Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Византийская иконография­ Сретения. [Страниц (3): « 1 2 [3] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Синай, мон. Св. Екатерины, фрагмент эпистилия темплона 12 в. Здесь мерный ритм действующих лиц, склоненных друг ко другу в застывших позах, несколько оживляет фигура старицы Анны с воздетою в пророческом экстазе десницей.



* * *

Троицкая церковь монастыря Сопочаны, ок. 1265 г., Сербия.



Очень интересное архитектурно-художественное решение: на месте престола здесь окно, а оно в храме есть источник света, точно по слову Христа «Я есмь свет миру».

Заметим, что окна и двери в храмах делались именно такой формы – с арочным завершением, как образ тварного мира (особенно показательны в этом смысле дверные проемы в пещерных храмах Каппадокии, где верхняя, «небесная» часть выделена очень четко, и эти «замочные скважины» вызывают недоумение посетителей). А в древности любой проем в стене – и дверной, и оконный – мыслился как место перехода в мир иной (почему и нельзя здороваться и прощаться в дверях – это грань между мирами). И свет извне мыслился как свет из мира иного, т.е. как свет Божий, нетварный. Так что все очень логично и наглядно.

* * *
14 в.

Это фреска из монастыря Высокие Дечаны (Косово, Сербия, 1345-48 гг.). Здесь интересная деталь, повторяющаяся довольно часто, – книга на престоле как знак передачи эстафеты от Ветхого Завета к Новому, а также исполнения пророчеств о Мессии.



* * *

Фреска из ц. св. Апостолов в Пече (Сербия, Косово, 1350-75 гг.) довольно точно передает конструкцию Кувуклии: прямоугольный Престол, он же Гроб Господень, а над ним остроконечный шатер на колонках.



* * *

Последние приведенные мною композиции Сретения отличаются строгой симметричностью. Симметрия в античном искусстве считалась признаком космической гармонии, а в христианские времена – так же и идеального, т. е. райского устроения мира. Такого типа иконы напоминают классическую «геральдическую композицию» с крестом или мировым древом в центре и птицами (или оленями или львами) по краям.

Для примера приведу торец саркофага 6 в. из равеннской базилики Сан Аполлинаре ин Классе.



Как видим, крест – мировая ось – стоит на горе, из которой вытекают четыре райские реки.

Так же и на иконах Сретения симметричного типа в центре композиции оказывается самое главное – жертвенный престол, на который суждено возлечь Сыну Божию и который тоже оказывается в центре иконы. По краям же – христианские души, служащие Ему. Но в Жертву Он приносит Себя Сам.

Симметричные композиции удобно размещать на плоской стене или в люнете – под арочным сводом.

* * *

Не все, однако, иконы Сретения 14 в. столь симметрично-статичны. На некоторых сцена выглядит очень живо и как бы в движении.

Печ, церковь св. Димитрия, 1345 г.



Симеон здесь стоит на ступени Храма, как на некоем пьедестале, и вынужден склониться в поклоне Богоматери и Младенцу сильнее.


(Отредактировано автором: 18 Февраля, 2016 - 16:20:23)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Февраля, 2016 - 16:07:38
Марина


Проэдр


Собор Протата на Афоне, 14в. Автор – Мануил Панселин.

Ступенек под ногами Симеона здесь уже три.
А такой трогательной юной Матери, пожалуй, нет больше нигде.



Кивория-храма на этой композиции нет, и действие происходит на фоне храмового комплекса, во дворе. Но зато на алом фоне покрова на Престоле отчетливо выделяется книга Священного Писания Ветхого Завета, а на руках Божией Матери сидит воплощенный Завет Новый – Спаситель мира Иисус Христос.

Здесь также размещение фигур диктует форма предназначенной для данной сцены поверхности стены.

* * *


Сербия, Арилье, Церковь Св. Ахилия Ларисского, 1296 г.

Старец Симеон с Младенцем Иисусом на руках восходит по длинной лестнице к Храму, внутри которого располагается киворий-кувуклий – как и в реальном Храме Гроба Господня, разве что сам этот Храм больше напоминает базилику, чем ротонду.

Размещение сцены Сретения на восточной стена, т.е. над алтарной апсидой, где происходит приношение безкровной Жертвы, подчеркивает ее значимость.

* * *

Еще более интересно и значимо с символической точки зрения расположение Сретения в церкви Богородицы Эвергетиды в Студенице (роспись 1208-1209 гг.).



В этой церкви сцена Сретения изображена по обеим сторонам алтаря. Таким образом, алтарь является эквивалентом обычно присутствующего на иконах Сретения кивория, т.е. места принесения страшной Жертвы.

* * *

То же самое – в Кирилловской церкви в Киеве, где фрески сохранились еще хуже, однако, изображения вполне различимы.



* * *
И, наконец, замечательная композиция из храма в Милешеве (1228 г.).

Здесь обращает на себя внимание не только удивительно живой Младенец на руках Богородицы, но еще пророчица Анна – с воздетою рукой и несколько изогнутым телом, как бы в пророческом танце – редкая, но очень интересная деталь.



К сожалению, картинка из двух неодинаковых частей. Но и в самом храме композиция размещена на двух боковых пилонах, при этом получается очень интересный эффект – молящиеся в храме проходят как бы между Богоматерью и Симеоном и становятся не только свидетелями, но и участниками священного действа.

И в этом – самая главная идея православного богослужения вообще – не просто стоять в храме и молиться, но и присутствовать при всех вспоминаемых евангельских событиях, и участвовать в них, и сопереживать. То есть мы, как в древности, становимся участниками священной мистерии. И если и нам «оружие пройдет сердце», как предсказал Богородице праведный Симеон, то и исцеление от этой раны будет благодатным.



(Отредактировано автором: 18 Февраля, 2016 - 22:01:28)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Февраля, 2016 - 21:53:25
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Византийская иконография­ Сретения. [Страниц (3): « 1 2 [3] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.011 ]   [ Gzip выкл. ]