Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Халкидонитские храмы Армении [Страниц (10): первая страница « 5 6 7 [8] 9 10 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Багаран

Взорванная церковь, Карсский вилайет, Турция.

Религ. и адм. центр раннесредневек. Армении (обл. Ширак); основан на месте языческого святилища (II в. до Р. Х.- нач. IV в. по Р. Х.) к юго-востоку от Ани. В 804 г. Ашот Мсакер Багратуни, получив титул царя Армении, основал в Багаране свою резиденцию, после чего город в течение IX в. являлся адм. центром царства Багратидов и местом их родовой усыпальницы. В 1048 г. был завоеван и разрушен сельджуками, в XIV в.- войсками Тимура.

В нач. XX в. территория входила в Российскую империю, в Карсскую обл. После первой мировой войны эта часть территории Багарана на правом берегу р. Ахурян вместе с храмом св. Теодороса (св. Феодора), уничтоженным ок. сер. XX в., отошла к Турции (ныне иль Карс); левобережье, где расположены церковь св. Шушаник и развалины тетраконха (X в.?), в наст. время находится на территории Республики Армения.

Храм св. Теодороса был одной из первых известных в восточнохрист. мире крестово-купольных построек на 4 опорах. Его композиция и ранняя датировка послужили основой распространенного мнения (Й. Стржиговский, А. Зарян и др.) о влиянии архитектуры этого храма на формирование ему подобных в Византии и Западной Европе. Согласно однострочной строительной надписи, охватывавшей в виде пояса верхние края стен, он был основан в 624 г. («в тридцать четвертом году царя Хосрова» - имеется в виду иран. шах Хосров II Парвиз) кн. Бутом Аравегяном, строительство его завершено в 631 г. вдовой князя Анной в период патриаршества католикоса-халкидонита Эзра (630-641). Происходившее в это время восстановление собора Эчмиадзин отразилось на выборе архитектурной композиции храма св. Теодороса, представляющей собой квадрифолий с относительно узкими экседрами и широким квадратом наоса, в центре которого на 4 квадратных в сечении столбах (редкая форма для арм. зодчества) высился купол (пролет 5,45 м). Подкупольный квадрат, соединенный системой арок и сводов со стенами наоса, образовывал развитое и идеально центричное крестово-купольное пространство, продолженное по основным осям полукруглыми экседрами. Вост. угловые компартименты наоса перекрывались крестовыми, а зап.- сомкнутыми сводами. Высокие серповидные простенки между конхами экседр и подкупольными сводами прорезаны окнами, которые вместе с многочисленными окнами нижнего яруса обеспечивали хорошую освещенность церкви. Главные из 6 дверей храма располагались по осям зап. и юж. экседр, нетипично наличие 2 дверей в вост. стене, по сторонам апсиды, впосл. служивших проходами в пристроенные пастофории. Внутри храм был оштукатурен, но следов росписи не осталось уже в XIX в.

Аксонометрический разрез храма (по С. А. Маилову)


Прикреплена картинка:
att-4a35ed9dd3f59i400.jpg


(Отредактировано автором: 15 Июня, 2009 - 10:50:09)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 10:42:54
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм в Эгреке

Эгрек (прежде названный Agarak) сеогдня является турецкой деревней. До 1920-ых храм в Эгреке во имя св. Стефана Первомученика был в достаточно нормальном состоянии, хотя сегодня это полностью разрушеное строение.

Конструкция: крестово-купольная. Крыша была покрыта черепицей, в вершине купола был сферический камень, венчающийся крестом (сброшенным курдами). У алтарной апсиды и южной апсиды было три больших окна (халкидонитский тип). Закрытый карниз, украшенный стилизованными листьями виноградной лозы, обвивал оконечности окон апсиды алтаря; чукуртма была изображенна и на др. деталях храма. Эти и другие особенности датируют основание этой церкви стилистически к седьмому столетию, вероятно около 650 г. в период патриаршества католикоса-халкидонита святого Нерсеса Строителя (641-661).

Должны быть отмечены маленькие помещения с обеих сторон апсиды алтаря. Их внешние стены не достаточно хорошо объединены в полный проект. Предполагается, что они - более позднее дополнение.

Археолог Kaлантар посетил Эгрек в сентябре 1920, делая последнее детальное описание участка. Он сделал запись многих из надписей на стенах крестообразной церкви, включая одну на сирийском языке. Kaлантар отметил многочисленность хорошо вырезанных средневековых хачкаров, сгруппированных вокруг церквей (главной из которых был храм св. Стефана). Было также много архитектурных фрагментов, лежащих вокруг церквей, включая остатки раннего средневекового памятника стелы. На стеле была изображена женщина, держащая в руках макет церкви-базилики (не сохранилась).


Прикреплена картинка:
att-4a35f5386acc3plan.gif


(Отредактировано автором: 15 Июня, 2009 - 11:18:31)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 11:16:08
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


фото начала 20 века
Прикреплена картинка:
att-4a35f6284f17aak1s.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 11:20:08
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


......
Прикреплена картинка:
att-4a35f66f5a985ak2s.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 11:21:19
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


фото начала 1980-х - деревня Эгрек
Прикреплена картинка:
att-4a35f6fb5a29dak5s.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 11:23:39
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Русская и греческая церкви в Карсе (ныне Турция, провинция Карс)

Российский кафедральный собор города Карса. Сохранился до нашего времени, однако без купола. После 1920 г. (геноцида армян, падения Российской Империи) использовался в качестве школьной гимназии. В 1985 храм было обращен в мечеть. На переднем плане военный мемориал, ныне разрушенный.
Прикреплена картинка:
att-4a3603984941brial.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 12:17:28
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


храм
Прикреплена картинка:
att-4a36040a747cadral.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 12:19:22
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


храм - общий вид
Прикреплена картинка:
att-4a3604f7b1990ral2.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 12:23:19
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Греческая церковь. Фотография российского периода греческой православной церкви в Карсе. Храм был уничтожен в 1957, а на его месте была построена мечеть.

Прикреплена картинка:
att-4a36058deae49urch.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 12:25:49
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


фото греческого храма 1930-х (уже в составе Турции)
Прикреплена картинка:
att-4a3605e6f2b47urch.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 12:27:18
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Греческая церковь и здание, построенное в 1883 русскими.
Прикреплена картинка:
att-4a3606816d84aing1.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 12:29:53
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Шествие русских войск к греческому храму
Прикреплена картинка:
att-4a360704690f4sion.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 12:32:04
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Гарновит

Церковь во имя св. Георгия в поселении Гарновит рядом с городом Артик, в провинции Арагацотн. Построен в VII в., предположительно, в период правления католикосов-халкидонитов. Тип храма: крестово-купольной композиции. Построен из Туфа. Восстановлен недавно.
Прикреплена картинка:
att-4a3cbe90edde3arge.jpg


(Отредактировано автором: 21 Июня, 2009 - 00:19:30)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 20 Июня, 2009 - 14:48:48
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


``
Прикреплена картинка:
att-4a3cbf45c5d701728.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 20 Июня, 2009 - 14:51:49
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Карта с расположением армяно-халкидонитских епархий к XI в., находившихся в подчинении Византийской Церкви (Антиохийский и Константинопольский Патриархаты). Большинство из этих построек не сохранились.

Спасибо Germain-у, за предоставленнную мне карту!
Прикреплена картинка:
att-4a446154d4d1d__.jpg


(Отредактировано автором: 26 Июня, 2009 - 09:51:40)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 26 Июня, 2009 - 09:49:08
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Артик

Церковь св. Саргиса в деревне Артик в провинции Ширак.

Это - крестообразная церковь центрального плана с четырьмя апсидами, обрамляющими большой центральный квадрат (тетраконх), который увенчан куполом, теперь уже разрушенным. Есть две маленьких палаты с обеих сторон восточной апсиды. Церковь построена из местного туфа. Декоративная аркада с цветочными и геометрическими мотивами, вырезанными на арках, украшает внешние стены храма.
Церковь была построена во второй половине VII века в период правления католикосов-халкидонитов.
Прикреплена картинка:
att-4a4a7c4784886arge.jpg


(Отредактировано автором: 01 Июля, 2009 - 01:02:19)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 01 Июля, 2009 - 00:57:42
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


сторона западной апсиды
Прикреплена картинка:
att-4a4a7d92052e6arge.jpg


(Отредактировано автором: 01 Июля, 2009 - 01:06:03)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 01 Июля, 2009 - 01:03:14
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


западная стена
Прикреплена картинка:
att-4a4a7e7968650arge.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 01 Июля, 2009 - 01:07:05
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


интерьер
Прикреплена картинка:
att-4a4a7f083debfarge.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 01 Июля, 2009 - 01:09:28
христич


Севаст
Откуда: Москва


Narses Ermeni
Если правильно соориентировался, то храм сейчас расположен вне территории Турции, хотя и входил в Карскую губернию?

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 01 Июля, 2009 - 07:19:20
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


христич

Насколько мне известно Ширак входил в Эриваньскую губернию. Храм в данный момент на территории Армении в провинции Ширак, это северо-запад Армении.

(Отредактировано автором: 01 Июля, 2009 - 18:23:38)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 01 Июля, 2009 - 08:13:38
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Ванана-ванк (1022 г.), Куртан (1020-30 гг.) и Шахназар (1095 г.).

В книге П.М.Мурадяна, посвященной грузинской эпиграфике в Армении, отмечается, что не только в XII-XIII вв.(составляющих преимущественный интерес исследования), но и в более ранний период в Армении были области, где армяно-халкидонитские общины придерживались грузинского вероисповедания, признавали духовным владыкой грузинского католикоса и покрывали стены своих храмов грузинскими надписями, составившими некоторую часть грузинской эпиграфики на армянской территории, главным образом это относится к царству Лорийских Кюрикидов, так как все надписи XI в., приведенные в книге П.М.Мурадяна, найдены на их территории, это храмы Ванана-ванк (1022 г.), Куртан (1020-30 гг.) и Шахназар (1095 г.).

Պ.Մ.Մուրադյան. Հայաստանի վրագերեն արձանագրությունները. Երևան. 1977, էջ 137-162, 293-294;
В.А.Арутюнова-Фиданян. Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980, с. 48.

Ребята, к сожалению, фотографиями этих храмов я не располагаю, но если кто сможет найти и вывесить их тут, - буду глубоко признателен!

(Отредактировано автором: 30 Июля, 2009 - 19:28:45)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 30 Июля, 2009 - 19:26:59
Юлия Садовская


Ромей
Откуда: Москва


Здравствуйте, Narses Ermeni!

Я бы с удовольствием поместила здесь свои фотографии храмов Ихлары.

Всего записей: 1 : Дата рег-ции: Окт. 2009 : Отправлено: 06 Октября, 2009 - 09:28:38
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Юлия Садовская

Ждем с нетерпением Ваших фотографий!

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 06 Октября, 2009 - 14:25:45
iliyasim


Ромей
Откуда: София, Болгария


Здравствуйте, меня озабочает эту Карту с расположением армяно-халкидонитских епархий к XI в., которая поместил Нерсес Армянин или респективно - Germain! Методологически это неправильно - армяно-византийская контактная зона никогда не существовала раз Зап. Армения находилась сначала под протекторатством, а потом и вовсе была анексирована. Может автор имел ввиду восточноармянская-византийская контактная зона, но ето нонсэнс! Не хочу усомниться в добросердечье автора, но армяно-халкиднитьские храмы намного больше к западе, где как можно увидеть неть избражен ни один - западнее Гайл, Хаха, Керчанис и Мелитене. Не видно никакой Киликии, а эти храмы и епархии уходят также и на Балканах, куда существовали и армянские колонии - в Болгарии, в Македонии, в Сербии... Я аргументровал и опубликувал год 15 назад о существование хотя бы две армянских книжевных школ в Болгарии в тотже период! И когда говорим про школах это имеем ввиду храмы и соответствено - диоцез! В принципе надо расматриват общую картину в империи и составить верную, полную карту армянского "присуствия"!!!

Всего записей: 7 : Дата рег-ции: Янв. 2009 : Отправлено: 18 Октября, 2009 - 18:19:58
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


iliyasim
Термин "армяно-византийская контактная зона" выдвинула армянский историк В.А. Арутюнова-Фиданян. Она нашла слабое место (Византия и армяне) в концепции Д.Оболенского и, таким образом, инкорпорировало всю Армению в "Византийское содружество".
Основное место в армяно-византийским связям в этой концепции отведено православным армянам. На карте обозначены армянские православные епархии через которые шло религиозное и культурное взаимодействие Армении и Византии.
В Киликии, на Балканах и др. местах потребности выделять армянские епархии нет, т.к. армянские православные колонии входили напрямую в "Византийское содружество", и их существование не зависело от политической ситуации в Армении.

(Отредактировано автором: 19 Октября, 2009 - 00:06:21)

-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 19 Октября, 2009 - 00:05:21
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


iliyasim

Армяно-византийская контактная зона - это зона культурного и религиозного взаимодействия армян-халкидонитов и ромеев, как это точно и отметил Герман, и естественно тут Арутюнова-Фиданян не подразумевает политический ньюанс этой зоны, т.к. Вы заметили, Армения тогда была аннексирована, и то, оговорюсь, аннексированна была частично.

Эта карта очень точно показывает зону халкидонитского армяно-византийского культурного и религиозного взаимодействия.

iliyasim, Армения (до аннексии) не находилась под протекторатом Византии, если, конечно, Вы имеете ввиду временное пространство указанной Карты, т.к. до аннексирования Армении эта страна была разделена на несколько царств, которые в 11 веке вошли в состав восточного катепаната Византийской Империи, и в местах, где не существовало прежде халкидонитских епархий - создавались новые, а на подмогу старым приходили другие. И естественно, автор указал не все епархии, но самые значительные из них, которые могли играть существеннуб роль в формировании армяно-византийской контактной зоны.

Армения вошла под протекторат Византии (ее часть) уже в 4 веке, потом в 6 и т.д. Но до полной аннексии Армении в 11 в. она состояла и ряда независимых и полузависимых царств - Ширакское, Карсское...

И как Вы заметили, эти епархии, как отметил Герман - через которые шло религиозное и культурное взаимодействие Армении и Византии, расположенны и на Востоке и на Западе Армении, так что говорить только об восточноармянском-византийском контакте - говорить не приходиться. Расположение (на Востоке и Западе) армяно-халкидонитских епархий было изученно такими учеными как Н.Адонц, Арутюнова-Фиданян, Н.Марр, Еремян, Хонигманн, Тиери. И может для Вас это нонсесн сиречь новость, а для меня - нет, т.к. в своих исследованиях я обращался к трудам этих ученых, которые и пишут об этом.

Большинство епархий Болгарии, Сербии и Македонии - были монофизитскими, а не халкидонитскими. Киликию отнесем туда же. Здесь речь о формировании именно армяно-халкидонитской и ромейской контактной зоне.

Очень незначительные (по сравнению с монофизитскими) халкидонитские поселения располагались во Фракии - это Визия, Адрианополь и пару селений. У нас даже есть и святая Православной Церкви, происходившая из Фракии, армянка-халкдонитска Мария Новая (+ 903), Житие которой является очень ценным информатором в плане освещения болгарско-византийский войн и политического взаимоотношения того периода.

А "полная карта армянского присутствия" в данном аспекте не нужна, т.к. речь идет именно об армяно-византийской контактной зоне восточных областей Империи (но не Фракии и внутренней части Малой Азии, Палестины или Италии с Балканами), которая была границей, где соприкасались армяне-халкидониты (ромеи) и греки-ромеи. Все, что выходит за пределы восточной византийской границы не входит в рассмотрение данный темы. А расположение армяно-халкидонитских епархий в разное время представляло разную картину, т.к. в 7 веке в Армении существовали такие епархии, которых к 11 в. уже не было, и наоборот. Это глубокая тема и для рассмотрения ее надо еще ознакомиться со множеством литературы.

Однако, в любом случае, - спасибо за отзыв.








Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Октября, 2009 - 10:55:14
iliyasim


Ромей
Откуда: София, Болгария


Вам тоже спасибо Narses Ermeni , но я остаюсь при своем мнение. Тема "Халкидонитские храмы Армении" в разделе Византийская архитектура и никаких эрогенних зон (шучу конечно!) не надо вымишлять! Про Виаду уже было сказано все что надо на форуме хаястан.ком и на других форумах. С VІ-VІІ веках начинаеться возникновение армянских общин-колонии во всю Византию, у которых всегда строились храмы. До Халкидонитского собора они все были одиноковы с константинополских (с точки зрении конфесионалной разнице), а потом воспринимались как монофизитские. Некоторые из них были превращени или создавались как армяно-халкидонские. Потом появились и католические. Чего тут неяснаго? Вы оба с Germain тут и на других мест употребляете ненаучний термин "православные" для армян-халкидонитов и для ортодоксов. Но это слово част из самоназвании Армянской Апостолической церкви - "вехабар", тоест - оно более подходит для армяно-григорянами, эсли будет употреблят эго так безоговорочно!Никто не сможет убедит византологов и арменоведов, что монастыр Петрицион (совр. Бачково) не участвовал в каком-то процесе этнокултурных обменов!!!


(Отредактировано автором: 22 Октября, 2009 - 14:50:37)

Всего записей: 7 : Дата рег-ции: Янв. 2009 : Отправлено: 22 Октября, 2009 - 14:48:51
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


Цитата:
Вы оба с Germain тут и на других мест употребляете ненаучний термин "православные" для армян-халкидонитов и для ортодоксов.

Стоп! Армяне-халкедониты (они же православные армяне) были, а термин оказывается ненаучным?
Это термин используют или использовали Марр, Бартикян, Степаненко и др.
У некоторых они употребляются в других значениях "армяне-мелькиты", "цаты", "ивиры", но смысл остается один-они православные.
Влияние Бачковского монастыря было огромным на территорию Кавказа и Малой Азии, но он не входит в т.н. Армяно-византийскую зону, которая имеет свои территориальные границы.


(Отредактировано автором: 22 Октября, 2009 - 15:53:43)

-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 22 Октября, 2009 - 15:52:05
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Согласен с Германом. А уклоняться от термина "православый" относительно армян-халкидонитов - мы не можем и не имеем право, т.к. термин этот применялся и был принят в научном мире византинистики. А вот если Вы превзойдете Н.Марра, вот тогда и вносите новые правила

А армян-монофизитов "православными" называют их братья по вере, да и экуменисты. Вселенская Православная Церковь их таковыми не величает

iliyasim, исходя из Ваших постов видно, что Вы плохо знакомы с научной литературой по армянам-халкидонитам. Если Вам не нравится Фиданян, почитайте уж тогда Марра, Хараниса, Степаненко, Адонца, Лидова..., но не приводите в пример ангажированные и тенденциозные армянские сайты типа хаястан. ком.

Кстати, не "вехабар", а "уггапар".

Армянская архитектура уже с раннего средневековья, да и в самом своем корне, равнялась на византийскую и сирийскую, это потом уже появляются в ней местные, армянские, черты традиции, да еще и испытывала на себе персидское архитектурное влияние. Или может Вам кажется, что знаменитый закавказский "шатровый" купол чисто армянское изобретение? А может все же это Сирия или Каппадокия..., которые также входиди в Империю. Есть все основания помещать в этом разделе ветку с названием "Халкидонитские храмы Армении". Тем более, что тема касается храмов православных армян, епархии которых входили в подчинение Константинополя и Антиохии, между которыми существовало живое культуроное взаимобщение, а значит в свою очередь армяне (большей частью) испытывали архитектурное влияние греков и сирийцев.




(Отредактировано автором: 23 Октября, 2009 - 23:29:56)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Октября, 2009 - 16:32:37
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Халкидонитские храмы Армении [Страниц (10): первая страница « 5 6 7 [8] 9 10 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0202 ]   [ Gzip выкл. ]