Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Славнейшая воистину серафим [Страниц (3): [1] 2 3 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Предлагаю новую ветку, на которой мы будем выкладывать и обсуждать примеры необычной или уникальной иконографии Божией Матери. Как известно, иконы Богородицы можно объединить в четыре больших группы: Одигитрия, Умиление, Знамение (Оранта) и Всецарица (Богородица на престоле). Однако, образ Богородицы настолько многогранен и настолько любим христианским народом, что ни в какие рамки не укладывается. Кроме того, православные художники часто проявляли творческий подход и вносили свое видение в любимый образ Богородицы, и так возникали примеры необычной иконографии, даже в пределах устоявшегося канона.

Начну с поистине уникальной фрески в притворе Печской патриархии. На первый взгляд кажется, что это обычная икона Богоматери Знамение или Оранты.



Приглядитесь, однако: руки Пречистой не подняты вверх в молитвенном жесте, а раскинуты в стороны, как будто Она обнимает ими весь мир. Таким образом, Сама Матерь Божия являет нам образ Креста.

Младенец на груди Богородицы (или во чреве - это можно понять двояко) не просто в круге, как обычно принято изображать, а находится в некоем ковчежце.



Что это может быть?
В.Джурич в своей книге утверждает, что данное изображение Богоматери в Пече являет собою иконографию "Живоносный источник". Трудно с этим согласиться, так как здесь в "чаше" находится Богомладенец, а не Сама Богородица, как на иконе "Живоносный источник". Вместилище Богомладенца напоминает, скорее, ковчег, из которого вылезает Ной на самых ранних фресках в римских катакомбах. Или же это некое подобие дискоса, и тогда весь образ можно понять как предуготовление к жертвоприношению, т.е. это образ евхаристический.

В общем и целом эта икона производит колоссальное впечатление. А как вы думаете, что хотел здесь сказать нам художник (ну, и заказчик, разумеется)? И есть ли где-нибудь аналоги такой иконографии?



(Отредактировано автором: 12 Марта, 2012 - 20:09:08)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Марта, 2012 - 12:31:27
Марина


Проэдр


В том же притворе есть замечательный Деисис с Христом Ветхим Деньми в центре. От Иоанна Крестителя справа сохранились только руки, а вот икона Богоматери здесь уникальна - не самим изображением, оно здесь обычное, хотя и очень высокого качества, но надписью.



Прочитать для нас не составит труда: Милостивая и Человеколюбивая. Воистину так.



В том же Пече в церкви Богородицы Одигитрии есть уникальная фреска - "Богородица - питательница бедных".



(Добавление)
К сожалению, не удалось удачно совместить две фотографии. Но все же общая картинка представление о фреске дает.

На иконе в церкви Богородицы Левишки в Призрене Питателем бедных выступает Младенец Христос, но он так же сидит у Матери на коленях.



(Отредактировано автором: 12 Марта, 2012 - 20:31:24)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Марта, 2012 - 20:03:59
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Марина, разговор об иконографии Богоматери - интересная идея, позволяющая привлекать множество разнохарактерного материала.
В примечаниях к основному тексту Джурича именование Богородицы Живоносным источником на этой фреске доказывается тем, что Младенец на Её груди помещён в декоративный сосуд. Мне тоже кажется, что сосуд этот более напоминает дискос, а вся сцена имеет скорее евхаристический смысл, подчёркиваемый и другими деталями - пастырским благословлением Христа (обеими руками) и покровенными руками ангелов, слетающих к Богоматери.
Примеры подобной иконографии есть, однако в них довольно сложно бывает провести границу между тем положением рук Богородицы, которое позволяет с уверенностью именовать Её Орантой, и тем, что представлено в Пече и, действительно, скорее символизирует крест. Вместе с тем этот жест, кстати, вполне соответствует Её эпитету "Ширьшая небес", описывающему Воплощение.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 17 Марта, 2012 - 22:28:45
Марина


Проэдр


Да, конечно, да и не стоит, наверное, проводить четкую разделительную черту между двумя этими вариантами иконографии "Знамение". И воздетые в молитве руки, и распростертые крестом - та же Платитера. Замечательное изображение Ее я уже приводила на другой ветке (http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=15&topic=1&start=13). Конечно, Вы были сто раз правы, когда говорили, что для каждой темы надо отводить особую ветку, да я вот не сразу поняла, что это совсем просто. Вот сюда бы надо перенести то, что я там писала, да и все приведенные там иконы поистине уникальны - каждая по-своему.

Но вот эта икона-фреска из Лесновского монастыря потрясает до глубины души. Глядя на такую красоту, молитва сама изливается из сердца, как льются слезы из глаз.



(Отредактировано автором: 18 Марта, 2012 - 00:29:03)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2012 - 00:18:28
Марина


Проэдр


Взбранной Воеводе победительная. Вот такую икону Богоматери написали недавно наши патриоты.





(Добавление)
Вполне в духе традиции. Интересная деталь - гривна на шее. Как у святых мучеников Сергия и Вакха.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 30 Марта, 2012 - 21:00:08
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Я вот не понимаю, зачем Богородице на голову шлем надевать и в кольчугу одевать? Марина, как Вм кажется, это правильно? Надо остановиться на тех традициях, которые были приняты в Византии, зачем придумывать что-то новое?! Постепенно эти крайности буду переростать в еще большие и скоро у нас начнеться третий этап иконоборчества из-за таких крайностей, два уже было в Византии и к чему это привело, всем хорошо известно... Я сам занимаюсь иконописью и золочением икон, но лично для меня это не приемлемо...

(Отредактировано автором: 31 Марта, 2012 - 09:54:34)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 31 Марта, 2012 - 09:48:53
Марина


Проэдр


Можно, конечно, переписывать старые образцы, и в этом не будет ничего плохого. Но неужели Вы не заметили, что с каждым веком в иконографии появляется что-то новое и не всегда плохое? В противном случае мы бы остановились на уровне живописи катакомб или, в лучшем случае, Равенны, которую я очень люблю, но все же там еще нет многого из того, что появилось позднее.

Никакой угрозы иконоборчества я в связи с этой иконой не вижу. Как его не случилось, когда появилась, например, икона Неупиваемая Чаша или Купина Неопалимая, которых не было в Византии. Не говоря уже о Святой Софии новгородского извода, которую до сих пор многие не приемлют. А мне она нравится, т.к. это как раз тот случай, когда наглядно выявляется то, о чем не говорится вслух. Конечно, некоторая смута по поводу новых икон у нас была при царе Иоанне, и Стоглавый собор в действительности ничего не решил ("писать, как Андрей Рублев" - это на самом деле отговорка), т.к. художественное творчество, даже каноническое, вещь очень тонкая, и ограничить развитие иконографии в ненужную сторону может только вкус и чувство такта самого художника. Можно, конечно, что-то запретить или признать какую-то икону неканоничной. Однако, соборного решения в отношении данной конкретной иконы, насколько мне известно, не было. Да ее вообще мало кто видел, потому я ее и выложила как пример необычной иконографии - как раз для этой ветки, открытой специально для икон такого рода. Ну и в связи с чтением Акафиста, конечно.

Вообще у нас на Руси после Раскола с иконописью просто беда: в официальной Греко-Российской Церкви махровым цветом расцвела свето-теневая живопись на латинский образец, которую уже сакральным искусством назвать никак нельзя, среди же старообрядцев искусство, повторявшее только старые образцы, застыло, остановилось в своем развитии. И, как ни странно, дело начинает выправляться только сейчас, хотя делать это надо очень осторожно, с этим я согласна. Вообще я не сторонница обновленчества, в том числе и в иконописи. Но вот наш храм Михаила Архангела в Тропареве, например, расписан очень неплохо - и в рамках традиции, и с новыми какими-то мотивами, вписанными в общий ансамбль очень умело и тактично. А как расписывается старообрядный храм в Михайловской слободе, мне не нравится, кажется как-то примитивно, хотя и строго канонично - тут не придерешься, единоверцы традицию блюдут так же сторого, как старообрядцы. Так что здесь общего правила нет.

Данная же икона - именно иллюстрация молитвы. А как еще может выглядеть Взбранная Воевода? Конечно, кольчуга и шлем здесь условны, да Божия Матерь в них и не нуждается - кто на нее нападет? Однако образ Защитницы людей, как мне кажется, выражен достаточно удачно. Впрочем, это дело вкуса.

А Вас, Нарсес, я тоже приглашаю выкладывать на этой ветке необычные иконы Божией Матери - грузинские и армянские, которые у нас мало известны. Во славу Божию!

(Отредактировано автором: 31 Марта, 2012 - 12:00:26)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 31 Марта, 2012 - 11:55:09
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Цитата:
Как его не случилось, когда появилась, например, икона Неупиваемая Чаша или Купина Неопалимая, которых не было в Византии

Марина, это разные вещи, не надо сравнивать со шлемом и воинскими облачениями - совсем другую нагрузку несет. Иконоборчество зарождалось с малых вещей, на которые поначалу не обращали внимание, затем переросло в крайности, сегодня у православных (я сам православный) замечаются крайности в иконопочитании и не только в России. У нас в Грузии тоже замечаются крайности, уже во всю распространяют иконы в прямом смысле беременной Пресвятой Богородицы, а ведь для этого есть у нас старая и прекрасная икона "Знамение"?! Надо проще к вещам относится, а мы усложняем их... Поначалу не обращали внимание на иконопочитательные крайности, потом, когда дело стало прогрессировать, то недовольные этими крайностями впали в противоположную крайность - иконоборчество, это как монофизитство - неудачное бегство от несторианства, и то и др. крайность...

Цитата:
Но неужели Вы не заметили, что с каждым веком в иконографии появляется что-то новое и не всегда плохое?

Честно говоря, после падения Константинополя мало что изменилось в иконописи, только вот в России что-то нчало меняться,...

Цитата:
А как еще может выглядеть Взбранная Воевода?

Не пониомаю, в Византии не сочли нужным создавать такой образ, значит непросто так, не правда? Ведь есть немало прекрасных икон с такой же смысловой нагрузкой...

Цитата:
Конечно, кольчуга и шлем здесь условны, да Божия Матерь в них и не нуждается - кто на нее нападет?

Скоро мы Божью Матерь во что-то др. начнем надевать и будем считать, что это не плохо...

Уважаемая Марина, я буду подключаться по мере сил, у меня много работы по чисто историческим темам просто...

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 31 Марта, 2012 - 21:13:27
Марина


Проэдр


Ох, вот уж не думала, что эта икона может вызвать такую реакцию!
Но я действительно не вижу никаких причин для возникновения иконоборчества в России сейчас. А крайности в иконопочитании наблюдались всегда и везде, это уж человек так устроен - ему так легче веровать. И вообще иконоборчество в Византии было вызвано не только крайностями в иконопочитании, насколько я поняла, - сошлись в одну точку несколько причин. И не последняя из них - опять же не подвергшийся соборному осуждению гностицизм, который продолжал жить в Церкви подспудно, и иконоборчество - одно из его проявлений как борьба с учением о реальном, не мнимом воплощении Сына Божия.
И действительно, после гибели Византии как государства развитие иконографии практически не шло, это естественно. Греческие художники, например, Феофан Критский, сохраняли традицию, и за это им спасибо.
Но что плохого в том, что на Руси византийскую традицию усвоили, подхватили и творчески продолжили ее развитие?
Кстати, и беременной Божию Матерь тоже изображали. Вот пожалуйста:



Встреча Марии и Елизаветы, 6 в., базилика Евфразия в Порече.

Можно, конечно, сказать, что эта мозаика - ранняя, и в ней наблюдаются еще остатки античного натурализма. Ну, так это тоже неплохо - у каждой эпохи свои особенности. А раннее христианство как раз и ценно свежестью взгляда и горячей, искренней верой.

Здесь, кстати, примечательная деталь: у обеих сестер из-под одежды выглядывает кончик ораря - белого шарфика диакониссы. Впоследствии эта деталь исчезла.

А об иконографии Богоматери Знамение давно планирую сделать подборку - разных необычных вариантов. Но теперь уже позднее, после Пасхи.


(Отредактировано автором: 01 Апреля, 2012 - 00:30:35)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 01 Апреля, 2012 - 00:20:16
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Я тоже не усматриваю в этой иконографической новации большой беды. Иконографический язык, как и всякий язык - живая коммуникативная система, которая способна и должна развиваться. В самой Византии за тысячу лет её существования появлялись и исчезали различные иконографические типы Христа, Богородицы, и это был естественный процесс реагирования сакрального искусства на запросы времени, новые идеи, богословские споры. Пока богословие оставалось живой наукой, продолжалась и выработка новых иконографических формулировок для выражения её идей.
Кстати, и Живоносный источник, который на нашей почве стал Неупиваемой Чашей, и Неопалимая купина - всё это эпитеты Богоматери с византийских времён, как и Взбранная Воевода или Божественная состратигисса императоров, несокрушимый оплот их царства.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 01 Апреля, 2012 - 02:00:49
Марина


Проэдр


chalkites
Спасибо за поддержку, а то я уже совсем было расстроилась и даже хотела убрать икону, дабы не возникало соблазна.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 01 Апреля, 2012 - 02:12:16
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Цитата:
А крайности в иконопочитании наблюдались всегда и везде, это уж человек так устроен - ему так легче веровать.

Нет, Марина, не всезде и не всегда.

Цитата:
И вообще иконоборчество в Византии было вызвано не только крайностями в иконопочитании, насколько я поняла, - сошлись в одну точку несколько причин

Естественно не только крайностями иконопочитания, но и богословские воззрения повлияли на это.

Цитата:
И не последняя из них - опять же не подвергшийся соборному осуждению гностицизм, который продолжал жить в Церкви подспудно,

Нет, но монофизитство, что хорошо показал Лурье и о чем я писал ранее, это самый ранний период зарождения иконоборчества в среде полководцев Льва Исавра, которые были восточного происхождения, например, армянин-халкидонит Смбат Багратуни, куропалат Армении, который не был свободен от монофизитских веяний по-началу, и которому писал католикос-монофизит Саак Дзорапореци о том, что не подобает почитать иконы, но только кресты. Этот Смбат был в тесных отношениях с Львом Исавром, если есть желание могу и само письмо процитировать Саака Смбату... и отмечу, что иконоборчество в восточной Армении началось задолго до того, как оно возникло бы в Византии, поэтому именно через посредство византийских полководцев арм. происхождения оно проникало в столичные придворные круги, это следует учесть...

Цитата:
и иконоборчество - одно из его проявлений как борьба с учением о реальном, не мнимом воплощении Сына Божия.

Это называется классическое монофизитство.
http://www.armenobyzans.info/index.php?option=com_kunena&func=view&catid=5&id=25&Itemid=48

Цитата:
Но что плохого в том, что на Руси византийскую традицию усвоили, подхватили и творчески продолжили ее развитие?

И тогда говорили, "что тут плохого", не обращая внимания на незначительные перегибы в области иконопочитания, пока до крайнеостей не дошло, вот и все, все начинается с мелочей (!), иконоборчество раскалбасили постепенно, не сразу, что и вполне естественно и понятно...

Цитата:
Кстати, и беременной Божию Матерь тоже изображали. Вот пожалуйста:

Тут хотя бы формы сдержанны в рамках нормы, кстати, такая же беременная Божия Матерь изображена где-то на Кипре помниться мне, но то, что сегодня распространяют тут, это не приемлемо, и вообще, есть прекрасные иконы Божией Матери, и если Вы заметили, таких "беременных" икон раз-два и все, это надо учитывать, и это говорит о том, что этот образ не получил дальнейшего развития в средневековье (!), и неспрста же нет (?), а фреску или мозаику не испортишь ведь уже, в конце концов там Богородица изображена... вот если найду в сети тот грузинский образ выложу, и еще рисуют у нас вские "мультики" о св. Нине, а не иконы, неудачно подражая каппадокийским мастерам...

chalkites
Цитата:
Я тоже не усматриваю в этой иконографической новации большой беды.

Я повторюсь, в Византии тоже поначалу не усматривали, пока не дошло до погромов, оскорблений и из-за икон люди убивали друг друга, все начинаается постепенно и не сразу заметно...
Цитата:
В самой Византии за тысячу лет её существования появлялись и исчезали различные иконографические типы Христа,

Христос в воинском облачении был?

Цитата:
Иконографический язык, как и всякий язык - живая коммуникативная система, которая способна и должна развиваться.

Я прекрасно понимаю Вас, но должен существовать какой-то канон сегодня, какая-то инстанция, которая будет давать добро или запрет на распространения икон написанных не по норме. Сегодня кому в голову что взбредет он то и напишет, а кто изначаотно проверит?
Вы меня простите, но таким подходом к делу мы скоро начнем изображать Богородицу в облачении повара (воина уже есть), как питательницу народа христианского или еще дойдем до чего-то...

Цитата:
и это был естественный процесс реагирования сакрального искусства на запросы времени, новые идеи, богословские споры.

Так было в Византии (!), а какие богословские споры легли в осонову образа Богородицы в воинском облачсении сегодня (?), мне не понятно, уж простите мне! Я сторонник того, чтоб в корне уже пресекали такие попытки крайностей, потому как прекрасно знаю к чему они приводили и не только в Византии...

Цитата:
Кстати, и Живоносный источник, который на нашей почве стал Неупиваемой Чашей, и Неопалимая купина - всё это эпитеты Богоматери с византийских времён, как и Взбранная Воевода или Божественная состратигисса императоров, несокрушимый оплот их царства.

Вот это я понимаю, это иное дело, а Богородица со шлемом на голове и в кольчуге, ой...


Марина
Цитата:
Спасибо за поддержку, а то я уже совсем было расстроилась и даже хотела убрать икону, дабы не возникало соблазна.

Марина, Вы ж не думаете, что я на Вас нападаю (?!) Это просто мои скромные замечания, Вы можете их принять или отваергнуть, дело хозяское, мое дело сказать, а Ваше прислушатья/неприслушаться...

(Отредактировано автором: 01 Апреля, 2012 - 09:46:59)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 01 Апреля, 2012 - 09:08:02
Марина


Проэдр


Narses Ermeni

Цитата:
Нет, Марина, не всезде и не всегда.

Да, пожалуй, не везде. На латинском Западе отношение к иконам было совсем иным - там почитания как такового и не было вовсе, и церковную живопись рассматривали просто как иллюстрации Евангелия для неграмотных. Но и Запад потом - в Реформацию - получил иконоборчество, как говорится, по полной. А Реформация имеет в своей основе гностицизм, об этом очень аргументированно написал И.Р.Шафаревич ("Социализм как явление мировой истории").

Цитата:
хорошо показал Лурье

Это какой Лурье? Не тот ли злостный манихей в монашестве, который давно уже мутит воду? Вот уж авторитет!

Цитата:
Это называется классическое монофизитство.


Так и я о том же толкую! Связь иконоборчества с монофизитством как ответвлением гностицизма неоспорима. Но правда и то, что в Армянской Апостольской Церкви иконы есть, правда, какое к ним отношение - почитание или как на Западе - не знаю, не берусь судить.

Цитата:
Христос в воинском облачении был?


Да, вот здесь Христос-Победитель в римских доспехах: http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=15&topic=11&start=2

Есть и Христос с мечом - на фреске в Дечанах. Выкладывать не буду, т.к. эта ветка посвящена полностью иконографии Богородицы.

Цитата:
должен существовать какой-то канон сегодня, какая-то инстанция, которая будет давать добро или запрет на распространения икон написанных не по норме.


Совершенно согласна. Хотя в принципе я духовной цензуры, честно говоря, побаиваюсь.

На сем предлагаю спор закончить как совершенно бесплодный. На самом деле мы стоим на общих позициях, а разошлись по поводу одной конкретной иконы, которая может кому-то нравиться, а кому-то - нет.

(Отредактировано автором: 01 Апреля, 2012 - 15:17:37)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 01 Апреля, 2012 - 15:09:17
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Славнейшая воистину серафим [Страниц (3): [1] 2 3 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0069 ]   [ Gzip выкл. ]