Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Символика образа птицы в мировой­ хужожественной культуре [Страниц (2): « 1 [2] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Homo novus


Спафарий
Откуда: Провинция у моря


Марина
Цитата:
Homo novus
Это не лошадки, а барашки! Так их тут нарисовали - стрижеными. А лошадки с Древом Жизни в большом количестве вышивались на русских рубашках. А вот если бы Вы прислали эти петроглифы, было бы замечательно. Но только не на эту ветку, а туда, где птички.

Все-таки на лошадок они похожи больше. В свое время пришлось пересмотреть фото десятков рельефов с изображающих лошадей, так что убежден - это они.
О лошадях по обе стороны от дерева/человека в искусстве петроглифов - вот ссылка на сайт на эту тему: http://www.prehistoric-art.ru/html/kony1.html
и часть книги Я.А. Шера (у него еще была статья на эту тему, выходные данные см. по первой ссылке): http://www.portal-slovo.ru/art/36142.php?ELEMENT_ID=36142&SHOWALL_2=1

Всего записей: 81 : Дата рег-ции: Апр. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 18:47:18
Артемизия


Грамматик
Откуда: Москва


Марина

Спасибо за интересный обзор! А что еще изображено на мозаике из Дафны, и в каком здании она располагалась? Феникс из храма Свв. Косьмы и Дамиана скорее похож на фламинго, чем на цаплю
Хотелось бы все-таки вернуться к птицам (и другим животным) у источника жизни - понятно, что этот мотив был широко распространен в 5-6 вв. по всей империи, но что с ним происходило дальше? Имеются ли более поздние подобные изображения в монументальной живописи?

Мозаика из церкви в Курси, 5 в.




-----
Светильник светил, и тропа расширялась

Всего записей: 16 : Дата рег-ции: Июль 2011 : Отправлено: 19 Февраля, 2012 - 15:25:13
Марина


Проэдр


Homo novus
Цитата:
Все-таки на лошадок они похожи больше

Скорее, на осликов - большеголовые. Однако, в раннехристианском искусстве в такой композиции было принято изображать именно барашков. Или оленей. Впрочем, я убеждена, что олени там тоже появились не случайно, и не только как иллюстрация к словам псалма. Это, конечно же, небесные олени, о которых пишет ак. Б.Рыбаков, А.Дугин ("Символы великого норда" - он там излагает теорию Вирта, со своими комментариями, разумеется, очень интересно), да не только. А сколько оленей на скалах! А в скифском искусстве! Уверена, что именно там - истоки всего сакрального искусства - с вариациями, разумеется. А за ссылку спасибо, буду читать.

Артемизия
В средние века эта тройная композиция с птичками продолжала бытовать в церковном искусстве, хотя, пожалуй, не в таком количестве. В основном в книжных миниатюрах. И чаша с водой в центре была заменена на Древо Жизни - в разных вариантах. Но вот в церкви св. Пантелеймона в Нерези (Македония, 12 в.) - очень красивая резная рама к иконе святого. Птички тут - фазаны, а чаша изображена в виде полумесяца, из которого, как в 5-6 вв., ветки на две стороны.



(Добавление)
Вообще эта тема очень интересная. Попробую сделать подборку, но немного позже. Наступает масленица - самый подходящий момент вспомнить о том, как шутили ромеи.

(Отредактировано автором: 19 Февраля, 2012 - 17:37:59)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Февраля, 2012 - 17:25:34
Марина


Проэдр


Homo novus
Цитата:
О лошадях по обе стороны от дерева/человека в искусстве петроглифов

Но ведь и в христианском искусству есть подобные мотивы! Есть изображения тройной композиции с человеком в центре, хотя и мало. Это может быть Матерь Божия, а может быть покойник на крышке саркофага. Подберу попозже.

(Отредактировано автором: 19 Февраля, 2012 - 20:05:31)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Февраля, 2012 - 20:03:10
Homo novus


Спафарий
Откуда: Провинция у моря


Марина
Цитата:
А за ссылку спасибо, буду читать.

А вот поспела и статья Шера о "Господине коней": http://kronk.narod.ru/library/sher-yaa-1993.htm
Спасибо за интересную информацию и замечательные иллюстрации в теме о Масленице.

Всего записей: 81 : Дата рег-ции: Апр. 2010 : Отправлено: 24 Февраля, 2012 - 22:08:48
Марина


Проэдр


Homo novus
И Вам спасибо за ссылку. Тот же автор. Почитаем.
А вот на тему Масленицы я немного боюсь, что читатели могут не совсем понять, о чем идет речь, т.к. цитата из книги еп. Василия оказалась вырванной из общего контекста. В этом случае прошу не стесняться и задавать вопросы. Вообще я посмотрела в инет и с удивлением обнаружила множество нападок на эту книгу. Ну, народ просто не въехал. Вообще теория еп. Василия очень неординарна и даже, я бы сказала, неожиданна. Я сама ее читала раза три с интервалами в несколько лет и каждый раз обнаруживала что-то, чего я не поняла в прошлый раз. И в этот раз вспомнила: что-то там у еп. Василия про Масленицу, а что - не помню. Нашла по закладочке и просто ахнула - он подтверждает то, о чем я сама как бы догадалась, а когда читала у него - не запомнила просто потому, что не совсем поняла, не созрела для этой мысли, так сказать. Действительно, гениальные книги надо перечитывать по многу раз, пока сам не поумнеешь. Придется еще раз перечитать.
Кстати, один пример с лошадками в раннехристианском искусстве я все-таки нашла. Выложу обязательно, но чуть позже. Надо продолжить эту тему тройной композиции, но там такие вещи намечаются, что мне самой страшновато. Так что придется немного подождать.

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 25 Февраля, 2012 - 00:01:24
Марина


Проэдр


Артемизия

Дафна это вообще-то пригород Антиохии, вроде нашей Рублевки, где множество раскопанных римских вилл с сохранившимися великолепными мозаичными полами. Они сейчас в музее - ссылка есть на ветке "архитектура" где-то на предпоследней страничке или около того.

А еще я хотела бы Вас поблагодарить за то, что вы заставили меня (невольно, конечно) пересмотреть свои старые папки, о которых совсем забыла. Собственно, я хотела поместить туда Вашу фотографию птичек из Курси. А обнаружила интересные вещи. Например, что храм построен на месте, где Христос изгнал бесов из человека и отправил их в свиней, а свиньи бросились в воду, а эти птички располагаются в жертвеннике храма, что само по себе важно. Кроме того, полы в этом храме и в Табхе выкладывал один и тот же мастер - там совершенно одинаковые узоры: бордюры с лилиями и сеточка, где вместо точки в центре располагается роза с шипами (или хвостиками) на четыре стороны и, таким образом, образуется двойной символ - годового круга (крест в круге) и розы как образа многослойного мира. Такие символические изображения, несущие двойную смысловую нагрузку, мы уже видели: это, прежде всего, центр тройной композиции с птицами - древо жизни и источник воды живой одновременно. Такие двойные символы очень интересны - обычно художник тут проявляет творческий подход, иногда очень удачно.

Вот эти розочки в Курси (в Табхе их плохо видно на фотографиях, но они есть - в центральном нефе, прямо у входа).



Согласитесь, можно было изобразить розочки и без этих "шипов", однако, художнику они зачем-то понадобились. Кроме того, сама сетка образована розовыми бутонами - как символами потенциальной животворящей силы Св.Духа. (Ох! хотела закончить эту тему сеток на каппадокийской ветке, т.к. она уже наверное всем надоела, а вот не получилось - сама тема требует дальнейшего раскрытия, так что потерпите еще немного, пожалуйста).

В другом месте розовые бутоны располагаются в очень интересном рисунке: мозаичные кубики выложены веерами, образуя как бы рыбью чешую. То, что этот рисунок - "рыбья чешуя" - является одним из вариантов логосной сетки, да еще несет дополнительную аллюзию на смысл "ихтюс", я знала давно. Но вот в таком великолепном варианте, честно говоря, заметила впервые. Хотя на первый взгляд эта мозаика выглядит очень скромно, что-то вроде "ситчика" на бабушкин платок. Но искусствовед Галина Колпакова предположила - и я с ней полностью согласна - что этот мозаичный узор может обозначать поток божественных энергий в окружающем нас эфире. Она рассматривает этот узор в мозаиках Большого дворца в Константинополе - место совершенно светское, и рисунки, казалось бы, вовсе "не святые", и, тем не менее, все творение этими божественными энергиями пронизано. Что, конечно, так и есть. И второй вариант - в укладке золотого фона Деисиса в Софии Константинопольской. Тут уж нет смысла и спорить. А я бы добавила к этому золотой фон апсиды Софии Киевской, где вообще каким-то непостижимым образом - это надо же так точно рассчитать! - кубики уложены волнами. Неужели византийцы знали о волновой природе света? Казалось бы, это открытие физики 20 века, но оно подтверждает и это мое предположение. Если тварный свет имеет двойную квантово(или корпускулярно)-волновую природу, то и свет нетварный, видимым образом, отражением которого является свет тварный, может состоять из волнового потока (собственно его и отображают символически сетки, носители или вместилища "квантов"-логосов). То есть, информация является как бы вышивкой на ткани-основе, оттого это занятие и счииалась всегда делом священным, как и прядение и ткачество - делом мудрых женщин.



(Отредактировано автором: 11 Марта, 2012 - 19:38:41)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Марта, 2012 - 19:03:34
Марина


Проэдр


Вернемся, однако, к нашим розочкам. Вот они (в Курси):




(Добавление)
И вот в Табхе (левый ромб - редкий пример, когда мастер ошибся - не точно выложил рисунок, наверное, устал. Вообще выкладывать мелкие кубики на полу - наверное, та еще работка, представляю, как ломит спину и коленки после дня такой работы).



(Отредактировано автором: 11 Марта, 2012 - 23:29:45)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Марта, 2012 - 23:27:08
Марина


Проэдр


Напольная мозаика в Курси заслуживает подробного рассмотрения. Здесь есть рисунок, где клетки образованы сцепленными между собой, переплетающимися рамочками, внутри которых - изображения разнообразных предметов.



Здесь виноградные листья и гроздья, несущие евхаристический смысл, дополнением к которому служат изображения чаш и рядом с ними плодов гранатовых яблок - одного из вариантов плода Древа Жизни.



Кроме того, изображения в квадратиках можно рассматривать как реализованные логосы творения - разнообразные плоды, птицы, животные и, может быть, люди. Может быть, именно они подверглись целенаправленному уничтожению мусульманскими фанатиками, захватившими территорию Палестины? Видно, как варварски выбиты изображения внутри рамочек - явно кто-то специально постарался.


(Отредактировано автором: 18 Марта, 2012 - 13:14:13)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2012 - 12:54:35
Марина


Проэдр


Тем не менее, кое-что осталось:



Какие аппетитные груши! В одной из клеточек справа торчат из проплешины, кажется, заячьи ушки. А вот что слева – не могу определить. Кажется, что-то съедобное – похоже на колбасы.



(Отредактировано автором: 18 Марта, 2012 - 17:50:49)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2012 - 15:58:39
Homo novus


Спафарий
Откуда: Провинция у моря


Проплешины явно расположены по системе - через ряд. Похоже - сознательно сбитые изображения.

Всего записей: 81 : Дата рег-ции: Апр. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2012 - 18:39:13
Марина


Проэдр


В том-то и дело! В каждом ряду - однотипные изображения. Наверное, там были люди - целые фигурки или лица, как в Аквилее.

Но вот замечательные птички – как же без них?



Похоже на курочку. Известно, что все виды животных и растений, изображенные на мозаике в Курси, - местного происхождения.

Иногда растения и птицы на напольных мозаиках меняются местами: птицы своими спинками и хвостами образуют сетку, а гранатовые деревья, листья и цветы располагаются внутри клеток. Вот очень интересная напольная мозаика в церкви св. Апостолов в Мадабе (фотография нашего коллеги Валерия):



Снизу очень красивый бордюр, где, наоборот, дети, птицы и животные (справа, кажется, кот!) находятся внутри завитков из листьев, также символизирующих Древо Жизни, произрастающее посреди райского сада.

Но прежде, чем мы перейдем к разговору о весьма многочисленных изображениях такого типа, располагавшихся на сводах и в апсидах христианских храмов, поразмышляем о том, почему христиане первых веков смело помещали сакральные изображения не только на стенах и сводах, но и на полу своих церквей и, соответственно, спокойно по ним ходили? С одной стороны, конечно, хорошо, что они это делали, т.к. только благодаря этому данные мозаики дошли до наших дней. Но как же можно ходить ногами по евхаристическим чашам, птицам-душам, да и по самой сакральной сетке, которая часто выглядела как райское Древо? Кроме того, на полах раннехристианских храмов в большом количестве располагались также и кресты – хотя бы в их гамматическом, вращающемся варианте, т.е. в виде того, что мы сейчас называем санскритским словом «свастика» (а в Индии называлось также «арани»), а на Русском Севере - «ярга».


(Отредактировано автором: 18 Марта, 2012 - 21:11:30)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2012 - 20:51:16
Марина


Проэдр


Вот, например, мозаика из Геразы – сложный узор из геометрических фигур с включенными в них живыми тварями, а также маленькими свастиками.



Кроме того, гамматические кресты, продолжая римскую традицию, в большом количестве изображаются на бордюрах (как на фотографии выше, отдельно приводить пример не буду, т.к. их очень много). Но вот такую красоту – мозаики пола времен Константина и Елены – открыли недавно под плитами пола базилики Рождества в Вифлееме:



(Добавление)
О нильских пейзажах с реками и птицами, в частности, в Табхе – образах Рая, и тоже на полу – мы уже говорили. Так как же можно ходить по образу Рая?

Может быть, здесь надо понять образ мышления ранних христиан, которые, в отличие от гностиков, не гнушались творением и воспринимали весь мир как целое, а все творение Божие – как святыню, не разделяя твари на «чистых» и «нечистых». То, что внизу, является отражением, проекцией того, что наверху, логосы реализованные в творении так же святы, как логосы, носимые божественными энергиями (пусть они тогда назывались «силами», «благодатью» или как-то иначе – смысл от этого не меняется), которые пронизывают весь мир и присутствуют как вверху, на небесах, так и вокруг, и внизу, буквально – под ногами. Таким образом, выложенные мозаикой логосные сетки на полу так же точно формируют сакральное пространство, как, например, изображения птиц по сторонам от Древа Жизни или райского источника воды живой, как иконы Спасителя, Божией Матери и святых на стенах и сводах. В этом смысле, пожалуй, эти логосные сетки во всем их разнообразии вполне входят в круг тем А.М.Лидова – именно как элементы сакрального пространства внутри христианского храма, т.е. мы с полным основанием можем говорить, что они суть образы-парадигмы – по его терминологии. Беда в том, что наши глаза настолько «замылены» их обилием вокруг нас, что мы их не замечаем и не воспринимаем в качестве таковых. Давайте же отдадим должное нашим христианским предкам и не будем воспринимать древний священный символ только как языческий образ «вспаханного и засеянного поля», т.к. весь мир уже давно сотворен, вспахан и засеян для нас нашим Творцом, а мы поставлены блюсти и возделывать Землю, а теперь, после падения – но и после спасительного дела Сына Божия – мы призваны не только ее хранить и возделывать, но и преображать, и освящать силою Святого Духа, в том числе создавая сакральное пространство вокруг себя. Древний символ христиане не отринули, но наполнили новым содержанием – или же вернули смыслы изначальные, но, может быть, затерявшиеся в веках из-за искаженного знания, неизбежного в падшем сознании людей. Это один из осколков еще адамова знания, вернувшегося на Землю вместе с христианством.

Теперь поговорим о птичках, сидящих на ветках райских древес. А в качестве перехода возьмем очень красивую мозаику, которая поистине является гимном творению и Творцу.


(Отредактировано автором: 18 Марта, 2012 - 23:30:12)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Марта, 2012 - 23:24:22
Марина


Проэдр


Свод архиепископской капеллы в Равенне.


Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Марта, 2012 - 12:36:41
Марина


Проэдр


Качество фотографии оставляет желать лучшего, но, к сожалению, лучшей у меня нет.

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Марта, 2012 - 13:29:29
Марина


Проэдр


Кажется, я поторопилась перейти опять к птичкам. В предыдущей теме остались нераскрыты три подтемы, три варианта этой символической логосной сетки, о которой я веду толк уже некоторое время. С одной стороны, боюсь, что читателям эта тема надоела, а с другой - если высказываться, то уж до конца. Однако, кажется, я получила подтверждение давнишним своим мыслям, в которых не была уверена. Кроме того, оформились окончательно (тоже старые) догадки - стукнуло в голову в храме вечером на Крестопоклонной. Бывает. Вообще когда мне приходит некая мысль из разряда тех, которые я уже изглагала (и еще планирую кое-что), первая реакция: не бред ли это? Если это так, то умные люди давно бы об этом написали. Однако, постепенно приходят подтверждения - в разных видах, в том числе попадается на глаза (или Бог посылает?) некое изображение - недостающее звено в логической цепи, и к этой мысли постепенно привыкаешь. И тогда хочется поделиться с другими людьми в надежде, что тебя поймут. Что ж, сначала напишу и подберу материал, а потом все выложу сразу. А потом вернусь к птичкам - и там тоже может быть для кого-то кое-что неожиданное.

(Отредактировано автором: 20 Марта, 2012 - 20:28:58)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Марта, 2012 - 20:26:44
Homo novus


Спафарий
Откуда: Провинция у моря


Хорошая работа по затронутой теме: https://www.academia.edu/11502342/PEACOCK_AS_A_SIGN_IN_THE_LATE_ANTIQUE_AND_EARLY_CHRISTIAN_ART

Всего записей: 81 : Дата рег-ции: Апр. 2010 : Отправлено: 19 Марта, 2015 - 21:10:23
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Символика образа птицы в мировой­ хужожественной культуре [Страниц (2): « 1 [2] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0252 ]   [ Gzip выкл. ]