от таможенных пошлин, от рудников, государственных фабрик и обширных императорских поместий. Мы не располагаем данными, чтобы высказать предположения относительно конкретного размера этих поступлений. Центральное финансовое ведомство, олицетворявшее государственную казну, в ранней Империи возглавлял комит священных щедрот. Все сенаторские налоги, aurum oblaticium, collatio lustralis, таможенные пошлины, поступления с шахт и общественных фабрик, та часть поземельного налога, которую представлял старый tributum, вносимая колонами государственных доменов земельная подать – все стекалось в эту казну. Комит священных щедрот управлял монетным двором, таможней и рудниками. Кроме центрального казначейства при императорской резиденции, в каждой из половин Империи имелась касса (arcae) префекта претория. Эти министры, хоть и утратили прежние военные полномочия, являлись армейскими казначеями. Они несли ответственность не только за полный сбор анноны, но и за ее распределение. В каждой провинции сразу после того, как анноны набиралось достаточно для снабжения расквартированных в ней войск, ее передавали военачальникам; остаток уходил в казну префекта претория. Вероятно, из этого же фонда получали жалованье провинциальные наместники и штаты их чиновников.
(Отредактировано автором: 18 Ноября, 2009 - 21:47:19)
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 18 Ноября, 2009 - 21:45:46 |
|
|
|
|
|
|
Управление государственными доменами, обширными и время от времени прираставшими за счет конфискаций имущества лиц, осужденных за измену, требовало отдельного департамента и целой армии оффициалов. Во главе этого департамента находился комит частных имуществ (res privata). Государственные домены были созданы Септимием Севером, который постановил не включать крупные поместья, конфискованные у побежденных соперников, в императорскую родовую вотчину, но создать для них отдельное управление. В четвертом веке наследственные императорские владения и частные имущества были объединены и поставлены под руководство сановника в ранге иллюстрия. Его чиновники управляли доменами и собирали арендную плату с колонов. Большая часть императорских земель рассматривалась, как государственная собственность, доход от которой шел на общественные цели. Но несколько доменов составили особую категорию, призванную пополнять личный кошелек императора. Так, владения в Каппадокии были изъяты из-под контроля комита частных имуществ и подчинены великому канцлеру. Подобным же образом и на Западе доходы от некоторых африканских поместий (fundi domus divinae per Africam) были переданы в личное распоряжение императора, хоть сами поместья оставались при этом в ведении комита. Какими были взаимоотношения между фиском, или ведомством комита священных щедрот, с одной стороны, и кассами префектов претория и казначейством комита частных имуществ, с другой? Можно предположить, что префекты напрямую из своих касс платили жалованье всем оффициалам, и центральным, и провинциальным, которые находились у них в подчинении; что таким же образом комит частных имуществ платил из денег, поступавших от государственных владений, всем чиновникам, служившим по их управлению, а все остававшиеся после оплаты ведомственных расходов излишки отправлялись в казну комита священных щедрот. Это была общественная казна, предназначенная финансировать все государственные расходы, за четырьмя исключениями: частный кошелек императора, содержание управленческого штата императорских доменов, оклады гражданских служащих и армейское жалованье.
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 19 Ноября, 2009 - 21:28:32 |
|
|
|
|
|
|
Мы уже отмечали, что не располагаем ни единой цифрой, которая свидетельствовала бы о годовых доходах государственного бюджета или о его ежегодных тратах. Нет у нас и данных, чтобы попытаться хотя бы приблизительно оценить прибыльность горнодобычи или судить о размерах ренты в императорских доменах. Имеются некоторые сведения, позволяющие определить нижнюю границу денежной составляющей поземельного налога в Египте, но и они не слишком надежны. Чтобы оценить масштаб бюджетных расходов, следует обратиться к свидетельствам о численности армии. При Феодосии Великом она составляла не менее 500 000 человек. А платили солдатам из анноны. Когда эти натуральные выдачи были переведены в монету, ежегодное жалованье каждого солдата варьировалась от 25 до 30 солидов. Годовой размер анноны, таким образом, должен был превышать 12 ½ миллионов солидов (или около 8 миллионов фунтов стерлингов). Что касается жалованья гражданских и военных руководителей вместе с чиновничьим штатом, то здесь общая сумма затрат превышала, а порой и значительно могла превышать £400 000. Исходя из того, что численность населения Империи по самым скромным оценкам должна была составлять 50 миллионов, мы можем принять 50 миллионов солидов, как минимальный размер государственных доходов. Ведь в государстве, где налоги были весьма тяжелы, обложение не могло быть меньше 1 солида на человека. Этот минимум в английских деньгах выражается суммой около £31 250 000. Вероятно, на деле доход был значительно выше. Одной из самых болезненных финансовых проблем, с которыми пришлось иметь дело Диоклетиану и Константину, был курс денежной единицы. В третьем веке в Империи ощущался острый недостаток золота. Его поступление из рудников уменьшилось, а некоторое количество благородных металлов выводилось из обращения, потому что в эту беспокойную эпоху люди предпочитали закапывать свои сокровища. Но основной причиной нехватки золота стала его утечка на восток в обмен на товары, которых требовали римляне. В первом веке до н. э. годовой экспорт золота на восток, по имеющимся сведениям, достигал, по меньшей мере, миллиона фунтов стерлингов. В ситуации, когда цена драгоценных металлов росла соответственно их дефициту, императоры обращались, как к последнему средству, к обесцениванию монеты, и до определенного момента это не доставляло особенных неудобств, по крайней мере, во внутренней торговле. Когда Диоклетиан пришел к власти, в обращении практически ничего не имелось, кроме двойных денариев. Этой монете полагалось быть серебряной, примерно эквивалентной 1 шиллингу, но теперь она чеканилась из меди, а серебро добавлялось в количестве, необходимом только для придания сплаву достаточно светлого оттенка; стоила она около полупенни. И Аврелиан, и Диоклетиан предпринимали попытки установить стабильную систему денежного обращения, но решение проблемы досталось Константину. Его золотой солид, или номисма, оставался образцом золотой монеты и сохранял свой правильный вес, с небольшими отклонениями, до одиннадцатого века. Семьдесят два солида были приравнены к фунту золота, следовательно, стоимость одного составляла около двенадцати шиллингов и шести пенсов. Но солид не являлся монетой в собственном смысле слова, он не разменивался на серебряную или медную мелочь. Реальным денежным стандартом был фунт золота, так что при обычных расчетах солиды полагалось взвешивать. Для уплаты налогов они принимались по фактическому весу, в остальных случаях солиды играли роль просто кусочков металла. Чистоту золота в нем обеспечивал монетный двор, но полновесность не гарантировалась.
(Отредактировано автором: 22 Ноября, 2009 - 16:02:44)
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 22 Ноября, 2009 - 13:40:34 |
|
|
|