|
|
|
|
|
|
|
Прошу, по возможности, дать информацию по т.н. Готскому камню (имеется синоним "готский глаз" или "готский [глубокий ] глаз", который находился в императорской диадеме и присутствует на изображениях ряда императоров и Элии Флацеллии ( http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=12 ), первой жены Феодосия Великого.
Символика камня в диадеме - см. http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=10&topic=19&start=1#1262166552 -------------------------------------------------------------------------------- Отправлено: 17 Февраля, 2009 - 23:15:41
-------------------------------------------------------------------------------- Готский камень, после смерти Феодосия Великого в 395 году, окончательно остается в Константинополе, вплоть до своего исчезновения в 1204 году.
Камень находился в центральной части императорской диадемы.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 20 Марта, 2009 - 16:00:11 |
|
|
|
|
|
|
История Готского камня с 907 по 1204 годы прослеживается очень четко: он, в виде императорского дара, был вмурован в изображение венца в икону над Царскими вратами храма Св. Софии. Со слов многочисленных свидетелей, в ночное время камень настолько ярко испускал свет, что освещал прилегающую часть храма.
Подчеркиваю, что камень не обладал эффектом флуоресценции, каковым обладает т.н. урановое стекло после ввода, при варки его шихты, окислов урана. Византийские ремесленники прекрасно были знакомы с этим эффектом урановых стекол, самая старшая находка которого датируется римским периодом - 79 годом. Более того: слабое свечение стекла имеет желтый, либо бледно-зеленый цвет и никак не может осветить окружающее пространство. А Готский камень имел глубокий голубой цвет (см. выше), не являясь при этом ни голубым топазом, ни аквамарином, ни цветным алмазом чудовищного размера.
Занимаясь довольно продолжительное время геологией не могу привести пример ярко светящегося естественного минерала. Ураносодержащие (и тоже флуоресцирующие) минералы, образующиеся в подземных полостях после проведения ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях (глушение сдвигом пород нефте-газовых фонтанов) видел. Но они, подчеркиваю, лишь испускали свечение, а по цвету были красно-бордовые.
Если принять, гипотетически, во внимание то, что камень представлял собой какой-то неизвестный радиоактивный минерал, способный излучать такое количество энергии в видимом человеку диапазоне, то жизни августейших особ были бы не то что коротки, а ничтожны.
Мозаичная икона в западном люнете над Царскими вратами храма Св. Софии - список с иконы в апсиде за императорским престолом Консисториона с добавлением фигуры императора Льва VI Философа (886-912 гг.). Икону можно датировать 907 годом, годом, в котором Собор признал четвертый брак императора и законные права рожденного в 905 году до венчания в 906 году сына императора - будущего Константина VII Багрянородного. Готский камень находился в центре венца императора.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 12 Апреля, 2009 - 21:31:25 |
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
Точна ли информация, что он светился ночью? Например, он мог светиться вечером, или отсвечивать ночью при свете лампады.
(Отредактировано автором: 13 Апреля, 2009 - 01:19:31)
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 13 Апреля, 2009 - 01:16:47 |
|
|
|
|
|
|
Germain Точно. Повторяю, ряд свидетелей так этот эффект и описывают. Например, архиепископ Антоний Новгородский : "...На стране же дверий стоит икона велика: а на ней написан царь Корлей о софос, и у него камень драгий в челе, и светит в нощи по святей Софеи." (69-71).
Готский камень крупным планом. Фрагмент диадемы статуи императора из г. Барлетта перед базиликой дель Санто Сеполкро ди Барлетта. Это единственное очень четкое изображение камня, если не считать мозаичное изображение Юстиниана Великого в Равенне, но там камень выложен из смальты и каста (крепления) к венцу не показано. А он заслуживает внимания: обычно представляет собой "ножки", которые расположены по периметру камня и, после монтажа (загиба), удерживают его в гнезде. Здесь мы видим "глухой" каст, в виде решетки с шестью ячейками, который встречается крайне редко и который предназначен для того, чтобы без специального инструмента камень, не повредив его, не вынуть. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 13 Апреля, 2009 - 08:27:53 |
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
христич Цитата:Фрагмент диадемы статуи императора из г. Барлетта перед базиликой дель Санто Сеполкро ди Барлетта. |
Если ничего не путаю, то это статуя Эрака-лангобардского короля. Видимо, ей приданы некоторые императорские атрибуты. Непонятно почему византийцы сохранили эту статую (7в.) во время своего последующего господства.
Цитата:Если принять, гипотетически, во внимание то, что камень представлял собой какой-то неизвестный радиоактивный минерал, способный излучать такое количество энергии в видимом человеку диапазоне, то жизни августейших особ были бы не то что коротки, а ничтожны. |
Интересно, что до Льва Философа ряд императоров имели проблемы со здоровьем, вызванных с внутренними (лучевыми???) болезнями. Смертельные симптомы: Василий 1 - желудочное кровотечение, боли; Михаил 2 - болезнь почек; феофил - тяжелая желудочная болезнь. Особняком стоит Михаил 3. В этой связи вспоминается Чернобыль, когда спиртное старались не лимитировать для уменьшения радиооблучения.
(Отредактировано автором: 14 Апреля, 2009 - 12:21:19)
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 14 Апреля, 2009 - 02:39:22 |
|
|
|
|
|
|
Germain Вы привели одну из версий происхождения скульптуры, причем, наиболее шаткую. Ей противоречат не только химический анализ бронзы, но и защитное вооружение, которое отличается от второй половины VI века (лагобарды, как общеизвестно, захватили Северную Италию в 568 году). Одно из самых главных противоречий этой версии - то, что лангобардские короли не подражали византийцам в символах власти. У них была совершенно другая, т.н. "Железная" корона. Но версия остается версией, как и более правдоподобные: в т.ч., что это - статуя императора Маркиана.
По поводу Эрака: вроде такого лангобардского короля не было. Вы не сделали описку? Имя какое-то уж больно иранское.
Что касается болезней императоров, то, повторяю, гипотетически, если минерал был радиоактивным, носители диадемы получали бы смертельную дозу радиации в очень короткий срок и отходили в мир иной просто-таки стремительно.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Апреля, 2009 - 10:22:50 |
|
|
|
|
|
|
"Железная" корона. Сокровищница храма Иоанна Крестителя, Монц (недалеко от Милана).
Внутри шести золотых сегментов, соединенных петлями - малый железный обруч, к которому они дополнительно соеденены, - отсюда и название короны. Обруч выкован из одного из гвоздей, применявшегося во время распятия Спасителя. Металл не подвержен коррозии. Зафиксированы многочисленные чудеса. Практически все они связаны с исцелениями.
Вообще-то первоначально корона и состояла лишь из золотых сегментов, а позже конструкцию сделали более жесткой с помошью усиливающего стального обруча. Это, кстати, в летописях зафиксировано (с отметкой того, что обруч - из Гвоздя).
Насколько знаю, Ватикан придерживается мнения, что гвоздь использовался для распятия раннехристианского мученика. Во всяком случае, к Гвоздям Спасителя он отношения не имеет, но совершенно точно обладает чудодейственной силой. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Апреля, 2009 - 10:44:15 |
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
Конечено, лангобардского короля Эрака не существовало. Взору представлен король Ратхис (743-749) или "Эрак Лангобард король Апулии" по хронике Джованни Виллани. Само упоминание об Эраке вносит пуаницу с императором Ираклием. Сам Виллани приписывает деяния императора королю Ратхису. Там же упоминание о статуе.
Цитата: Корона лангобардских королей. Да, именно такую носил Ратхис. Непонятно, почему на статуе в Барлетте в ней наличествует "готский глаз". Если это все-таки именно этот камень.
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 14 Апреля, 2009 - 12:20:13 |
|
|
|
|
|
|
Germain Если это Ратхис, то его защитное вооружение тем паче не соответствует защитному вооружению на статуе.
Цитата:Непонятно, почему на статуе в Барлетте в ней наличествует "готский глаз". |
???
Давайте так: разберемся с определениями в произвольной форме.
Диадема - знак высшей власти. Верхняя часть головы остается открытой. Корона - знак высшей власти. Верхняя часть головы закрыта.
В конце-концов они внешне не похожи.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Апреля, 2009 - 14:42:58 |
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
Защитное вооружение, т.е. доспехи? Теперь видно, что корона не соответствует лангобардской. первое упоминание о статуе в 1309г., во время правления Карло д'Анжио. Мотивы римской Антики использовались постоянно в Италии. Например, скульптура Лоренцо Медичи или Гуильельмо Эмбриако в древнеримском облачениях. А вот как "сказочник" Джованни Виллани рассказывает о середине 8 века: Цитата:КАК ЭРАК ЛАНГОБАРД, КОРОЛЬ АПУЛИИ, ВЕРНУЛСЯ К ПОСЛУШАНИЮ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ Он совершил великие и памятные деяния во славу нашей христианской веры: одержал победу над персидским шахом Хозроем, освободил из неволи иерусалимских и сирийских христиан, захваченных им в плен, и возвратил святой крест, похищенный шахом из Иерусалима на поругание христиан; после этого Святая Церковь учредила праздник, посвященный святому кресту. Затем, вернувшись из-за моря, Эрак простился со светской властью и из любви к Христу постригся в монахи, чтобы благочестиво окончить свои дни. Во времена своего мирского величия он приказал отлить свое подобие в виде металлической статуи, что находится ныне в Барлетте, в Апулии. |
Интересно, что в одной из версий статуя была привезена венецианцами из Константинополя. По другой - рассказ Виллани. Третья. возможно, продолжение первой, выкопана имп.Фридрихом 2 в Равенне и перевезена в Барлетту.
(Отредактировано автором: 14 Апреля, 2009 - 15:15:45)
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 14 Апреля, 2009 - 14:50:48 |
|
|
|
|
|
|
Germain Когда Вы знакомились с моим сообщением, то из-за сбоя смог вывесить лишь первую часть сообщения. Теперь там и вторая.
Сообщение Виллани отождествляют с Ираклием Великим. Увы, он не брился: носил бороду.
Американцы пытались индентифицировать принадлежностиь скульптуры по диадеме, а конкретно - по Готскому камню, но ничего убедительного у них не получилось.
Вот мы и опять вернулись конкретно к теме разговора: ....395 год (камень окончательно остается в Константинополе)....907-1204 годы (находится в мозаичной иконе над Царскими вратами храма Св. Софии) ....
Говоря честно, всю эту кашу затеял с целью разобраться откуда он попал в руки августейших особ. По одной версии - через кого-то из готских принцесс (?) Оказывается, в период начала прохождения зенита римской империи, императоры налаживали маргинальные связи с варварами. Извините меня, но эта мысль могла родиться лишь в чей-то очень воспаленной голове.
Но вся "фенечка" заключается в том, что само название, его лингвистическое значение, смысловая нагрузка, еще раз повторяю, обозначает "готский глаз" или "готский [глубокий ]глаз". А с ними римляне столкнулись в самом конце II века, которые с 230 года, уничтожив протославянское государство, основали свое королевство на территории современных южных украинских областей. Т.е. название камня не могло раньше конца II века появиться.
Вот сноски по вопросу колосса на нашем сайте
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=8 http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&start=6
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Апреля, 2009 - 16:25:19 |
|
|
|
|
|
|
А у Юстиниана здесь не "Готский глаз"? Прикреплена картинка:
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 31 Октября, 2009 - 21:37:19 |
|
|
|
|
|
|
Вячеслав Николаевич Похоже, что основа под дискообразным камнем - Готский глаз. Показан горизонтальный фрагмент его глухого каста.
Иногда делались такие касты для драгоценных камней, когда частично один другого перекрывал. Но не часто.
Конкретно здесь мы видим на Готском камне другой камень, имеющий т.н. смешанный тип огранки: верх - в виде сферического кабошона; низ - неглубокая фацетная огранка (говоря грубо - в виде правильной многогранной перевёрнутой пирамиды, имеющую большую разницу между площадью основания и высотой. Т.е. высота незначительна по отношению к площади основания).
Для чего в данной диадеме использовалось такое решение? Камень, находящийся над Готским глазом, вероятней, не являлся алмазом, но имел достаточно высокий уровень преломления света. На открытом воздухе диадема ничем особым не выделялась, но в помещениях, из-за относительно слабого их освещения, Готский глаз начинал светиться и подсвечивать верхний камень. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 31 Октября, 2009 - 21:53:44 |
|
|
|
|
|
|
Iridos
Наткнулся на Ваше сообщение о "готском глазе" в диадеме Барлеттского колосса... Попытался разобрать вопрос по тезаурусу, но не сумел найти... По-видимому, не то искал... Не подскажете ли как правильно он будет по-гречески и в каких источниках он упоминается. ---------------------------------------------
В частности, как и сообщал выше, о "Готском глазе" упоминает архиепископ Антоний Новгородский : "...На стране же дверий стоит икона велика: а на ней написан царь Корлей о софос, и у него камень драгий в челе, и светит в нощи по святей Софеи." (69-71). Это конкретно о том, что он светился. Есть ещё одно сообщение иудейского купца об этом свойстве камня, а также о НЕСКОЛЬКИХ МЕЛКИХ КАМНЯХ В ОДНОЙ ИЗ КОРОН ИМПЕРАТОРА, хранившейся во Влахернском дворце и висящей на цепочках, также испускающих в темноте свет. Но ни имени, ни названия его произведения мне не известно и, естественно, оно мне недоступно.
Что касается конкретно определения. Впервые столкнулся с ним на одном из англоязычных нумизматических сайтов. Там просто говорилось о том, что на диадеме августы изображён "Готский глаз". Позже, на другом англоязычном сайте - информация о попытке идентифицировать статую по тому же "Готскому глазу". Ничего более о нём не нашёл.
Далее. Увы, не могу вспомнить специалиста у которого с этой информацией познакомился, наткнувшись на неё в дебрях интернета. Вроде С. И. Дубинин. Но определение врезалось в память. Сейчас попытался найти источник, но не смог. Говоря честно, если бы все источники очень интересной информации фиксировать и запоминать, то можно оказаться в Кащенко. Во всяком случае, эта информация совершенно точно не Т.Ю.Казанцевой, а принадлежит мужчине. Первая, кстати сообщает, что "...готское and-augi «лицо», образовано от существительного augō «глаз, око», которое, в свою очередь, имеет глагольное происхождение «глядеть, смотреть».
Как на СРЕДНЕГРЕЧЕСКОМ воспроизводилось название камня - не в курсе. Открыть словарь среднегреческого и механически соорудить его название, по-моему, не стоит, т.к. там могут быть какие-нибудь "подводные камни".
(Добавление) Вот ещё что. По поводу того, что "Готский глаз" - камень синего цвета. Под Судаком имеется посёлок Соколиное, бывший аул Кок-коз (тюрк. "синий глаз"). В настоящее время там стали селиться потомки местных депортированных в 1944 году татар. Внешне они очень похожи именно на германцев. Во время оккупации немцы проводили антропологические и лингвистические исследования и, в частности, этого района. Результаты следующие: антропологически - это "затурканные" германцы; язык содержит массу древнегерманских слов, либо производных от них; очень много чисто арийских (т.е. принадлежащих не только германцам ) черт в архитектуре. Например, отсутствие плоского потолка. Потолоком являются внутренние скаты крыши, он не плоский. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Марта, 2010 - 00:12:17 |
|
|
|
|
|
|
Гм... Я попытаюсь выяснить данный вопрос у знакомых филологов и знакомых знакомых филологов...
Действительно, очень интересно, откуда такое название... Собственно, я пытался пробить название по корню: γοτθ и γοτθικ(ος η ον...
Пока безрезультатно... Но, ежели выйдет, сообщу! Все, кому я об этом говорил, кстати, проявили живейший интерес...
|
|
Всего записей: 4 : Дата рег-ции: Февр. 2010 : Отправлено: 03 Марта, 2010 - 15:22:40 |
|
|
|