Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Древняя история » История шумеров кого-нибудь­ интересует? [Страниц (8): « 1 [2] 3 4 5 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Константин ФИЛАТОВ



ДРЕВО ЖИЗНИ

(ДЕЯНИЯ ШУМЕРСКИХ ЦАРЕЙ)




ПРЕДИСЛОВИЕ


Старинные предания, изложенные в достойных книгах, веками помогали пытливым умам избавляться от предвзятости собственных представлений, опираясь на мудрость прежних поколений в осмыслении жизни. Они сохранили для нас плоды размышления наших предков и память об их деяниях – следы жизни, давно унесенной в прошлое потоком времени. По этим следам и сегодня с помощью Божией можем пройти мы в постижении смысла бытия, в осознании истории мира.

Это сказание повествует о жизни и деяниях первых достоверно известных творцов мировой истории – царях шумерского города Урука, величайшего города давно минувших столетий. В нем изложено содержание древнейшего эпоса мира, переосмысленного на основе православного духовного опыта. Это попытка отыскать в шумерских героических песнях истоки мудрости Священного писания, обнаружить непрерывную связь времен в отношениях между Богом и людьми. Из разнородных, отчасти разноречивых частей, составлен цельный текст, лишенный внутренних противоречий и расхождений с содержанием книг Библии.

Впрочем, сходных мест между шумерскими сказаниями и библейскими преданиями гораздо больше, чем разночтений. Еще первые переводчики шумерско-аккадского эпоса на европейские языки были поражены имеющимися многочисленными параллелями между литературой Месопотамии* и книгами Ветхого Завета. Поэтому места смысловых пробелов дошедшего до нас материала о царях Урука заполнены сходным по тематике библейским текстом, методом экстраполяции. В некоторых местах использованы отдельные фрагменты и мотивы иных памятников литературы древней Месопотамии, не имеющих прямого отношения к событиям царствования I династии Урука, но удачно дополняющие повествование. Надеюсь, что читатель не сочтет эти места безосновательным домыслом, ведь древняя византийская повесть «Стефанит и Ихнилат» наставляла, что «изрядный писатель предугадывает истину и влагает в уста людей некие беседы, приличные времени».

В основу настоящего повествования положены были древнейшие из известных эпических песен Месопотамии. Это, прежде всего, девять шумерских былин, восходящих к третьему тысячелетию до нашей эры. Кроме них, до нас дошла большая эпическая поэма о Гильгамеше на аккадском* языке, написанная в начале второго тысячелетия до нашей эры, и обнаруженная в древней Ниневии* в библиотеке последнего великого ассирийского царя Ашшурбанапала. Варианты этой поэмы сохранились также во фрагментах на хеттском* и хурритском* языках. Все эти тексты записаны клинописными знаками на глиняных табличках, нередко поврежденных в той или иной степени. Например, на табличке, содержащей песню о смерти Гильгамеша, сегодня можно прочитать только очень малую часть слов. Аккадский эпос о Гильгамеше справедливо причисляется к шедеврам древней классики. Однако, в отличие от шумерских мифов, он несет в себе явные признаки определенного авторского переосмысления и частичной переделки древнейших сюжетов для создания единой концепции развития образов главных героев поэмы. Несмотря на это, и учитывая, несомненно, более широкую известность в мировой литературе аккадской эпической поэмы по сравнению с шумерскими мифами, имена главных действующих героев этого сказания оставлены в своих аккадских формах. Поэтому Гильгамеш на этих страницах не стал вновь Бильгамесом, как он звался, на самом деле, на языке шумеров, а Хумбаба не стал Хувавой. В то же время, второстепенные герои носят свои подлинные шумерские имена.

Кроме шумеро-аккадских первоисточников использованы и некоторые сведения из сочинений античных и средневековых авторов, в том числе из работ прославленного иудейского историка I века от Р.Х. Иосифа Флавия, писавшего по-гречески римского поэта III века от Р.Х. Элиана и средневекового сирийского писателя IX века Теодора бар Коная.

В основу этого сказания легли переводы и комментарии шумерских былин и аккадского эпоса, принадлежащие В. Шилейко, И. Дьяконову, В. Афанасьевой и И. Каневой, а также книги историков: С. Крамера, Д. Рола, В. Емельянова, Х. Саггс, Д. Велларда и Э. Кленгель-Брандт*.

______________________________

* Месопотамия – по-русски, Междуречье. Греческое наименование земли между ближневосточными реками Евфрат и Тигр, где располагалась шумеро-аккадская цивилизация и ее культурные наследники: Вавилон и Ассирия.

* Аккадский язык – язык семитского населения Междуречья, со временем вытеснивший шумерский из сферы разговорного общения жителей этого региона. Получил свое название по имени города Аккад – центра поселения оседлых семитов. По образу жизни аккадцы, практически, ничем не отличались от шумеров.

* Ниневия – столица Ассирии в VII веке до Р. Х.

* Хетты – библейские хеттеи, индоевропейский народ, чей язык был близко родственен латыни. Хетты появились в северной Анатолии (Малая Азия) в начале II тыс. до Р.Х., после политической гибели шумерской государственности в 2003 году дохристианской эры.

* Хурриты – древний народ не семитского и не индоевропейского происхождения, известный в Библии под именем хореи. Хурриты первоначально жили вокруг озера Ван на Армянском нагорье.

* В изданиях:
•Энмеркар и верховный жрец Аратты (в пер. И.Т. Каневой) – «Вестник древней истории», №4, 1964.
•Поэзия и проза Древнего Востока. БВЛ, т.1. – М.: Изд-во Художественная литература, 1973.
•Крамер С.Н. История начинается в Шумере. – М.: Изд-во Наука, 1991.
•От начала начал. Антология шумерской поэзии в переводах В.К.Афанасьевой – СПб, 1997.
•Шумер: города Эдема. – М.: Изд-во ТЕРРА, 1997.
•Крамер С.Н. Шумеры: первая цивилизация на Земле. – М.: Изд-во Центрполиграф, 1998.
•Кленгель-Брандт. Э. Древний Вавилон. - Смоленск: Изд-во Русич, 2001.
•В.К.Афанасьева. Библейские сюжеты в шумерской литературе (Дохристианские культуры и Библия) – «Мир Библии», выпуск 8, 2001.
•Емельянов В.В. Древний шумер. Очерки культуры. – СПБ.: Изд-во Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003.
•Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2004.
•Веллард Д. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2004.
•Эпос о Гильгамеше. Сказание о все видавшем. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
•Рол Д. Генезис цивилизации. Откуда мы произошли…– М: Изд-во Эксмо, 2005.


(Отредактировано автором: 21 Июня, 2007 - 08:02:31)

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Июня, 2007 - 06:01:51
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


I

Многие тысячи лет прошли от изгнания наших прародителей Адама и Евы из рая до Великого потопа, но те седые времена давно погрузились в пучину забвения, не оставив почти никаких следов. Первые люди заселили южное Междуречье более семи тысяч лет назад. О древнейших обитателях тех мест сохранилось очень мало известий, потому что люди тогда еще не знали письма, а устные предания плохо сберегала человеческая память. Но знаем мы, что, спустившись с гор на плодородную равнину, Енох, сын Каина, основал первый город на земле - Эриду, назвав его по имени сына своего Ирада*. Город этот был заложен в конце VI тысячелетия до Рождества Христова вблизи побережья Персидского залива, на небольшом, пустынном песчаном острове в устье Евфрата, окруженном пресноводной, болотистой топью. Сказание шумеров о первых временах сохранило воспоминание об этом событии. «Тростник тогда не рос, не поднималось дерево, не возводился дом, не строился город. Вся земля была покрыта морем. Затем был сотворен Эриду». И стал Енох первым царем на земле, ибо шумерские предания гласили, что именно в Эриду была впервые ниспослана с небес царская власть. Потом появились и другие города, но все они погибли в водах Великого потопа, и под толстым слоем ила речного погребены были древние поселения.

По преданию, первые люди были исполины телами, но быстро одряхлели духом и уверовали в неизбежность зла на земле. И смирились они со злом и перестали противостоять ему своими трудами, и зло одолело их.

Злодеяниями наполнилась жизнь, и переполнились злобой человеческие сердца. Увидев это, восскорбел Господь и раскаялся, что создал человека. И решил Он истребить человеческое племя с лица земли. По воле Его разверзлись источники великой бездны, и хлынул с небес ужасающий ливень, беспрерывно длившийся сорок дней и ночей. Вода залила всю землю и покрыла великие горы. Погибла тогда вся плоть земная, в чем было дыхание жизни, и царственность с земли отошла на небо. Но допотопное человечество во грехах утонуло раньше, чем захлебнулось в ревущих водах. Господь покарал гибелью людей, бесповоротно отвративших от Него свои ущербные души, и неистовые волны вместе с потоком времени смыли с лица земли следы их бытия. Спасся лишь избранный Богом непорочный Ной и те, кто были с ним в просмоленном ковчеге из крепкого дерева. От праведного Ноя и семейства его началась новая история мира.

После Великого потопа населилась вся земля от трех сыновей Ноевых: Сима, Хама и Иафета. Потомки Ноя плодились и размножались, и наполняли землю, данную Господом им во владение. Постепенно расселялись они по всей земле, осваивая местности теплые, изобильные зверьем, дичью и рыбой. Так были снова заселены и берега неспешно несущего свои воды Евфрата и бурного Тигра, благодатные для земледельцев, покрытые плодородным речным илом, увлажняемые летним половодьем в пору таяния горных снегов*. Эта земля, созданная водой и издревле именуемая Междуречьем, простирается от гор Армении* на севере до Персидского залива на юге, на западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке — с горными кряжами Западного Ирана. Южная часть Междуречья отличалась особенно благоприятной погодой, зима там была мягкой и бесснежной, и поэтому на радость людям там произрастали финиковые пальмы, сезам* и тамариск*. В тростниковых зарослях по берегам заболоченных озер паслись стада диких свиней, заводи были богаты рыбой и птицей, по степным просторам бегали стада диких ослов, а рядом – на склонах восточных нагорий – водились овцы и козы.

Около пяти тысяч лет назад спустились с восточных гор на болотистую равнину южного Междуречья племена, называвшие себя «черноголовыми», а нам известные под именем шумеров. Эти смуглые люди, среднего роста, с черными курчавыми волосами, были потомками Сима и Хама, сыновей Ноевых. Мужи их отличались обильной растительностью на лице и теле, но обычно волосы они тщательно сбривали, спасаясь от вшей. И мужи и жены носили одежду из овечьей шерсти, и любили украшения из серебра. На заболоченных берегах строили они свои хижины из плетеного тростника и стены обмазывали глиной.

Заняв эту землю, которая в Библии именуется страной Сеннаар, по имени Сима, сына Ноева, шумеры осушили болота и освоили земледелие на орошаемых полях, пекли хлеб и варили пиво, взрастили сады фруктовых деревьев, приручили животных и научились делать из жирной глины сосуды и кирпичи для строительства домов. Священное писание сообщает, что, «двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести». Шумеры были предками народа Израиля, они изобрели письменность и ткачество, наладили торговлю с соседними народами. Уходили купеческие тростниковые ладьи и караваны ослов в дальние страны, увозя излишки богатых урожаев и овечью шерсть. В обмен доставляли шумеры золото, олово, слоновую кость и полудрагоценные камни из Мелуххи в долине Инда, медь и диорит* из Магана на Оманском побережье, драгоценные металлы, сердолик, лазурит и виноградное вино* получали они с гор Армении, а благовония закупали в Сирии. Лодки плыли мимо возделанных полей, где на жирных почвах колосились ячменные нивы, мимо вновь поднимающихся городов.

Но, несмотря на все свои таланты, шумеры духом пребывали в рабстве у бесов и забыли Бога единого. Каждый город почитал своего демона, каждый царь был и верховным жрецом. Города эти нередко враждовали между собой, а люди повсюду утопали в грехах мирской суеты, как черви в навозе.

И хотя видел Господь, что всякая плоть вновь извратила свой путь на земле, но в милосердии Своем, решил Он не проклинать больше землю за людские злодеяния, убедившись, что помыслы человека от юности злы. Людей одолели соперничество и гордыня, похоть, ненависть и страх, преуспели они во зле и возвысились в алчности. Лишь немногие задавались вопросом о смысле человеческой жизни, немногие жаждали бессмертия души, но о деяниях их поведали нам письмена глиняных книг, найденных в забытых библиотеках разрушенных городов Междуречья, сокрушенных временем и погребенных под толщами песков пустыни…
После потопа, за три тысячелетия до Рождества Господа нашего Иисуса Христа, благоволением Бога царственность вновь спустилась на землю и была дарована потомкам Ноя. Снизошла с небес на землю царская власть, чтобы стать земным отражением небесной иерархии, чтобы обуздать похоти человеческие и порядок устроить среди человеков, удерживать их от зла и защищать от вражеских набегов.

Впервые в шумерской стране, скипетр определения судеб, тиару власти и престол закона по Божественному предначертанию получили правители города Киш, повелители северных номов*. Они венчались на царство в священном городе шумеров Ниппуре во имя единения шумерских племен.
И когда закончился отмерянный Богом срок правления в Шумере владык севера страны, Киш был разгромлен силой оружия и царская власть была перенесена и надолго утвердилась в южном городе Уруке, прославленном в веках своими правителями.

________________________________

* По недоразумению, в результате смысловой ошибки и позднейшей редакторской вставки, современный перевод книги Бытия приписывает заслугу создания первого города на земле Каину, отнимая статус первого строителя у его сына Еноха.

* В IV веке христианской эры Епифаний, епископ Кипрский, во вступлении к своему труду «Панарий» писал: «В пятом поколении после потопа, когда стали люди умножаться от трех сыновей Ноя, … они, двинувшись от горы Лубар и пределов Армении, то есть от земли Арарат, оказываются на равнине Сеннаар… Там возникает первое после потопа поселение людей».

* Сезам – род травянистых растений, иначе называемый кунжут. Семена сезама содержат 50—65% масла, которое используют непосредственно в пищу или в медицинских целях. Зерна сезама используются в восточной кулинарии как приправа.

* Тамариск – одно из священных растений шумеров, небольшой вересковидный кустарник, произрастающий на сухих, часто засоленных почвах в странах Азии. Интересно отметить, что с тамариска (именно с тамариска манноносного — Tamarix mannifera) в пустынях Палестины местные жители собирали «манну», упоминаемую в Библии. Манна представляет собой белое вещество, падающее с ветвей тамариска, образуется из затвердевших сладких выделений тлей, живущих колониями на тамариске.

* Здесь и далее Армения (Великая Армения, Армянское нагорье) упоминается как исторический геополитический термин, не связанный территориально с существующим ныне армянским государством.

* Диорит – твердый черный поделочный камень, перевозившийся в Шумер по Персидскому заливу из месторождений в Омане.

* Виноград не рос в земле шумеров, поэтому вино они закупали в горных долинах Великой Армении, где был выведен культурный виноград из дикой лозы. Из Библии известно, что Ной изобрел виноделие на горах Араратских. В Шумере вино было напитком богатых людей, бедные пили ячменное, непроцеженное пиво, как правило, из больших жбанов через соломинки.

* Номы – административные округа в Шумере с крупным городским центром и несколькими подчиненными малыми городами или сельскими поселениями, возникшие на осушенных болотных и орошенных пустынных площадях.

Прикреплена картинка:
att-4679dc5f787250029.jpg


(Отредактировано автором: 21 Июня, 2007 - 06:16:26)

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Июня, 2007 - 06:03:11
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


II

Первым правителем на юге Шумера после потопа стал Мескиаггашер, сын Хама и внук Ноя, именуемый в Библии Хуш. Он пришел туда во главе одного из шумерских племен, и на берегу реки Евфрат, истекавшей из земли Эдемской в соленые воды океана, около 3000 года до христианской эры основал небольшое поселение Кулаб. Мескиаггашер пребывал в язычестве и духовной слепоте вместе со всем народом своим, ибо отец его Хам отвратился от Бога истинного. Вручил себя и потомство свое Мескиаггашер покровительству солнечного божества. Бог его был солнцем слепых, ибо слепые не видят солнца, лишь чувствуют теплоту его. И стал Мескиаггашер родоначальником династии урукских правителей, потому что Урук, именуемый в Библии Эрех, построил сын его Энмеркар, на месте селения отца своего.

Власть Мескиаггашера, по свидетельству шумерских мудрецов, 324 года простиралась от берегов Персидского залива до гор Загрос. По истечении тех лет, в тростниковой лодке ушел он в море во след солнцу с сыновьями своими: Севой, Хавилой, Савтой, Раамой и Савтехой, и взошел на гористый берег Эфиопский, и основал там царство Хуш. И народ эфиопский и сам, и в устах других народов в память о том стал именоваться хушитами. Поздними потомками Мескиаггашера были также и финикийцы, выходцы из основанных их праотцом поселений в земле Пунт, и на островах Тир и Арад*. Младшие братья Мескиаггашера, сыновья Хама также рассеялись по земле: Мицраим, Фут и Ханаан стали родоначальниками Египта, Ливии и земли Ханаанской.

Мицраим, подобно старшему брату своему, был опытным мореходцем и великим воином. Около 2900 года до христианской эры на исходе весны его высоконосые тростниковые ладьи с черными бортами, покрытыми слоем битума, прошли путь от причальных кольев Пунта до восточных склонов горного хребта, обращенных к Красному морю. Там сошел на африканский берег Мицраим, могучий телом и высокий ростом, и глава его была увенчана золотым венцом с двумя перьями болотной цапли. Несколько сотен бритоголовых шумерских воинов были с Мицраимом, и оружием их были луки и каменные булавы на рукоятях из крепкого дерева. Женщины, дети и слуги сопровождали их.

Поставили они корабли свои на полозья из пальмовых стволов и на толстых канатах протащили их 230 верст, сквозь пылающие дни пустыни и звездные ночи, к водам верхнего Нила. Разведчик, облаченный в волчью шкуру, указывал путь им, и через сорок дней пути ладьи Мицраима вошли в речной поток.

В молниеносных боях на Ниле и на его берегах отличные шумерские воины разбили многочисленные, но разрозненные орды полудиких длинноволосых жителей Верхнего Египта, потопили их папирусные лодки и пленили вождей их. Следы этого похода сохранили до наших дней наскальные рисунки в египетской Восточной пустыне, фрески на стенах древнейших усыпальниц фараонов. А самих завоевателей египетские легенды о происхождении власти фараонов именуют последователями Гора, сына Осириса. Победители принесли с собой на землю Египта не только победоносное оружие, но и навыки строительства из кирпича и камня, письменность, скульптуру и живопись, и заложили основы его процветания. Так была основана древнейшая египетская первая династия фараонов, которая вскоре оружием покорила царство Нижнего Египта и создала могучую и долговечную державу, по силе своей не знавшую равных в древнем мире.

_________________________________

* Пунт – торговая колония, основанная шумерскими торговцами на большом острове Хафун у входа в Красное море из Индийского океана, для посреднической торговли африканскими товарами. Позднее территория Пунта включала в себя и близлежащие земли как на Аравийском полуострове (Йемен), так и на Африканском берегу в районе Джибути. Арад и Тир – древние названия островов Бахрейнского архипелага.

Прикреплена картинка:
att-4679dd73766f70031.jpg


(Отредактировано автором: 22 Июня, 2007 - 12:44:45)

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Июня, 2007 - 06:07:47
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Древняя история » История шумеров кого-нибудь­ интересует? [Страниц (8): « 1 [2] 3 4 5 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0046 ]   [ Gzip выкл. ]