Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Символика образа птицы в мировой­ хужожественной культуре [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Мозаики мавзолея Галлы Плацидии, сер 5 в. Лишь малый фрагмент

Прикреплена картинка:
att-4f393bcaf36af02_.JPG

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 13 Февраля, 2012 - 20:35:22
Артемизия


Грамматик
Откуда: Москва


Красота!
Позвольте мне опять со своими светильниками и Табхой





Между прочим, среди птиц на мозаике в Табхе выделяют следующие виды: гусь, цапля, рябчик, куропатка, дикая утка, просто утка, баклан, лебедь, вальдшнеп, голубь, журавль и классический павлин. Как полагает ученое сообщество, чем символика баклана отличается от символики вальдшнепа?

В Равенне ассортимент наверняка шире

(Отредактировано автором: 13 Февраля, 2012 - 22:00:19)

-----
Светильник светил, и тропа расширялась

Всего записей: 16 : Дата рег-ции: Июль 2011 : Отправлено: 13 Февраля, 2012 - 21:59:15
Марина


Проэдр


chalkites
Цитата:
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии


Конечно, Вы правильно сделали, что новую ветку для птичек открыли. Только вот погорячились маленько - представленная Вами прекрасная фотография, конечно, из мавзолея Констанции в Риме. А в мавзолее Галлы Плацидии птички вот такие:

Прикреплена картинка:
att-4f395361f12a6____.jpg


(Отредактировано автором: 13 Февраля, 2012 - 22:16:51)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Февраля, 2012 - 22:16:01
Марина


Проэдр


И вот такая пара голубков у источника:


Прикреплена картинка:
att-4f3953d07a8bf__2_.jpg

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Февраля, 2012 - 22:17:52
Марина


Проэдр


В Сан Витале же просто чудо - правда, птички уже три. Почему? Может ли это быть намек на Троицу?

Прикреплена картинка:
att-4f39542535f01____.jpg


(Отредактировано автором: 13 Февраля, 2012 - 23:20:04)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Февраля, 2012 - 22:19:17
Марина


Проэдр


А вот эту птичку из мозаики с императрицей Феодорой почему-то не все замечают. Видела прорись этой мозаики, кажется, в книге дореволюционного автора, и там художник этой птички в фонтане не заметил! Нарисовал просто обычный фонтанчик. Там какая-то интересная история с этим фонтанчиком связана, но я ее, честно говоря, не помню. Кажется, голубок вылетел из святой воды. Но в любом случае сделано очень поэтично.



На мозаике с вазой из Сан Витале символика источника и древа жизни объединены. Так же, как на мозаике в баптистерии в Стоби (ныне Македония).



Осмелюсь предположить, что и здесь мы наблюдаем знание о Рае, которое существовало помимо Книги Бытия, в которой не сказано, что четыре райские реки вытекают именно из-под корней Древа Жизни. Тем не менее, это как бы само собой разумеется. Потому Древо Жизни и Источник Воды живой соединены нераздельно - но и неслиянно. Более того, здесь же подразумевается и евхаристическая символика - и это не только виноград (т.е. кровь и вода, смешанные в евхаристической чаше), но и свастика как символ жизни вечной на мозаике византийской (6 в.) базилики в Плаошнике.



Артемизия
Кстати, на этом светильнике - то же самое: виноградные ветви из чаши с живой водой. И время, похоже, совпадает.

Цитата:
чем символика баклана отличается от символики вальдшнепа?


Похоже, символическим значением люди наделили очень ограниченное число птиц (как и зверей, впрочем) - самых, так сказать, основных. Среди водоплавающих это, прежде всего, лебедь, а вслед за ним гусь и утка (кстати, уточки изображены на мозаике в Стоби рядом с павлинами - не случайно, наверное). Особый символ - пеликан. Почему-то решили, что он кормит птенцов собственным мясом. Отсюда символ самопожертвования, особую популярность получивший в масонской среде. А среди птиц "сухопутных" - голубь, прежде всего, затем орел ("обновися яко орля"), павлин как символ воскресения, ворон как символ смерти и мира иного (понятно, почему), сова как символ мудрости. Вот, пожалуй, и все. (Ну, может быть, я кого-нибудь забыла). А вот разнообразные виды птиц в Равенне, например, на своде архиепископской капеллы, свидетельствует, как мне кажется, о богатстве творения. Это как бы благодарственный гимн Творцу. Там так же, как в Табхе, все виды птиц изображены очень реалистично. Я, конечно, тоже не орнитолог, но некоторые виды можно узнать легко. Например, скворца - по белым пятнышкам.


(Отредактировано автором: 14 Февраля, 2012 - 02:06:33)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Февраля, 2012 - 01:17:43
Марина


Проэдр


Артемизия

Нет ли у Вас прориси второй части мозаики из Табхи, той, где изображен измеритель уровня Нила? Представленная Вами мозаика просто уникальна. Я даже не сразу это поняла. У меня раньше были только ее фрагменты, а общей картины не было. Теперь она предстала совершенно в ином свете. Напишу о ней свои соображения - чуть позже.

Кстати, я порылась у себя в папках и нашла-таки некоторое количество изображений тройной композиции - две птицы у древа жизни - ДОхристианских. Кажется, складывается интересная картина.

А пока вот еще очень неординарная мозаика, хотя и из того же ряда.

Пол баптистерия, Бичвинта, Абхазия, 5 в.



Фонтанчик здесь изображен в виде евхаристической чаши, а Древо Жизни - в виде сосновой шишечки. Это напоминает скульптурную группу в Ватикане - павлины по сторонам огромной шишки. Однако здесь, похоже, именно из шишечки изливаются потоки воды (?). Особенно хороши человеческие фигурки в позе орантов на чаше.

(Отредактировано автором: 16 Февраля, 2012 - 01:43:01)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2012 - 01:09:47
Марина


Проэдр


К тройной композиции "Древо Жизни + две птички" мы еще вернемся. А сейчас мне хочется поговорить о мозаике 6 в. в церкви в Табхе на месте, где Христос сотворил чудо умножения хлебов и рыб.



В алтаре среди нильского пейзажа возвышается, стоя на башенке, длинноногая цапля. И здесь сразу возникает множество вопросов: почему Нил в церковном алтаре? почему цапля? почему все птицы на растениях (кажется, это папирусы), а цапля на башенке? и что это за башенка?

О том, почему нильский пейзаж оказался в алтаре христианской церкви на Святой Земле, очень подробно написано в статье "Нил течет из Рая"
Виталия Сусленкова и Татьяны Прусаковой (http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2011/03/08/nil_techet_iz_raya/ ). Смысл статьи в двух словах примерно следующий. Примерно в 5-6 веках в Палестине было принято изображать в алтарях церквей, где приносится безкровная Жертва и символизирующих, как известно, Рай, нильские пейзажи, т.к. Нил осмыслялся христианами как одна из райских рек, а именно Гихон (или Геон). Мы сейчас не будем обсуждать проблему о том, действительно ли Рай, т.е. сад Эдемский, был когда-то на земле, но факт в том, что древние, как правило, понимали это именно так и названные по именам в Книге Бытия райские реки отождествляли именно с теми реками, которые имеют те же названия на земле, т.е. Евфрат и Тигр у них сомнений не вызывал, а под рекой Гихон они понимали Нил и на карте Святой Земли изображали его текущим с Востока, несмотря на несоответствие с географией земной.

Здесь смысл в том, что в храме создавалось сакральное пространство. Об этой проблеме много пишет А.Лидов, но данной темы он пока не затрагивал. Впрочем, и авторы статьи данную мозаику тоже не упоминают. Почему она выпала из их поля зрения? может быть, потому, что отражает "неудобные факты"? О создании сакральных пространств на земле очень интересные и важные вещи пишет Мирча Элиаде. К сожалению, никто из упомянутых авторов его работ не использует. А жаль. Не ходили бы вокруг да около.

Итак, цапля на башенке. Башенка эта однозначно не является александрийским маяком, т.к. он изображен в другом месте, и не измеритель уровня Нила. По виду она напоминает... ротонду над Гробом Господним, построенную царем Константином, - остроконечный купол на колоннах. Вспомним, что это место - гора Голгофа как место погребения Адама и Гроб Христов, промыслительно оказавшийся рядом, однозначно воспринимался в древнем мире как центр Земли. И сейчас в храме Гроба Господня покаывают Омфал - "пуп" Земли, символическое изображение ее центра - и географического, т.е. земного, и сакрального.



(Отредактировано автором: 16 Февраля, 2012 - 22:13:32)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2012 - 21:18:42
Артемизия


Грамматик
Откуда: Москва


Марина

Действительно очень тонкое наблюдение насчет птицы в фонтанчике Сан-Витале, спасибо! О широком распространении по всей империи мотива источника жизни, окруженного птицами, свидетельствует также мозаика апсиды церкви Св. Феодора из Khirbet Beit Sila, конца 5 в. (ныне - в Музее доброго самаритянина):



Да и в той же Табхе он имеется:



Прорисовки второй части мозаики в Табхе, к сожалению, нет, но удалось найти более отчетливые снимки ее фрагментов:





(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2012 - 00:38:37)

-----
Светильник светил, и тропа расширялась

Всего записей: 16 : Дата рег-ции: Июль 2011 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 00:31:57
Марина


Проэдр


Артемизия
Замечательно! Стало быть, и на измерителе уровня Нила цапля имеется! Это уже на второй мозаике, справа от престола. Стало быть, надо продолжить тему, а то я застряла, т.к. что-то сегодня проблемы с картинками.

Я хотела показать этот омфал, т.к. он имеет очень интересную форму - чаши, в которой лежит св. Хлеб с крестом, причем шарообразный - объемное изображение креста в круге, т.е. символ мироздания в евхаристической чаше.



Об этом мы как-нибудь поговрим в другой раз, т.к. имеются очень интересные аналоги. Но речь сейчас не об этом.

Этот омфал здесь важен как обозначение центра сакральной географии Земли и не просто города Иерусалима, а конкретно восприятие Голгофы и Гроба Христова в качестве таковых.

Итак, и конусообразный верх водомера точно повторяет форму купола ротонды Константина на мозаике слева от престола. Напомню, что именно такой формы сейчас купол над кувуклией в храме Воскресения. Более того, именно так принято делать киворий в алтаре православных храмов над престолом. (Об этом очень интересно и подробно написано в статье Ю.Ю.Шевченко и Т.Г.Богомазовой "По образу и подобию:
Третий Рим – новый Иерусалим" http://www.rusarch.ru/shevchenko2.htm).
Повторяя внешние формы святого места, каждый алтарь каждого православного храма становится местом Христовой смерти и Воскресения, а также сакральным центром Земли и всего тварного мира (спасибо Мирче Элиаде, надоумил, т.е. позволил понять очень важные вещи, благодаря которым место, куда мы ходим молиться и причащаться, воспринимается совсем иначе, чем раньше, когда мы этого не понимали).

Вернемся, однако к птице на спице. Почему здесь изображена именно цапля, а не голубь и не павлин? Выбор птицы здесь объясняется именно контекстом нильского пейзажа. И прилетела цапля сюда, в христианский алтарь, не просто с нильских берегов, а из древнеегипетской мифологии и космологии. Это прообраз священной птицы Феникса - птица Бену. Поскольку мало кто с этой темой знаком (или забыл), приведу сведения об этой птице.

БЕНУ – древнеегипетский бог возрождения и вечной жизни в виде цапли. Главным культовым центром почитания был город Гелиополь. Бену олицетворяет Солнце и тесно связан с другими богами Солнца и воскрешения Атумом, Ра и Осирисом.
Как ипостась Атума, птица Бену, согласно некоторым мифам, пролетела над первичным океаном перед созданием мира. Согласно этой традиции, птица приземлилась на возникшую из водного хаоса скалу – Бенбен, где ее крик сломал первобытную тишину и обозначил начало творения мироздания; также этот крик определил то, что будет и что не должно быть в разворачивающемся процессе возникновения нового мира.
Бену, согласно египетской мифологии, также была ба (душой) бога Ра; иероглифический знак, обозначающий птицу, использовался, чтобы написать имя этого бога Солнца. Позже Бену будет считаться также ба и одним из проявлений возрожденного бога Осириса.
Бену возник сам из себя. «Тот, кто возник сам» - это один из эпитетов этого бога. Каждое утро Бену появляется в виде утреннего Солнца. Это олицетворение с Солнцем, которое каждый день появляется на небе, привело к тому, что греки считали Бену Фениксом – бессмертной птицей, возрождающейся из пепла.
Священными фетишами Бену является камень Бенбен (от также является фетишем бога Ра) и дерево Ишед (на нем находится дом Бену).
В древнеегипетской иконографии Бену изображается в виде цапли, носящей головной убор с перьями, но иногда изображается без головного убора; может также иметь и гибридную форму – птицы с головой человека.
Амулеты с изображением Бену, являясь символами возрождения, должны были помочь умершим успешно пройти взвешивание сердца в «Зале двух истин», чтобы продолжить жизнь в загробном мире. В «Книге мертвых» есть формулы, чтобы определенным образом преобразовать покойного в Бену. Покойный говорит: «Я – Бену, душа Ра и проводник богов в Дуате (подземном мире)». В другом стихе он говорит: «Я чист. Моя чистота – чистота Бену».

(http://piramidavorever.ru/egipetskie-bogi/129-benu.html)


Не буду указывать на параллели с первыми главами Книги Бытия, они и так бьют в глаза. Ясно, что Моисей (или его последователи, это в данном случае неважно), выученик египетских жрецов (на их же голову) прилежно изложил полученное им тайное знание - о Едином Боге, Творце вселенной и Его если не ипостасях, то проявлениях или Ликах, или образах. (Об этом, кстати, очень внятно написал о.А.Кураев в "Альфе и Омеге" - и тоже ссылаясь на М.Элиаде, правда, не указав, что он взял это знание у жрецов, а просто как бы вдруг вспомнил о забытом Творце). Кстати, дерево Ишед это верба.

Здесь важно то, что, оказывается, цапля в Египте - птица сакральная (не путать с ибисом Тота, хотя, если смотреть в самые глубины, может оказаться, что это разные проявления Одного). И связанная с водой, так же, как другая сакральная птица - гусь (вернее, гусыня) Гоготун в другом мифе, который(ая) также летал(а) над первозданными водами, а потом снесла мировое яйцо. Интересная деталь: египетские гностики представляли образ Святого Духа не в виде Голубки, а именно в виде Гусыни. А отсюда недалеко и до лебедя - птицы творения северных народов.

Итак, птица на скале или первозданном камне-острове посреди первозданных хаотичных вод, центре мира, вокруг которого он и возник, - древнейший архетип или, по А.Лидову, образ-парадигма, пришедший из глубины веков и занявший законное место в сакральном пространстве христианского храма.

(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2012 - 02:17:43)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 01:21:28
Марина


Проэдр


Вот египетское изображение Бену.

Здесь первый возникший из вод камень изображен в виде пирамиды. Вернее, пирамиды строились каждая как центр мироздания, т.е. образ этого первозданного камня. Собственно, и каждый храм как центр мира тоже есть образ этого камня или горы (Меру) посреди моря-окияна. И, поскольку первой создавалась все-таки земля райская (но потом в результате грехопадения прародителей земля материальная и земля первозданная разделились; это и есть образ смерти - отделения души от тела), то образ этой первой горы посреди океана есть образ Рая, коим является, собственно и любой храм как сакральное место, в котором и время течет иначе, чем в мире профанном, т.е. падшем.

Интересно, что патриах Никон, известный своим стремлением к созданию сакральных пространств, т.е. икон Рая на Русской земле, начинал с построения монастырей именно на островах - Крестного Кийского и Иверского Валдайского, а затем построил Новый Иерусалим на Истре-Иордане тоже на острове посреди лесов (островом на Руси в то время мог называться также и массив леса, как поется в старинной песне "В островах охотнички целый день гуляют..." или Лосиный остров в Москве). Но по этому же принципу строился и Валаамский монастырь, и множество других.




Прикреплена картинка:
att-4f3d7b564a6bd08d9.gif


(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2012 - 18:32:51)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 01:55:34
Марина


Проэдр


И вот для сравнения мозаика 3 в. из Дафны, что недалеко от Антиохии:



Сходство налицо.

Интересно, что в христианском искусстве из всех птиц только голубь изображается с нимбом - как зримый образ Св. Духа. И вот еще Феникс.

Мозаика из баптистерия св. Иоанна в Неаполе (5 или 6 век.):



Вот остатки мозаики из церкви св. Георгия в Фессалониках (бывшая усыпальница Галерия):



Хотя сохранилась только головка, но все равно видно, что это цапля с хохолком.

И, наконец, Феникс на ветке пальмы из храма свв. Косьмы и Дамиана в Риме (бывший храм Ромула):



(Добавление)
Остается только пожалеть, что эта священная птица исчезла из христианского искусства. Однако образ-парадигма никуда не исчез. Священная птица... перелетела на самую верхушку оси мироздания, коей, как известно, является Крест. Не случаен еще один образ-парадигма - Крест на Голгофе. Но этот деревянный Крест, страшное орудие казни, на котором был распят Спаситель, - явленный на земле образ центра мира, его оси, вокруг которой весь наш мир вращается. И как камень краеугольный, т.е. положенный в основание, есть образ Христа, так и Крест вселенский утвержден на камне - первозданной райской скале посреди бушующего моря, на которую опустился когда-то в начале времен огненный Феникс - или Руах, Птица Птиц, всем птицам Мати. И друг без друга они не существуют, ибо это Логос и София.



(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2012 - 06:17:30)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 06:07:16
Марина


Проэдр


Итак, птица на кресте.

Мы привыкли к тому, что у нас на Руси на верхушке креста сидит птичка и как бы само собой разумеется, что это голубок - видимый образ Св. Духа.

Крест на Софии Новгородской.



На востоке, однако, где в центре иконостаса возвышается крест, а водную стихию под ним представляют змии или драконы (о чем я уже писала в прошлом году), на верхушке, как ни странно, восседает другая птица. И это - орел.

Кучевиште. Птица здесь восседает не только на кресте, но и с двух сторон от него, а на поперечном брусе еще одна. И не совсем понятно, орел это или голубь.



Но вот в Дечанах на кресте точно орел.



Помимо того, что это птица царственная, здесь есть еще и иной смысл. Напомню древневосточное поверие о том, что орел имеет чудесное свойство: он живет тысячу лет, омолаживаясь каждую весну. Отсюда слова псалма "обновися, яко орля, юность твоя".

(Добавление)
И, возвращаясь немного обратно, в эпоху раннего христианства, отметим, что уже тогда образ орла бытовал в церковном искусстве. Потрясающе интересную мозаику приводит Ю.Клиценко в статье "Орел, город и реки" (http://www.ruskline.ru/analitika/2006/08/29/orel_gorod_i_reki/).



Вот что он пишет: "Изображения орла и четырех райских рек в сочетании с архитектурными знаками священных городов Иерусалима и Вифлеема в 1999 году были обнаружены археологами, проводившими раскопки на месте византийского храма в честь Святых Мучеников в поселке Тайибат аль-Имам между городами Хама (Епифания) и Халеб (Алеппо) в Сирии. Украшавшая пол храма мозаика V века уникальна, так как содержит символы большого орлеца.
Орел с распростертыми крыльями возвышается над горой, из которой вытекают райские реки. Спешащие к рекам вечной жизни олени иллюстрируют слова псалма: "Как олени спешат на источники вод, так желает душа моя к Богу" (Пс 41). Изображения рек, рыб и водоплавающих птиц символизируют апостольскую проповедь Евангелия. Орел на горе соотнесен с литургическим образом Агнца на престоле".

Прошу обратить внимание на последнюю фразу. Таким образом, получается, что образ орла вмещает в себя сочетание всех трех Лиц Пресвятой Троицы: царственность Отца, "птичий" образ Св.Духа, а также жертвенность и вечное Воскресение Сына. Отсюда, вероятно, появляется изображение этой птицы на круглом епископском коврике - орлеце, о котором и пишет автор.

И эта мозаика, и та, с которой мы начали разговор, - напольные. Не очень понимаю, как можно ходить ногами по живым символам. С другой стороны, будь они на стенах, вряд ли бы сохранились до наших дней.

Итак, птица на горе (храме, кресте, спице) есть также образ предвечной жертвы - или присно сопутствующего Логосу Святаго Духа.

В этом смысле интересно рассмотреть алтарную фреску в церкви св. Андрея на Треске. Это одно из лучших в византийском искусстве изображений Мелисмос. Но об этом мы сейчас говорить не будем. Посмотрим под престол-жертвенник.



Птица на столбике. Мы вернулись к тому, с чего начали разговор. Посмотрим еще раз на каппадокийского павлина на колонне. Или на петушка в сцене отречения Петра, которого всегда почему-то изображают на столбике.



Равенна, базилика Сан Аполлинаре Нуово.

Почему в этой сцене петух всегда на столбике или колонне? Не потому ли, что петух это сакральная птица еще с языческих времен, и его просто привыкли так изображать? А потом на такой же столбик посадили и Голубку, и павлина - реализуя архетип или образ-парадигму священной птицы на возвышении. Но любое возвышение на земле, приближающее человека к небесам, - будь то гора, столп или сложенный из камней алтарь,- по М.Элиаде, есть образ сакрального центра Земли и всего мироздания, с которого началось его творение. В Египте это были обелиски и пирамиды. В Греции это был омфал, "пуп земли" или ее центр,по преданию, находившийся в Дельфах. В христианстве это Крест, сам храм и престол в алтаре. Краеугольный камень.


(Отредактировано автором: 18 Февраля, 2012 - 01:15:32)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 17:17:36
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Символика образа птицы в мировой­ хужожественной культуре [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0659 ]   [ Gzip выкл. ]