Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): [1] 2 3 4 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Добрый день, уважаемые форумчане! Я довольно
много езжу по миру и фотографирую "на память". Разбирая архивы всегда
стараюсь узнать информацию о том, что попало в кадр. Сейчас дело дошло
до Каппадокии. На снимках много остатков росписей из христианских
пещерных храмов. Соответственно у меня появились вопросы, которые я
хотел бы задать на Вашем форуме.Был бы признателен за такую возможность.

(Добавление)
Для начала мне хотелось бы попытаться понять, кто именно изображён слева на своде.
На своде апсиды - композиция “Предста Царица одесную Тебе”, ниже - 3 Вселенских святителя ( Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст ). Перед алтарной апсидой традиционная фреска “Св. Константин и Елена с Крестом Господним”, а вот две фигуры напротив мне пока определить не удалось.
На всякий случай размещаю большие файлы . Если это черезчур - напишите - уменьшу.

(Добавление)
Картинки не вижу. На всякий случай даю прямые ссылки:

http://cs5381.vkontakte.ru/u21451362/151097190/y_e7ca7f3c.jpg

http://cs5381.vkontakte.ru/u21451362/151097190/y_5d14348f.jpg

Это - Гёреме. Часовня св. екатерины Александрийской.
Буду очень благодарен за помощь.



(Добавление)
Простите - интересуют фигуры справа.

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 23 Января, 2012 - 11:59:57
Марина


Проэдр


Любитель
Это святые воины-мученики, но какие именно, не понятно. Скорее всего св. Георгий и св. Димитрий, но, может быть, два Феодора - Тирон и Стратилат. А, может быть, и такая пара героев-змееборцев - св. Георгий и св. Феодор - они вместе изображены на фреске в другой скальной церкви - "Змеиной". Но что один из них - св. Георгий, это совершенно точно, т.к. он каппадокиец, местный святой.

Выкладывайте еще. Советую пользоваться Радикалом.ру.

(Отредактировано автором: 23 Января, 2012 - 17:27:21)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Января, 2012 - 17:26:49
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Большое спасибо! Дело в том, что там есть греческие подписи - я сам греческого не знаю, хотя кое-где, разумеется, разобрать можно. Если один из воинов св. Георгий, то др. Стратилат - они там обычно в паре изображались. Вот только необычно, что на сей раз они пешие...

(Добавление)
Змеиная у меня тоже отснята - но там всё просто. В Юсуф Коче тоже есть 2 конных змееборца.
Чтобы было легче разбирать надписи при увеличении я предлагаю просто закачивать на файлобменник соответствующие архивы - так будет легче рассматривать подробности, а радикал у меня на работе блокирован - начальство позаботилось ... ((

Ссылка на архив:

http://narod.ru/disk/38604127001/00.zip.html

1. 0185 – По центру как называется эта фреска? Я имею в виду официальное название. “Детство (житие) Христа-младенца”? + Слева на своде - “Преображение Господне”? + Кто изображён в парусах? + Что за фреска под “Детством Христа-младенца” (левая фигура вообще вроде в чалме, но греческие надписи все сохранились).
2. 0186 - Справа над Распятием - поцелуй Иуды, слева вход Господень в Иерусалим. Правильно?
3. 0187 - По центру - “Воскресение - сошествие во ад”, слева - “Ангел возвещает жёнам-мироносицам о воскресении”. Правильно? + что за архангел в куполе + как называется фреска ПОД “Сошествием во ад” (там справа что-то написано)?
4. 0188 - Троица , верх справа –Пантелеймон. Правильно? + На своде апсиды изображением Божией Матери “Знамение”?
5. 0189 – В парусах - Лука и Марк? Что за фрески на стене прямо (верхняя - явно стандартная + внизу три фигуры) ? Чьи фигуры внизу?
6. 0190-0191 - В куполе - “Христос Вседержитель”? Кто в малом куполе? Кто в парусах?
7. 0192 - Композиция, построенная по типу деисуса - «Предста Царица одесную Тебе» или более коротко «Предста Царица». В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. Правильно?

P.S. Воины-мученики подписаны непонятно. Около левого кажется, написано Никита, т.е. он может вообще оказаться великомучеником Никитой Готским. Тут всё-таки надо рассмотреть подписи.

(Добавление)
Да. Забыл. Вторая порция - "Сандаловая" церковь

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 23 Января, 2012 - 17:31:42
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Не могу понять, как открывается доступ к Вашим файлам в архиве... Предлагают повторить набор цифр, но где их набрать - не указывают

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 23 Января, 2012 - 22:14:53
Марина


Проэдр


Любитель
1) 0185. В центре Рождество Христово (советую заглянуть на предыдущую ветку, я там выложила много разных вариантов этого сюжета, хотя иконография в основном однотипна и спутать ее с чем-либо трудно). Слева Преображение, а вот справа - продолжение Рождества - поклонение волхвов. У Вас нет ли случайно снимка именно этой фрески, чтобы получше было ее видно? Здесь потрясающе интересное размещение фигур в пространстве. Воистину, художник проявил творческий подход. Особенно умиляют привязанные к дереву лошадки.
Что внизу - непонятно. Очевидно, какой-то местный сюжет. С крестом в руках святой мученик, но какой? И что за люди к нему обращаются? Вообще в чалме изображают св. Иоанна Дамаскина, который несколько лет провел при дворе халифа, а потом ушел в монастырь. Но здесь явно не он - без нимба.

2) 0186. Все правильно.

3) В куполе архангел Уриил - читается очень четко. Очевидно, в четырех малых куполах четыре архангела, которые отвечают за четыре направления на плоскости земли - их так и называют "ангелы четырех ветров": Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Внизу тоже довольно четко читается "Феодорос".

4) Нет, в куполе архангел - с крыльями и зерцалом в руке. В конхе апсиды (это жертвенник или диаконник?) икона Божией Матери, но не Знамение, а Умиление. А вот иконография Троицы - довольно интересная: все три Лица изображены с кресчатым нимбом, но каждое Лицо подписано - где какое. Посмотрите, если интересно, на ветке "Богоявление" про иконографию Троицы - там есть похожая русская икона Зырянская Троица.

5) В центре и на своде повыше - Вознесение (тоже можете ознакомиться на ветке "Богоявление"). В парусах евангелисты Иоанн (седой) и Марк. Внизу Богородица Гликофилуса (очень похожа на фреску в монастыре Хора) и два архангела - как правило, это Михаил и Гавриил.

6) В малом куполе архангел - один из четырех; в парусах евангелисты (все подписаны); слева Воскрешение Лазаря, а вот справа - Христос несет Крест на Голгофу. Опять очень интересное, необычное размещение фигур на сложной плоскости свода.

7) Внизу святители: обязательно должны быть свв. Иоанн Златоуст и Василий Великий, но здесь, очевидно просматривается также свт. Николай. Остальных трудно определить.
В конхе алтарной обычный Деисис, Богородица в обычном своем мафории, без царского венца и Христос без короны.
Здесь замечательные фигуры на крестчаном нимбе - прямо иллюстрация к тому, о чем я писала в теме Рождества. И ткань с любимым моим рисунком - косые клетки с точками. Прямо именины сердца!

Спасибо Вам большое за прекрасные фотографии!


(Отредактировано автором: 24 Января, 2012 - 02:09:33)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Января, 2012 - 01:18:33
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Добрый день, Марина! Огромное спасибо! К сожалению нормально снятого "поклонения волхвов" у меня нет. Туда не было доступа. В Гёреме вообще снимать очень трудно - ограниченное пространство для манёвра, народ толчётся, да ещё подсветка дикая. Всё, что более/менее получилось я Вам и показал. В таких случаях надо возвращаться, чтобы попытаться отснять уже более конкретные сюжеты - может быть, я это в будущем ещё проделаю.
Далее следуют ещё 3 архива из Гёреме. Церковь св. Варвары, Яблочная церковь и Церковь пряжки. Если можно, то мне тоже хотелось бы понять, что за сюжеты в них И кто изображён?

http://narod.ru/disk/38649531001/0.zip.html

http://narod.ru/disk/38650766001/000.zip.html

http://narod.ru/disk/38652956001/0000.zip.html


Спасибо за похвалу. Мы там вдвоём с моим приятелем снимали. Очень трудные были съёмки - турки, увы!, все усилия приложили, чтобы ни до чего по человечески было не добраться ...

По окончании опознания можно будет подвести итоги - часть съёмок я уже разобрал - их можно будет отдельно посмотреть.
По поводу человека в чалме. Это - наверняка сельджук. Похожая фреска есть в Учхисаре - своеобразное венчание Турка и Византии. Здесь же явно византийцы передают власть сельджукскому хану. Но кто изображён? Впрочем, к Учхисару мы ещё придём чуть попозже.


chalkites Добрый день! Файлы помещены в архив, который я закачал на файлобменник. Чтобы открыть архив и посмотреть их, надо для начала скачать архив к себе. Для этого Вам и даётся проверочный код. После того, как Вы укажете его в соответствующем поле (оно там самое большое), откроется прямая ссылка для скачивания.

(Отредактировано автором: 24 Января, 2012 - 11:10:43)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 24 Января, 2012 - 11:09:45
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


У меня появилась мысль.
Церковь с сандалиями датируется концом XII - началом XIII вв. Следовательно скорее всего внизу 0185 снимка запечатлена передача этих земель сельджукам в качестве выкупа за имп-ра Романа IV Диогена в 1071 г.. В чалме изображён Алп-Арслан, но кто справа (одна фигура - явно Роман IV, но кто - второй?)? Старший царевич Михаил Дука?.
Может, кто-нибудь сможет прочесть надписи?

(Отредактировано автором: 24 Января, 2012 - 16:06:41)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 24 Января, 2012 - 15:32:42
Марина


Проэдр


Давайте разбираться по порядку. Церковь св. Варвары. Красные линейные рисунки на белом фоне - остатки изображений иконоборческих времен, а, может быть, даже и ранее. Рисунки довольно неумелые, как будто сделаны детской рукой. Я здесь никакой особой символики не вижу, разве что крест в круге - символ универсальный и очень древний. О нем у меня написано в теме Рожества (добро пожаловать на предыдущую ветку). Фигурки, похожие на грибки, явно навеяны каппадокийскими пейзажами. Что за зверек пониже петушка (вероятно, намек на отречение Петра) - ума не приложу, давно дивлюсь на него. Скорее всего, фантазия юного художника. Я где-то читала, что это кузнечик - символ Христа, но я, честно говоря, о таком символе Христа не слыхала - может быть, кто уточнит?
А вот фигуры св. воинов-мучеников Георгия иФедора явно приписаны позднее.
Вообще эта церковь производит впечатление очень милое - какая-то детская наивная вера, свежесть взгляда, незамутненность, простодушие.

Церковь яблочная.

0213. Здесь как будто все понятно. В малом куполе - повыше большого с Христом Вседержителем - Вознесение. Внизу в малом куполе архангел - имени не видно. В парусах, как всегда, евангелисты. Имена пророков на арках очень хорошо читаются: Давид и Соломон, Исайя и Даниил.

0215. Какая чудесная стайка ангелов в малом куполе! А что написано - может быть, Халкитис поможет прочитать. Справа поцелуй Иуды. Слева поругание Христа. Очень интересная, редкая иконография. Обычно Он в этой сцене изображен в багрянице - римском красном воинском плаще. А здесь - в белой тунике, подаренной Иродом. Эту подробность, как правило, упускают или не придают ей значение. Но вот каппадокийскому художнику она показалась значимой.

0216. Штукатурка в том месте, где должен быть лик архангела, облупилась (или намеренно стерта турками?) и обнажился нижний слой - времен иконоборчества, как и крест в круге пониже. Но зато очень хорошо читается имя архангела - Евхаил. Честно говоря, мне такой архангел неизвестен.
Слева - поездка св. Семейства в Вифлеем на перепись. Сзади идет Иаков - младший сын Иосифа и брат Господень по плоти, будущий первый епископ Иерусалима и священномученик, которого иудеи сбросили с крыши храма. Очень известный человек, о нем даже Иосиф Флавий упоминает, не только Деяния. Справа - Рождество; от композиции остались только края, но и так понятно, что она похожа на ту, что в первой Вашей подборке. Остались потрясающие козлики и лошадки волховов, привязанные к дереву, а также коленопреклоненная фигура одного из волхвов.

0217. В люнете - Крещение. В малом куполе архангел с именем Ориил - то ли первая буква (ижица) стерлась и тогда это Уриил (хотя диграф должен писаться наоборот - ОУ), то ли так и надо. Но тогда ясно виден ностратический корень ОР или Ар, он же ЯР в славянском варианте или ХОР (ГОР) в египетском - свидетельство светоносной природы небесного вестника.

0218. В малом куполе архангел Флогофеил - опять неизвестное (для меня во всяком случае) имя архангела. Ниже Воскрешение Лазаря. Сам Лазарь в одеянии из косых клеток с точками внутри - засеянное поле - древнейший, со времен Адама, символ плодородия, жизни, возрождения - самый подходящий в данном случае рисунок. Вообще этот узор встречается в скальных храмах Каппадокии повсеместно, что неудивительно, учитывая древность человеческой культуры в этом районе. Но в данном случае вспоминаются слова из послания (не помню точно, какого) св. ап. Павла о человеческих телах и их воскресении: "Сеется в тлении - восстает в нетлении". Об этом мы обязательно поговорим во благовремении.
Ниже три отрока в пещи огненной (см. Книгу Даниила) - излюбленный сюжет еще со времен римских катакомб.

0219. Опять архангел в малом куполе, но имени, к сожалению, не видно - наверное, тоже какое-нибудь оригинальное. Ниже остатки фрески Погребение Иисуса - видны только остатки фигуры Никодима справа. Напомним, что апокрифическое Евангелие Никодима пользовалось в то время широкой популярностью.
Еще ниже в малой апсиде - жертвеннике - Богородица Умиление. Жаль, что стерта.



(Отредактировано автором: 25 Января, 2012 - 01:32:48)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Января, 2012 - 20:28:54
Марина


Проэдр


Церковь пряжки. (Кстати, почему она так называется?)

Сначала Старая церковь. 0229 стоит разрезать и рассмотреть две части по отдельности.



Верхний ярус слева направо: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы (третья фигура - девочка в арке под красной тканью - обычно она изображается выглядывающей из-за занавеса или прикладывающей палец к губам - как намек на совершающуюся тайну Боговоплощения), испытание водой (по апокрифическому Протоевангелию Иакова), поездка в Вифлеем на перепись, Рождество.
Средний ряд: Елизавета прячет от воинов Ирода своего младенца Иоанна в ресселине скалы (тоже по Протоевангелию Иакова); Иоанн проповедует иудеям покаяние и крестит их в Иордане; Иоанн поклоняется Иисусу, пришедшему к нему креститься; Крещение.
Нижний ряд: Вход Господень в Иерусалим; Тайная Вечеря (на столе в чаше - рыба, раннехристианский символ самого Христа); поцелуй Иуды.



(Отредактировано автором: 25 Января, 2012 - 02:00:21)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 25 Января, 2012 - 01:31:54
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Марина! Огромное спасибо за разбор фресок из церквей св. Варвары и Яблочной. Крайне признателен.
По поводу непонятного кузнечика. Неоднократно встречал противоположное мнение. Якобы это - символ Дьявола. Потому он и заключён между крестами, "запирающими" Зло. Петушок - вроде бы символ церкви вообще. Но это - так ... слухи ...
Церковь пряжки получила своё название тоже не совсем понятным образом. Во-первых, я слышал, что оно появилось из-за её формы - Старая и Новая церковь, соединённые проходом, а под ними (в основном, под Новой ) ещё и помещения Нижней церкви). Похоже по форме на пряжку.
С другой стороны, вроде бы где-то на потолке должна быть выемка, тоже напоминающая по своей форме пряжку. Это всё, что мне известно.
Еще раз - спасибо за ответы.

(Добавление)
Да. За начало разбора по Церкви пряжки тоже огромное-преогромное спасибо. В ней подсветка особо варварская. Заранее прошу прощения, но ничего лучше там снять просто не удалось ...

(Отредактировано автором: 25 Января, 2012 - 10:45:08)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 25 Января, 2012 - 09:53:44
Марина


Проэдр


Продолжим разбор фрески на своде Старой церкви. Там тоже есть интересные, оригинальные моменты.



Верхний ярус: Поклонение волхвов (жаль, не влез в кадр кусок слева - там, где должна быть Богородица с Младенцем); Избиение младенцев - такого изображения я еще видела! Младенцы с отрубленными головами свалены в кучу и к ним сейчас присоедится еще один, а одна из матерей рвет на себе волосы - причем, волосы светлые! (вообще на фреске особо жгучих брюнетов не видать - неужели в то время в Каппадокии еще жили хетты?) Такой натурализм даже похлеще, чем на мозаиках Хоры. Далее бегство Святого Семейства в Египет и встреча его в городе Сотине (по апокрифическому евангелию).

Средний ряд посвящен призванию апостолов. В центре очень необычная иконография сюжета "Чудо умножения пяти хлеб и двух рыб". Справа исцеление слепорожденного и воскрешение Лазаря.

Внизу Распятие, Снятие с Креста, Жены-мироносицы и Ангел у пустого Гроба. Над Гробом со свернутой плащаницей фигуры поднятых из ада (шеола) царей Давида и Соломона, т.е. одна сцена очень необычно переходит в другую - Воскресение=сошествие во ад; справа фигуры Адама и Евы, внизу попранный Христом сатана.





(Отредактировано автором: 26 Января, 2012 - 03:54:16)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 25 Января, 2012 - 22:11:05
Марина


Проэдр


У Вас последней сцены не видно. Предлагаю свою фотографию.



Церковь в плане крестообразная.
0230. Общий вид южной оконечности креста. Изображение в люнете представляет собою прямо-таки космическую картину: крест, в центре которого мы видим лик Сына Божия, есть ось или каркас всего мироздания, на котором оно, собственно, и держится; вверху ангелы и святые, внизу - в арках, которые символизируют опоры, на которых держатся небеса, изображены святые - тоже столпы, опоры церкви и всего мира. Потрясающе лаконично и талантливо. Пониже по всего периметру церкви идет лента с евангельскими сценами. Слева направо: исцеление раба сотника, воскрешение дочери Иаира, исцеление расслабленного (об этом сюжете можно посмотреть на ветке "Богоявление"), Вход в Иерусалим, Тайная вечеря. Интересно, что на столе - только одна чаша, другой снеди нет. Это напоминает рублевскую Троицу - единственный вариант, где тоже на столе только одна жертвенная чаша.

Вверху на своде Сошествие Св. Духа на апостолов (тоже можно посмотреть, если есть желание ознакомиться с разными вариантами иконографии). Здесь очень жаль, что центральная часть утрачена, т.к. оставшиеся изображения по краям свидетельствуют об очень высоком качестве живописи.




(Отредактировано автором: 26 Января, 2012 - 04:13:03)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Января, 2012 - 03:50:52
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Добрый день, Марина! Большое спасибо! Очень интересные пояснения!

Хотелось бы уточнить по уже откомментированному следующее. Какой Феодор изображён в конной паре с Св. Георгием? Тирон? И какой Феодор тогда внизу на снимке № 0187 ?

И ещё о Яблочной церкви ...

Для начала я хочу привести одно соображение. Дело в том, что самая правдоподобная ( с моей точки зрения ) версия происхождения "яблочного" названия гласит, что его церковь получила из-за округлого предмета в руках архангела Гавриила, изображённого в куполе перед алтарной конхой (т.е. это - тот ... неопределённый архангел со снимков №№ 0212-213 (на 0213-м он в малом нижнем куполе). Тогда получается, что это - архангел Гавриил, а в руке у него, соответственно, не яблоко ..., а сферическое зеркало.

И если можно, то хотелось бы понять что за пророки изображены на арках слева и справа (№ 0213). Кстати, именно они попарно есть крупно на снимках 0 215 и 0216. Сам я смог разобрать только Аввакума.

(Отредактировано автором: 26 Января, 2012 - 16:31:47)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 26 Января, 2012 - 10:22:30
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): [1] 2 3 4 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.009 ]   [ Gzip выкл. ]