Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Ворота Константинополя [Страниц (5): « 1 [2] 3 4 5 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


mega
Ну, во-первых, зачем это, собственно, надо?

Мы хотим составить список византийских памятников архитектуры и искусства по регионам http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=52 .

Дело это довольно долгое ( с картами, правда, разобрались) и продвигаться необходимо от составляющих. Ворота, их расположение и названия, - один из самых неприятных пунктов в этой работе, т.к. к их расположению удобно привязывать местонахождение многих сооружений. В разное время и разными источниками они называются по-разному, люди путают их местами и названиями, и т.д., и т.п. Ситуация усугубляется тем, что часть ворот заложены, некоторые снесены, латинские или греческие названия некоторых не сохранились...

По поводу Ваших вопросов. Изучил гору литературы, но на 100% утверждать что все хорошо - не могу. Есть кое-какие вопросы по правому (северному флангу) сухопутных стен Феодосия; по части золоторожского участка морских стен Феодосия, которые примыкают к правому флангу стены Ираклия ( это ближе к северному углу стен); по золоторожскому участку морских стен Константина от гавани Неорий и до горла залива; по пропонтидскому участку морских стен Константина от гавани Вуколеон до мыса Акрополя.

Далеко не надо ходить: Вуколеонские ворота называют и Львиными, и Вуколеонскими, и Быка и Льва (т.е. раздельно). Железных - вообще трое.

Практически раз в два-три дня даю серьезные правки. Такие-то дела.

Что касается Ваших вопросов: начнем разбираться с золоторожского участка. Я, кстати, забыл дописать название калитки Св. Каллиника по ван Милленгену - Киломенийские.

Затем расположены ворота Палатия или Кинегия, Св. Анастасии и Василика порта или Императорские.

По Хаиканатисса у меня, как писал выше, тоже вопросы. Якобы расположены между Ветерис Ректорис или Св.Марка и Перама.
Вся неприятность заключается в том, что нет карты. По моим подсчетам на этом участке - 20 ворот. По Миллингену, то что удается рассмотреть - 19. Либо он ошибся ( а у него это имеется), либо я посчитал какие-то ворота дважды. Все мы люди и все ошибаемся - это нормально.
Должен сейчас уезжать. Буду в Москве либо вечером 14-го, либо вечером 15-го. Продолжу обязательно.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 12 Сентября, 2008 - 12:00:00
христич


Севаст
Откуда: Москва


mega
Итак, продолжим.
1. с воротами в начале золоторожского участка морских стен Феодосия, направляясь в сторону Пропонтиды, ясно ( см. выше).

2. Не ясно общее количество ворот.

3. Не совсем ясна ситуация с индентификацией ворот (?) Бонос.

4. Не совсем ясна ситуация с индентификацией ворот Хиканатисса.
----
Начнем с пункта №№ 2 и 3, т.к. в течение этих двух дней, поразмыслив, решил, что это тот самый конц бечевки, который торчит из клубка.

В своей статье о цепи, которая ушла в Словарь, указал традиционно утвердившееся место крепления цепи: башня Св.Евгения. Иногда указывают проездную башню Неорий. Но в статье, которую выставил в подразделе "Заградительная цепь" все-таки вставил название башни Бонос , но под вопросом.
Думаю, что вопрос надо снять и вот по каким причинам:
- механизм травления цепи должен быть довольно громоздким, исходя из массы цепи с бонами и силы течения (очень значительного в этом районе). Т.е. барабан, на который она должна наматываться, должен быть огромным. Барабан должен был расположен ГОРИЗОНТАЛЬНО. Другого варианта нет. Это усугубляет размеры башни, в которой он был расположен. И это даже исходя из варианта, если там находилась усиливающая передача, дающая эффект усиления тяги при более низкой скорости. Ясно?;
- приморские башни, в среднем, менее масштабные сооружения, чем, например, в среднем, башни внутренней сухопутной стены. А если учесть то, что там еще и проезные ворота должны быть, то какой же масштаб такой башни должен быть? Тогда она должна приближаться к половине объема Золотых ворот, не меньше. Таких башен на побережье нет и не было. Т.е. БАШНЯ С ЦЕПЬЮ ВОРОТ НЕ ИМЕЛА;
- но мы-то совершенно точно знаем, что башня Св.Евгения была проездной! И потом: башни Св.Евгения и Неорий находилисьсь в ГЛУБИНЕ портов Просфорий и Неорий, соответственно, и это естественно, т.к. все пристани, в таком случае, в смысле путей сообщений, были расположены удобно. Вот только тогда протягивать цепь с бонами, рассекая часть гавани и оставляя без прикрытия (!?) порт Просфорий, находящийся восточней, согласитесь, как-то не очень здорово;
- и еще - само название башни Бонос. Цепь-то, ее средняя часть, находилась на бонах...
ВЫВОД: проездная башня Св. Евгения, а также башня Неорий и башня Бонос - разные башни. Башня Бонос выполняла функции не только башни как таковой, но и помещения, в котором находился механизм ее регулирования. Тогда я ошибся, посчитав башню Бонос за проездную, а ван Миллинген прав: было 19-ть , а не 20-ть проездных башен на золоторожском участке морских стен.
----
По поводу открытки. Ну да, я же так и написал, что справа от современного маяка. И Вы совершенно правильно заметили, что глубже в залив она была расположена. Просто у меня другой лучшей иллюстрации нет.
Если уж попытаться более точно предположить место нахождение башни Св.Евгения, то, тогда, предположительно, где-то на западной оконечности современного парка Сарайбурун (если бывали в Константинополе, то должны знать) находилась башня Бонос, а западней, между поворотом трамвайных путей и главным зданием ж/д вокзала - башня Св.Евгения.
----
С башней Хиканатисса ситуация, по-прежнему, не совсем понятна. В течение недели постараюсь, по возможности, разобраться.

Позже рассмотрим и другие Ваши вопросы, в т.ч. последовательность их расположения. Обязательно.


Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Сентября, 2008 - 21:52:50
христич


Севаст
Откуда: Москва


КОХЛИЯ, т.е. УЛИТКА - небольшие пешеходные ворота, предположительно, в юго-западной части дворцовых стен, ближе к Сфенде, I регион. Название происходит от архитектурного решения выхода, которое продиктовано склоном круто спускающегося холма к берегу Пропонтиды: лестница, выходящая из ворот и круто поворачивая в сторону моря, резко расширялась. Створки ворот были облицованы пластинами слоновой кости.
В 532 году, во время подавления восстания Ника, магистр милитум Иллирика Мунд, выйдя через них и обогнув Сфенду, ворвался на территориию ипподрома со своим отрядом герулов через ворота Нектра и поддержал действия Велисария по уничтожению восставших.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 16 Сентября, 2008 - 12:32:07
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Ворота Константинополя [Страниц (5): « 1 [2] 3 4 5 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0073 ]   [ Gzip выкл. ]