|
|
|
|
|
|
|
И какой замечательный ветхий Симеон! Ну что ж, по преданию, старцу не менее трехсот лет! Когда Александрийский царь Птолемей Второй Филадельф в 3 в. до Р.Х. поручил семидесяти двум толковникам перевести для его знаменитой библиотеки Священное Писание иудейского народа (а александрийская община была весьма многочисленна) именно ему достался на перевод текст пророчеств Исайи. И когда он дошел до слов «се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (7:14), он написал слово «Дева» («парфенос»), но потом засомневался и хотел исправить на слова «молодая женщина», однако был остановлен ангелом, который повелел ему оставить, как есть, а потом возвестил ему, что он не умрет, пока сам не встретит Сына Девы и не примет Его на руки свои. С тех пор прошло 300 лет, а Симеон все жил, и жил, и жил… И жизнь уже стала ему в тягость, а Господь все медлил призвать его к Себе. Симеон переселился в Иерусалим – поближе к Храму, зная, что все младенцы иудейские неминуемо проходят через обязательные для них обряды.
* * *
От 10 в. сохранилась костяная пластинка с шестью праздничными сценами, одна из которых – Сретение.
Почему-то здесь Симеон изображен в головном уборе ветхозаветного священника. Но это ошибка! потому что Симеон – не левит и вообще никакого отношения к Храму Иерусалимскому не имеет! Он просто пришел к Храму по велению Духа Святого, чтобы встретить новорожденного Спасителя, увидеть которого ему обещал ангел, и он ждал этого момента целых 300 лет. И после встречи старец Симеон уходит умирать. Нет, не ему суждено пролить кровь Христову. И не пророчице Анне, которая долгие годы жила при Храме – и тоже для того, чтобы увидеть Спасителя и умереть спокойно. Нет, эти двое последних ветхозаветных пророков лишь возвещают смерть долгожданного Мессии, но и радуются Его приходу, более того – первые свидетельствуют о Нем. В этом, собственно, и заключается смысл праздника – в радости встречи со Христом.
На этой пластинке 10 в. над престолом уже имеется киворий с лампадой. О символике кивория мы поговорим чуть позже. Сейчас же отметим, что на престоле сверху и на фасаде – кресты, как бы указывающие на то, каким именно образом будет принесен в Жертву Христос.
* * *
Интересно, что традиция изображать сцену Сретения на фоне портика-аркады, как в римской базилике Св. Марии Великой, еще некоторое время сохранялась в пещерных храмах Каппадокии, которая, как известно, гораздо ближе к Иерусалиму, чем, Рим.
Роспись 11 в. из пещерной церкви с условным названием «Саклы килисе».
Здесь сцена Сретения помещена прямо под Распятием, хотя обычно она рассматривается как продолжение Рождества.
Расположение евангельских сцен в пространстве храма, как известно, имеет большое значение, подчеркивая или усиливая заложенные в изображениях смыслы. В данном случае становится ясно, для чего земные родители приносят Богомладенца Христа в Храм – Он уже с самого рождения Своего в мир предназначен в Жертву спасения рода человеческого. И сцена Распятия вверху именно это и подчеркивает.
* * *
Но почти одновременно появляются изображения, где жертвенник или престол мыслятся уже под общим арочным покрытием, а количество арочных пролетов портика сокращается до трех.
И это уже не портик во дворе Храма и не сам ветхозаветный Храм, но другой Храм Иерусалимский – уже не ветхозаветный, а новозаветный, христианский – символическое изображение построенного при императоре Константине и на его средства (освящен в 335 г.) храма Гроба Господня.
Церковь «Эски Гюмюшлер» («Старое серебро») 11 в.
Церковь «Карабаш килисе» («Черная голова»), 11 в.
* * *
Об этом следует поговорить поподробнее.
Построенный при Константине храм над вырубленным из скалы Гробом-пещерой, имел вид двухъярусной ротонды. Такую конструкцию имели в те времена мартирии, т.е. храмы, построенные на местах страданий и смерти христианских мучеников (собственно слово «мученик» звучит по-гречески «мартириос» и означает «свидетель»); там же часто лежали и их мощи, на которых совершалась Евхаристия. Но и сами мартирии сооружались по образцу богатых усыпальниц (см., например, дожившая до наших дней усыпальница дочери императора Константины – так наз. Санта Констанца в Риме, или храм св. Георгия, переделанный из усыпальницы гонителя христиан Галерия в Фессалонике). Выбор образца вполне логичный. Кроме того, круг символизировал небеса и, таким образом, круглый храм являл собою Рай на земле.
(Отредактировано автором: 16 Февраля, 2016 - 22:35:56) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Февраля, 2016 - 22:27:05 |
|
|
|
|
|
|
Храм св. Георгия в Фессалониках.
Можно сказать, почти с натуры рисовали константинов Храм художники, запечатлевшие его на евлогиях – ампулах для освященного масла или иконках-медальонах, которые паломники увозили домой из Иерусалима. Ныне несколько таких евлогиев 6 в. хранятся в Монце.
Евлогий 6 в. – свинцовый медальон-иконка: жены-мироносицы пришли ко Гробу Господню, который теперь оказался внутри Ротонды Константина, внутри которой – «палатка»-Кувуклия с лампадой.
Несмотря на все разрушения и перестройки, случившиеся на протяжении истории, Храм Гроба Господня в Иерусалиме сохранил свою структуру – малый храм в большом, как микрокосм в макрокосме, и нынешний храм, построенный при крестоносцах, также являет собою большую ротонду, в центре которой Гроб Господень, заключенный в прямоугольную Кувуклию, разве что одна торцевая сторона его теперь скруглена, а купол в результате ремонта средствами русского царя после пожара 1808 г. приобрела вид луковки – но тоже с острым концом.
Именно по образцу Кувуклии стали возводить сень-киворий над Престолом в алтарных апсидах в храмах христианского Востока, несколько упростив конструкцию – вместо восьми колонок-опор стали делать четыре, а «зонтик» часто приобретал вид пирамидки.
И именно так изображен Престол, на котором совершает Евхаристию Сам Христос, в алтарной апсиде храма Св.Софии в Охриде (11 в.),
и там же рядом, на боковой стене вимы – уникальный сюжет – «Литургия св. Василия Великого».
И примерно у такого же алтаря причащает апостолов Христос на мозаике в апсиде Св.Софии Киевской – только престол теперь покрыт уже на траурной синей тканью, а пасхальной - красной.
Таким образом, Престол в алтаре православного храма являет собою Гроб Господень – место возлежания Его мертвого Тела и место Его Воскресения. * * *
Эту же мысль подтверждает также уникальная икона Сретения – миниатюра в Минологии Василия Второго, которая датируется первой четвертью 11 в. (хранится в Ватиканской библиотеке).
(Добавление) Здесь под куполом кивория помещен не только Престол, но и сам Гроб Господень в виде мраморного саркофага, по размеру рассчитанного на взрослого человека. На переднем плане – створки врат, и вся конструкция напоминает также темплон византийского храма с мраморными плитами внизу. За вратами виден также и накрытый красной тканью престол, готовый принять Жертву. И Сам Богомладенец располагается на руках Матери полулежа, как бы уже возлежа на жертвеннике.
Здесь надо учесть еще и символику храма вообще. Известно, что храм – обычно четырехугольный в плане – является как бы моделью земли с небесной полусферой, опирающейся на четыре столпа. Поэтому небо обычно символизирует полусфера (в плане круг), а землю – квадрат или прямоугольник, в данном случае - Гроб. Таким образом, выходит, что вся земля – Гроб Господень, на которой он всегда – ныне и присно и во веки веков – продолжает приносить Свою Жертву за жизнь мира. И сам мир стоит лишь до тех пор, пока на земле в православных храмах продолжает совершаться литургия, пока Богородица Мария приносит в Храм Своего Сына – «Первенца из мертвых» (по слову св. Ап. Павла), а мы, грешные, приходим туда же, в Храм, Его встречать и принимать в виде Святых Даров.
(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2016 - 02:44:42) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2016 - 02:26:21 |
|
|
|
|
|
|
В том же 11 в. были выложены мозаичные композиции в кафоликоне монастыря Осиас Лукас в Фокиде. И здесь мы видим как раз зонтичный купол кувуклия на четырех колонках, увенчанный крестом, как все христианские храмы.
дом 2 онлайн
(Добавление) Мозаика в Осиас Лукас на первый взгляд кажется, как и росписи в провинциальной Каппадокии, несколько примитивной, однако, примитивизм этот, как и там, обманчив. Эта мозаика настолько интересна, что заслуживает отдельного разговора.
Важно, однако, отметить, что здесь, наконец, иконография Сретения приобрела окончательный вид: две группы действующих лиц изображены по обе стороны от жертвенника-престола, через который Богородица Мария передает Своего Сына старцу Симеону так, что он как бы зависает над ним, готовый на него возлечь.
* * *
С 5 по 11-12 вв. на иконах (мозаиках, фресках, костяных пластинках и т. д.) Сретения Богомладенец Иисус обычно сидит на руках Матери или же Она передает Его в руки старца Симеона. Но затем появляются иконы, где уже Симеон держит на руках Младенца.
При этом эта пара - старый и малый - сильно напоминает появившуюся позднее композицию «Отечества». Даже и намек на Св.Духа имеется – в виде двух голубков в руках другого, правда, старца – Иосифа.
И в связи с этим возникает логичный вопрос: почему в Священном Писании необыкновенных детей Бог посылает именно престарелым родителям (Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елизавета и т.д.)? То есть тем, у кого рождение отпрыска является очевидным чудом. Не потому ли, что облик любого старца человеческого напоминает описанный у Даниила образ Ветхого Деньми? Т.е. Предвечного Сына, который имеет воплотиться и тем самым одновременно являет образ Отца (по слову Христову «Я и Отец – одно»), число земных лет коего счесть невозможно, ибо он вечен – существует вне времени. Но поскольку у людей принято изображать старца именно так – согбенного, седовласого («власы его, как волна» (Дан….), т.е. белая шерсть) и с длинной белой же бородой, престарелый родитель на иконах и стал напоминать образ Ветхого Деньми (в отношении человека – ветхого именно днями и годами, которые в принципе можно и сосчитать). Поэтому можно сделать вывод о том, что все эти пары прообразуют земное рождение Сына Божия, долгожданного Спасителя мира. И паре земных родителей Иисуса Симеон также являет этот образ – Ветхого Деньми Отца.
(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2016 - 17:41:53) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2016 - 12:39:20 |
|
|
|
|
|
|
Прекрасная фреска 12 в. из храма Лагудеры на Кипре.
(Казалось бы, Младенец Христос и взрослый Иоанн Предтеча, который, по Евангелию, старшего Его всего на полгода, не должны бы находиться в одной композиции; однако, дело здесь, очевидно, не только во временных аберрациях, но и в том, что художнику важно показать двух последних пророков Ветхого Завета, опознавших Сына Божия как Спасителя-Мессию).
(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2016 - 17:44:25) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2016 - 17:39:20 |
|
|
|
|
|
|
И более поздняя икона из Афонского монастыря Ватопед.
Старец Симеон здесь столь же ветхий.
В этом смысле Отроковица Мария является как будто исключением. Но если иметь в виду, что земная Дева-Мать являет Собою другой образ – вечно юной небесной Матери Софии (это отдельная тема, и мы ее касаться сейчас не будем), то все выглядит вполне логично.
Богословы толкуют событие Сретения как встречу Ветхого и Нового Заветов. Обычно с одной стороны стоят старцы Симеон и Анна, представляющие уходящий Старый Завет, с другой – Богородица с Младенцем на руках и позади Нее Иосиф с голубями – эта группа представляет собою Завет Новый, наступающий. Если же вспомнить, что Симеон после знаменательной встречи уходит умирать («Ныне отпущаеши…»), то здесь эти смыслы очевидны: Ветхий Завет уходит, как заканчивается старый год, и ему на смену приходит другая эпоха – эпоха Нового Завета.
Но можно рассмотреть эту группу лиц и по-другому; мужи здесь представляют Старый Завет, а жены – Новый (Мария молода, Анна – пророчица, т.е. заглядывает в будущее и его предвозвещает); между ними явившийся в наш мир и его линейное время, разрывая его пополам, Предвечный Младенец – Спас Эммануил.
(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2016 - 20:34:38) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2016 - 19:47:52 |
|
|
|
|
|
|
12 в.
Мозаики Палатинской капеллы в Сицилии, исполненные византийскими мастерами по приглашению норманнского короля Роже.
Вот пример очень оригинального размещения композиции Сретения – прямо напротив Благовещения, которое изображено в углах триумфальной арки. Почти зеркальное отражение намекает на мысль об исполнении ангельского пророчества о рождении Сына Божия.
С другой стороны, Иерусалимский Храм ветхозаветный, помещенный напротив христианского алтаря, т. е. с западной стороны, показывает, что время его ушло – вместе со старцем Симеоном и стоящей рядом с ним пророчицей Анной, которая изображена на стене сбоку.
Так же сбоку – напротив Анны – стоит и праведный Иосиф. Интересная деталь: голубей он несет в клетке.
Именно потому, что эта деталь – редкая, на память приходят древние мозаики, где птица в клетке символизирует запертую в теле душу – идея несколько платоническо-гностического плана, популярная, однако, среди ранних христиан, особенно в Египте и Сирии.
Птица же свободная уже покинула клетку и заняла свое место на ветвях райского дерева.
Так же и душа праведного Симеона после Встречи – Сретения – с давно ожидаемым Спасителем получит освобождение от давно одряхлевшей телесной оболочки и полетит… куда? В шеол… снова ждать своего Спасителя…
(Отредактировано автором: 18 Февраля, 2016 - 13:11:07) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Февраля, 2016 - 00:13:30 |
|
|
|
|
|
|
И не могу не показать Богородицу с Младенцем отдельно.
Какая красота!
Интересно, что Мария впервые видит старца Симеона и, однако же, с готовностью передает в его руки Своего драгоценного Сына. Очевидно, и Она Духом Святым почувствовала к нему доверие. А Младенец радостно тянет к нему ручки.
* * *
Точно так же – напротив Благовещения – расположена сцена Сретения в капелле Марторана в Палермо (мозаичные работы выполнялись той же бригадой мастеров). Однако Иосифа и Анны здесь нет – не хватило места. И вместо Храма ветхозаветного здесь уже традиционный киворий как образ константиновой Ротонды – другого Храма Иерусалимского, уже новозаветного и самого главного на земле.
Архитектура храма диктует размещение евангельских сцен на поверхности стен.
Пониже в полуциркульном своде так же зеркально смотрят друг на друга композиции Рождества Христова – Мария, только что ставшая Богородицей, со спеленутым Богомладенцем – и Успения, где Сын Ее держит Ее душу – тоже в виде спеленутого младенца.
И все иконы евангельских событий, где Мать и Сын связаны воедино, так же связаны единой композицией этого удивительного храма.
* * *
В архиерейском храме в пригороде Палермо Монреале, последнем, построенном при норманнских королях, – обычная византийская композиция Сретения на стене.
Но как же ловко мастера «выкрутились» с ответом на «неудобный» вопрос по поводу «нестыковок» со временем! В верхнем регистре сразу после Рождества в правую сторону идет продолжение повествования по Евангелию от Матфея: поклонение волхвов, избиение младенцев, бегство в Египет и т. д. Сретение же – по Евангелию от Луки – поместили в нижнем регистре под Рождеством.
* * *
13 в.
До так наз. эпохи «возрождения» западное церковное искусство идет в общем русле с восточно-православной иконописью и если отличается, то не намного – византийские мастера часто приглашались для исполнения работ по благоукрашению храмов и их труды оказывали большое влияние на местное искусство.
В византийском стиле в 13 в. выложены мозаики в алтарной апсиде церкви Санта Мария Маджоре – автор Якопо Торрити (от оригинальных мозаик 5 в. сохранилась только тонкая полоска священной реки Иордана внизу конхи).
Здесь даже колонки кивория – витые, каковые и были, по некоторым свидетельствам, у оригинального кивория 4 в., и даже лампада над Престолом-Гробом.
* * *
Так же под византийским влиянием в 1291 г. замечательно исполнил мозаики Пьетро Кавалини в храме Святой Марии за Тибром (Санта Мария Транстевере, Рим):
Интересно, что на некоторых иконах Сретения киворий имеет двухъярусную конструкцию, т.е. повторяет форму не столько Кувуклии, сколько константиновой Ротонды снаружи. Причем, купол может быть как круглым, так и зонтичным, и четырехскатным (пирамидкой). Идея кивория как Гроба Господня и алтарного Престола, на котором совершается Евхаристия, т.е. Жертвоприношение Сына Божия, при этом сохраняется. Здесь главное – Престол и некий навес на ним.
* * *
Иногда к жертвенному престолу добавляются закрытые (до поры!) дверки перед Престолом – наподобие византийского алтарного темплона с царскими вратами в центре.
Ц. св. Николая «под крышей», 12 в. Какопетрия, Кипр.
Жертва Христова открывает врата райские. А вся алтарная часть византийского храма мыслится как небесные обители, где ныне и присно приносится Жертва Сына Божия, где Великому Архиерею Христу в качестве диаконов прислуживают ангелы, а сослужат Святые Отцы вместе с нынешними, живущими на земле священнослужителями – вне линейного времени и трехмерного пространства. Именно этой мысли посвящена вся программа росписи алтарной апсиды. Но это отдельная тема. * * *
Церковь Преображения Мирожского монастыря во Пскове, 12 в. Здесь Симеон не просто держит на руках, а прямо-таки кладет Младенца на Престол.
(Отредактировано автором: 18 Февраля, 2016 - 16:08:18) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Февраля, 2016 - 11:11:33 |
|
|
|