|
|
|
ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ
Храм гроба Господня в Иерусалиме и археология (реконструкция по теории Дана Бахата)
Кирьянов Димитрий, священник
В статье на материале церковной истории и археологических исследований реконструируется облик Храма гроба Господня и прилегающая к нему местность. Окруженная со всех сторон каменными зданиями с красными крышами, церковь Святого Воскресения хорошо видна по своим куполам. Большой купол накрывает кувуклию, гроб Иисуса Христа; малый коричневый купол стоит на пересечении трансепта и нефа. Многим кажется невероятным, что на территории этой церкви, сегодня расположенной в центре христианского квартала в Иерусалиме, помещался гроб Иисуса Христа, как и в IV столетии, когда эта область, находившаяся внутри городских стен, была определена царицей Еленой как место погребения Иисуса. Необычность местоположения является косвенным указанием на то, что святая Елена имела основания в пользу его аутентичности.
С 1960 г. греческая, армянская и латинская общины, которые совместно заботятся о церкви Святого Воскресения в Иерусалиме, занялись общим реставрационным проектом одного из наиболее восхитительных и сложных зданий в мире. В связи с реставрацией были проведены интенсивные археологические работы в попытке установить историю комплекса и места, на котором он находится. Первоначально были выкопаны 13 траншей для того, чтобы исследовать устойчивость строений эпохи Крестовых походов, но эти траншеи также позволили начать археологические раскопки. Снятие штукатурки со стен позволило открыть структуры более раннего периода. Был сделан новый, современный дренаж, но сами работы использовались и для археологических исследований.
Профессором археологии Францисканской библейской школы в Иерусалиме Виргилио К. Корбо был сделан трехтомный отчет[1]. В. Корбо занимался археологическими исследованиями этого места в течение более 20 лет, и никто, кроме него, лучше не мог изложить результаты раскопок[2]. Тексты исследований были опубликованы в трех томах на итальянском языке, помимо того, существует шестнадцатистраничный обзор на английском языке, сделанный С. Лоффеда.
В течение периода поздней иудейской монархии, начиная примерно с VIII-VII в. до н.э., область, где сегодня расположена церковь Святого Гроба, была большой каменоломней для добывания известняка. Сам город лежал к юго-востоку и расширялся сначала к западу, а затем позднее к северу. Под церковью при раскопках был обнаружен известняк высокого качества. Кроме того, следы каменоломни были найдены также при раскопках, проводившихся поблизости церкви в 1960-1970-е годы К. Кеньон в Муристанском анклаве христианского квартала и Ю. Луксом недалеко от церкви Искупителя. Известняк был разрезан на квадратные блоки для строительных целей. Искусственная изрезанная поверхность, обнаруженная археологами, служит свидетельством того, что первоначально в этом районе располагалась каменоломня. Иногда рабочие оставляли частично обтесанные камни, которые до сих пор сохранились под храмом. В одной из областей (к востоку от часовни Святой Елены в храме Святого Гроба) каменоломня находилась на глубине около 40 футов. Земля и пепел, которые наполняли карьер, содержали керамику железного века, датируемую VII в. до н.э., так что датировка карьера сомнений не вызывает[3]. Свидетельства древней каменоломни были обнаружены повсюду ниже церкви Святого Гроба и вокруг нее. Крупные каменные блоки были найдены под часовней Святого Вартана к востоку от часовни Святой Елены, и керамика датируется VII в., возможно VIII в. до н.э.
По мнению Корбо, этот карьер продолжал использоваться до I в. до н.э. В то время карьер был завершен и засыпан слоем красно-коричневой почвы, смешанной с каменной крошкой. Карьер стал садом, где росли злаки, смоквы и оливковые деревья. Чтобы доказать существование сада, Корбо апеллирует к тому факту, что выше карьера он нашел слой плодородной земли[4]. В это время сад-карьер также стал кладбищем.
На этой территории были найдены по крайней мере 4 гробницы, относящиеся к этому периоду. Первая гробница — это гроб, традиционно называемый гробницей Никодима и Иосифа Аримафейских (№. 28 в списке Корбо). Как сообщают Евангелия (Ин. 19, 38-41; Лк. 23, 50-53; Мф. 27, 51-61), Иосиф снял тело Иисуса со креста, Никодим принес миро и алоэ и вместе они обвили его тело плащаницей и погребли его в саду в недавно сделанной гробнице Иосифа. Гробница, традиционно приписываемая Никодиму и Иосифу Аримафейскому, является типичной гробницей кокх (kokh, kokhim) I в. н.э. Кокхим являлись длинными, узкими нишами в погребальной пещере, где могло полагаться либо тело, либо гроб умершего. Иногда в кокхим помещались оссуарии. Во время реставрационных работ в церкви Святого Гроба ниже ротонды был найден не известный до того времени проход к этой гробнице.
Другой тип гробницы, называемый акрозолиум, также был обычным для этого периода. Акрозолиум представляет собой низкий, вырезанный в камне гроб, идущий вдоль стороны погребальной пещеры. Он имел верх, оформленный в виде арки над углублением, от которой и произошло название. Гроб Иисуса, возможно, состоял из коридора и вырезанного в камне акрозолиума. К сожалению, за многие столетия гроб полностью изменился вследствие паломничества, из-за откалывания кусочков камня в качестве сувениров и святынь. Сегодня гроб полностью покрыт более поздней каменной кладкой.
Третья, гораздо более крупная гробница, вероятно, типа кокх, была найдена напротив церкви. Она была в большой степени расширена в эпоху Константина и использовалась как цистерна. Весьма незначительные остатки этой гробницы, изученные Корбо, свидетельствуют о ее первоначальной функции. Наконец, в конце XIX века под коптским монастырем была обнаружена другая гробница типа кокх, которая не упоминается Корбо[5]. Вероятно, другие гробницы, которые существовали в этой области, были разрушены позднейшими структурами. Но свидетельств того, что на рубеже тысячелетий эта область была большой погребальной землей достаточно.
Гробница напротив Церкви была вырезана в скале, которая обычно называется Голгофой, где был распят Иисус. Возможно, что скальные породы Голгофы были nefesh, или мемориальным монументом[6]. Однако эта гипотеза нуждается в более тщательном исследовании, прежде чем можно будет утверждать это с уверенностью.
Следующая эпоха, свидетельства которой находятся в церкви Святого Гроба, — это период правления римского императора Адриана. В 70 г. н.э. римляне подавили первое иудейское восстание; тогда они разрушили Иерусалим и сожгли храм. Менее 70 лет спустя, в 132 г. н.э., евреи снова подняли восстание под предводительством равви Акибы и Бар Кохбы. Римлянам понадобилось три года, чтобы подавить второе иудейское восстание. Затем император Адриан изгнал иудеев из Иерусалима и полностью перепланировал город, основав в его границах новый город — Элия Капитолина. По этой же причине он изменил название страны с Иудеи на Палестину.
На месте карьера и сада с кладбищем Адриан сконструировал гигантскую возвышенную платформу, почти сравняв с землей прямоугольные стены. На вершине платформы он построил небольшой поднятый подиум, а на вершине подиума храм. Хотя останки стен Адриана являются незначительными, их существование бесспорно. Поскольку область имела неровности, карьер и была изрезана гробницами и торчащими неотесанными скалами, для построения этой платформы было необходимо поднять уровень этого места.
Многие из блоков (ashlar), использованных Адрианом для сохранения стен платформы, были в действительности старыми блоками эпохи Ирода, оставшимися после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э[7]. Они идентичны по размерам и виду тем, которые найдены на Храмовой горе. Стены Адриана выглядели подобно стенам эпохи Ирода, более всего напоминая западную стену Храмовой горы (Стену Плача). Верхняя часть сохранившихся стен Адриана была декорирована пилястрами или колоннами с внешней стороны.
Таким образом, платформа Адриана копировала ограждение Храмовой горы Ирода, хотя, к сожалению, до настоящего времени пилястры не сохранились. Этот стиль может быть виден, однако, в стенах традиционных гробниц патриархов (пещера Махпела) в Хевроне[8]. То, что Адриан пытался копировать стены Ирода на Храмовой горе, имеет особое значение. Вместо храма Ягве Адриан построил на своем возвышении храм Венеры (Афродиты).
В. Корбо считал храм Адриана Капитолием, то есть посвященным Юпитеру Капитолийскому. В своей аргументации он ссылается на свидетельство Иеронима, который упоминает о том, что храм в Иерусалиме был посвящен Юпитеру. Однако в IV веке Евсевий говорит о том, что храм Адриана был посвящен Венере, кроме того, Дион Кассий в III веке указывал на место храма Юпитера на месте ранее стоявшего иудейского храма, то есть на Храмовой горе. Множество других древних авторов начиная с V века указывают также на то, что на месте церкви Святого Гроба стоял храм Афродиты. В поддержку своей аргументации Корбо ссылается на то, что в церкви-ротонде находятся фрагменты тройного деления, которые связаны со статуями Капитолийской триады: Юноны, Минервы и Юпитера. Однако нет оснований полагать, что эти фрагментарные остатки являются частью тройственной внутренней части храма или даже частью языческого храма. Датировки, предложенные Корбо, также не имеют никаких оснований.
Части ограждающей стены Адриана сохранились. Фрагменты других стен, полагает Корбо, найденные на территории, где размещался сад в I в. до н.э., составляли нижние части храма Адриана. Но это только утверждение Корбо: археолог не дает никакого доказательства, на основании которого можно проверить его выводы. В любом случае, ничего из видимых останков храма Адриана не было открыто. Как мы знаем из исторических источников, он был разрушен до основания Константином, так что нет никакой надежды реконструировать его. Без следа исчез и небольшой подиум на вершине платформы.
Реконструкция храма Адриана, предложенная Корбо, является полностью спекулятивной и неудовлетворительной. Прежде всего, он утверждает, что это была трехнишная структура, соответствующая его ошибочной теории того, что он был посвящен Юпитеру Капитолийскому, а не Венере (Афродите)[9]. Но не существует никаких параллелей плану Корбо[10].
Дан Бахат предполагает, что храм Адриана мог быть ротондой, подобной римскому храму Геркулеса Победителя, а не храмом прямоугольной формы, а также то, что ротонда Адриана была, вероятно, посвящена Венере, а не Юпитеру, как утверждал Корбо. Особый интерес представляет стена 408, внизу справа. Это точная часть огораживающей стены Адриана. Небольшие белые выемки на южной (внешней) стороне этой стены свидетельствуют, что стена имела пилястры или была украшена колоннами, похожими на те, которые находились на стенах Ирода.
Большие камни ограждения Адриана (верхний правый угол лестницы) были найдены при раскопках восточной части церкви Святого Гроба. На некоторых блоках видны узкие поля. Эти ашлары были взяты из ограждения, с того места, где начинались пилястры (см. стену 408 на плане). Пилястры видны на верху внутри углового камня выше 10-12-й ступени лестницы. Эта малая часть ограждающей стены Адриана, которая являлась основанием языческого храма, демонстрирует желание Адриана подражать ограждению Храмовой горы. Ирод Великий построил также монументальное ограждение в Хевроне, окружающее традиционное место погребения патриархов Авраама, Исаака и Иакова и их жен, Сары, Ревекки и Лии. Это единственное строение Ирода, которое сохранилось неповрежденным до сего дня. Его замысел идентичен ограждению Ирода на храмовой горе в Иерусалиме и может служить аналогом того, что сделал Адриан на месте Святого Гроба.
Царице Елене, матери Константина Великого, в 326 г. н.э. при посещении Иерусалима было показано место Гроба Господня. Мы не знаем, в каком состоянии оно было в то время. Возможно, что языческий храм, созданный Адрианом, был уже разрушен христианами и находился в руинах. После визита царицы христианская община продолжала удалять то, что осталось от храма Адриана, а также адриановскую платформу.
Как сообщает Евсевий Кесарийский, намерение Адриана заключалось в том, чтобы уничтожить навеки не только гроб Иисуса, но и камень Голгофы, где он был распят. Согласно письменным источникам Константин построил ротонду вокруг гроба Иисуса[11]. Напротив ротонды было место распятия (Голгофа), там, где находился Святой Сад. С другой стороны сада Константин построил длинную церковь в форме базилики — Мартириум, состоящую из центрального и боковых нефов, отделенных рядами колонн. Здесь верные могли совершать молитвы. Между ротондой и базиликой находилась скала Голгофа.
Была ли ротонда Константина действительно построена на месте погребения Иисуса? Хотя мы никогда не сможем с уверенностью ответить на этот вопрос на основании данных археологии, вполне вероятно, что это именно так. Как мы видели, на рубеже тысячелетий это место служило кладбищем. Кладбище вместе с гробом Иисуса было утеряно почти на 200 лет. В пользу аутентичности места говорит, во-первых, факт, что оно в самом деле было кладбищем и что память о гробе Иисуса сохранилась, несмотря на то, что Адриан полностью закрыл его своим строением, а во-вторых, что христианская община Иерусалима никогда не исчезала в течение этого периода и что епископы Иерусалима хранили о нем память.
Возможно, наиболее сильным аргументом его подлинности, однако, является то обстоятельство, что оно должно было рассматриваться как совершенно невероятное, когда его указали в IV веке матери Константина Елене. Тогда (впрочем, и сейчас) эта площадь находилась в переполненном городском центре, что было столь же странно для паломников IV века, как и для нынешних. Но сегодня мы знаем, что ее местоположение вполне соответствует историческим реалиям I в. н.э.
В IV столетии уже в течение длительного времени эта территория находилась внутри городских стен. Стены, охватывающие эту часть города, называемые Иосифом Флавием третьими стенами, были построены Иродом Агриппой, который правил Иудеей между 41 и 44 годами. Таким образом, эта стена была построена в скором времени после распятия Иисуса, не более чем 10-15 лет спустя. И это решающий пункт.
Когда Иисус был распят около 30 г. н.э., эта область была вне города, в саду, где находилось кладбище. Эти факты открыты современной археологией. Но кто мог знать об этом в 325 г. н.э., если бы память о месте погребения Иисуса не сохранялась в точности? Евангелия говорят нам, что Иисус был погребен «недалеко от города» (Ин. 19, 20). Место, которое мы рассматриваем, было тогда вне города. Городская стена была только в 165 м к югу и в 115 м к востоку.
Кроме того, здесь был сад (Ин. 19, 41), что согласуется с археологическими данными. Исходя из результатов исследований нет никаких оснований отвергать аутентичность этого места. Базилика Константина, построенная напротив гроба, была типичной для этого времени. Она состояла из центрального нефа и боковых нефов с каждой стороны, отделенных рядами колонн. У конца нефа была единственная апсида.
К сожалению, очень трудно выявить какие-либо сохранившиеся остатки базилики Константина. Из секций стен, которые были открыты, мы можем только подтвердить ее местоположение и первоначальное существование. Позади (к западу) от базилики Константина был большой открытый сад, на другой стороне которого, в ротонде, стоял Гроб Иисуса. Апсида базилики направлялась в сторону гроба. Ученые, занятые реставрацией, расходятся во мнениях относительно вопроса о том, когда гроб был накрыт ротондой. Корбо принимает одну точку зрения, о. Чарльз Куазнон — другую. Куазнон (ум. 1976) — архитектор латинской общины, занимавшейся реставрационными работами. В 1974 г. он опубликовал предварительный отчет о раскопках[12].
Куазнон считал, что гроб был расположен в изолированной квадратной нише, примыкающей к Святому Саду. По его мысли, гроб оставался незащищенным, стоял на открытом воздухе, до смерти Константина, когда вокруг него была построена ротонда, в результате чего Святой Сад оказался между ротондой и базиликой Константина. Этот взгляд отвергает Корбо, который, вероятно, прав.
Согласно теории Корбо ротонда была частью первоначальной конструкции Константина и его замысла. К несчастью, из-за методологии раскопок Корбо и ограниченных археологических свидетельств в этом отчете, невозможно проверить его датировку стен.
Существует один аргумент Корбо, который может говорить о верности его позиции: многие храмы в честь богинь, такие как храм Венеры (Афродиты), являются круглыми. Как говорит Евсевий Кесарийский, Адриан построил здесь храм Венеры, который, возможно, был круглым храмом. Христианская ротонда могла вполне быть вдохновлена этой языческой ротондой. Если архитектура ротонды Адриана вдохновила постройку христианской ротонды, то вполне вероятно, что ротонду построил сам Константин, а не позднейший правитель, который не имел представления о языческой ротонде. Сохранились 2 колонны ротонды, построенной вокруг гроба Иисуса. О. Куазнон предположил, что они были двумя половинками, составлявшими одну колонну. По мнению Куазнона, эта колонна первоначально была в портике храма Адриана; две половинки позднее использовались в ротонде. В этом он, по-видимому, прав.
На той стороне ниши, которая отмечает гроб Иисуса, из камня был вырезан дренаж, очевидно для того, чтобы позволить вытекать из гроба дождевой воде. Это может свидетельствовать о том, что по крайней мере в течение некоторого времени гроб стоял на открытом воздухе. Как долго, мы не можем сказать. В любом случае вскоре вокруг гроба была построена ротонда, в которой сегодня и находится гробница — в центре современной ротонды, называемой Анастасис.
Между ротондой и базиликой церкви находился Святой Сад. Он, полагает Куазнон, был окружен со всех четырех сторон портиками с рядами колонн, создававшими прямоугольный двор. За двором, окруженным портиком, со стороны ротонды была стена с восемью вратами, которые вели к ротонде. Однако Корбо указывает только на колонны с трех сторон, почему и называет двор с садом трипортиком. Корбо опустил портик со стороны ротонты, расположенный рядом с восьмивратной стеной. Возможно, что он прав. Таким комплекс церкви Святого Гроба был до персидского вторжения в 614 г. н.э. В это время он был поврежден огнем, но не был полностью разрушен. Когда персы завоевали Иерусалим, они превратили в развалины многие церкви, оставив целым храм Гроба Господня.
Корбо предпринял попытку реконструкции плана комплекса, построенного Константином Великим. Здесь черные области показывают сохранившиеся до настоящего времени части комплекса. Точками показаны те места, которые не найдены, но их существование предполагается. Ротонда с колоннами и столбами, окружающими Гроб Иисуса, и три ниши во внешней стене оттенены желтым цветом. Эта ротонда, наверное, напоминает римскую ротонду или мавзолей дочери Константина — церковь Святой Констанции в Риме. Святой Сад с портиком с колоннадами с трех сторон окрашен в зеленый цвет. Восьмивратная стена отделяет ротонду от Святого Сада (врата показаны стрелками). В юго-восточном углу Святого Сада находится скала Голгофа (см. стрелку). С другой стороны Святого Сада находится базилика — Мартириум (окрашенная в голубой цвет) с единственной апсидой к ротонде и нефом с двумя боковыми по сторонам. Перед базиликой — атриум, или нартекс. Ступени ведут вниз к главной оживленной улице Cardo, проходящей с севера на юг. В восточном углу Мартириума № 307, 308, 309 показывают подземные ямы, которые частично использовались как часовни во время Крестовых походов.
На сохранившейся мозаичной карте Иерусалима из Мадабы (VI в. н.э.) отражены улицы города и церковь Святого Гроба. По убеждению Дана Бахата, детали, показанные на ней, свидетельствуют о том, что здание церкви Константина сохранялось неизменным в VI веке, когда эта мозаика была выполнена на полу церкви в сегодняшней Иордании. Церковь Святого Гроба представляет собой большое строение, перпендикулярное Cardo, главной оживленной улице, идущей справа налево через центр города. Церковь находится в середине Cardo, прерывая ряд колонн.
Ситуация, однако, была совершенно иной в 1009 г. н.э. Во время правления халифа Каира Эль Хакима весь комплекс церкви — базилика, ротонда, гроб внутри, а также портики между ротондой и базиликой — были сильно повреждены; базилика навсегда была разрушена до основания. Только в 1968 г. были открыт фундамент западной апсиды базилики, которые позволяют определить ее местоположение. Ротонда также была сильно повреждена, после чего ее высота составляла 1,5 метра.
Между 1042 и 1048 гг. византийский император Константин IX Мономах попытался восстановить комплекс. Ему удалось почти полностью возродить ротонду с небольшими изменениями. Если ротонда Константина Великого имела три ниши с трех сторон, то Мономах добавил четвертую. Алтарь теперь был сделан с восточной стороны, как и в большинстве церквей. Напротив ротонды Мономах сохранил открытый сад. Северная колоннада была перестроена и сохранилась до настоящего времени, таким образом позволив нам изучать характер реставрации Мономаха. До нашего времени также дошли мозаичные полы эпохи Константина Мономаха.
Вместо базилики Мономах построил три вида часовен. Один вид, состоявший из трех часовен, граничил со старым баптистерием; во второй также входило три часовни, построенных недалеко от места апсиды разрушенной базилики (эта группа известна только по историческим документам); третий представлял собой часовню к северу от ротонды.
Во время реконструкции Мономах открыл цистерну, где, согласно преданию, царица Елена обнаружила Честный Крест. Корбо полагает, по-видимому, справедливо, что это предание появилось только в XI столетии (по археологическим данным цистерна датируется XI-XII вв.). Более того, на этом месте в память предполагаемого обнаружения Еленой Честного Креста ничего не было построено ни до Константина Мономаха, ни даже позднее, до периода крестоносцев.
Тем не менее Куазнон полагает, что предание о том, что царица Елена нашла здесь Честный Крест, датируется временем Константина. Ученый считает, что Константин построил небольшую крипту в цистерне-пещере. Куазнон признал, однако, что современная часовня Святой Елены датируется эпохой Крестовых походов. В то же время, часовня Святой Елены, предмет интереса для археологов даже сегодня, была построена отчасти в самой цистерне и отчасти рядом с ней.
Крестоносцы, правившие Иерусалимом с 1099 по 1187 г., также перестроили церковь и придали ей тот вид, который она имеет сегодня. Ротонда была в центре новой структуры. Сегодняшние паломники входят в церковь Святого Гроба через фасад церкви крестоносцев. Эта церковь была построена в XII веке на месте Святого Сада, в котором стояла скала Голгофа.
В области сада с портиками напротив ротонды крестоносцы построили неф с трансептом, образующий крест, и престол. Скала Голгофа, где был распят Иисус, впервые была включена в здание церкви. Во время Адриана скала Голгофа возвышалась выше платформы Адриана. По свидетельству Иеронима, на вершине скалы была установлена статуя Афродиты. Эта статуя была удалена христианами, которые почитали скалу. Когда Константин построил свою базилику, скале была придана квадратная форма для того, чтобы подогнать ее к часовне в юго-восточном углу Святого Сада.
Как отмечалось, в церкви крестоносцев скала была заключена в часовню внутри самой церкви. Уровень пола этой часовни находится почти на вершине скалы, поэтому внизу была построена нижняя часовня, названная в честь Адама, в которой можно увидеть нижнюю. Эта нижняя часовня служила в качестве места погребения для королей крестоносцев в XII в. Гробницы были перенесены после большого пожара 1808 г.
Когда вы входите в церковь, ротонда, окружающая гроб Иисуса, остается слева. Первоначально построенная вокруг гроба Иисуса в IV веке, ротонда была включена в состав церкви крестоносцев и стала ее главной частью. Справа в церкви крестоносцев, в ее восточном конце, находятся ступени, ведущие вниз к часовне Святой Елены, где согласно преданию она нашла Честной Крест. Квадратная башня слева у фасада является колокольней крестоносцев.
Трехтомный труд о. В. Корбо может быть назван последним словом о церкви Святого Гроба. Несмотря на свою монументальную природу, этот труд, тем не менее, уязвим для критики. Несмотря на заглавие, этот труд не является археологическим отчетом. В нем не описываются почти никакие находки, и невозможно понять из рисунков текста автора, почему конкретная стена приписывается тому или иному периоду. Это печально. Точные описания этих находок и их местоположения в значительной степени могли бы расширить наши знания не только в отношении истории церкви, но и в отношении исследования средневековой керамики, монет и других артефактов. Также важно, что ученые могли бы проверить атрибуцию стен и других архитектурных элементов. На фото 207 мы видим фрагменты, приписываемые Корбо надгробию Болдуина V[13], но почти невозможно понять, где оно было найдено, поскольку упоминается только общее местоположение. В отличие от многих археологических отчетов Корбо не дает нам индекса мест. Таким образом, любой, кто желал бы тщательно изучить отдельные места, их содержание и атрибуцию, находится совершенно в безвыходном положении.
С археологической точки зрения книга является неудовлетворительной. В ней даже не затрагиваются вопросы стилистического развития романской церковной архитектуры на примере ротонды или церкви крестоносцев. Однако никто, изучающий это величайшее здание, не может обойтись без этих книг.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Corbo V. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme, Aspetti arceologici dalle origini al periodo crociato. Parts I-III. - Jerusalem: Franciscan Printing Press, 1981-1982.
[2] В 1960 г. Корбо был назначен археологом, ответственным за этот проект со стороны латинской общины, а в 1963 со стороны греческой и армянской общин.
[3] См.: Magen Broshi. Recent Excavations in the Church of the Holy Sepulchre. Qadmoniot. Vol. 10. No. 1, 1977. - S. 30ff (in Hebrew). См. также: Magen Broshi and Gabriel Barkay. Excavations in the Chapel of St. Vartan in the Holy Sepulchre. Israel Exploration Journal 35. Nos. 1-3 (1985). - S. 108ff.
[4] Броши и Баркей не упоминают об этом слое пахотной почвы; вместо этого они нашли пол из утоптанной земли эпохи железного века, выше каменоломни. Основываясь на этом и большом количестве керамики эпохи железного века, найденных ниже и выше этого пола, они сделали вывод, что эта область была обитаемой с конца VIII века до разрушения Иерусалима вавилонянами. Они датируют карьер IX-VIII вв. до н.э., до того времени как город стал расширяться в этом направлении в конце VIII века. Корбо оспаривает это и утверждает, что этот пол не может быть датирован эпохой железного века.
[5] Conrad Schick. Notes from Jerusalem. - Palestine Exploration Fund Quarterly Statement, 1887. - S. 156-170.
[6] Слово нефеш буквально означает «душа». В раввинистической литературе оно также означает монумент, сконструированный над могилой в память об умершем. В современных греческих надписях эквивалентом этому слову было слово «стела».
[7] Ашлар - камень, вырезанный в форме квадрата или многоугольника для того, чтобы вставить его в строение.
[8] См.: Nancy Miller. Patriarchal Burial Site Explored for First Time in 700 Years. BAR 11:03.
[9] Более того, в самой реконструкции стена T 62 C не имеет функций. Стена T 10 G с двумя ангелами не имеет смысла вообще.
[10] Если Корбо полагал, что его модель храма на месте церкви Гроба Господня напоминает храм Фортуны в Риме или Maison Caree в Ниме, Франция, которые являются современными храму, то он ошибался в следовании этим моделям. Лестница не должна занимать всю ширину структуры; сзади шести внутренних колонн должны быть две дополнительных колонны, закрытые двумя антами, аркоподобными стенами, которые исходят от основных стен структуры, и боковые колонны не должны быть свободно стоящими, но только половина колонн прикреплена к поверхности стен.
[11] Eusebius. Life of Constantine. - Palestine Pilgrims Texts Society. Vol. I, 1891.- S. 1-12.
[12] The Church of the Holy Sepulchre in Jerusalem. - London: Oxford University Press. См.: J.-P. B. Ross. The Evolution of a Church - Jerusalem‘s Holy Sepulchre. BAR 02:03.
[13] См. также фотографии Корбо № 24, 25 и 204.
------ Современный вид Храма Гроба Господня Прикреплена картинка:
|
|