|
|
|
|
|
|
|
ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ - колоссальный каменный крест, возведенный после 420 года на Голгофе, Иерусалим, при императоре Феодосии II (408-450 гг.). Поводом для его водружения послужило видение Креста в небесах и проявление его на одеждах всех наблюдавших. Холму была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды на вершине которой, на базе, находился Крест, возвышавшийся не только над зданиями города, но и над его стенами. Напоминал о Распятии и символизировал Божественную победу над смертью. Уничтожен персами и иудеями после взятия Иерусалима первыми в 614 году. Восстановлен после 628 года императором Ираклием Великим. Уничтожен арабами и иудеями после 638 года. Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий иерусалимский Крест, а также следы террас на холме.
Солид императора Тиверия II (578-582 гг.). Золото.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 25 Декабря, 2007 - 17:03:08 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 26 Декабря, 2007 - 08:36:23 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Иерусалимский крест – колоссальный каменный крест на горе Голгофе в Иерусалиме, возведенный после 420 года в правление императора Феодосия II (402 – 450 гг.). Поводом для его водружения послужило видение Креста в небе над священным городом и проявление его на одеждах всех наблюдавших это явление. Согласно замыслу архитекторов, горе была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды, на вершине которой, на базе возвышался Крест, выше всех зданий и даже городских стен. Монумент напоминал о Распятии Христа и символизировал Божественную победу над смертью. Этот памятник был уничтожен персами при участии иудеев, после взятия Иерусалима в 614 году войсками шаха Хосрова II. Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий Иерусалимский крест, а также следы террас на холме. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 11 Января, 2008 - 14:06:47 |
|
|
|
|
|
|
Филин Замечательно, спасибо. Текст в Вашей редакции получился удачней. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Января, 2008 - 23:54:14 |
|
|
|
|
|
|
Монастырь Ставровуни. Кипр. Игумен у реликвария в виде креста из серебра, в котором находится частица Животворящего Креста Спасителя. Внешне реликварий представляет собой уменьшенную модель Иерусалимского Креста, стоявшего на четырёх террасах. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Июля, 2009 - 01:31:39 |
|
|
|
|
|
|
Филин Цитата:Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий Иерусалимский крест |
Судя по нумизматическому материалу начиная с императора Ираклия, основание креста было о четырех ступенях, хотя изредка на солидах встречается и трехступенчатое основание, на гексаграммах же оно почти всегда трехступенчатое (или шар заменяет последнюю ступень). Вопрос только в том какой крест изображался на монетах – иерусалимский или константинопольский? Хорошая статья по поводу связи креста на византийских монетах с реальным его прототипом есть у Михаила Бутырского (см. http://moneta.lv/articles/art-28/?lg=lv ) Прилагаю сводную табличку основных типов изображения креста на ступенчатом основании встречающихся на византийских монетах VII-XI вв.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 13 Июля, 2009 - 12:42:29) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 12:37:04 |
|
|
|
|
|
|
В таблице представлены: 1, 2 Солид Ираклия (610-641) 3. Гексаграмма Ираклия (610-641) 4,5 Церемониальная гексаграмма Константа II (642-668) 6. Солид Константа IV (668-685) 7. Милиариссий Льва V 8. Милиариссий Константина VII и Романа I - тип 1 9. Милиариссий Константина VII и Романа I - тип 2 10. Анонимный фоллис класс В (Роман III, 1028-1034)
Есть схожее изображение креста, например на семиссе (1/2 солида) Ираклия, но без ступеней: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 13 Июля, 2009 - 12:43:08) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 12:40:26 |
|
|
|
Choref
Куропалат Откуда: Нижневартовск, Росси ...
|
|
|
|
Можно только добавить, что конфигурация креста, в частности наличие ступеней, служило обозначением номинала. Так, Иерусалимский крест присутствует на золоте, серебре и меди наибольшего достоинства.
С Уважением, М.Чореф
----- La Victoire est à Nous!
|
|
Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 18:57:23 |
|
|
|
|
|
|
Choref Вряд ли есть связь между количеством ступеней и номиналом. А что он чеканился на монете высших номиналов - так они и годятся для изображения святыни. Плюс пропагада среди населения окраин империи и новориобретенных (либо отвоеванных обратно земель). Неспроста же на гексаграммах вокруг креста расположен девиз на латыни "Бог помогает римлянам". |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 20:40:51 |
|
|
|
Choref
Куропалат Откуда: Нижневартовск, Росси ...
|
|
|
|
byzantofil
К сожалению, с Вами не согласятся по этому вопросу все крупнейшие авторитеты в этой области знания. Вы привели неплохие фотографии. Поищите, пожалуйста, другие изображения монет, и проследите эту закономерность. Тут дело не в пропаганде и не в девизах. Поверьте, не все умели читать. Но в деньгах - разбирались. Вопрос об обозначениях номинала уже давно разрешен.
И, вот еще. Дело не в количестве ступеней, а в их наличии. Т.е. крест со ступенями оттискивали на реверсе монет крупнейшего номинала.
На византийских монетах есть разные кресты. На семиссе, к примеру, он на шаре, на тремиссе - без ступеней и без шара.
С Уважением, М.Чореф
(Отредактировано автором: 13 Июля, 2009 - 20:51:21)
----- La Victoire est à Nous!
|
|
Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 20:48:59 |
|
|
|
|
|
|
Choref Цитата:К сожалению, с Вами не согласятся по этому вопросу все крупнейшие авторитеты в этой области знания |
Укажите, пожалуйста, источники или авторитеты, Вы меня заинтриговали! А насчет ступеней, шара и проч. - конечно чем выше номинал и соответственно размер кружка - тем больше деталей. В более позднее время крест был и на анонимных фоллисах, и даже на маленьких полутетартеронах. Итак, источники - ? |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 22:22:46 |
|
|
|
Choref
Куропалат Откуда: Нижневартовск, Росси ...
|
|
|
|
Saulcy, Sabatier, Wroth, Grierson, Morrisson.
Иконографический анализ - важнейший этап исследования монетного материала. Без понимания его сущности говорить о каком-то изучении нумизматики и говорить не приходится. Конечно, можно считать, что люди в средневековье определяли номинал монеты по ее весу. Можно, вообще, предполагать что угодно. Это право каждого. Но такие закономерности, как наличие креста на Голгофе на солидах (крупнейший номинал золота) , его же на гексаграммах или миллиарисиях (одновременно те и другие не выпускались) или на крупнейших номиналах меди заметили еще на заре исследования монетного дела Византии. К примеру, этот принцип помог атрибутировать малые солиды карфагенской чеканки. Мало того, на полноценных и облегченных солидах есть крест на Голгофе. Ведь это один и тот же номинал. Так что это аксиома. И дело не в деталях. Есть основной элемент изображения. Его и нужно выделять. Вы сами привели фото монет. Их изображения являются убедительным доказательством моей правоты. Возьмите любую хорошую книгу.
С Уважением, М.Чореф
(Отредактировано автором: 14 Июля, 2009 - 05:42:31)
----- La Victoire est à Nous!
|
|
Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 14 Июля, 2009 - 05:25:05 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Choref Во-первых, спасибо за информацию.
Во-вторых, изображение креста на глобусе ( это более точное определение) не относится к отображению архитектурного памятника в нумизматическом материале.
Что касается изображений трёх террас и, в частности, глобуса над ними, то они появляются ПОСЛЕ окончательной потери Палестины (см. рис. 1, 3, 4 и 5). Можно предположить, что это (количество ступеней) связано с отсутствием точной информации у мастеров монетного двора, а глобус помещён специально, как один из традиоционных символов Вселенной. Последнее, кстати подтверждает предположение о том, что точной информации у мастеров, по каким-то причинам, не было. А вот позже причины эти ( интересно, какие?) были устранены и появились опять более точные изображения памятника. Хотя символическое изображение глобуса всё-таки встречается, но оно переместилось вообще под первую террасу, чем подчёркивается вся доминанта христианства над миром. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 24 Июля, 2009 - 22:23:20 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Что касается изображений трёх террас и, в частности, глобуса над ними, то они появляются ПОСЛЕ окончательной потери Палестины (см. рис. 1, 3, 4 и 5). |
А именно впервые при Тиберии Константине, кажется все-таки до потери Палестины. А в метафизику Чорефа я все-таки не врубаюсь, смотрю на вещи проще. Как Христич.
Солид Тиберия Константина (578-582):
От всех последующих изображений, как отмечает Бутырский, изображение креста у Тиберия отличает нижняя торцевая перекладинка. Позже (с Ираклия) она исчезает у креста на солидах, и остается лишь на гексаграммах над шаром. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 26 Июля, 2009 - 23:08:17) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 26 Июля, 2009 - 23:03:13 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Цитата:при Тиберии Константине, кажется все-таки до потери Палестины |
Вы, по-видимому, обмишулились: здесь четыре террасы.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Июля, 2009 - 23:08:47 |
|
|
|