|
|
|
|
|
|
|
Кафедральный собор Аланской епархии (Северный Зеленчукский храм) "Северный" храм Нижне-Архызского городища, расположенного на пути "шелковых" караванов, возивших товары из Китая в Византию - Кафедральный собор Аланской епархии. Кестово-купольный храм X-XIII веков длина без притвора (21 метр) равна его высоте и в два раза больше его ширины (по канонам Витрувия) С севера, юга и запада храм имеет большие открытые притворы со входами вовнутрь, а венчает его барабан с шатровым куполом. Стены состоят из двух панцирей, сложенных на хорошо отесанных блоков местного камня-песчаника с бутобетонным заполнением между ними. Это античная техника "opus incertum" с применением кладки "тычком и ложком" в углах здания. Во время раскопок внутри собора, в нартексе, археологом В.А.Кузнецовым обнаружена крещальня, сделанная из плоских, каменных плит. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней, К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д.М.Струков По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у алан в то время не было. взято с сайта www.alanica.ru , куда всех интересующихся и отсылаю за подробностями.
Северный Зеленчукский храм: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Октября, 2008 - 23:02:03 |
|
|
|
|
|
|
Средний Зеленчукский храм Средний Зеленчукский храм расположен в 880 метрах южнее Северного Зеленчукского храма. Как и другие Верхнекубанские церкви, относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. Его интереснейшей особенностью является то, что композиционно он задумывался зодчим как "крест свободный" (так называемый croix libre), с двумя равными по длине ветвями креста. Эта архаичная форма храма позволяет отнести время его сооружения к концу IX века. В ходе строительства церкви первоначальный замысел архитектора изменился, и к центральной апсиде были пристроены две боковые апсиды, а западный рукав креста удлинен на величину модуля храма. Зодчий, очевидно, учел те изменения в византийской церковной архитектуре, которые происходили в ней после VI века, достигнув апогея к Х веку. К тому времени в Империи окончательно сложилось представление о храме, как "небе на земле", где снимаются противоречия между духовным и материальным в человеке. Заметно усложнилась церковная литургия, в связи с чем становится совершенно необходимым троечастие алтаря. Храм сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит на прочном известковом растворе. Особый интерес представляет архаичная подковообразная форма люнетов над южным и северным входами, также указывающая на древность церкви. Прекрасная акустика в храме достигается с помощью голосников - системы глухих и сквозных отверстий в его сводах. Средний Зеленчукский храм: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Октября, 2008 - 23:05:54 |
|
|
|
|
|
|
Средний Зеленчукский храм. Интерьер, вид на запад. Чем-то схоже с храмами Трапезунда. Возможно, та же школа (см. характерный поясок по периметру подпружных арок) Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Октября, 2008 - 23:10:25 |
|
|
|
|
|
|
Южный храм. Как установлено современными исследованиями, эта церковь, при постройке в Х веке, была посвящена святому пророку - Илии. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено ее древнее имя Ильинская. Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами: 20 на 25 греческих футов (30,8 см). Поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью. В целом храм построен в русле античных строительных традиций, в частности, с применением техники кладки "тычком и ложком" в углах здания. Сложенный несколько грубее главных Нижне-Архызских храмов он в то же время связан с ними рядом общих архитектурных элементов, такими, как разработка главы и апсидальной части, подпружных арок и полочек-импостов. Эта общность архитектурно-строительных приемов указывает на принадлежность всех трех Нижне-Архызских церквей к одному архитектурному направлению и примерно к одному отрезку времени - в пределах Х века. Интересной особенностью храма является смещение западного входа и центрального окна апсиды от продольной оси здания. Этот факт говорит в пользу того, что церковь воздвигнута на месте какого-то более древнего храма, что подтверждается специальными инструментальными исследованиями, связанными с определением точного азимута храма и привязки его к датам юлианского календаря. Еще более интересной и специфичной особенностью Ильинской церкви является вытянутое по продольной оси подкупольное звено плана, из-за чего барабан имеет эллипсовидную форму. Ранее это объяснялось, тем, что малоопытный зодчий храма допустил просчеты в соотношении общих размеров здания и его частных соразмерностей. Но, обратившись к византийской церковной архитектуре, мы видим аналоги этого сознательного архитектурного приема, например, в церкви монастыря Пантократора н храме святой Софии Трапезундской. На остальной части Кавказа, в Крыму и на Балканах аналогов подобного приема нет. В то же время в древнерусской архитектуре можно указать на так же вытянутое подкупольное звено церкви святого Василия в Овруче. (ТЕКСТ С www.alanica.ru )
Вид Храма в 1882г. (фото Е.Д.Фелицина): Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Октября, 2008 - 23:14:19 |
|
|
|
|
|
|
Южный (Ильинский) Зеленчукский храм. Облик несколько искажен при реставрации.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Октября, 2008 - 23:16:03 |
|
|
|
|
|
|
Шоанинский храм Шоанинский храм находится на левом берегу Кубани, примерно в 7 км. к северу от г. Карачаевск, на юго - восточном скальном отроге горы Чуана (Шоана). В литературе известен давно и неоднократно описывался. Одно из первых упоминаний принадлежит Ю. Клапроту, сообщившему, что местные черкесы церковь и гору называют "клисси" (от греческого "экклесиа" - церковь) и связывают это здание с "френками", т.е. европейцами. Сам Клапрот на Шоане не был, но собранные им фольклорные сведения важны для исторических реконструкций. Архитектурные обмеры Шоанинского храма впервые сделал в 1829 г. архитектор Кавминвод И. Бернадацци (подлинники хранятся в чертежехранилище быв. ГАИМК, инв. № 2384-2385). И. Бернадацци поразило "самое ее построение по всем правилам искусства и прочность" церкви. По сведениям А. Фирковича в Шоанинском храме "на правой стороне алтаря изображен крест, окрашенный в средине желтою, а по краям черною краскою; в средине его виден терновый венец; по сторонам же креста полустертая греческая надпись: ок... евон... …лос леонос (вероятно, имя раба Божия Леона, соорудившего крест), в нижней части креста: АNDРЕАС ОСТНС (Андрей... ?)". Наличие фресок не вызывает сомнений. Попытки провести раскопки внутри храма оказались неудачны: пол перекопан. В 1895г. В.М. Сысоев при реставрационных работах (скорее всего, когда Шоанинский храм приспосабливался к нуждам открываемого здесь мужского монастыря под северной его частью нашел каменный склеп с размерами: 2,58х2,13х1,60 м (высота). В западной стене имелся входной проем. Уже дореволюционные исследователи наметили дату храма Шоана - X-XI вв. и поставили вопрос о византийских истоках его архитектуры. В плане Шоана представляет трехапсидное и трехнефное здание с четырьмя квадратными в сечении столбами, несущими подпружные арки и главу. Центральная апсида шире боковых, алтарные простенки прорезаны низкими входами в жертвенник и диаконник. С севера и юга храм имеет закрытые притворы с входнымн проемами, с запада притвора нет, т. к. западный фасад выходит к отвесному обрыву материковой скалы. В боковых апсидах сохраннлись следы одноступенчатой солеи, повышавшей алтарную часть. (из статьи д.и.н. В.А. Кузнецова) фото: Западная стена Шоанинского храма.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Октября, 2008 - 23:22:40 |
|
|
|
|
|
|
фото: Шоанинский храм. Интерьер. Все тот же Трапезундский стиль.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Октября, 2008 - 23:24:37 |
|
|
|
|
|
|
Сентинский храм Сентинский храм (Х в.), как и храм Шоана, неоднократно упоминался и описывался в старой литературе, а первый его архитектурный обмер выполнил в 1829 г. архитектор И. Бернадацци. И в плане, и на рисунках фасадов это чистый равносторонний крест, композиция "сroix liberе", осложненная тремя притворами с запада, севера и юга. Вытянутая подковообразная апсида (глубина от заплечий 1,70 м) прорезана тремя узкими (40 см) окнами. На плане Бернадацци показан цоколь апсиды. Помещение в интерьере очень небольшое, длина здания без апсиды 8 м и равна его ширине. Объемы, по рисункам И. Бернадацци, четко отражают крестообразную архитектонику церкви, увенчанную главой с низким шатровым куполом. Полукружия окон сверху обрамлены выступающими архивольтами, как и вход с севера. Пожалуй, это единственная попытка декорирования храма, в этом отношении он предельно лаконичен и прост. После Бернадацци Сентинский храм изучался и публиковался во второй половине XIX в. Нарышкиным, В. М. Сысоевым и И. А. Владимировым. Наиболее значительна и информативна публикация И. А. Владимирова, сделавшего не только подробное описание храма и его план и разрезы (но почему-то на нем не показан цоколь храма), но и - что очень важно - хорошие рисунки фресок, которые не сохранились. По мнению И. А. Владимирова, Сентинский храм есть "образец храма чистого византийского стиля", а боковые притворы явно пристроены позже. Храм сложен из тесаного красноватого песчаника на извести, кирпич в строительстве не употреблялся, угловая кладка тычком и ложком. В апсиде имелась полукруглая скамья-синтрон, в интерьере стены совершенно не расчленены и плоские, рассчитанные на живопись. Фрески были выполнены тремя красками: белой, красной и темно-коричневой. Центральной фигурой росписей является Богоматерь Оранта в конхе апсиды. На южной и северной стенах алтаря помещены две группы святителей, по четыре в каждой. Около них были заметны греческие буквы; Нарышкин говорит о св. Николае и св. Петре. Остальная живопись, разделенная на два яруса, изображает сцены суда над Христом, его воскресения, въезда в Иерусалим, воскресение св. Лазаря и Преображение - части праздничного цикла, фрагменты которого утрачены. В нижнем ярусе были помещены фигуры отцов церкви и апостолов, в простенках между окон апсиды изображения богато украшенных крестов. По наблюдениям И. А. Владимирова, характер рисунка и письма фресок в алтаре заметно отличался от остальной росписи храма. В алтарной части фрески оказались в два слоя. Следовательно, они не одновременны и делались разными живописцами. В советское время Сентинский храм с производством раскопок наиболее полно изучен в 1976-1977 гг. В. И. Марковиным, осуществившим подробную и хорошо иллюстрированную публикацию. (из статьи д.и.н. В.А. Кузнецова)
фото: Сентинский храм.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Октября, 2008 - 23:30:40 |
|
|
|
|
|
|
Рядом с храмом - остатки мавзолея. Мавзолей имеет трехступенчатый цоколь и размеры 4,3 х 4 м при высоте 3,35 м., коробовый свод состоит в интерьере из трех плотно подогнанных, но не перевязанных между собой частей - звеньев. Автор статьи (В.А. Кузнецов) сравнивает мавзолей с Бачковкой костницей в Болгарии и высказывет осторожное предположение о том, что Сентинский мавзолей был построен в первой половине - середине Х в. архитектором из Константинополя или его округи. Фото: Мавзолей Сентинского храма
(Добавление) еще раз отсылаю всех заинтересовавшихся на сайт http://www.alanica.ru/hram/index.htm. Нашел его недавно, интересные статьи и фото. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Октября, 2008 - 23:35:59 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Да, ощущение такое, что прогулялся по Понту. Отличный материал.
У меня был материал по ним. Особо интересный - по Шоанинскому храму, но все, не так давно, "рухнуло". А восстанавливать руки не доходят.
Надо сказать Шоанинский храм очень здорово привели в порядок по сравнению с теми фотографиями, которые, повторяю, у меня имелись.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 08 Октября, 2008 - 20:42:10 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Зругский храм. Конец X века - первая четверть XI века. Фото 80-х годов XIX века.
P.S. Все-таки как сократилась территория и численность аланов. А у Вас нет информации о том, когда восточные аланы отошли от арианства? Если эти, византийской архитектуры, храмы датируются Х - ХI веками, то, вероятно, это может указывать на примерный временной промежуток возвращения их в лоно Православия. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Октября, 2008 - 00:17:20 |
|
|
|
|
|
|
Зругский храм. Фото 2008 года. Слева - комиссия по его спасению на месте обсуждает план действий (река подмывает холм, на котором он сооружен). Справа - уже видны следы действий реставраторов, собравших и сложивших в штабель туфовую облицовку здания. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Октября, 2008 - 00:45:07 |
|
|
|
|
|
|
христич Данных о арианстве среди алан у меня нет, но время постройки храмов, очевидно связано с формированием караванных путей через эти земли. Все они расположены на тарритории бывших укрепленных опорных пунктов на этом пути - караван-сараев, факторий, крепостей и проч. В одном из них находилась даже кафедра Аланской епархии. Конечно, это была зона влияния Византии и все основаные храмы вряд ли могли быть арианскими. Но я не специалист в данной области. Можно почитать соответсвующую литературу. Посмотрите сайт по ссылке - хорошие статьи в разделах. Кстати, года полтора назад в музее при храме Христа Спасителя была неплохая выставка, посвяженная православию в данном регионе.
(Добавление) Хоть что-то еще осталось на нынешней территории РФ. Тот же Цхинвал номинально не входит в РФ, но по сообщениям информагенств "...Один из старейших городов Кавказа, основанный в 1262-1265 годах, восточная часть которого была объявлена архитектурным заповедником, превращен в руины. Так, прямым попаданием разрушена ... старинная — VIII-IX веков — Кавтская церковь Святого Георгия". Ну вот, минус еще один древний памятник в зоне нашего влияния.
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 09 Октября, 2008 - 09:50:20 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Ничего, восстановят, хотя это уже и будет, фактически, новоделом. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Октября, 2008 - 14:13:15 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Южный (Ильинский) Зеленчукский храм |
Господа архитекторы, объясните пожалуйста, почему в этом храме купол овальный, а не круглый? Тут есть какой-то смысл или это просто случайность? |
|
Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 18 Октября, 2008 - 08:29:50 |
|
|
|