Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): « 1 [2] 3 4 5 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Феодор Стратилат. Память его 8 февраля. У нас в Москве есть храм этого святого в Архангельском переулке, там же, где Меньшикова башня - храм Архангела Гавриила. Это сейчас Антиохийское подворье.
Интересно, что св. Феодор убивает змия мечом, а св. Георгий - копием. У нас во времена Иоанна Грозного были монетки с изображением воина с мечом, а были и с копием, от которого и пошло название "копейка".

Так вот, я давича остановилась, т.к. не смогла отправить вторую картинку в сообщении - не знаю, что делается с сайтом: то сразу по семь-восемь картинок можно отправить, то едва одну. Вот эта фреска Пятидесятницы на своде Новой церкви:



Как жаль, что не сохранилась центральная часть композиции! Однако, это явно не дело рук турок, а, скорее, результат землетрясений. С другой стороны, если бы не осыпался кое-где верхний слой штукатурки, мы бы не знали, какое сокровище пребывает внизу - этот поистине драгоценный первый слой, скорее, не живописи, а символической графики. Как замечательно открылись арки (чуть не написала "подпружные", но здесь, конечно, пространство церкви высечено в монолите) с косыми клеточками! Здесь вообще вариант потрясающий - трехцветный с добавлением зеленого - цвета растительности, жизни, Святого Духа, наконец (или небесно-голубого? на разных фотографиях разные цвета). Хотя в уголке сохранились клеточки трех сакральных цветов - черно-красно-белые, но это, очевидно, более поздний слой. Хотя тот факт, что христианские художники продолжали изображать этот узор в большом количестве и в разных вариантах, уже говорит сам за себя. Еще интересная деталь: над головами апостолов сохранилась кое-где полоска - соединенные между собой годовые круги - символ линейного времени.

На своде поближе к зрителю очень интересный пример совмещения иконографии: один сюжет переходит в следующий - прощание Христа с апостолами ("Идите научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа") переходит в Вознесение на противоположном скате арки, но по два апостола в сцене прощания уже относятся к сцене Вознесения: один протягивает руку вверх, другой схватился за голову в немом изумлении.

И тут мы переходим к следующей фотографии, где эта фреска на своде представлена с другой стороны. Это противоположная оконечность креста. и здесь мы тоже видим тот же космический крест в люнете. Но в самом верху - евангельские сцены, посвященные теме Рождества Христова: путешествие Святого Семейства в Вифлеем на перепись и сон Иосифу с повелением от ангела бежать в Египет. Та же тема переходит на своды арки: здесь мы видим Благовещение и - ниже - укоры Иосифа, испытание водой и встречу Марии и Елизаветы; с другой стороны прекрасная пара - Рождество и поклонение волхвов.

Далее вниз повествование продолжается Сретением и сценой: Отрок Иисус беседует с мудрецами в Иерусалимском храме. (К сожалению, невозможно выложить вторую картинку; если желаете, могу выложить ее позднее).

На севеной стене рассказ продолжается призванием Иоанна (к сожалению, обе фигуры - и Ангела, и самого Иоанна - сохранились очень плохо); беседа Иисуса с Иоанном ("...Так нам надлежит исполнить всякую правду"); Крещение; искушения Христа в пустыне; призвание апостолов - сначала почему-то Матфея (он сидит за столиком), потом рыбаков - две пары братьев: Андрей Первозванный и Петр, Иоанн и Иаков; последняя сцена в этом ряду - чудо на браке в Кане. Это изображение, похоже, вообще уникально - именно тем, что брачующейся пары здесь нет, а есть Христос и Его Мать - образ Церкви. Этому сюжету стоит посвятить отдельное сообщение, и я постараюсь это сделать, хотя отдельного праздника, посвященного этому чуду, нет.

0236. Апсида с изображением Христа Вседержителя в конхе в окружении сил небесных: архангелов, серафима (огненно-красный), херувима (зеленоватый) и сплетенные колеса - это так наз. офаним. В табели о рангах св. Дионисия Ареопагита таковые не значатся, но зато упоминание о них есть в Книге Еноха.
Пониже Троица - очень интересной иконографии. В центре здесь изображен Сын Божий в том виде, в котором он воплотился на земле. Художник следует толкованию, которое подразумевает, что среди трех странников, явившихся Аврааму, Один был Сыном Божиим - Ангелом Великого Совета (хотя здесь Он даже без крыльев), а два Его спутника, которые затем отправились к Лоту в Содом, суть просто ангелы. Эта трактовка имеет право на существование, так как текст Писания позволяет понимать этот сюжет двояко. (Если интересно, можете посмотреть на ветке "Богоявление" сюжет об иконографии Троицы). Эта фреска - одна из первых, если вообще не самая ранняя из сохранившихся икон Троицы, изображенных как явление Трех Странников Аврааму.

Так же, как икона Богоматери Умиление в нише диаконника (0243) - первая из сохранившихся икон этого типа - исследователи датируют ее 940 годом (а всего, как известно, основных типов икон Богоматери с Младенцем три: Умиление или Гликофилуса, Одигитрия-Путеводительница и Знамение - Она же Оранта с Младенцем или без Оного), все остальные - варианты этих трех иконографий). Эта икона - потрясающей красоты и силы. Жаль, что о ней у нас мало знают. Повыше - изображение Успения, тоже очень ранее, возможно, вообще первое в византийском искусстве. (Фотография есть в теме Успения, выложил Халкитис). Жаль, что сохранились жалкие остатки. Но и здесь видно, что иконография не совсем обычная: рядом с Христом стоит Ангел, но непонятно, держит ли Христос душу Усопшей Матери в руке или нет. Но все равно видно, что икона очень высокого качества, как и все написанные этим художником.

Вообще в этой церкви можно различить работу нескольких художников. Этот писал также Пятидесятницу и, кажется, сцены из Деяний Апостолов под нею. Может быть, и Богоматерь Умиление тоже его.

Алтарная апсида с изображением Распятия в конхе (0240) с разбойниками по бокам (а их изображали не часто). Внизу остатки Снятия с Креста и Сошествия во ад.
Здесь интересны остатки алтаря: престол высечен в монолите так же, как и кресло для епископа. Очень впечатляет, надо сказать.

Вообще вся церковь очень сильно впечатляет - и не только тем, что она высечена в монолитной скале и дважды прекрасно расписана, но даже самой своей древностью, архаичным духом, который веет даже с фотографий. Иконография кое-где еще не совсем устоявшаяся, а кое-где просто уникальная. В связи с этим у меня тоже есть вопросы, которые я прошу разрешить (наверное, придется подождать до приезда Халкитиса). Фотографии выложу позже, т.к. опять вторую картинку выложить невозможно.



(Отредактировано автором: 26 Января, 2012 - 18:12:21)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Января, 2012 - 16:15:05
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Спасибо за картинки! очень интересно.
У меня что-то тоже странное творится - только я посмотрел на Вашу "пятидесятницу", как она куда то пропала ... Наверно, не подкачалась после того, как Вы сообщение поправили...

(Отредактировано автором: 26 Января, 2012 - 17:25:04)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 26 Января, 2012 - 17:23:21
Марина


Проэдр


Не знаю, у меня нормально высвечивается одна картинка. Но вот хорошо, что Вы ответили, теперь я могу отправить Вам картинку, которой у Вас нет - вернее, она есть сбоку, но самих изображений не видно:




Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Января, 2012 - 18:16:00
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Спасибо. Теперь видны обе картинки. А то раньше вместо пятидесятницы высвечивалась ощибка Радикала.

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 26 Января, 2012 - 18:40:11
Марина


Проэдр


Ошибка, скорее, не Радикала, а сайта. Попробую выложить икону Богоматери Умиление без помощи Радикала - у меня тут поярче краски.

Какая красота! И какая же это кощунная рука могла что-то нацарапать на древней фреске, даже прямо по Лику?! Руки бы оторвать...
Прикреплена картинка:
att-4f2175e3c4ed59500.jpg


(Отредактировано автором: 26 Января, 2012 - 19:51:07)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Января, 2012 - 19:48:51
Елена


Ипат


Поверх (какя поняла) фрески орнамент с крестиками - следы эпохи иконоборчества, должно быть. Это не каппадокийская фреска? Где-то я ее встречала.

Всего записей: 55 : Дата рег-ции: Февр. 2010 : Отправлено: 27 Января, 2012 - 08:25:40
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Добрый день! Марина, большое спасибо! А как насчёт моей просьбы из последнего сообщения первой страницы ( с определением пророков )? Ничего не прояснилось?

Не могди бы Вы прокомментировать единственный снимок с остатками росписей часовни св. Василия Великого?

http://cs11148.vk.com/u21451362/151097190/y_51745844.jpg

Идём дальше:

Остатки росписей пещерного монастыря около cеления Япракхисар:

http://narod.ru/disk/38886316001/1324.zip.html

Теперь долина Ихлара - церковь св. Георгия:

http://narod.ru/disk/38891259001/1.zip.html

Цитата:
Попробую выложить икону Богоматери Умиление без помощи Радикала - у меня тут поярче краски.

А Вы попробуйте общий план мой увеличить. Второй снимок приглушён для компенсации тени, падющей на правую часть из-за дурацкой подсветки. И кто только её устанавливал!!! ((


Елена
Конечно каппадокийкая. Тема, кстати, так и называется ... ))))

(Отредактировано автором: 27 Января, 2012 - 11:44:40)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 27 Января, 2012 - 09:44:23
Елена


Ипат


Цитата:
Конечно каппадокийкая. Тема, кстати, так и называется ... ))))


Прошу прощения, не заметила слово "Каппадокии".

Всего записей: 55 : Дата рег-ции: Февр. 2010 : Отправлено: 27 Января, 2012 - 10:48:19
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Елена
Да ничего страшного. Торопливый век - всё время бежим вперёд, вот внимание и рассеивается.

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 27 Января, 2012 - 11:40:22
Марина


Проэдр


Елена
Цитата:
Поверх (какя поняла) фрески орнамент с крестиками - следы эпохи иконоборчества, должно быть


Как раз наоборот - фреска поверх клеточек, верхний слой местами обвалился, обнажив клеточки эпохи иконоборчества. Если бы Вы почитали то, что раньше написано, такого бы вопроса не возникло.


Любитель

Вы спрашиваете вот про эту фреску?



Часовня св. Василия Великого, честно говоря, не вызывает никаких вопросов. Здесь, насколько я поняла, то же самое: графика эпохи иконоборчества и написанная позднее икона св. воина-змееборца - Феодора или Георгия.

Церковь св. Георгия:
0171. Какая интересная церковь! Выглядит, как природная пещера. А там дальше куда проходы ведут? Слева остатки Деисуса.
0173. Деисус и св. отцы внизу. Похоже, здесь была алтарная ниша.
0176. Остатки Рождества.
0177. Похоже, сам св. Георгий.
0178. Успение.
Все-таки турки - клинические идиоты. Насколько умнее евреи - все сохраняют, даже то, что им мало приятно, и гребут шекели с туристов и паломников. А эти даже не понимают, что можно жить припеваючи с чужого культурного наследния и с демонстрации чужих святынь тем, кому это дорого. Я не говорю про тех, кто изуродовал лики, - эти просто звери, хищники. А ведь надписи типа "здесь был Махмуд" процарапаны явно не так давно. Обезьяны научились грамоте.
0179. Преображение. Выцарапали только глаза. И за то спасибо, что все остальное оставили.
0180. Распятие.
0181. Св. Георгий с ктитором справа. А вот кто слева - в чалме и даже халате? Придется дождаться Халкитиса, может быть, он прочитает надпись на греческом над этой фигурой.
0185. Вознесение. Ну, евангельские сюжеты Вы, наверное, уже и сами можете определить.
Вообще фрески очень неплохие. Жаль только, что сильно испорчены.

Росписи во второй церкви сохранились очень плохо. Хорошо виден только орнамент из листьев плюща - очень древний, еще с эллинских времен, символ смерти и возрождения. Дело в том, что такой плющ в обилии рос в некрополях. В древности золотые венки из таких листьев возлагали на голову покойников. Такие же листики изображены на стенах церкви в Мирах, где был похоронен свт. Николай. Потом почему-то их перестали изображать.



(Отредактировано автором: 27 Января, 2012 - 18:51:38)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Января, 2012 - 17:56:18
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Марина
Ну это - "да". Змееборец - Георгий. Во всяком случае так утверждается на табличке у входа и в книге "Гёреме". Правда, книга турецкая ... Честно говоря, весьма слабая.
Левее "Знамение" и "Вседержитель"?
От монастыря мало чего осталось. А вот с долиной Ихлара, думаю, придётся помучиться. Кстати, именно в церкви св. Георгия символическое венчание сельджука и Византии, о котором я писал ранее.
Спасибо. То, что я написал выше относится к вашему первому посту.
Пророки не отсюда, а с арок (Безымянные пророки в арках Яблочной церкви:

Цитата:
И если можно, то хотелось бы понять что за пророки изображены на арках слева и справа (№ 0213). Кстати, именно они попарно есть крупно на снимках 0 215 и 0216. Сам я смог разобрать только Аввакума.
)


А по поводу фрески с человеком в чалме я же предположил на предыдущей странице это:
Цитата:
У меня появилась мысль.
Церковь с сандалиями датируется концом XII - началом XIII вв. Следовательно скорее всего внизу 0185 снимка запечатлена передача этих земель сельджукам в качестве выкупа за имп-ра Романа IV Диогена в 1071 г.. В чалме изображён Алп-Арслан, но кто справа (одна фигура - явно Роман IV, но кто - второй?)? Старший царевич Михаил Дука?.
Может, кто-нибудь сможет прочесть надписи?


Извините, у меня поезд в Питер. Вернусь в понедельник, тогда отвечу, куда ведут проходы.

(Отредактировано автором: 27 Января, 2012 - 18:50:30)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 27 Января, 2012 - 18:41:35
Марина


Проэдр


0215 - Аввакум с Ионой,
0216 - Илия и Моисей. Написано очень четко. Буквы практически совпадают с кириллицей, так что имена разобрать легко. Гораздо труднее со смысловыми надписями - здесь надо знать язык.

На фото из часовни св. Василия Великого: справа в апсиде Христос Вседержитель, а вот икона Божией Матери не Знамение, а Умиление. Чтобы Вы не путались более, даю пример иконографии Богоматери Знамение. Название происходит из пророчества Исайи (привожу по памяти): "Вот вам знамение: се Дева приимет во чреве и родит Сына и нарекут Имя Ему Эммануил, что значит "С нами Бог"". В русских высоких иконостасах эту икону помещают в центре пророческого чина. Здесь смысл в том, что "Дева приимет во чреве". Так Она и изображается - с Младенцем во чреве, чаще всего в круге, но бывает, что и без круга (как, например, в монастыре Хора), и тогда не совсем понятно, что Младенец еще во чреве - это Предвечный Младенец, который присно рождается, т.е. как бы рожден и в то же время еще "во чреве". Вообще икона Богородицы с молитвенно воздетыми руками называется "Оранта" или "Нерушимая стена" (в Софии Киевской, например), а еще и с Младенцем (но именно во чреве, а не на руках) - "Знамение".

Богородица в конхе малой апсиды в церкви Богородица Левишка в Призрене.



В монастыре Хора в Константинополе:



Вот здесь иконы Богоматери Знамение в разных вариантах (если Вам пока трудно ориентироваться на сайте): http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=15&topic=1&start=13

(Отредактировано автором: 27 Января, 2012 - 19:37:26)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Января, 2012 - 18:58:40
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Марина, добрый день! Я уже вернулся. Правда спать хочу неимоверно ... Впрочем, не важно ...
Большое спасибо за разъяснения, очень интересно. Долина Ихлара - это длинный канььон, прорезанный речкой, в склонах которого было построено довольно много пещерных монастырей и часовен. Это было место отшельничество, так что склоны изрыты системой тунелей и пещер отшельников. В общем, по долине можно передвигаться скрытно, пользуясь пробитыми проходами. Внутри церкви св. Георгия - как раз заваленный проход и алтарная апсида - но там всё конкретно загажено ...
Я был без сопровождения, поэтому удалось кое что снять. В большинстве мелких церквей нет ни охраны, ни электричества - приходилось снимать со вспышкой. Гиды, сопровождающие группы, подсвечивают фрески фонариками - снимать почти не дают.
Поскольку часть церквей находится вдалеке от жилья, оббивание и "здесь были..." продолжается постоянно - молодёжь шалит.
Сейчас оклемаюсь и продолжим ...

(Добавление)
Так ...
Эта порция - монастырь Sümbüllü (перевода не знаю):

http://narod.ru/disk/39101658001/01.zip.html

церковь св. Даниила:

http://narod.ru/disk/39103400001/02.zip.html

и одиночная сохранившаяся фреска в какой-то боковой безымянной пещере:

http://cs10524.vk.com/u21451362/151097190/y_333ffc0c.jpg

(Отредактировано автором: 30 Января, 2012 - 10:03:07)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 30 Января, 2012 - 10:02:15
Марина


Проэдр


Очень интересные фотографии, но у меня пока нет возможности их подробно разобрать. Пока советую заглянуть вот сюда: http://shkondin.com/post158883498.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 31 Января, 2012 - 01:25:55
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Цитата:
а вот две фигуры напротив мне пока определить не удалось.

На фронтальной съёмке хорошо читаются имена обоих свв. воинов на южной стене храма Св. Екатерины: слева св. Никита, справа св. Сисинний. А композицию в апсиде правильнее определить не как "Предста Царица...", а как обычный трёхфигурный Деисус.
К сожалению, картинки к первой страницы из файлообменника уже убраны, посмотреть их я не успел, могу лишь сверить со своей съёмкой. Росписей иконоборческого времени в Каппадокии нет, самые ранние ныне датируются 9 в., подавляющее большинство - 10-11 вв. Думаю, что петух в Св. Варваре скорее всего символизирует Воскресение, тогда скачущее под ним четвероногое могло бы олицетворять инфернальные силы, побеждаемые Христом. Лично у меня оно как-то вызвало ассоциации с обезглавленным драконом (вилорогий хвост направлен кверху, из шеи хлещут потоки крови), но настаивать на них конечно не стану.
Тронный Христос во славе, изображённый в конхе "жертвенника" Новой Церкви (в алтарной апсиде многофигурное Распятие), представлен согласно тексту видения Славы Божьей пророка Иезекииля, с Херувимами и огненными колёсами, исполненными очей (Иез. 10,9). Эта тема была очень распространена в росписях византийского Востока.
Что же касается современных названий этих храмов, то они турецкие, давались часто по случайным признакам (Тёмная, Яблочная, Сандаловая и т.п.) и вряд ли стоит придавать им сколь-нибудь серьёзное значение.

(Добавление)
Цитата:
Не могди бы Вы прокомментировать единственный снимок с остатками росписей

В этой церкви изображены оба свв. воина - на Вашем фото св. Георгий, а на другой стене св. Феодор (оба подписаны), рядом с которым находится полнофигурный образ свт. Василия, давший название храму.
Интересно здесь то, что фресковая роспись по сути имитирует иконное заполнение пространства храма, т.е. изображения Христа в апсиде, Богоматери с Младенцем, св. Василия и пр. выполнены как отдельные, скорее всего, поклонные иконы.

(Отредактировано автором: 31 Января, 2012 - 02:30:43)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 31 Января, 2012 - 01:28:10
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Марина
Cпасибо, но воспользоваться Вашей ссылкой мне не удалось.
"Запрашиваемой вами страницы нет на сайте,
возможно, она была удалена, либо вы
ошиблись в написании адреса."
chalkites
Прекрасно. Огромное спасибо. На всякий случай я восстановлю архивы и сообщу.

А пока продолжение - ещё одна "змеиная" црковь:

http://narod.ru/disk/39165811001/03.zip.html


(Отредактировано автором: 31 Января, 2012 - 09:51:54)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 31 Января, 2012 - 09:50:14
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): « 1 [2] 3 4 5 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0075 ]   [ Gzip выкл. ]