Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Собор б. монастыря Латому в­ Салониках (Осиос Давид) [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


МОНАСТЫРЬ ЛАТОМУ (греч. Μονή Λατόμου ), быв. Пророка Захарии, быв. Христа Спасителя— расположен в т.н. Верхнем городе Салоник, на склоне холма, неподалеку от городской цитадели. Из всех строений сохранилась только церковь Святого Давида (греч. Όσιος Δαβίδ — Осиос Давид), бывшая главным храмом монастыря, и являющаяся в настоящее время действующим храмом. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в перечень объектов Всемирного наследия.

Своё название в честь преподобного Давида церковь получила только в XX веке, а ранее, была посвящена Христу Спасителю. Свое название (Латому – каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев.

Основание храма связано, по легенде, с именем Феодоры, дочери императора Максимиана. Существует следующая легенда, связанная с её строительством: будучи тайной христианкой, Феодора упросила отца построить для неё баню, которую она втайне хотела использовать для христианских богослужений.

Вид на храм Осиос Давид:

Прикреплена картинка:
att-4a431a4a2b1c15528.JPG


(Отредактировано автором: 25 Июня, 2009 - 12:47:27)


Отредактировано куратором: христич, 25 Июня, 2009 - 12:39:14

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:33:46
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Действительно, храм стоит на руинах античного сооружения, являвшегося, скорее всего, баней*. Древнее здание храма сооружено, скорее всего, в конце V — начале VI веков. Тип его был близок к храмам-мартириям Сирии, или сходен с баптистериями V — VI вв., так же его можно сравнить с часовней (т.наз. мавзолеем Галлы Плацидии) в Равенне, но коренное отличие собора монастыря Латому заключается в низком полукупольном перекрытии центра креста. Профессор Ксингопулос считал, что храм завершал квадратный в основании купол, крытый деревянными балками, но, судя по остаткам скругления над сходом рукавов креста, в центре существовал простой полукупол без окон.
----------
*Недалеко от здания храма имеется цистерна V-VI веков, которая её питала.

Реконструкция собора (слева) и современное состояние (справа):
Прикреплена картинка:
att-4a431a96a31f3lan2.jpg



Отредактировано куратором: христич, 25 Июня, 2009 - 12:42:22

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:35:02
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


План собора - реконструкция (слева) и современное состояние (справа):
Прикреплена картинка:
att-4a431aea703cfmall.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:36:26
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Квадрат основания храма заключал в себе центральное пространство в виде равноконечного креста, рукава которого перекрыты полуциркульными сводами, и четыре угловых часовни под низкими кресчатыми сводами (на плане они почему-то купольные).

Свет внутрь храма проникал через двойные арочные окна, расположенных посредине каждой из трех стен храма. Окна находились в верхнем ярусе стен, и были разделены посредине узкими колонками. Восточное окно – единственное сохранившееся до наших дней, оно освещает алтарь, прорезая стену алтарной апсиды. Остальные окна (кроме двух простых окошек жертвенника и диаконника) ныне заложены. В ходе раскопок удалось найти две колонки, разделявшие некогда два из трех утраченных окон храма. Они полностью аналогичны колонке сохранившегося алтарного окна.

Разделительная колонка древнего окна собора (т.н. мулион) монастыря Латому и два фрагмента колонок алтарной преграды XII века (один из них хранится при Ротонде Св. Георгия, а другой - при храме Св. Димитрия Солунского):
Прикреплена картинка:
att-4a431bc9934c0rble.jpg


(Отредактировано автором: 25 Июня, 2009 - 12:49:27)


Отредактировано куратором: христич, 25 Июня, 2009 - 12:29:32

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:40:09
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


В XII-XIII веках храм был обновлен и заново расписан, в нем была установлена новая низкая алтарная преграда (два фрагмента столбиков этой преграды найдено в результате раставрационных работ). Тройная аркада, которой западный рукав открывался в неф храма была снесена и заменена на простую арку, для чего пристроили пару пилястр. От двух колонн in situ остались лишь их база одной из них. Сами колонны нашли на территории монастыря уже в наше время. В начале XIV века храм расписывался вновь.

Что сталось с храмом сразу после турецкого завоевания Салоник – неизвестно. Храм несомненно был разграблен, но остался в руках монахов, и только постепенное разрушение здания привело к тому, что монахи покинули Латомский монастырь и храм был заброшен. Его постепенно заняла община местных мусульман, приспособив его под мечеть и покрыв мозаику и фрески слоем штукатурки. В северо-западном углу построили низкий минарет (ныне от него остался лишь «пенек» с началом винтовой лестницы внутри).

Собор бывшего монастыря Латому (Осиос Давид). Рисунок 1921 года, сделаный проф. Ксингопулосом, начавшим реставрацию памятника. Справа - снесенный ныме минарет. Подпись к рисунку: Керамедым Джами.
Прикреплена картинка:
att-4a431cd33d4dbreth.jpg


(Отредактировано автором: 25 Июня, 2009 - 12:46:27)


Отредактировано куратором: христич, 25 Июня, 2009 - 12:31:09

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:44:35
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Некоторое время спустя храм лишился всей западной части здания (западного рукава креста и двух примыкающих к нему угловых часовен), была серьезно разрушена и переложена вновь почти вся южная стена с частью примыкающих сводов. Западная часть больше не восстанавливалась, и вход в мечеть Керамедым или Сулюджа — т.е. «Водная мечеть» — так турки стали называть бывший храм, по цистерне, находившейся неподалеку — сделали с юга, пристроив навес. Недавно его деревянные подпорки заменили упомянутыми выше древними колоннами. Мечеть была бедна и настолько незначительна, что западные путешественники XVII-XIX вв. даже не упоминают ее среди христианских древностей Салоник.

После освобождения Салоник в от турок храм вновь стал использоваться по прямому назначению (неофициально – с 1917 г.). В 1921 году были расчищены частично фрески и мозаика в своде алтарной апсиды. Окончательно штукатурка была снята в 1972-75 гг., работы по укреплению мозаики проводил в 1952 г. Фотис Захариу, в 1965 году они были расчищены Янисом Колефосом. Под полом храма были обнаружены захоронения монахов.

Мозаика

Мозаикой украшена апсида алтарной части. В 1921 году под слоем штукатурки была обнаружена мозаика конца V — начала VI века с фигурой молодого Христа в центре композиции, держащего свиток со словами: «Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Ис. 25:9) Ибо покоится Он в этом доме».

Юный и безбородый Христос восседает на радуге и окружен сиянием славы. По четырём углам от него расположены существа, ставшие впоследствии символами четырех Евангелистов: крылатые орел, лев, телец и ангел.

Под ногами Христа изображены реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Ефрат, впадающие в Ховар. На его берегах симметрично изображены фигуры изумленного Иезекииля* (по правую руку Христа, по другой версии - апостол Пётр) и величественного Аввакума* (по левую руку Христа, по другой версии - апостол Павел)

«Богоявление, или Слава Господня» (?) (мозаика алтаря церкви Осиос Давид):
--------
* Большая часть исследователей свлоняется к выводу, что изображены все-таки Пророки, а сама композиция является отображением видения Иезекиля "Христос - источник живой воды".

Прикреплена картинка:
att-4a431d84bc2c8aics.jpg



Отредактировано куратором: христич, 26 Июня, 2009 - 12:44:02

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:47:32
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


По одной версии на алтарной мозаике изображено видения Иезекииля («Слава Господня»), по другой мозаика прославляет Христа как источник воды живой.

(Иезекиилю явились четыре таинственных животных, каждое из которых имело четыре лица - человека, льва, тельца и орла, и четыре крыла, покрытых множеством глаз, два крыла покрывали их тела и руки, два же других, скрещиваясь, скрывали от взора нечто, что они одновременно защищали и несли, и откуда исходил огонь и сияние молнии.
Животные двигались с быстротой молнии "каждое по направлению лица своего", никогда во время своего шествия не оборачиваясь. Возле каждого из них пророк увидел колеса с "высокими и страшными" ободьями, полными глаз, устроенными как "колесо в колесе" и двигающиеся вместе с животными во все стороны. Над головами животных было "подобие свода, как вид изумительного кристалла", откуда раздавался голос; над сводом было подобие престола, на котором пророк узрел сияющее радужным огнем подобие человека.
"Такое было видение подобия славы господней", - заключает Иезекииль, после чего он "пал в лицо свое и услышал глас глаголющего", призывавший его на пророческое служение (Иез. 2, 1-5).


Фрагмент алтарной мозаики. Пророк Иезекииль:
Прикреплена картинка:
att-4a431dee175c5aics.jpg


(Отредактировано автором: 25 Июня, 2009 - 10:49:40)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:49:18
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


По низу мозаики расположена еще одна посвятительная надпись, исполненная серебряной смальтой по красному фону: «О Источник жизни, Принимающий и Заботящийся о всех душах верных в сем почитаемом храме! Преуспев в молитве, я преуспею и в жертве. В благословение того, чье имя знает Бог». Начальная фраза этой надписи повторяется еще раз на странице книги в руках пророка Аввакума.

В начале эпохи иконоборчества алтарная мозаика была заклеена бычьей шкурой и покрыта штукатуркой. В годы правления императора Льва Армянина ( 813-820) во время землетрясения шкура отпала, и образ юного Христа вновь предстал взорам изумленных монахов, после чего он стал почитаться как «явленный», а монастырь (прежде носивший имя Пророка Захарии) в честь такого необычного явления был перепосвящен Христу Спасителю.

Фрагменты алтарной мозаики. Пророки Иезекииль (слева) и Аввакум (справа):
Прикреплена картинка:
att-4a431e5f85f32hets.jpg


(Отредактировано автором: 25 Июня, 2009 - 10:51:28)


Отредактировано куратором: христич, 25 Июня, 2009 - 12:34:03

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:51:11
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Фрески

Из фресок храма уцелела орнаментальная роспись V-VI веков в своде восточного рукава креста; в южном рукаве - относящееся к XII веку* изумительное по красоте Рождество Христово, а так же фрагментарно сохранившиеся Сретение, Крещение и Преображение Господне, исполненные в то же время. В северном рукаве сохранилась фреска «Вход в Иерусалим». К эпохе Палеологов относятся фрагменты фресок «Моление в Гефсиманском саду» и Богоматерь Страстная.

Фрагмент фрески "Рождество Христово". Саломия омывает младенеца Христа**.
-------------
* Обнаружена во время реставрационных работ 1973-1976 гг.
**Редчайшая фреска, т.к. показано действо из апокрифов "Протоевангелия Иакова"и "Псевдо-Матфея". Не понятно то, как ортодоксальная Православная церковь в XII веке (!) допустила такое.
Кроме ранних изображений на эту тему из апокрифов, например на кафедре Максимиана (550г.) и конца XI века в одной из церквей Каппадокии, то имеются и более поздние. Например, Джотто (1266 г.), Мастера Хохенфузского (~ 1350 г.) и Андрея Рублева (до 1430 г.).
Как вариант ответа на этот вопрос может быть гипотеза о том, что она была написана в период, когда официального причисления к апокрифам документ ещё не имел. Тогда почему её позже не убрали? Очень любопытно.
Прикреплена картинка:
att-4a431ee16affclome.jpg



Отредактировано куратором: христич, 26 Июня, 2009 - 13:33:55

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:53:21
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Ныне храм открыт для осмотра, попасть туда можно через калитку, ведущую в небольшой храмовый дворик, расположенный с южной стороны. Ключами заведует строгая бабка, категорически не позволяющая любой тип съемки внутри храма. Мозаика в алтаре оборудована подсветкой, которую включает (бесплатно) та же бабуля.

Портик у южного фасада Осиос Давид, служащего для входа в храм:
Прикреплена картинка:
att-4a431f44ba29dntr2.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 10:55:00
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Алтарная апсида:
Прикреплена картинка:
att-4a43207a3a9b1_ext.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 11:00:10
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Вход на территорию храма:
Прикреплена картинка:
att-4a4320cbbc68dentr.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 11:01:31
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Храм чрезвычайно беден (видимо, уже по традиции), иконостас деревянный, сильно напоминает фанерные времянки в наших храмах в начале 90-х. Не понимаю я, почему не поставить нормальную мраморную преграду – благо, что подлинные фрагменты сохранились (вкупе с обломками более древних плит ограждения, найденных на территории монастыря) и имеются опыт постройки в Греции подобных темплонов, где древние части резного мрамора включены в массив новодела.

Храм Осиос Давид. За ним- панорама Нижнего города и Термического залива.
Прикреплена картинка:
att-4a43219a8dc095527.JPG

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 11:04:58
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Отлично.
Ваши фотографии?

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 12:37:16
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


христич
Наружные - мои. В дверях храма - та самая бабуля.

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 12:42:50
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Собор б. монастыря Латому в­ Салониках (Осиос Давид) [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0159 ]   [ Gzip выкл. ]