Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийское искусство в­ Северном Причерноморье и Древней­ Руси [Страниц (4): « 1 2 [3] 4 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Homo novus


Спафарий
Откуда: Провинция у моря


Еще раз прошу извинить, если не по теме, но более походящей на форуме не нашел.
Имеется вопрос. При описании лицевых сторон т.н. "сирийских" энколпионов, одеяние Христа называют то "колобием", то "хитоном". Есть ли различие между этими понятиями? Иначе говоря, отличался ли древнегреческий хитон от византийского колобия?

Всего записей: 81 : Дата рег-ции: Апр. 2010 : Отправлено: 13 Августа, 2010 - 14:35:09
христич


Севаст
Откуда: Москва


Homo novus
Спаситель изображается именно в колобии, а не в хитоне.

Колобий, в отличие от хитона* более длинный.
------------------------
*Здесь не затрагиваем актёрский, или классический, хитон с рукавами.


Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Августа, 2010 - 20:14:25
Homo novus


Спафарий
Откуда: Провинция у моря


христич
Спасибо за информацию.


Отредактировано куратором: христич, 27 Августа, 2010 - 19:07:43

Всего записей: 81 : Дата рег-ции: Апр. 2010 : Отправлено: 22 Августа, 2010 - 21:28:05
христич


Севаст
Откуда: Москва


Homo novus
Пожалуйста. Обращайтесь.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Августа, 2010 - 19:30:22
Mihail


Спафарий
Откуда: Харьков
ICQ

О происхождение раннехристианской художественной традиции в
византийском Херсоне.
Литовченко А. Н. Фомин М. В. Чекаль А. Г.

Не смотря на значительное количество известных византийских центров системное археологическое исследование производилось лишь в немногих, среди которых и Херсонес – Херсон . Более чем 150 лет раскопок городища привели к открытию значительного количества памятников. Среди них значительное место занимают христианские храмы. Сохранившиеся элементы декора, скульптуры, монументальных росписей и мозаик позволяют выдвигать предположение о происхождение и развитии художественной традиции. Особый интерес представляют ранневизантийские мозаики.
Византийские мозаики херсонесских храмов неоднократно привлекали к себе внимание исследователей . Наиболее полно они рассмотрены в монографии О. И. Домбровского . Казалось бы, сказать что-то новое довольно сложно, но в руки авторов попали материалы, посвященные сирийским раннехристианским мозаикам. Рассмотрение и сопоставление напольных мозаик раннехристианских центров Сирии и Таврики в сочетании с другими видами источников открывают много нового в процессе становления художественной традиции ранневизантийского Херсона.
Жития Епископов Херсонских содержат указания, на то, что первые шесть епископов прибыли в Херсонес из Иерусалима. Тем самым текст указывает на пути проникновения христианства в город и влияние восточной традиции на становление общины.
Город действительно имел тесные экономические связи с Малой Азией, что подтверждается множеством археологических находок . Постоянные контакты, обмен товарами, активное посещение Херсонеса восточными купцами естественно приводило и к развитию культурного обмена.
Значительное количество, как письменных, так и археологических источников позволяют с уверенностью констатировать распространение христианства на территории Ближнего Востока уже в первые века новой эры . Именно на сирийской почве зародились основы христианского художественного мышления [Айналов 1900]. Не зря в один голос целый ряд ученых называли позднеэллинистические памятники Пальмиры и Дура-Европос «восточными предшественниками византийского искусства» . Дж. Стржиговский переносил эти истоки еще восточнее, имея ввиду парфянское сакральное искусство и утверждал: «Чем Эллада была для искусства античности, тем Иран был для искусства нового христианского мира» .
В эллинистической мозаике сложился круг сюжетов и декоративных элементов, которые переходили от мастера к мастеру. Сама технология мозаичной работы предполагала наличие «альбомов» образцов, содержавших копии удачных сюжетов и орнаментальных комбинаций. Об этом в частности пишет Курт Вайсман в своих исследованиях позднеантичной и раннехристианской миниатюры . Не только сборники прорисей, но и книжные иллюстрации служили основой для монументальных композиций, как это отмечено в росписях Дура-Европос . Синкретизм эллинистических мотивов и восточных приемов изображения пространства, орнаментально-символьного мышления, возникший на берегах Евфрата, и так хорошо вначале прочитывающиеся в сакральном искусстве Пальмиры, Дура-Европос, Эдессы , а потом и в монументальных программах раннехристианских городов Сирии, в дальнейшем был перенесен на другие части империи. Эта преемственность была естественной и закономерной и поэтому так близки и созвучны мозаики Сирии и Причерноморья.
Музеи мозаик городов Маара и Апамеи сохранили значительное количество образцов раннехристианского монументального искусства. Их собрание составляют мозаики, которые были собраны в «мертвых городах», расположенных на севере Сирии между Алеппо и Хамой (Апамея IV - V вв.) . При этом анализ сюжетов, приемов и прототипов указывает на определенную семантическую и эстетическую связь художественной традиции с херсонескими изображениями. Более того, в некоторых случаях можно говорить о фактической идентичности сюжетов. Данная проблематика последнее время стала опять интересовать ученных, в частности в работе А. Е. Филиппова рассматриваться влияние монументального искусства Дура-Европос на росписи раннехристианских склепов Херсонеса .
Рассмотрение памятников Херсонеса – Херсона позволяет констатировать, что в стилистическом оформлении мозаичных полов базилик преобладают орнаментальные мотивы, изображения виноградной лозы, гроздьев винограда, птиц, животных, чаш. Цветовая гамма была представлена красным, черным, голубым, желтым, темно – вишневым.
Весьма распространенным символом является птица, которая часто олицетворяла человеческую душу . Среди птиц можно выделить голубей – символ Святого Духа. Павлин – отражал веру в бессмертие, которая базировалась на представлении нетленности его мяса. Павлин с распущенным хвостом – символом звездного неба .
Среди наиболее часто встречающихся изображений отдельно необходимо остановиться на «чаше» (Загородный крестообразный храм, Базилика в базилике, Базилика 1935 г.) (см. рис 1 – 5). Чаша в христианском учении символизирует евхаристию, вкушение «тела и крови Господней». Весьма показательно, что изображения сосудов, в том числе с пьющими из них птицами, являлись сюжетом мозаик, как херсонесских, так и сирийских (см. рис 1 – 8). Они могли символизировать вкушения учения Христа и даруемое им бессмертие (павлины, пьющие из чаш).
Значительное место в раннехристианской символике также занимают растительные образы. Гирлянды из листьев лавра, цветы и деревья символизировавшие обстановку царствия небесного, рая . Венок был символом победы (лавровый венок), победы над смертью и не редко символизировал мученичество. Так же распространено окаймление виноградной лозой с листьями и гроздьями (Базилика в базилике, Загородный крестообразный храм, Базилика 1935 г., Базилика 1932 г., Западная базилика) – символы учения Христа (Христос - виноградарь).
Встречаются также изображения ромба с надетыми на него кольцами (символ вечности ), якоря (символ Надежды ).
Одним из изображений являлся «крест». Решением VI Вселенского собора (680 – 681 гг.) стал запрет на напольные изображения креста. Это может свидетельствовать в пользу относительно ранней датировки мозаик Уваровской базилики, Загородного крестообразного храма, Базилики в базилике, где такие изображения присутствовали.
Вышеописанные сюжеты встречаются как в напольных мозаиках херсонесских базилик, так и во фресковой живописи расписных склепов, что явственно свидетельствует о существовании некой системы росписи, художественной школы, в рамках которой развивалось монументальное искусство в Херсонесе – Херсоне (см. рис 5, 8).
Мозаичные ковры, покрытые узором, были открыты в «Базилике в базилике» и в Уваровской базилике (рис. 9, 10). Демонстрируют абсолютную идентичность узоров с мозаиками полов в музеях Сирии (рис. 11, 12). Аналогичные связи просматриваются в мотивах окантовки мозаик (Херсонес (рис. 3, 13), Амафея (рис. 12)).
Как уже упоминалось выше, распространенным сюжетом было изображение чаши. Один из вариантов – чаша в треугольнике (Апамея (рис. 14, 15), Херсонес (рис. 3)). Сосуды с произрастающим из них виноградом известны по мозаикам Базилики 1935 г. (рис. 1), Загородного крестообразного храма (рис. 4, 5), подобные сюжеты присутствует и в сирийских мозаиках (рис. 7).
Отдельный интерес представляют композиции, на которых изображены птицы и чаши. Наиболее ранние изображения павлинов известны по херсонесским расписным склепам (середина IV – V вв. (рис. 8)). Мозаичные полотна с таким сюжетом покрывали полы церкви Богородицы Влахернской в карантинной балке (рис. 5). Аналогичные по сюжету и композиции мозаики были открыты и в сирийских церквях (рис. 6, 7). При этом, в обоих случаях можно говорить об относительно ранней дате создания «ковров», поскольку в композицию так же были включены «кресты» (рис. 16, 6).
Подводя итог всему вышесказанному можно с уверенностью утверждать, что длительные и тесные контакты между восточными провинциями Империи и Херсонесом – Херсоном имели значительное влияние на многие стороны жизни города. С распространением христианства с Востока были принесены и художественные традиции, получившие отражение в фресковых росписях херсонесских раннехристианских склепов, а в будущем и мозаичных полов церквей. Есть все основания говорить о существовании изобразительной традиции, нашедшей отражение в композициях напольных мозаик херсонесских и сирийских храмов. Не смотря на некоторые отличия отдельных элементов «картины», общий рисунок идентичен. Все это позволяет утверждать, что система росписи напольных мозаик Сирии и Херсонеса имеет общие корни. Наиболее логичным кажется заимствование такой системы художниками, покрывавшими полы херсонесских храмов, а возможно и принадлежность их сирийской художественной «школе».


Иллюстрации см. ниже.



Отредактировано куратором: христич, 20 Октября, 2010 - 15:47:36

Всего записей: 75 : Дата рег-ции: Февр. 2009 : Отправлено: 14 Октября, 2010 - 23:55:31
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийское искусство в­ Северном Причерноморье и Древней­ Руси [Страниц (4): « 1 2 [3] 4 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0137 ]   [ Gzip выкл. ]