|
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ ЛАТОМУ (греч. Μονή Λατόμου ), быв. Пророка Захарии, быв. Христа Спасителя— расположен в т.н. Верхнем городе Салоник, на склоне холма, неподалеку от городской цитадели. Из всех строений сохранилась только церковь Святого Давида (греч. Όσιος Δαβίδ — Осиос Давид), бывшая главным храмом монастыря, и являющаяся в настоящее время действующим храмом. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в перечень объектов Всемирного наследия.
Своё название в честь преподобного Давида церковь получила только в XX веке, а ранее, была посвящена Христу Спасителю. Свое название (Латому – каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев.
Основание храма связано, по легенде, с именем Феодоры, дочери императора Максимиана. Существует следующая легенда, связанная с её строительством: будучи тайной христианкой, Феодора упросила отца построить для неё баню, которую она втайне хотела использовать для христианских богослужений.
Вид на храм Осиос Давид:
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 25 Июня, 2009 - 12:47:27)
Отредактировано куратором: христич, 25 Июня, 2009 - 12:39:14 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:33:46 |
|
|
|
|
|
|
Действительно, храм стоит на руинах античного сооружения, являвшегося, скорее всего, баней*. Древнее здание храма сооружено, скорее всего, в конце V — начале VI веков. Тип его был близок к храмам-мартириям Сирии, или сходен с баптистериями V — VI вв., так же его можно сравнить с часовней (т.наз. мавзолеем Галлы Плацидии) в Равенне, но коренное отличие собора монастыря Латому заключается в низком полукупольном перекрытии центра креста. Профессор Ксингопулос считал, что храм завершал квадратный в основании купол, крытый деревянными балками, но, судя по остаткам скругления над сходом рукавов креста, в центре существовал простой полукупол без окон. ---------- *Недалеко от здания храма имеется цистерна V-VI веков, которая её питала.
Реконструкция собора (слева) и современное состояние (справа): Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 25 Июня, 2009 - 12:42:22 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:35:02 |
|
|
|
|
|
|
План собора - реконструкция (слева) и современное состояние (справа): Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:36:26 |
|
|
|
|
|
|
Квадрат основания храма заключал в себе центральное пространство в виде равноконечного креста, рукава которого перекрыты полуциркульными сводами, и четыре угловых часовни под низкими кресчатыми сводами (на плане они почему-то купольные).
Свет внутрь храма проникал через двойные арочные окна, расположенных посредине каждой из трех стен храма. Окна находились в верхнем ярусе стен, и были разделены посредине узкими колонками. Восточное окно – единственное сохранившееся до наших дней, оно освещает алтарь, прорезая стену алтарной апсиды. Остальные окна (кроме двух простых окошек жертвенника и диаконника) ныне заложены. В ходе раскопок удалось найти две колонки, разделявшие некогда два из трех утраченных окон храма. Они полностью аналогичны колонке сохранившегося алтарного окна.
Разделительная колонка древнего окна собора (т.н. мулион) монастыря Латому и два фрагмента колонок алтарной преграды XII века (один из них хранится при Ротонде Св. Георгия, а другой - при храме Св. Димитрия Солунского): Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 25 Июня, 2009 - 12:49:27)
Отредактировано куратором: христич, 25 Июня, 2009 - 12:29:32 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:40:09 |
|
|
|
|
|
|
В XII-XIII веках храм был обновлен и заново расписан, в нем была установлена новая низкая алтарная преграда (два фрагмента столбиков этой преграды найдено в результате раставрационных работ). Тройная аркада, которой западный рукав открывался в неф храма была снесена и заменена на простую арку, для чего пристроили пару пилястр. От двух колонн in situ остались лишь их база одной из них. Сами колонны нашли на территории монастыря уже в наше время. В начале XIV века храм расписывался вновь.
Что сталось с храмом сразу после турецкого завоевания Салоник – неизвестно. Храм несомненно был разграблен, но остался в руках монахов, и только постепенное разрушение здания привело к тому, что монахи покинули Латомский монастырь и храм был заброшен. Его постепенно заняла община местных мусульман, приспособив его под мечеть и покрыв мозаику и фрески слоем штукатурки. В северо-западном углу построили низкий минарет (ныне от него остался лишь «пенек» с началом винтовой лестницы внутри).
Собор бывшего монастыря Латому (Осиос Давид). Рисунок 1921 года, сделаный проф. Ксингопулосом, начавшим реставрацию памятника. Справа - снесенный ныме минарет. Подпись к рисунку: Керамедым Джами. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 25 Июня, 2009 - 12:46:27)
Отредактировано куратором: христич, 25 Июня, 2009 - 12:31:09 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:44:35 |
|
|
|
|
|
|
Некоторое время спустя храм лишился всей западной части здания (западного рукава креста и двух примыкающих к нему угловых часовен), была серьезно разрушена и переложена вновь почти вся южная стена с частью примыкающих сводов. Западная часть больше не восстанавливалась, и вход в мечеть Керамедым или Сулюджа — т.е. «Водная мечеть» — так турки стали называть бывший храм, по цистерне, находившейся неподалеку — сделали с юга, пристроив навес. Недавно его деревянные подпорки заменили упомянутыми выше древними колоннами. Мечеть была бедна и настолько незначительна, что западные путешественники XVII-XIX вв. даже не упоминают ее среди христианских древностей Салоник.
После освобождения Салоник в от турок храм вновь стал использоваться по прямому назначению (неофициально – с 1917 г.). В 1921 году были расчищены частично фрески и мозаика в своде алтарной апсиды. Окончательно штукатурка была снята в 1972-75 гг., работы по укреплению мозаики проводил в 1952 г. Фотис Захариу, в 1965 году они были расчищены Янисом Колефосом. Под полом храма были обнаружены захоронения монахов.
Мозаика
Мозаикой украшена апсида алтарной части. В 1921 году под слоем штукатурки была обнаружена мозаика конца V — начала VI века с фигурой молодого Христа в центре композиции, держащего свиток со словами: «Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Ис. 25:9) Ибо покоится Он в этом доме».
Юный и безбородый Христос восседает на радуге и окружен сиянием славы. По четырём углам от него расположены существа, ставшие впоследствии символами четырех Евангелистов: крылатые орел, лев, телец и ангел.
Под ногами Христа изображены реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Ефрат, впадающие в Ховар. На его берегах симметрично изображены фигуры изумленного Иезекииля* (по правую руку Христа, по другой версии - апостол Пётр) и величественного Аввакума* (по левую руку Христа, по другой версии - апостол Павел)
«Богоявление, или Слава Господня» (?) (мозаика алтаря церкви Осиос Давид): -------- * Большая часть исследователей свлоняется к выводу, что изображены все-таки Пророки, а сама композиция является отображением видения Иезекиля "Христос - источник живой воды".
Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 26 Июня, 2009 - 12:44:02 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:47:32 |
|
|
|
|
|
|
По одной версии на алтарной мозаике изображено видения Иезекииля («Слава Господня»), по другой мозаика прославляет Христа как источник воды живой.
(Иезекиилю явились четыре таинственных животных, каждое из которых имело четыре лица - человека, льва, тельца и орла, и четыре крыла, покрытых множеством глаз, два крыла покрывали их тела и руки, два же других, скрещиваясь, скрывали от взора нечто, что они одновременно защищали и несли, и откуда исходил огонь и сияние молнии. Животные двигались с быстротой молнии "каждое по направлению лица своего", никогда во время своего шествия не оборачиваясь. Возле каждого из них пророк увидел колеса с "высокими и страшными" ободьями, полными глаз, устроенными как "колесо в колесе" и двигающиеся вместе с животными во все стороны. Над головами животных было "подобие свода, как вид изумительного кристалла", откуда раздавался голос; над сводом было подобие престола, на котором пророк узрел сияющее радужным огнем подобие человека. "Такое было видение подобия славы господней", - заключает Иезекииль, после чего он "пал в лицо свое и услышал глас глаголющего", призывавший его на пророческое служение (Иез. 2, 1-5).
Фрагмент алтарной мозаики. Пророк Иезекииль: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 25 Июня, 2009 - 10:49:40) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:49:18 |
|
|
|
|
|
|
По низу мозаики расположена еще одна посвятительная надпись, исполненная серебряной смальтой по красному фону: «О Источник жизни, Принимающий и Заботящийся о всех душах верных в сем почитаемом храме! Преуспев в молитве, я преуспею и в жертве. В благословение того, чье имя знает Бог». Начальная фраза этой надписи повторяется еще раз на странице книги в руках пророка Аввакума.
В начале эпохи иконоборчества алтарная мозаика была заклеена бычьей шкурой и покрыта штукатуркой. В годы правления императора Льва Армянина ( 813-820) во время землетрясения шкура отпала, и образ юного Христа вновь предстал взорам изумленных монахов, после чего он стал почитаться как «явленный», а монастырь (прежде носивший имя Пророка Захарии) в честь такого необычного явления был перепосвящен Христу Спасителю.
Фрагменты алтарной мозаики. Пророки Иезекииль (слева) и Аввакум (справа): Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 25 Июня, 2009 - 10:51:28)
Отредактировано куратором: христич, 25 Июня, 2009 - 12:34:03 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:51:11 |
|
|
|
|
|
|
Фрески
Из фресок храма уцелела орнаментальная роспись V-VI веков в своде восточного рукава креста; в южном рукаве - относящееся к XII веку* изумительное по красоте Рождество Христово, а так же фрагментарно сохранившиеся Сретение, Крещение и Преображение Господне, исполненные в то же время. В северном рукаве сохранилась фреска «Вход в Иерусалим». К эпохе Палеологов относятся фрагменты фресок «Моление в Гефсиманском саду» и Богоматерь Страстная.
Фрагмент фрески "Рождество Христово". Саломия омывает младенеца Христа**. ------------- * Обнаружена во время реставрационных работ 1973-1976 гг. **Редчайшая фреска, т.к. показано действо из апокрифов "Протоевангелия Иакова"и "Псевдо-Матфея". Не понятно то, как ортодоксальная Православная церковь в XII веке (!) допустила такое. Кроме ранних изображений на эту тему из апокрифов, например на кафедре Максимиана (550г.) и конца XI века в одной из церквей Каппадокии, то имеются и более поздние. Например, Джотто (1266 г.), Мастера Хохенфузского (~ 1350 г.) и Андрея Рублева (до 1430 г.). Как вариант ответа на этот вопрос может быть гипотеза о том, что она была написана в период, когда официального причисления к апокрифам документ ещё не имел. Тогда почему её позже не убрали? Очень любопытно. Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 26 Июня, 2009 - 13:33:55 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:53:21 |
|
|
|
|
|
|
Ныне храм открыт для осмотра, попасть туда можно через калитку, ведущую в небольшой храмовый дворик, расположенный с южной стороны. Ключами заведует строгая бабка, категорически не позволяющая любой тип съемки внутри храма. Мозаика в алтаре оборудована подсветкой, которую включает (бесплатно) та же бабуля.
Портик у южного фасада Осиос Давид, служащего для входа в храм: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:55:00 |
|
|
|
|
|
|
Алтарная апсида: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 11:00:10 |
|
|
|
|
|
|
Вход на территорию храма: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 11:01:31 |
|
|
|
|
|
|
Храм чрезвычайно беден (видимо, уже по традиции), иконостас деревянный, сильно напоминает фанерные времянки в наших храмах в начале 90-х. Не понимаю я, почему не поставить нормальную мраморную преграду – благо, что подлинные фрагменты сохранились (вкупе с обломками более древних плит ограждения, найденных на территории монастыря) и имеются опыт постройки в Греции подобных темплонов, где древние части резного мрамора включены в массив новодела.
Храм Осиос Давид. За ним- панорама Нижнего города и Термического залива. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 11:04:58 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Отлично. Ваши фотографии? |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 12:37:16 |
|
|
|
|
|
|
христич Наружные - мои. В дверях храма - та самая бабуля.
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 12:42:50 |
|
|
|