|
|
|
|
al-rumi
Спафарокандидат Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Филин Неплохо. Жду теперь от Вас Принцевы острова. После этого продолжим делать базилики и проч. |
|
Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 15 Ноября, 2007 - 11:30:14 |
|
|
|
|
|
|
Базилика Пресвятой Богородицы, построенная в 400-х гг на месте языческого храма в Эфесе, рядом с дворцом архиепископа. Упоминается в хронике Эфесского собора 431 г. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 24 Ноября, 2007 - 15:50:24)
Отредактировано куратором: христич, 11 Июня, 2009 - 18:14:36 |
|
Всего записей: 41 : Дата рег-ции: Авг. 2007 : Отправлено: 17 Ноября, 2007 - 21:30:24 |
|
|
|
|
|
|
План Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 41 : Дата рег-ции: Авг. 2007 : Отправлено: 17 Ноября, 2007 - 21:31:02 |
|
|
|
al-rumi
Спафарокандидат Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Базилика Св. Димитрия, самая значительная церковь в Фессалониках, посвященная святому покровителю этого города - св. Димитрию; была основана в середине V в. префектом Иллирика Леонтием на месте римских терм. В церковной крипте была размещена рака с мощами святого (его кровью в сосуде или на куске материи), а в левой части центрально нефа был сооружен мраморный киворий с шестиугольной крышей, в котором стояло серебрянное ложе с ликом св. Димитрия. Считалось, что в этом кивории незримо присутствовал сам святой. Позже мраморный киворий был замен на посребренный. Из-за того, что базилика вследствие пожаров неоднократно перестраивалась, свой окончательний вид она обрела только после масштабной реставрации во второй половине VII в., когда она получила форму эллинистической базилики с пятью нефами, атриумом, нартексом и трансептом. Нефы были отделены друг от друга рядами из 15 колонн. Где-то с X в. мощи св. Димитрия стали источать миро, которое привлекало массы верующих своей исцеляющей силой, благодаря чему базилика стала известна далеко за пределами Фессалоник. В 905 г. она серьезно пострадала при нападении на город арабских пиратов, а позднее, в 1185 г., она была разорена сицилийскими норманнами, хотя в последствии большая часть ценностей была ей возвращена. После этого значительные ремонтные работы в базилике производились еще раз по поручению имп. Михаила IX в 1319-20 гг., когда он посещал Фессалоники. Тогда была заново сделана крыша и подновлены колонны. После перехода Фессалоник под власть турок церковь св. Димитрия была оставлена за христианами. В это время к ней был пристроен сводчатый перистиль, где разместили фиал для святой воды. Однако в 1493 г. церковь была конфискована у христиан и превращена в мечеть. Базилика св. Димитрия возвратилась к православной церкви только в 1912 г., когда греки заняли Фессалоники, однако в 1917 г. в церкви произошел сильнейший пожар, который уничтожил б'ольшую часть ее внутреннего убранства (в основном, в верхней части здания). Оставшиеся зарисовки утраченных фресок и мозаик, а также то, что из них сохранилось, позволяет говорить о большом мастерстве их создателей как в отношении композиции, так и при выполнении деталей. Мозаиками были украшены боковые нефы и алтарь, при этом самые ранние можно датировать V-VI вв., а самые поздние - XII. Их главная особенность состоит в том, что почти везде изображены сцены, прославляющие св. Димитрия, что идет вразрез с предшествующей традицией изображать картины из Ветхого и Нового Заветов. Из ранних мозаик уцелели те, где св. Димитрий представлен в окружении различных персонажей (двух детей, двух ангелов, четырех священников, двух церковных сановников, курировавших рестоварацию VII в. и т.п.), а также два портрета святого. После пожара 1917 г. были открыты более поздние мозаики, изображающие, в частности, св. Луку Фокидского (из г. Стейры), Григория Паламу и св. Иоасафа, а также разные сцены из жизни св. Димитрия. |
|
Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 18 Ноября, 2007 - 00:24:05 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Храм Гроба Господнего – 1) христианское святилище в Иерусалиме, сооруженное в правление императора Константина Великого (306 – 337 гг.) в 325 – 335 годах на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Перед строительством этого храма, по инициативе иерусалимского епископа Макария, на Никейском Вселенском соборе в 325 году император Константин Великий дал разрешение на снос храма Венеры на горе Голгофа, построенного после 134 года от Р.Х., и проведение там раскопок для поиска христианских святынь. В ходе раскопок был обнаружен Животворящий Крест и Гроб Спасителя, от которых немедленно начались чудеса и исцеления больных. В том же 325 году началось строительство мартирия над местом погребения Христа. Это сооружение представляло довольно обширную базилику с ротондой, имевшей полусферический купол, над Гробом Господним. Богатство интерьера сооружения соответствовало его священному значению. Двойные колонны, капители которых были покрыты золотом, рассекали базилику на три нефа. Квадры (пластины) потолка также были золочеными. Базилика сообщалась тройными воротами с храмом Вознесения (Анастисисом). Интерьер Анастасиса украшали плиты из разноцветного мрамора, а внешние стены были облицованы белым полированным мрамором. Сам Гроб Господень был окружен двенадцатью великолепными колоннами по числу апостолов. На колоннах стояли чаши из серебра, подаренные храму Константином Великим. Этот храм был разрушен персами и иудеями в 614 году; 2) второе христианское святилище, построенное на месте разрушенного первого храма после 629 года, в правление императора Ираклия I. Первоначальное восстановление Святых мест в Иерусалиме началось между 616 и 626 годами, под патронажем жены-христианки шаха Хосрова II, дочери императора Маврикия. Под непосредственным руководством преподобного Модеста, настоятеля монастыря Святого Феодосия Киновиарха, позже ставшего иерусалимским патриархом, были возведены три здания: храм Воскресения, храм Креста и Голгофский храм. В 629 началось воссоздание самого храма Гроба Господнего. Вероятно, второе здание в основном соответствовало плану первого. В 746 году в результате сильнейшего землетрясения произошло обрушение купола восстановленного храма, но до 747 года повреждения были устранены. В 967 году мусульманские и иудейские фанатики вновь разграбили и сожгли храм, но через девятнадцать лет, в 976 году, он был восстановлен в прежнем великолепии на средства императора Василия I Македонянина (866 – 886 гг.). При халифе аль-Хакиме (996 – 1021 гг.) христиане, находящиеся на контролируемых мусульманами территориях, подверглись жесточайшим гонениям. Почти все храмы были снесены или превращены в мечети. Храм Гроба Господнего по приказу халифа был снесен в 1009 году, что стало одним из поводов для организации Первого крестового похода; 3) третье христианское святилище, возведенное на месте разрушенных первых двух в 1036 – 1048 годах. Строительство началось после достижения договоренности с арабами императора Михаила IV (1034 – 1041 гг.), и закончилось уже при императоре Константине IX Мономахе (1042 – 1055 гг.). На последнем этапе работ была проведена перестройка ротонды над Гробом в полноценный храм с прибавлением галереи и апсиды. Однако захватившие в 1099 году Иерусалим крестоносцы посчитав, что здание не соответствует своему значению, начали его капитально перестраивать. Основной объем строительной деятельности пришелся на сороковые годы XII века; завершенный храм был освящен 15 июля 1149 года. До наших дней практически без изменений сохранились предел Ротонды Святого Гроба на восточной стороне и три нефа с хорами в виде амфитеатра – на западной стороне. С 1100 по 1187 годы в храме производились захоронения монархов Иерусалимского королевства, а с 1136 года там проходили церемонии их коронации. В 1244 году хорезмийская армия под предводительством монголов подвергла Храм Гроба Господнего разграблению и частичному разрушению. Восстановление храма после этого, в условиях мусульманского господства на Святой Земле, продолжалось на протяжении нескольких веков и было завершено лишь к 1719 году; в том же году здание было частично перестроено. В 1808 году храм вновь сильно пострадал от пожара и был восстановлен к 1810 году. Значительные пожары с последующими восстановительными работами происходили также в 1868 году и в 1947 – 1949 годах.
(Отредактировано автором: 18 Ноября, 2007 - 09:41:27) |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 18 Ноября, 2007 - 09:32:41 |
|
|
|
|
|
|
Дорогие друзья! Назрел такой вопрос: кто-то, кто успел попасть в базилику св. Иоанна Студита до ее бессрочного закрытия на реставрацию - может быть заметил - остались ли следы синтрона в апсиде или его пропросту там не было? ведь при перестройке базилики в мечеть синтрон мог быть удален ради михраба, аккуратно или не очень. Но предполагаю, что следы все же должны были остаться. и еще - когда и где вперые появляется эта форма в храмовом зодчестве?
(Отредактировано автором: 18 Ноября, 2007 - 23:13:46) |
|
Всего записей: 41 : Дата рег-ции: Авг. 2007 : Отправлено: 18 Ноября, 2007 - 23:10:56 |
|
|
|
|
|
|
Филин По статье КОНСТАНТИНА. Нормально, но Вы, все-таки, опустили упоминание о том, что здание первоначально являлось языческой постройкой. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Ноября, 2007 - 19:43:20 |
|
|
|
|
|
|
Христич, а как же мой вопрос?
Вообще, я уже нашла у К. Манго инфо о том, что синтрон там был, после его устранения остались явные следы. Только вот о генезисе этой формы пока вопрос остается открытым. Наверное, настало время посмотреть книгу А. Грабаря Synthronon... |
|
Всего записей: 41 : Дата рег-ции: Авг. 2007 : Отправлено: 20 Ноября, 2007 - 01:02:08 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Христич На мой взгляд, мавзолей - языческая постройка по своей сути. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 20 Ноября, 2007 - 05:58:00 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Храм Святого Димитрия – главный храм Фессалоник, посвященный святому покровителю этого города, основанный в середине V века Леонтием, префектом Иллирика, на месте терм. По окончании строительства в храмовой крипте была помещена рака с мощами святого (его кровью в сосуде или на куске материи), а в левой части центрально нефа был сооружен мраморный киворий с шестиугольной крышей, в котором стояло серебряное ложе с ликом святого Димитрия. Позже мраморный киворий был замен на посеребренный. Вследствие пожаров храм неоднократно перестраивался и свой окончательный вид обрел только после масштабной реставрации во второй половине VII века, получив форму эллинистической базилики с пятью нефами, атриумом, нарфиком и трансептом. Нефы были отделены друг от друга рядами из пятнадцати колонн. С X века мощи святого Димитрия стали источать мирро, которое своей исцеляющей силой привлекало в храм множество верующих. Благодаря этому храм Святого Димитрия стал известен далеко за пределами Фессалоник. В 905 году он серьезно пострадал при нападении на город арабских пиратов. В 1185 году храм был разорен сицилийскими норманнами, но в последствии большая часть ценностей была возвращена. Значительные ремонтные работы здания проводились в 1319 – 1320 годах по поручению императора Михаила IX, посетившего перед этим Фессалоники. Тогда была заново сделана крыша и подновлены колонны. После перехода Фессалоник под власть турок, храм Святого Димитрия был оставлен христианам. В это время к нему был пристроен сводчатый перистиль, с фиалом для святой воды. Однако в 1493 году здание было отобрано у христиан и превращено в мечеть. Базилика возвратилась к Православной Церкви только в 1912 году, когда греки заняли Фессалоники, однако в 1917 году в храме произошел сильнейший пожар, уничтоживший большую часть его внутреннего убранства, в основном, в верхней части здания. Оставшиеся зарисовки утраченных фресок и мозаик, а также их сохранившиеся фрагменты позволяют говорить о большом мастерстве их создателей. Мозаиками были украшены боковые нефы и алтарь, при этом самые ранние датируются V-VI веками, а самые поздние – XII веком. По большей части они посвящены сценам из жизни святого Димитрия, хотя традиционными для украшения храмов уже в то время были сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Из ранних мозаик уцелели картины, изображающие святого Димитрия в окружении различных персонажей: двух детей, двух ангелов, четырех священников, двух архиереев, курировавших реставрацию VII века, и других фигур, а кроме того два портрета святого. В ходе ремонта после пожара 1917 года были открыты более поздние мозаики, изображающие, в частности, святого Луку Фокидского из города Стейры, Григория Паламу и святого Иоасафа, а также несколько сцен из жизни святого Димитрия. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Ноября, 2007 - 08:20:24 |
|
|
|
|
|
|
Foteini Извините с задержкой ответа. У меня со временем уже как вторую неделю очень туго. Успеваю лишь мельком сообщения просмотреть. К сожалению, не успел я туда попасть. Как турки проводят реставрационные работы - можете глянуть соответствующий материал в этом разделе. Думаю, что после окончания работ памятник будет изуродован и много чего будет уничтожено. По поводу ориентировочного периода появления его в храмовом зодчестве - постараюсь сегодня, в среду, поздно вечером дать информацию.
(Добавление) Филин По сути - да, согласен. Но многие здания, по сути своей языческие, возводились как христианские храмы. Например, базилики. А здесь здание было возведено как языческая культовая постройка. Открытие сделано в сороковых годах прошлого века. Этим и объясняется наличие очень специфических сюжетов ранних мозаик. Собственно, с этого и началось исследование. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 21 Ноября, 2007 - 09:48:08 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Да нет проблем - добавил пару слов к статье "Константина". |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Ноября, 2007 - 10:42:50 |
|
|
|
al-rumi
Спафарокандидат Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
христич Будут ли дополнения по архитектуре базилики св. Димитрия и храма св. Софии? А то Филин их уже обработал. |
|
Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 21 Ноября, 2007 - 16:41:16 |
|
|
|
|
|
|
Филин По статье КОНСТАНТИНА: спасибо. Надеюсь, у будущих читателей это спровоцирует вопрос о том, почему в период относительной религиозной терпимости к эллинам здание перешло к другой конфессии. Может кто-то до чего-либо очень интересного докопается. Мне не удалось. По Хр.Гроба Господня - нормально, ставьте.
al-rumi Постараюсь сделать в максимально сжатые сроки. Пока пусть статья будет в таком виде. Успеем подкорректировать.
(Добавление) Foteini Итак, по синтрону [говоря упрощенно - скамья для лиц духовного звания вдоль внутренней стены апсиды - это для тех, кто в архитектурных терминах не совсем разбирается]: как таковой точной даты ее появления нет. Зафиксированы следы и остатки синтронов в катакомбных храмах I века, в частности, в Риме. Это совершенно естественно, т.к. копировался план базилик ( см. первую статью в этом разделе, информацию о трибунале). Кстати, многие синтроны имели и имеют в плане вид амфитеатра, что абсолютно соответствует трибуналам. Зачем что-либо изобретать, когда есть готовое?
Далее, по Студийской базилики. Его остатки там были. Фото 50-х не могу найти, но по памяти - были остатки.
Последнее: по великолепной базилике Пресвятой Богородицы в Эфесе ( синтрон, его левое крыло, в виде амфитеатра там виден). Благодарю Вас за чудесную иллюстрацию. Это - во-первых. Во-вторых, к сожалению, Вы ошиблись: храм относится к концу 400-х годов. Можете в своей редакции прокомментировать, либо это сделаю за Вас я.
И еще. Время от времени чищу текст, выбрасывая полемику и оставляя статьи и иллюстрации. В том числе стираю и свои сообщения. Прошу отнестись к этому с пониманием, т.к. рассматриваю наш сайт как наиболее мощный и полный информационный источник для людей, заинтересовавшихся Византией, но лишенных, в большинстве своем, источников информации. Полемика штука интересная, но лиц, у которых соответствующий багаж недостаточен, это утомляет и отвлекает. Думаю, что лучше давать максимально рафинированную информацию. Спасибо за помощь. Ежели что-то будет интересное еще - не стесняйтесь, сбрасывайте. Если кто-то Вас будет ловить на "косяках" - относитесь к этому с благодарностью: человек не может знать все. Удачи Вам. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 21 Ноября, 2007 - 23:17:54 |
|
|
|
|
|
|
Христич, большое спасибо, что нашли время ответить мне! Ужасное будущее Студийской базилики ОченЬ растраивает, реставрация в Турции просто убийственная. А ведь раньше, несколько лет назад - туда можно было зайти совершенно спокойно. Жаль, что мы не успели. Остается только каким-то образом добыть разрешение от Aya Sophia и хотя бы все зафотофиксировать напоследок. Но из того, что пришлось пройти мне на этом пути - можно сделать вывод о невозможности последнего...
По поводу синтрона: просто считается, что в галилейских базиликах, которыми я занимаюсь, синтрон появляется под влиянием константинопольской арх-ры; я пытаюсь понять, могло ли это быть влияние какой-либо другой, более близкой по территории школы, так как фактически связи Галилеи со столицей были оч слабы.
Насчет Базилики Марии в Эфесе - спасибо, что указали на ошибку, я сама недавно ее осознала, почитав кое-какую литературу, но времени исправить ошибку пока не было.
Постараюсь в ближайшие дни выкоратать время и сбросить еще несколько фото из поездки по Малой Азии.
Идея сайта ясна, буду стараться ей соответсвовать. И спасиБо за сайт очень интересно и полезно!
(Отредактировано автором: 24 Ноября, 2007 - 15:57:50) |
|
Всего записей: 41 : Дата рег-ции: Авг. 2007 : Отправлено: 24 Ноября, 2007 - 15:42:08 |
|
|
|
|
|
|
Цитата: Foteini
В галилейских базиликах это появилось до 324 года, т.е. до начала строительства Нового Рима. Т.е. через Рим из Греции. Такая вот география распространения. Что касается связей Константинополь - Галилея: они были более чем интенсивные.
За сайт меня не благодарите. Это в адрес (см. об этом информацию) его основателей.
Насчет фотографий: буду Вам премного благодарен.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 24 Ноября, 2007 - 18:28:47 |
|
|
|
|
|
|
Все же, Вы ведете этот сайт, так что спасиБо всем
Христич, я бы поспорила насчет интенсивности связей Гал-Конст.
1. Уровень базилик не позволяет поставить их в один ряд с иерусалимкими постройками и тем более константинопольскими. Хотя есть некоторые общие детали.
2. Даже о решениях 4 соборов в столице христианской Галилеи Скифополисе узнают далеко не сразу, через посланика из Иерусалима (Палестинский Патерик. Житие преп. Саввы Освященного). Епископ из этого города участвует только в 1 Всел. Соборе.
3.Правда,в раскопках встречаются константинопольские монеты - с 4 по 7вв.
Связи были, но менее чем интенсивные. Буду очень благодарна за Ваши аргументы.
|
|
Всего записей: 41 : Дата рег-ции: Авг. 2007 : Отправлено: 24 Ноября, 2007 - 19:14:34 |
|
|
|
|
|
|
Foteini 1. Палестина - Святая земля. Интенсивность общения лиц духовного звания была очень велика. Интенсивность посещения паломниками - тоже.
2. Это точно: гелиотелеграфа там не было. Пешком человек проходит в таком климате в день максимум 20 км., а то и меньше. Конный, либо на верблюде или повозке - побольше.
3. Помилуйте, речь все-таки идет о территории Империи. Где же им в первую очередь не встречаться?
4. Да, чуть не забыл о базиликах. Каждому региону характерна своя особенность в строительной технике. Даже вне стен Константинополя, за проастиями, т.е. пригородами, техника кладки резко отличается от столичной. А сами постройки значительно более скромные на их фоне. Фактически последняя базилика в Городе - Студийская. А вне его строились практически вплоть до падения империи! Что же говорить о глубинке, пусть даже и в Святой земле? |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 24 Ноября, 2007 - 23:39:22 |
|
|
|
|
|
|
Христич, я не люблю спорить, тем более не очень аргументировано. Я просто хочу сказать, что христианская Галилея, как, возможно, и многие другие глубинки империи, жила своей собственной жизнью, независящей от столицы. Например, такой известный вам наверняка факт: Константин Великий во время своей активной строителной деятельности в Иерусалиме не построил ни одного храма в Галилее. Он смог только подрядить туда некого Иосифа из Иудеев, который построил одну единственную скромную церковь в Тиберии, да и то - с большими трудностями... Причина: мощная иудейская власть, центр всей диаспоры. То, что это Святая Земля, Loca Sancta, еще ничего не значит!
Даже в соседней Иордании и Сирии - базилики много лучше.
Насчет монет - да, Вы правы, я слегка загнула.
Конец и Богу Слава
|
|
Всего записей: 41 : Дата рег-ции: Авг. 2007 : Отправлено: 25 Ноября, 2007 - 01:08:55 |
|
|
|