Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Халкидонитские храмы Армении [Страниц (10): « 1 2 3 [4] 5 6 7 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Долина Ихлара с видом на пещерные храмы
Прикреплена картинка:
att-4a0ff963a82ef1a6f.jpg


(Отредактировано автором: 17 Мая, 2009 - 15:47:47)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 15:43:04
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Кокар (Kokar Kilise)
Вседержитель
Прикреплена картинка:
att-4a0ffb488d1fe0367.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 15:55:52
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Кокар (Kokar Kilise)
Апостолы


Прикреплена картинка:
att-4a0ffba1334c3okar.jpg


(Отредактировано автором: 17 Мая, 2009 - 16:00:17)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 15:57:21
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Кокар (Kokar Kilise)
Крест
Прикреплена картинка:
att-4a0ffcedd8e4e0489.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:02:53
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Кокар (Kokar Kilise)
Общий вид Креста
Прикреплена картинка:
att-4a0ffd84d0d37lise.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:05:24
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Кокар (Kokar Kilise)
Композиции "Взятие под стражу. Христос перед Пилатом".
Прикреплена картинка:
att-4a0ffde5ac6274bkc.jpg


(Отредактировано автором: 14 Октября, 2009 - 18:07:55)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:07:01
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Яланли (Yilanli Kilise - Змеиная церковь)


Прикреплена картинка:
att-4a10002716a87li_5.jpg


(Отредактировано автором: 31 Октября, 2009 - 17:13:12)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:16:39
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Расположение Ихлары в провинции Аксарай на карте Турции.
Прикреплена картинка:
att-4aec4bb996885ator.jpg


(Отредактировано автором: 31 Октября, 2009 - 17:37:45)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:18:23
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Долина Ихлара
Прикреплена картинка:
att-4aec4bf0cc948lley.jpg


(Отредактировано автором: 31 Октября, 2009 - 17:38:40)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:19:41
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Долина Ихлара
Прикреплена картинка:
att-4aec4c0d365c8lara.jpg


(Отредактировано автором: 31 Октября, 2009 - 17:39:09)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:20:59
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


...

(Отредактировано автором: 31 Октября, 2009 - 17:16:16)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:22:16
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Егриташ (Эгри Таш);
Поклонение волхвов в разный период возраста Христа.

Мое благодарение Юлии Садовской, любезно предоставившей мне эту фотографию.


Прикреплена картинка:
att-4ae17d9c58000magi.jpg


(Отредактировано автором: 26 Октября, 2009 - 11:08:06)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:25:15
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Агачалты (Agacalti Kilise)

Прикреплена картинка:
att-4a1002c9efd177679.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:27:53
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Агачалты (Agacalti Kilise)
Крест
Прикреплена картинка:
att-4a10030f719c36800.jpg


(Отредактировано автором: 14 Октября, 2009 - 18:10:30)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:29:03
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Агачалты (Agacalti Kilise)
Волхвы

Прикреплена картинка:
att-4a1003b1e1b92ch_1.jpg


(Отредактировано автором: 14 Октября, 2009 - 18:11:08)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:31:45
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Агачалты (Agacalti Kilise)
Бегство в Египет.

Прикреплена картинка:
att-4a1003fd6a73dch_2.jpg


(Отредактировано автором: 14 Октября, 2009 - 18:09:04)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:33:01
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Агачалты (Agacalti Kilise)
Пантократор (Вседержитель)
Прикреплена картинка:
att-4a10044e4fe9calti.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:34:22
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Агачалты (Agacalti Kilise)

Прикреплена картинка:
att-4a10048d49869ti_2.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:35:25
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Агачалты (Agacalti Kilise)
Прикреплена картинка:
att-4a1004d90539deee.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:36:41
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


К сожалению, нет фотографий фресок Пюренлы Секи;
И еще раз пару фоток долины Ихлара (др. часть долины);
Прикреплена картинка:
att-4a1005683d67d6806.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:39:04
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


...
Прикреплена картинка:
att-4a1005cc703689298.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:40:44
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


....
Прикреплена картинка:
att-4a10060c47edc7768.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Мая, 2009 - 16:41:48
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Ахтала

Ахтала - от тюрк. "ак-тала" - белая долина; до XIV в. "Плиндзаханк" от арм. "медный рудник", крепость и монастырь на небольшом плато в ущелье р. Дебед (в наст. время поселок городского типа адм. окр. Лори, северная Армения). В X в. крепость Ахтала стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Армянская надпись на хачкаре сообщает о возведении в 1188 г. Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, церкови Пресвятой Богородицы. В нач. XIII в. атабек Иване (иоанн) Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода Захарянов (Захаридов), влиятельное лицо при дворе грузинской царицы Тамары, перешедший из Армянской Апостольской в лоно Армяно-халкидонитской Церкви, передает монастырь армянам-халкидонитам и перестраивает храм. В XIII в. владельцами монастыря были Захаряны, Ахтала стал крупнейшим халкидонитским монастырем и культурным центром Сев. Армении, но административно являлся центром епархии Грузинской Православной Церкви. В алтарной апсиде главного храма была сделана предназначенная для архиерейского богослужения ниша, нетипичная для халкидонитских храмов Сев. Армении. В сер. XIII в. в монастыре работал Симеон Плиндзаханеци, о чем свидетельствует сохранившийся в рукописи 1248 г. колофон, «выполненный рукой недостойного Симеона» [Плиндзаханеци], который переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется Плиндзаханк» (цит. по: Памятные записи армянских рукописей XIII в. Ереван, 1984. № 199. С. 248-249). В XIV в. название «Плиндзаханк» исчезает из исторических источников. Предположительно с 30-х гг. XIV в. монастырь вошел в Ахтальскую митрополию Мцхетского Католикосата. В 1438 г. впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата.

В нач. XVIII в. монастырь пришел в запустение, при Атени Сиони существовало подворье епископа Ахтальского. В 1801 г. указом российского имп. Александра I Ахтала преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье. В настоящее время остается важнейшим местом паломничества греков, ежегодно 21 сент. отмечающих в Ахтале праздник Рождества Богородицы.

Главный храм Ахталы, Пресвятой Богородицы,- крестово-купольная постройка, несохранившийся купол которой опирался на 2 восьмигранных столба и предапсидные пилястры. Синкретизм черт армянского и грузинского зодчества XIII в., характерный для этого храма, особо проявился в формах и декорациях экстерьера, где типично груз. являются большие орнаментированные кресты и обрамления окон, а порталы созвучны армянским образцам. С запада к храму ок. сер. XIII в. были пристроены усыпальница Иване и портик с открытой аркатурой прямоугольные в плане. Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 гг. В соответствии с грузинской традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лицевых сторонах арок текст Пс 103. 19 на асомтаврули (груз.). Иконографическая программа алтарной апсиды (в конхе Богородица с Младенцем на троне, ниже композиция «Причащение апостолов», под ней 2 ряда святителей) воспроизводит наиболее строгие византийские образцы. Связь с национальной культурной традицией армян-халкидонитов проявилась в расположении в центре нижнего яруса образа св. Григория Просветителя. В нижней части западной стены изображены святые Грузинской Церкви, среди которых св. равноап. Нина и Иоанн Зедазнели. В юж. и сев. рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвященные Пресвятой Богородице и Спасителю, в зап.- «Страшный Суд». Исследование стилистических особенностей фресок и характера надписей позволяет предположить, что в работе участвовали не менее 8 художников, среди них были армянин-халкидонит, знакомый с византийской живописью позднекомниновской эпохи (алтарная апсида); художник, следовавший образцам византийской живописи 1-й пол. XIII в. (верхние регистры сев. и юж. стен и главные своды); мастера из Грузии, расписавшие западную стену.

Помимо главного храма внутри монастыря находятся небольшая зальная церковь св. Василия и руины двухэтажного жилого корпуса. Вокруг монастыря на разном расстоянии располагаются 4 церкви-часовни, посвященные Св. Троице, св. апостолам, святителям Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Реставрационные работы в Ахтале осуществлялись с 1979 по 1989 г. управлением по охране памятников Армении.

Фотография главного храма во имя Пресвятой Богородицы (конец XIX в.)







Прикреплена картинка:
att-4a126d9e85e2ai400.jpg


(Отредактировано автором: 19 Мая, 2009 - 12:33:31)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:28:14
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Вид на Ахтальскую деревню
Прикреплена картинка:
att-4a126f395292bp1zc.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:35:05
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Главный храм с крепостными стенами
Прикреплена картинка:
att-4a126f8c7f7412208.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:36:28
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Южная стена главного храма


Прикреплена картинка:
att-4a126fe1d10cbe5py.jpg


(Отредактировано автором: 19 Мая, 2009 - 12:39:28)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:37:53
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Центральный вход (притвор)
Прикреплена картинка:
att-4a12707052a5148.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:40:16
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Крепостная стена
Прикреплена картинка:
att-4a1270b796ca9Wall.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:41:27
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Крепостная башня
Прикреплена картинка:
att-4a1270fc5c025rx0p.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:42:36
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


...


Прикреплена картинка:
att-4a12714135a17ance.jpg


(Отредактировано автором: 19 Мая, 2009 - 12:48:29)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:43:45
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Алтарь
Прикреплена картинка:
att-4a1272930e477sw1g.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:49:23
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


..


Прикреплена картинка:
att-4a1272e99cdc2rgin.jpg


(Отредактировано автором: 19 Мая, 2009 - 12:52:15)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:50:49
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


.
Прикреплена картинка:
att-4a127369436f5ral3.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:52:57
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


....
Прикреплена картинка:
att-4a1273a851baeral2.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:54:00
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


.....
Прикреплена картинка:
att-4a12740fa2ea0taz7.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:55:43
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


\
Прикреплена картинка:
att-4a12744f3e142gbyz.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:56:47
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


.......
Прикреплена картинка:
att-4a1274bb0e6191454.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:58:35
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


........
Прикреплена картинка:
att-4a127502a39b7fs26.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 12:59:46
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Французский документ, касающийся Ахталы; к сожалению, за незнанием языка не могу перевести его, если кто может мне объяснить что это такое, буду признателен!
Прикреплена картинка:
att-4a1276f63a952bond.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 13:08:06
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


Учредительское свидетельство французской компании "Рудники Ахталы"

(Отредактировано автором: 19 Мая, 2009 - 16:24:16)

-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 16:21:59
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Ой, спасибо! Я так и думал, что все же этот документ как-то связан с медными рудниками этого района.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Мая, 2009 - 17:55:40
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Ишханский кафедральный собор.

Ишхан с арм. значит "князь"

Во второй этап творчества (первый этап проходил в центральной Армении) армянского католикоса-халкидонита Нерсеса III Строителя, проходившего в Тайке в 653 – 659 гг., он, согласно грузинскому житию св. Григора Хандзтели возвел собор в Ишхане, центре провинции. В предложенной реконструкции ранней композиции храма представлена крестово-купольная церковь типа Двинского собора (Звартноц). Вместе с Банаком (в Тайке) и, вероятно, изначально шестиэкседровой церкви в крепости Олту (Тайк), они составляют группу построек, близких тем, которые до этого были созданы в центре страны, что свидетельствует о второй попытке реализации продуманной программы. Деятельность Нерсеса Строителя тесно смыкается с творчеством отцов армянской культуры, ориентация которых позволяет объединить их в рамках грекофильского направления национальной литературы. Стремлением включить свою страну и паству в лоно имперского единства можно объяснить и присутствие на капителях Звартноца монограмм Нерсеса, очень похожих на императорские монограммы в столичных храмах. Наследие Нерсеса в Тайке предопределило развитие его архитектуры в эпоху Багратидов, задало масштаб и качественный ценз новым храмам области.

Ишханский храм был одним из кафедральных соборов Армянской Церкви в середине VII в., после землетрясения, кажется, веком позже, был восстановлен в 9 в. грузинским подвижником Саввой Ишханским, но уже как монастырь в составе Грузинской Церкви, а Ишхан тогда был уже кафедральным собором поместного грузинского епископа. Армянское население Тайка, отказавшееся признать главенство армянского католикоса вновь осудившего Халкидон, примкнуло частью к Византии, а частью к Грузии, вместе с населением отошли к Мцхетскому Патриархату и некоторые армянские монастырские комплексы Тайка. Ишхан был реконструирован в Х веке, а также основательно перестроен в 1032 г. архитектором Иване Морчаидзе, во время правления царя Грузии Баграта IV.

К церкви примыкает небольшая часовня, восходящая к 1066 году с резным орнаментом. Ишханский храм был также культурным и образовательным центром. Некоторые записи, сделанные в дошедших до нас списках, рассказывают о литературной и образовательной деятельности ишханских учёных. Илаэрион Ишхнели (X-XI вв.) переписал собрание аскетичных работ (1035 г.) и перевёл Местийское Евангелие.



На фото видна первоначальная кладка и кладка после восстановления
Прикреплена картинка:
att-4a13221ccdb97hani.jpg


(Отредактировано автором: 20 Мая, 2009 - 09:39:39)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 20 Мая, 2009 - 00:52:42
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Храм Банак

Банак с арм. значит "армия", либо "лагерь"; по мнению других слово это - "Ван", - что значит "монастырь"; есть еще "Бан" - "Слово", оно употребляется например в богословии, - Бог Слово (Христос) - "Бан Аствац (Астуац)";

Дошедший также в развалинах храм Банак (Бана) в армянской провинции Тайк, где Нерсес был епископом и куда, будучи патриархом, он на несколько лет удалился из центра страны (653-659 гг.), подобен Звартноцу композицией и декором. Возведение Банака Нерсесом Строителем в середине VII в. представляется наиболее вероятным (Д. Панайотова-Пиге). Натурное изучение памятника позволило автору развить идеи А.Н. Кальгина и Т. Марутяна, в частности, обосновать трехъярусность композиции и круглую форму ее второго яруса.
Учитывая постановку Звартноца (след. храм, который я выставлю) посреди широкой платформы, С. Чурчич считает его последним позднеантичным храмом, свободно стоящим посреди открытого двора, что являлось иконографической формулой передачи монотеистической концепции, сложение которой ученый усматривает на Святой Земле, где расположено большинство подобных образцов, а ключевой фигурой в межцивилизационном процессе заимствований этой концепции считает Константина Великого. С. Чурчич подчеркивает становление монотеизма как политической доктрины - аспект, который представляется любопытным при освещении генезиса Звартноца и характера деятельности Нерсеса Строителя.

Истоки композиции Звартноца многогранны и исключительно интересны. Задолго до утверждений о приоритетности местных корней (Т. Марутян) Т. Тораманян указывал на совмещение в постройке “западных” идей с местными, что подтвердилось последующими разысканиями. Очевидна связь центрального ядра Звартноца (как и Банака) с квадрифолием Эчмиадзина. Ю. Клайнбауэр подчеркивает родственную связь Звартноца с большим семейством тетраконхов с обходом Сирии и Северной Месопотамии. Иконография архитектуры храма, посвященного Небесным бдящим силам, связаная представлениями современников, и прежде всего католикоса Нерсеса, об образе Небесного Иерусалима, которые переплетены с особенностями ротонды Воскресения на Святой Земле (С.Х. Мнацаканян, Е. Томпош, А.Ю. Казарян). Последняя была восстановлена при императоре Ираклии, непосредственно перед основанием Звартноца. Совпадение размеров Ротонды Анастасис с Звартноцем и Банаком подтверждает эту версию (Д. Панайотова-Пиге). Многоярусность, башнеобразность их структуры Звартноца можно связывать с тем же образом Небесной церкви, а аркатуру с опоясывающим эти армянские храмы виноградно-гранатовым рельефом – с оградой в виде райского сада.

Известный восточных путешественник Карл Кох, посетивший также Банак в 1843 году, когда храм все еще был в нормальном состоянии и не искажен пристройками писал: "Все здание казалось снаружи как бы в форме громадного купола, поперечный диаметр которого равнялся почти высоте купола".

В данный момент сохранились стены храма всего лишь 15 метровой высоты. Собор пострадал в результате военных действий, в период русско-турецкой войны, когда был превращен турками в военный склад.
Прикреплена картинка:
att-4a139d886016c9360.jpg


(Отредактировано автором: 20 Мая, 2009 - 23:05:12)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 20 Мая, 2009 - 10:04:56
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


фото изнутри
Прикреплена картинка:
att-4a24dc2eeef79c12b.jpg


(Отредактировано автором: 02 Июня, 2009 - 12:00:46)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 20 Мая, 2009 - 10:06:14
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Двинский кафедральный собор Звартноц во имя св. Григория Просветителя

Все основанные католикосом-халкидонитом Нерсесом Строителем храмы оказались необычными уже на уровне иконографии архитектуры, не говоря о новаторской системе декора. Отчасти продолжая развитие традиционных идей, они внесли в армянскую архитектуру и нечто настолько революционное, что ее историки со времен Т.Тораманяна делят архитектуру VII в. на до- и после-звартноцскую, видя поворотный момент эволюции в наиболее величественном и известном нам сооружении Нерсеса– храме Звартноц.

В диссертации А. Казаряна обосновывается датировка нового, купольного кафедрального собора в Двине до строительства Звартноца, то есть в начале 40-х гг. Пространственная композиция собора представляла вытянутую крестово-купольную структуру на четырех столбах с экседрами на продолжении поперечных рукавов. Не отрицая мнения о создании композиции собора в результате эволюционного развития традиционной крестово-купольной структуры (В.М. Арутюнян), следует признать верность иконографического подобия собора византийским храмам и, прежде всего, церкви Рождества в Вифлееме (М. д’Онофрио), боковые экседры которой появляются в результате ее перестройки между 560 и 603/4 гг. Статус соборной церкви в Двине, именуемой в хронике Ованнеса Драсханакертци «Святой Католике: Матерью церквей армянских», допускал ориентацию ее архитектуры только на храмы высшего ранга как в Армении, так и вне ее, на те, которые могли ассоциироваться с идеями о «Матери церквей» и первоцеркви. Вифлеемский храм, возведенный над местом рождения Христа (а еще и царя Давида) вполне мог оказаться образцом армянского кафедрального собора в самом общем иконографическом аспекте, тогда как формой и стыковкой с рукавами композиции экседры Двина воспроизводили образцы Эчмиадзинского собора. Проникновением византийской организации алтарной части можно объяснить существование дверей из вимы в пастофории, что ранее имело место лишь в храме Гаяне и на протяжении VII в. более не применялось.

Фрагменты декора Двина свидетельствуют о новаторском оформлении граненных экседр собора аркатурой с профилированными архивольтами, между которыми присутствовали поясные рельефные изображения, здесь же был применен новый тип карниза, с плетенкой на широкой скошенной полосе – черты, в подробностях известные по фасадам храма Звартноц.
Звартноц возведен на месте встречи просветителя Армении св. Григория с царем св. Тиридатом, - месте, предзнаменовавшем триумф христианства на этой земле. Именно Нерсес Строитель явился заказчиком и автором замысла храма и, как полагают, и его архитектором (М.М. Асратян). Известны незаурядные способности и откровенная греческая культурно-политическая ориентация католикоса (Т. Тораманян, Н.Я. Марр и др.).
Композиция Звартноца, в которой сплетены ротондальная и тетраконховая структуры, оригинальна и не имеет прямых прототипов.

Центральное ядро формирует вписанный в круг купольный тетраконх, экседры которого покоятся на аркадах с круглыми колоннами, а четыре угла образованы мощными диагонально ориентированными устоями. Это ядро обходит амбулаторий, ограниченный внешней кольцевой стеной храма. По наиболее вероятному проекту реконструкции Т. Тораманяна, объемный облик Звартноца трехъярусный: нижний ярус образован обходом и галереями над ним, средний отражает центральное ядро, над которым высится барабан купола. Однако обход, скорее всего, не имел второго яруса, но был высоким, с двумя рядами окон (разыскания автора в однотипном храме Банак убеждают в этом).

Кольцевая стена с обеих сторон была оформлена аркатурой. Профилированные архивольты внешней аркатуры, похожей на двинскую, опирались на сдвоенные полуколонки (во втором ярусе Звартноца – на одинарные) вытянутых пропорций, капители которых украшены пальметтами. В Звартноце над аркатурой присутствовал широкий орнаментальный пояс с темой «райского сада». Внутренняя поверхность стены была украшена аркатурой с меньшими пролетами и с чередующимися циркульными и треугольными арками.
Дошедший также в развалинах храм Банак (Бана) в армянской провинции Тайк, где Нерсес был епископом и куда, будучи патриархом, он на несколько лет удалился из центра страны, подобен Звартноцу композицией и декором.

Храм был разрушен во время землетрясения;
Реконструкция храма


Дополнительные сведения по храму Звартноц см. тут http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=13&start=43


Прикреплена картинка:
att-4a144c9b64ebe4328.jpg


(Отредактировано автором: 25 Ноября, 2009 - 13:09:19)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 20 Мая, 2009 - 22:31:55
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Халкидонитские храмы Армении [Страниц (10): « 1 2 3 [4] 5 6 7 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0303 ]   [ Gzip выкл. ]