|
|
|
|
|
|
|
На иконе Дионисия ангелы добродетелей поражают бесов противоположных им пороков, а двое архангелов связывают сатану (или "ад" - здесь главный отрицательный персонаж один).
Автор, как видно, проявил к установленому канону творческий подход - и получилось очень назидательно. Вот только икона была изначально установлена в праздничном ряду иконостаса, и оттуда вряд ли были видны такие мелкие детали и, главное, надписи - я-то их еще в детстве с трудом разбирала в Русском музее, где икона повешена на уровне глаз, а на фотографии их можно различить тоже с трудом - разве что при высоком разрешении.
Его же фреска в Ферапонтовом монастыре - новый поворот сюжета: Христос раздирает "рукописание" Адамово, свидетельство его кабальной зависимости от сатаны.
Это очень интересная тема, но отдельная и заслуживает особого разговора, а потому мы ее пока отложим.
На многих иконах и фресках Спаситель стоит на сломанных - сокрушенных - вратах ада ("Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе..."), и доски эти придавливают сатану - точно как змеев и прочих гадов на иконах Крещения, о чем мы уже говорили. Вот фреска из церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница:
То же - на фреске из Маркова монастыря:
Следующая фреска - из монастыря Дечаны. Здесь сатана распростерт на досках от дверей адовых, придавленный не просто ногами Спасителя, а Его славой, которую являет взору многослойная мандорла - символическое обозначение Царства Божия или сакрального пространства иже не небесех. Так Правь врывается в пространство Нави и одерживает над ней победу - сатана повержен, сам же "ад" в сторонке "огорчися, ибо упразднися".
Те же персонажи покрупнее:
На фреске Феофана Критского из церкви св. Николая афонского монастыря Ставроникита грустные нечистые переживают жизненную драму - утрату власти над родом людским. Сладкая парочка, прости Господи.
Впрочем, "ад" может изображаться не только "человекообразно", но и в виде опять же змея морского - Левиафана или Рехава ("яко от кита Иона"), из пасти которого Спаситель выводит вереницу праведников, живших и окончивших своих дни до Его пришествия . Хочется верить, что в числе этих праведников не только ветхозаветные иудеи, но и люди из других народов - все, кто жил "по Прави" и поклонялся Богу Единому под разными именами, а, главное, почитал и соблюдал Его закон - по мере возможности, конечно.
Вот две русские иконы, довольно поздние (19 в.), но написанные в старообрядческой среде, где, как известно, соблюдались все каноны. Скорее всего, такая иконография существовала и раньше, просто мне не повезло отыскать икону более старую. Известно, однако, что старообрядцы практически ничего от себя не добавляли, но точно копировали дораскольные образцы.
И, наконец, закончу я сегодняшний обзор любимой своей псковской иконой Сошествия во ад 14 в. Спаситель в алом плаще спускается "в преисподняя земли", как Солнце Правды в пасть Левиафана. И напоминает это не столько чисто природное явление - закат (или даже солнечное затмение), за которым неизбежно должен последовать восход-воскресение, сколько праздник северных народов - зимний солнцеворот, когда Сын Божий спускается в мрачные бездны и выходит оттуда победителем смерти. Здесь, так сказать, северный Юл (или Йоль) смыкается с восточным Наврузом (Новый Свет или Новая Русь) - днем равноденствия, когда победа над смертью одержана уже окончательно.
Митрополит Антоний Сурожский писал: чтобы лучше понять Священное Писание, надо прочитать один и тот же отрывок на разных языках, так как каждый перевод раскрывает какие-то свои, особенные оттенки мысли. То же самое можно сказать об иконографии: чтобы лучше понять смысл праздника, нужно внимательно рассмотреть и сравнить разные иконы одного и того же сюжета. Обсуждать общий смысл иконографии в данной аудитории я не вижу смысла - участникам этого форума он и так известен. А вот обратить внимание на какие-то детали и сравнить их, я думаю, стоит. Именно в деталях раскрывается все богатство, все оттенки смыслов, которые много дают православному сердцу - и тогда, когда эти произведения создавались, и ныне.
(Отредактировано автором: 29 Апреля, 2011 - 17:48:01) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 29 Апреля, 2011 - 16:35:39 |
|
|
|
|
|
|
Конечно, на изображениях Воскресения Христова есть еще много интересных деталей, на которые стоит обратить внимания. Оставим их, однако, на потом. Нынче же я продолжу свой монолог очень краткой заметкой по поводу иконографии евангельского сюжета уверения Фомы. Краткой, потому что иконография довольно однообразна и отличается лишь степенью драматизма и еще одной деталью - вкладывает Фома перст в рану Христову или нет. Интересно, что на западных картинах (иконами сии изображения назвать, конечно, нельзя) Фома чаще всего это делает (на картине Караваджо даже как-то с подковыркой - честно говоря, такой натурализм просто претит). На иконах византийской традиции - чаще всего Фома просто протягивает перст к ране, как бы указывая на нее, но перста не вкладывает. Впрочем, так, наверное, и правильно, ибо в Евангелии (от Иоанна) говорится лишь, что он на предложение Воскресшего Христа вложить перст отвечает радостно "Христос и Бог мой!", но о том, вкладывает или нет, не говорится. И вот такие более сдержанные, но полные внутренней силы византийские изображения воздействуют на зрителя гораздо сильнее. Вот такое изображение - мозаика из Дафни, которую я очень люблю.
Какая сдержанная сила! Какое благородство! И окружающие Спасителя апостолы очень разнообразно выражают свои чувства, но без лишней аффектации. Эта мозаика - просто шедевр и выделяется красотой и силой даже из великолепных мозаик Дафни. Просто слов нет.
Мозаика из Сан-Марко - опять жалкая копия. Лица невыразительны, движения скованы, а сам застывший в неестественной позе Фома вот-вот вложит перст в квадратную почему-то рану.
Столь же невыразительны апостолы на мозаике из Хосиас Лукас, а Воскресший Христос почему-то совсем старый. Лицо самого Фомы, к сожалению, повреждено. Зато очень интересно выполнена дверь, чрез которую прошел Иисус. Дверь эта выглядит объемно и напоминает по форме каменный саркофаг и одновременно - ясли-кормушку для скота, в которые был положен новорожденный Христос. Не знаю, специально ли художник это сделал или так получилось случайно. Если специально, то здесь опять нашла выражение отличительная черта мозаик этого монастыря - глубина смыслов при внешней невыразительности.
(Здесь, кстати, стоит еще обратить внимание на очень интересные фигурные свастики на арке). Но вот на мозаике из Равенны эта дверь точно напоминает гроб - именно так, как маленький храм с двускатной крышей изображали гроб за спиной воскрешенного Христом Лазаря. А вот делали ли так двери - не уверена. В любом случае деталь выразительная.
Даю для сравнения Воскрешение Лазаря из той же Равенны. (Кстати, храм под первой фотографией указан неверно - на самом деле эти мозаики из базилики Сан Аполлинаре Нуово, 6 век).
Такие же гробницы-домики изображались и в катакомбах. А вот фрески (или рисунка) сюжета уверения Фомы мне в катакомбах не попалось. Может, Вы видели?
(Отредактировано автором: 08 Мая, 2011 - 02:55:30) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Мая, 2011 - 01:47:30 |
|
|
|
|
|
|
Христос воскресе! Очень интересно подобраны изображения и описания к ним. Могу лишь добавить: Цитата:Кровь и Воду из раны Христовой собирает уже не ангел, а некая дама в короне |
Эту фигуру традиционно отождествляют с персонификацией Новозаветной церкви, собирающей в потире причастную Кровь Господню; с противоположной стороны изображается персонификация Синагоги, которую в студеницком Распятии и в Кастории отгоняет от креста ангел.
(Добавление) Цитата:не нашла места, где бы говорилось, что туда добавили желчь |
Но об этом сказано в Мф 27,34 ("дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью"), что было аллюзией на Пс. 68,22 ("«И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом»).
(Добавление) Цитата:Зато очень интересно выполнена дверь, чрез которую прошел Иисус |
Думаю, что да, ассоциации с гробом здесь вполне возможны и уместны. В целом же Христос на фоне двери - это отсылка к Иез. 44,2 ("ворота сии будут затворены... и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь... вошёл ими..."). Затворённые двери - давний ветхозаветный прообраз Воплощения.
(Добавление) Цитата:А вот фрески (или рисунка) сюжета уверения Фомы мне в катакомбах не попалось. |
Нет, не попадались, что естественно. Ведь этот сюжет не вполне соответствует основной тематике катакомбных фресок - заверениям в спасительном всемогуществе и всеблагости Бога.
(Отредактировано автором: 09 Мая, 2011 - 17:19:19) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 09 Мая, 2011 - 16:34:50 |
|
|
|
|
|
|
chalkites Благодарю за теплые слова поддержки и ответы на вопросы.
1. Как я не нашла упоминание о желчи в Мф., ума не приложу - ведь я специально искала. Перечитывала недавно кое-какие апокрифические Евангелия и специально искала параллельные места в 4-х канонических. Очень печальное занятие, должна Вам сказать, так как остается только пожалеть, что сохранились только отрывки и далеко не всех евангелий, пусть даже "отрешенных", но там сохранились такие подробности, которые почему-то не вошли в канон, но первые христиане их читали, а мы теперь довольствуемся лишь жалкими остатками. Впрочем, и за то спасибо тем ученым, которые их опубликовали, перевели, довели до нашего сведения. Кое-что из того, что я заметила интересного, я сегодня постараюсь написать.
2. Если эти женские фигуры действительно персонификации Церкви и Синагоги, то это очень интересно. Во-первых, интересно отметить, что у нас на Руси эта проблема в средние века не стояла - во всяком случае, со времен Владимира Мономаха и до тех пор, пока не начали присоединять территории, где эти самые синагоги имелись в наличии. Поэтому на иконе Дионисия ангел не гонит синагогу, а удерживает другого ангела. Тем не менее, развитие сюжета интересно.
Нашла вот у себя еще персонификации Церкви и Синагоги, правда, римские - в храме Санта Сабина. Там довольно длинный латинский текст. Но пояснения к мозаикам в разных местах я нашла разные. Может, поможете разобраться, раз уж речь зашла на эту тему.
Объяснения такие: 1. Это Церковь из иудеев (слева) и Церковь из язычников (справа). 2. Церковь христианская уходит от синагоги и Церковь уходит же от язычников, в самостоятельный путь, так сказать. Но, судя по тому, что это явно две разные женщины, похоже, что все-таки это Церковь и Синагога. А на самом деле что?
Еще одно изображение персонификации Церкви на деревянный воротах - подумать только! - сохранившихся с 5 или 6 века:
Это не Вознесение - Вознесение там другое, очень интересное, я его выложу во благовремении. Объяснения тоже два: 1.Второе пришествие. 2.Триумф Христа и Церкви (апостолы Петр и Павел внизу коронуют Церковь в виде женской фигуры, больше похожей на Богородицу). А как Вам кажется - на что это больше похоже?
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 12 Мая, 2011 - 01:26:49) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Мая, 2011 - 19:23:03 |
|
|
|
|
|
|
4. Вот тут я с Вами не совсем согласна, так как тематику фресок в катакомбах Вы выразили слишком в общем виде. Я бы тему сузила – первые христиане использовали катакомбы в качестве кладбища, и основная тема изображений там – смерть и воскресение. Поэтому явление Воскресшего Христа апостолам и уверение Фомы было бы там вполне логичным. Однако, в искусстве римских катакомб наблюдается некоторый консерватизм, количество сюжетов весьма ограничено; это в основном: Христос – Добрый Пастырь, Адам и Ева, история Ионы, воскрешение Лазаря, вылезающий из ковчега Ной, три отрока в пещи огненной, Даниил во рву львином, Тайная вечеря (или Евхаристия самих христиан – сцены трапезы похожи, и не всегда их можно различить) и многочисленные оранты. Есть изображения уникальные и, может быть, если Бог даст, мы о ним еще поговорим. Есть сцены исцелений – в основном исцеление расслабленного, который идет и тащит на спине свой одр. И еще одна фреска, которая послужит нам переходом к следующей теме.
Эту фреску трактуют и как исцеление кровоточивой жены, и как явление Воскресшего Христа Марии Магдалине. Мне кажется, второе. А если сравнить с известной картиной Иванова, то сомнения отпадают сами собой, тем более, что традиция такой иконографии и не прерывалась – есть иконы и фрески с явлением Христа Марии Магдалине (фреска из храма свт. Николая в монастыре Ставроникита):
или сразу двум Мариям (Дечаны):
Впрочем, Иванов, скорее всего, в катакомбах бывал и эту фреску видел, как и Леонардо да Винчи в свое время «подсмотрел» свою Мадонну Литту там же.
Однако, сегодня мне хотелось бы обратить внимание на любопытную деталь в иконографии – воинов, спящих у гроба. Самое раннее изображение Воскресения – на раннехристианском саркофаге (4 в.). Здесь еще ни нет схождения Спасителя во ад, ни жен-мироносиц. Нет даже и самого гроба. Есть Крест и двое спящих воинов. Из сохранившегося отрывка Евангелия от Петра мы знаем, что воины дежурили по двое, остальные спали. Здесь один воин как будто клюет носом, а другой в изумлении смотрит на Крест.
В канонических Евангелиях о воинах говорит только Матфей, и из его рассказа складывается впечатление, что воины не спали, но от ужаса от увиденного (землетрясение, сам собой отваливающийся огромный камень, явление ангела) упали в обморок («стали, как мертвые» Мф. 28:4).
В Евангелии же Петра воины, потрясенные увиденным, наоборот, будят остальных, чтобы лицезреть чудо Воскресения; о явлении Креста в момент Воскресения также говорится только у Петра. Таким образом, можно сделать вывод, что рельеф на саркофаге навеян именно этим, впоследствии утраченным Евангелием, а сама иконография Воскресения стала другой – разделилась на Сошествие Спасителя во ад и чудеса в Иосифовом саду – явление женам-мироносицам Ангела (или двух - интересно, что на саркофаге по углам вверху - две кудрявые головы, а венок держит большая птица) и явление Самого Воскресшего Марии Магдалине или двум Мариям.
Какой из рассказов евангелистов более точный – Бог весть; представить общую картину, «сшивая» четыре рассказа в один еще не удалось никому – попытка о. Серафима Слободского, например, явно неудачна; похоже здесь действительно происходили какие-то аберрации времени, что не удивительно в момент таких уникальных в истории (т.е. линейном времени) потрясений.
Как выглядел Гроб Господень, забыли уже римские художники в 6 веке (Равенна, Сан Аполлинаре Нуово), изобразив вместо пещеры в саду ротонду, построенную при императоре Константине.
(Как известно, именно эта ротонда послужила образцом для кивория над престолом во всем православных храмах, которые делают в алтарях до сих пор. Об этом есть очень интересная статья Шевченко: http://www.rusarch.ru/shevchenko2.htm. И еще одна статья его же, тоже касающаяся этой же темы: http://www.rusarch.ru/shevchenko3.htm).
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 12 Мая, 2011 - 04:52:47) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Мая, 2011 - 00:40:20 |
|
|
|
|
|
|
Впоследствии Гроб будут изображать просто как обычный для римлян каменный саркофаг, что мы и видим на многочисленных иконах и фресках этого сюжета, как, например в Грачанице.
Мне, однако, интересны здесь изображения именно воинов. На римском саркофаге сидят по обе стороны креста римские же воины в полном вооружении – в таком, какое и было во времена земной жизни Христа и вряд ли сильно изменилось к 4 веку. Но чем дальше мы отходим от этого времени, тем сильнее изменяется вооружение. И вот уже в средние века, когда мы смотрим на византийские иконы и фрески, мы видим воинов или в современном (на тот момент, разумеется) вооружении, или в стилизованном под римское, при том, что все остальные действующие лица носят одежду времен Христа – длинные покрывала, закрывающие голову, у женщин и античные хитоны и гиматии у ангелов.
(Заметим, что на католическом Западе одежда евангельских действующих лиц на картинах меняется вместе с модой; примеры приводить не буду, они и так всем известны).
(Отредактировано автором: 12 Мая, 2011 - 04:42:27) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Мая, 2011 - 04:11:13 |
|
|
|