Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Славнейшая воистину серафим [Страниц (3): « 1 2 [3] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Последняя фраза, похоже, содержит в себе разгадку тайны происхождения такой странной иконографии. Вполне вероятна версия о том, что изначально это была икона – или даже картина, изображавшая кающуюся перед ИЗОБРАЖЕНИЕМ КРЕСТА Марию Магдалину, напоминающая известную картину Тициана (мы сейчас не будем говорить о навете на равноапостольную святую, для нас здесь важен сам факт того, что навет этот имеет чисто католическое происхождение – слух этот был пущен папой Римским Григорием Двоесловом в 6 веке и пошел гулять по свету). Важно также, что икона эта появилась в Малороссии, находившейся под польским влиянием, и, может быть, даже из Польши и была привезена.

Там же, в Польше, имеет хождение апокрифическое предание о том, что Богоматерь еще в юные годы имела видение Распятия Иисуса Христа, а потому Она изображается юной отроковицей с непокрытой головой и ниспадающими на плечи волосами; молитвенно (по-католически) сложив руки, она созерцает Распятие.

И некоторые списки выглядят совершенно по-католически, как, например, икона конца 19 в.


Прикреплена картинка:
att-5063430fa5ef119_.jpeg


(Отредактировано автором: 26 Сентября, 2012 - 22:01:51)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Сентября, 2012 - 21:58:09
Марина


Проэдр


Или икона из Троянского монастыря в Болгарии:


Прикреплена картинка:
att-506343d5c16df825.jpeg

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Сентября, 2012 - 22:05:09
Марина


Проэдр


Мы не знаем, как выглядела явленная икона, т.к. она пропала еще до революции, в 1903 году (по другой версии – в 1917 г.), как не знаем, КАКУЮ Марию она изображала. Но факт тот, что переосмыслена она была как икона Божией Матери страждущей и полюбилась прихожанам, а многочисленные списки с нее – и не только писанные в Харьковской губернии, но по всей России - изображают уже точно Богородицу – в мафории или без оного, причем списки стали расходиться сразу же после явления и уже в русско-византийском стиле, как, например, вот эта икона середины 18 века – без Христа, но с орудиями страстей.


Прикреплена картинка:
att-50634446921d0_.2.jpeg

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Сентября, 2012 - 22:07:02
Марина


Проэдр


Или вот эта (вероятно, уже века 19).

Прикреплена картинка:
att-50634484431ef._1.jpeg


(Отредактировано автором: 26 Сентября, 2012 - 22:14:09)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Сентября, 2012 - 22:08:04
Марина


Проэдр


Очень странная также история с чудесным явлением иконы. Все-таки, как мне кажется, даже явленные иконы с неба не падают, а имеют изначально совершенно земную историю создания и автора. Похоже, происхождение таких икон довольно типично (хотя я вовсе не отрицаю чудесных явлений икон, но это все же происходит действительно очень редко и по особой милости Божией). Бывает, что художник, проявивший, так сказать, творческий подход или – что тоже иногда бывает – имевший непосредственное откровение от Бога или Его Матери, – пишет необычную, новаторскую для своего времени икону, которая выглядит совершенно неканонично. Или прямо заимствует иконографию с католического Запада, творчески ее перерабатывая и вводя новые смыслы, как в данном случае. Далее он не знает, что с ней делать. Особенно если вдруг от этой иконы начинают происходить чудеса – исцеления, чудесные спасения, удача в делах по молитве к Божией Матери через эту новую икону. И художник (или, быть может, человек, которому икона каким-то образом досталась) подкидывает ее – вот, как в данном случае, в огород к священнику, в травку. А далее уже священник не знает, что с ней делать – икона-то явно неправославная. И он ставит ее у себя дома – куда-нибудь подальше, чтобы кто-нибудь не увидел. Но сам потихоньку все же молится перед нею, прося Матерь Божию указать ему, убогому, что же делать – ну в самом деле, не выкидывать же святой образ! Бывает, правда, что священник, к которому попала некая странная или сомнительная икона, относит ее в храм, но тоже куда-нибудь подальше, где ее никто не видит, и там она висит (или стоит в подвале у стенки) много лет, пока Сама Богородица не явится какому-нибудь страдальцу и не повелит ему идти в такой-то храм и молиться об исцелении у такой-то иконы. И чудо действительно происходит. Так была чудесно обретена икона Неупиваемая Чаша. Через несколько десятилетий после этого, когда Россию постигло несчастье, от которого она до сих пор не может оправиться, явилась икона Державная (об этих необычных иконах стоит поговорить отдельно, что и мы и сделаем в свое время). Впрочем, все это только мои догадки, все могло быть иначе, но мы теперь этого никогда не узнаем. В любом случае, когда через икону Матерь Божия источает людям благодать, вопрос о ее каноничности уже не стоит – это просто не важно. Так же, впрочем, как не стоит и вопрос о ее художественных достоинствах. Икона может быть выдающимся произведением искусства, как наша любимая Владимирская, а может быть совершенно убогой на вид, как, например, знаменитая на всю Русь Споручница Грешных (та, что в церкви Николы в Хамовниках) – неиссякаемая благодать и милость Божией Матери, посылаемая нам через эти иконы, никак не зависит от чисто внешних, земных факторов – Богородица Сама выбирает икону, которая Ей почему-то угодна, и не нам судить, насколько данная икона канонична, если она чудотворна. Мы можем только дивиться милости Божией Матери и – обсуждать иконографию с чисто художественной точки зрения, а также и выявлять скрытую в ней символику – если она есть. А в этой иконе она действительно есть. И мы о ней сейчас поговорим.

Прежде всего, обращает на себя внимание несоответствие размеров Богородицы и Ее Распятого Сына. Пусть даже случилось так, что изначально это действительно было деревянное (или из любого другого материала – но рукотворное) Распятие. И пусть даже изначально это было изображение другой Марии. Так, как икона выглядит сейчас, т.е. в том виде, в каком она была явлена и стала источать исцеления и совершать другие чудеса (в частности, спасение от несчастных случаев – это чудо совершается по молитвам к списку Ахтырской иконы, хранящейся в Москве), эта икона приобретает уже космические смыслы. И дело, конечно, не в перспективе – обратной или прямой – здесь изображено не земное пространство - тем более, что Крест на некоторых списках может стоять на переднем плане, а не где-то сзади и в стороне, т.е. на уровне мысли и откровения, как это изображено на других списках. Великая Небесная Матерь (Ширшая Небес, Всецарица, Владычица Небеси и Земли) знает, какая участь постигнет Ее единственного Сына на земле, от века скорбит об этом и проливает слезы – и молится Ему – Царю царствующих и Господу господствующих, Спасителю рода человеческого и всего падшего мира, который добровольно сойдет на падшую землю и вместо Креста всемирного - который являет собою ось мироздания, Древо Жизни и Его же Божий Престол – будет вознесен на Крест деревянный – избитый, поруганный и осмеянный, покинутый всеми, кроме земной Своей Матери, любимого ученика и ученицы, будет прибит гвоздями и проткнут копьем. И мы скорбим и молимся вместе с Нею, потому что сами продолжаем распинать Спасителя Своего грехами. И именно этот совершенно очевидный смысл завораживает нас в этой иконе и заставляет забыть о неканоничности ее иконографии, да и – чего греха таить? – часто далеко не совершенно исполнение (я тут собрала самые приличные); в таком виде и с таким содержанием мы воспринимаем ее как абсолютно православную, нашу, родную икону Божией Матери, скорбящей и молящейся Своему Сыну о нас.



(Отредактировано автором: 27 Сентября, 2012 - 01:02:55)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Сентября, 2012 - 00:45:52
Марина


Проэдр


От списков с иконы Ахтырской продолжаются исцеления, о чем свидетельствуют многочисленные подношения благодарных прихожан.


Прикреплена картинка:
att-506369c18116a___.jpeg

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Сентября, 2012 - 00:46:57
Марина


Проэдр


Современный иконописец совместил византийскую иконографию Богородицы Скорбящей с явленной в 18 в. Ахтырской и получилось, по-моему, неплохо.


Прикреплена картинка:
att-50636a8bdf8d0___.jpeg

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Сентября, 2012 - 00:50:19
Марина


Проэдр


На этом можно было бы закончить, но история с явленной в 18 веке иконой получила продолжение уже в веке двадцатом. В частности, она послужила основой для создания – тоже, вероятно, по откровению – для вышивки иконы матерью Марией (Скобцовой), а через какое-то время потерянная вышивка была восстановлена по памяти С.А.Раевской уже в виде живописной иконы. Можно по-разному относиться к личности матери Марии, но икона, по-моему очень интересна и имеет глубокий смысл: Пресвятая Богородица прозревает распятие Своего Сына на Кресте и скорбит о Нем. По смыслу напоминает икону Божией Матери «Страстная».


Прикреплена картинка:
att-50636b3c2b9a1___.jpeg

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Сентября, 2012 - 00:53:16
Марина


Проэдр


И, наконец, в связи с трагическими событиями в городе Святой Крест (сейчас он носит наименование «Буденновск» – и до сих пор) появилась вот такая икона - Святокрестовская.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Не дай нам Бог больше пережить подобные события.
Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражией…

Прикреплена картинка:
att-50636b9b346e9____.jpg


(Отредактировано автором: 27 Сентября, 2012 - 16:14:08)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Сентября, 2012 - 00:54:51
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Славнейшая воистину серафим [Страниц (3): « 1 2 [3] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0044 ]   [ Gzip выкл. ]